Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с ребёнком 5 лет, имеющим общее недоразвитие речи.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

П. Алёна Викторовна

Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.

Задачи:

1. развивать произвольность познавательной деятельности с помощью пальчиковой гимнастики и динамической паузы и игры перепутанные линии;

2. развивать устойчивость и переключения внимания с помощью упражнения «найди отличия»;

3. развивать слуховую и зрительную смысловую память с помощью запоминания картинок;

4. развивать логические операции: выделение существенных признаков, обобщение на их основе; выстраивание умозаключений с опорой на наглядность и без опоры на наглядность на материале раскладывания картинок и придумывание истории;

5. развивать умения понимать и формулировать логико-грамматические конструкции с опорой на наглядность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад «Росинка»

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с ребёнком 5 лет, имеющим общее недоразвитие речи.

Тема: «Зима»

                                                                        Подготовила:

                                                                                         педагог-психолог

                                                                                                Пестова А.В.

2022 г.

Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.

Задачи:

1. развивать произвольность познавательной деятельности с помощью пальчиковой гимнастики и динамической паузы и игры перепутанные линии;

2. развивать устойчивость и переключения внимания с помощью упражнения «найди отличия»;

3. развивать слуховую и зрительную смысловую память с помощью запоминания картинок;

4. развивать логические операции: выделение существенных признаков, обобщение на их основе; выстраивание умозаключений с опорой на наглядность и без опоры на наглядность на материале раскладывания картинок и придумывание истории;

5. развивать умения понимать и формулировать логико-грамматические конструкции с опорой на наглядность.

Продолжительность занятия: 20 минут

Приветствие. Настрой на занятие, мотивация

Психолог: Здравствуй. Я пригласила тебя, потому что мне нужна помощь. У меня есть знакомая девочка, которая живёт в Африке. Её зовут Зэмба (это в переводе на русский означает Вера). Ей в детском саду загадали загадку, которую она никак не может разгадать. Поможем ей?

С каждым днём всё холоднее,

Греет солнце всё слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла…»

(Зима) - Ответ ребёнка

Психолог: Загадка была трудной для тебя? (Ответ ребёнка)

Психолог: Вот и я думаю, что загадка не трудная, но Зэмба не смогла её разгадать. Как ты думаешь, почему африканская девочка не догадалась, какое это время года? (Выслушать ответ ребёнка)

Психолог: Действительно, в той стране, где живет Зэмба, никогда не бывает холодных снежных зим, как в России. Может, мы расскажем и покажем ей, всё, что знаем про зиму?

Упражнение «Где зима?»

Психолог: У меня есть много картинок, на которых изображены времена года. Помоги найти, где картинки с изображением зимы? (Ребёнок выполняет задание)

Психолог: Все картинки найдены правильно. Но ведь нам нужно объяснить, почему именно эти картинки мы выбрали.

Ребёнок выполняет задание. Психолог поощряет полные ответы с выделением существенных признаков зимы.

Упражнение «Найди отличия»

Психолог: Я подготовила две картинки – для Зэмбы и её подруги, на которых нарисована зима. Я очень старалась, чтобы они получились одинаковыми. Помоги мне проверить, получились ли картинки одинаковыми.

Ребёнку предлагается найти отличия на двух картинках. Полные ответы поощряются.

Психолог: Как хорошо у тебя получилось найти все отличия. Спасибо.

Упражнение «Запомни сказку»

Психолог: Зэмба просила рассказать ей какую-нибудь интересную зимнюю историю. Я нашла одну такую. Я могу тебе её прочитать, а ты, пожалуйста, запомни.

- Как-то летом подружились белка и заяц. Потом наступила зима. Выпал снег. Белка сменила рыжую шубку на серую, а заяц стал не серым, а белым. Вот смотрит белка с ветки на своего друга и не узнает. «Наверное, это другой кто-то», - думает белка. И заяц тоже не узнает белку: та была рыженькая, а эта – в серой шубке. И только тогда друзья узнали друг друга, когда снова лето настало. Заяц снова стал серым, а белка – рыженькой.

- Как ты думаешь, почему заяц и белка не узнали друг друга зимой? (Ответ ребёнка).

- А ты можешь самостоятельно пересказать эту историю?

Ответ ребёнка. В случае затруднений, ребёнку задаются наводящие вопросы.

Динамическая пауза

Психолог: Я вдруг поняла, что Зэмба не знает, как здорово зимой можно погулять и поиграть. Покажем ей?

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся головой)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый, (проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый (поднимаем руки вверх)

Голубые льдинки, (показываем ладоши, имитируем на них льдинки)

И красивые снежинки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Можно повторить ещё 1 – 2 раза.

Упражнение «Запомни картинки»

Психолог: Ты, наверное, очень любишь зимой гулять? Мне тоже нравится, ведь зимой много интересных развлечений. Я хочу предложить тебе игру: я покажу тебе свои самые любимые зимние забавы. Ты их запомни, а затем найди их среди других зимних развлечений.

Ребёнок выполняет задание.

Психолог: У тебя, и правда, очень хорошая память. И Зэмбе интересно будет узнать, что дети России делают зимой на улице.

Упражнение «Последовательные картинки»

Психолог: Вот, например, что происходи на этих картинках. Разложи их по порядку, чтобы получилась история.

Ребёнок выкладывает.

Психолог:  По-моему, у тебя получилось. Покажи, где мальчик, стоящий на горе? Где мальчик, спускающийся с горы? А где мальчик, спустившийся с горы? Где ломающаяся лыжа? Где сломанная лыжа?

Расскажи историю целиком. (Рассказ ребёнка)

Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка» (су-джок)

Психолог: А мы можем показать Зэмбе, как лепить снежки.

Повторяй за мной:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пришли гулять (покалывание пальчиков)

Бабу снежную лепили (катание шарика между ладонями)

Птичек крошками кормили (покалывание ладошки)

С горки мы потом катались (прокатывание по кисти)

А ещё в снегу валялись

Все в снегу домой пришли (прокатывание между ладонями)

Игра «Перепутанные линии»

Психолог:  Мы уже много подготовили информации для Зэмбы про зиму. Я бы хотела отправить ей всё это письмом. Но мне трудно понять, по какой дорожке его послать. Найти дорожку, по которой можно дойти до почтового ящика, чтобы опустить письмо, которое отправиться в Африку.

Ребёнок с помощью цветных карандашей обводит перепутанные линии, находит нужную и приклеивает изображение письма к карточке в нужном месте.

Подведение итогов

Психолог:  Мы сделали такое важное дело! Помогли моей знакомой Зэмбе. О чём мы сегодня ей рассказали? А что тебе больше всего понравилось из того, что мы делали?


Список литературы:

1.Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Издание  5-е , Ростов н.д.Феникс,2007г.

2.Шевченко М. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. Екатеринбург: У- Фактория; М: АСТ Москва; Владимир ВКТ; 2010.

3.Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика -М: ТЦ. Сфера,2005.

4.Фомина Л.В. Развивающие занятия в детском саду. Память, внимание, восприятие, речь, мышление, моторика руки. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ,2008.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

конспект интегрированного занятия для детей 4-х лет с общим недоразвитием речи

Работа по коррекции речи прослеживается во всех видах деятельности, осуществляется интегративный подход с различными образовательными областями....

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи»

Одна из главных задач, стоящих перед педагогами ДОУ - сохранение и укрепление здоровья детей. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, требует особого подхода и внимания. В данном опыте представле...

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с учащимся первого класса, имеющего нарушения речи и трудности с запоминанием.

На основе данного конспекта можно выстраивать занятия с ребенком, который еще плохо, но уже умеет читать, с трудом запоминает стихи, рассказы, путает окончания, не все звуки произносит....

Интегрированные занятия как метод взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Работа посвящена нетрадиционной форме проведения занятия – интегрированному занятию. Рассматриваются теория и практика интегрированного обучения в дошкольном учреждении. В данной работе представ...

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с детьми, имеющим тяжелые нарушения речи (старший дошкольный возраст)

Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.Задачи:- развитие произвольности познавательной деятельности;- развитие устойчивости и переключения внимания;- развитие сл...

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с ребенком 5–6 лет, имеющим тяжелые нарушения речи

Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.Задачи:- развитие произвольности познавательной деятельности;- развитие устойчивости и переключения внимания;- развитие сл...