Конспект экспериментально-исследовательской деятельности "Волшебная вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Савостьянова Елена Анатольевна

Развитие познавательного интереса реёнка в процессе экспериментирования, развитие логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Волшебная вода17.46 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬГОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 1538

ДО ПЯТНИЦКОЕ ШОСЕ, 7/2

КОНСПЕКТ

ЭКСЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»

ВОСПИТАТЕЛЬ САВОСТЬЯНОВА Е.А.

Г. Москва

Цель. Развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать логическое мышление. Стимулировать интеллектуальную активность и любознательность детей.

Расширять и углублять знания детей об окружающем мире. Познакомить детей со свойствами воды как жидкости, со значимостью и ценностью в жизни человека и всех живых организмов планеты.

Материал и оборудование. Белые бумажные салфетки или бумажные салфетки, ножницы, фломастеры, стакан, ёмкость (талик или ванночка), бумага, цветная бумага, пленка, вода.

Ход экспериментально-исследовательской деятельности.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята.  Предлагаю вам сегодня поискать новое в знакомом, поэкспериментировать с водой. В нашей научной лаборатории четыре станции, на каждой вы откроете для себя что-то новое.

Предлагаю пройти к первой станции, где вас уже ждут.

Учёный-воспитатель. Здравствуйте, ребята, сейчас мы свами проведём опыт, который называется «Живая радуга».

Мы знаем, как пьют воду люди и звери, иногда наблюдаем как воробей или голубь пьют воду из лужи. Но как пьют растения? На примере нашего красивого опыта мы как раз получим ответ на этот вопрос.

Нам понадобиться: белая бумажная салфетка, ножницы, фломастеры, стакан, вода.

  1. Отрежьте от салфетки полоску шириной 3-4 см.
  2. Внизу полоски, отступив 4- 5 см от края, фломастером нанесём точки в последовательности цветов радуги.
  3. После этого погружаем отрезанную полоску в стакан с водой разноцветными отметками вниз, но, не касаясь ими самой воды.

Посмотрите, что происходит и почему? На что это похоже?

(Ответы детей)

Учёный-воспитатель. Радуга поднимается вверх по салфетке.

Бумага имеет волокнистое строение, которое напоминает строение стебля растений. Попадая в тонкие волокна (у растений они называются «капилляры). Вода принимает вогнутую форму и стремится подняться вверх. Чем тоньше полотно, тем выше поднимается вода.

Понравился вам мой опыт? Теперь я вам предлагаю перейти на станцию № 2.

Станция 2.

Учёный-воспитатель. Проходите, пожалуйста, располагайтесь поудобнее. Опыт, который мы с вами проведём называется «Цветы на воде»

Согласитесь, что увидеть, как распускается цветок, очень трудно: этот процесс может длиться от 20 до 40 минут. Но в нашем опыте мы сможем наблюдать за похожим процессом, происходящим в ускоренном темпе.

Для нашего волшебного опыта вам понадобятся: цветная бумага, ножницы, ёмкость с водой.

  1. Из цветной бумаги вырезаем небольшие цветы с пятью лепестками. Чем больше цветов вы вырежете, тем красивее будет наш бумажный сад.
  2. Складываем цветы лепестками внутрь.
  3. Наполняем ёмкость водой.
  4. Выкладываем бумажные бутоны на поверхность воды.

Посмотрите, что произошло с нашими цветами? Как вы думаете, почему?

(Ответы детей)

Да, наши цветы мгновенно начали распускаться и наш сад превратился в цветущий парк.

Сгибая бумагу, мы создаём излом и уменьшаем в этом месте её толщину. Бумага, например, в отличии от резинового шарика или пластиковой бутылки, не обладает такой упругостью, чтобы вернуть себе начальное состояние. Поэтому на суши бутоны остаются сложенными, а при прикосновении с водой начинают впитывать в себя жидкость, намокают и набухают от центра к лепесткам. Изломы выпрямляются и бутоны раскрываются.

Понравился вам этот эксперимент с цветами?

А теперь я вам предлагаю прейти на следующую станцию.

Станция 3.

Учёный-воспитатель. Проходите, устраивайтесь поудобнее.

Опыт, который мы свами проведём, называется «Мыльный ускоритель»

А дома вы его можете повторить в ванной во время купания, когда под рукой целое море и можно устроить морской бой.

Для этого нам понадобятся: ёмкость с водой, жидкое мыло, ножницы, плёнка для «торпеды».

Наша торпеда должна выглядеть так (показывает образец).

  1. Сначала нам необходимо нарисовать на плёнке «торпеду», как показано на рисунке. Но чтобы нам было легче рисовать, я приготовила трафареты, их можно обвести.
  2. Теперь вырежем «торпеду» из плёнки при помощи ножниц.
  3. Поместим «торпеду» к одному из бортиков.
  4. Капнем в центр «торпеды» немного жидкого мыла.

Что произошло с «торпедой»?

(Ответы детей)

«Торпеда» устремилась к противоположному бортику.

В данном опыте мы наблюдаем одно из свойств воду – поверхностное натяжение. Благодаря этому свойству поверхность жидкости ведёт себя как упругое покрытие, которое достаточно для удержания лёгких тел, как наша «торпеда». Капля моющего средства, добавленная в воду, уменьшает поверхностное натяжение и вырывается наружу через свободный канал. Именно возникающая разница поверхностного натяжения заставляет жидкость перетекать с места на место и двигать «торпеду»

Понравился вам опыт? Предлагаю вам пройти на 4 станцию?

Станция 4.

Учёный-воспитатель. На этой станции вас ждёт сюрприз. У меня на столе макет гейзера.

Гейзер – это горячий источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара под давлением.

В кратер гейзера мы насыпаем сначала соду, затем лимонную кислоту. А теперь вы отойдёте в сторону, а я налью воды и посмотрите, что же произойдёт.

Что вы увидели? Как вы думаете, почему?

(Ответы детей)

Этот опыт показал, как взаимодействует между собой сода и лимонная кислота, когда мы их соединили и залили водой, между ними произошла реакция, которую мы свами наблюдали. А подробнее вы об это узнаете в школе на уроках химии.

Воспитатель. Ребята, сегодня вы побывали в настоящей научно лаборатории, где сами проводили опыты с водой. Понравилось вам? Успехов вам!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшей и подготовительной группы « В лаборатории молока».

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности "В лаборатории молока " состоит из серии опытов с молоком. В процессе этой творческой деятельности дети обогащают свои представления о свойства...

Конспект занятия по экспериментально исследовательской деятельности "Свойства воды"

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности для детей средней группы (познавательное развитие)...

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства воды-жидкая, прозрачная»

Познакомить детей со свойствами воды,обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь детей....

Экспериментально-исследовательская деятельность "Свойства воды"

Экспериментально-исследовательская деятельность " Свойства воды"...

«Очищение воды» план-конспект экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе

quot;Очищение воды" план-конспект экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе...