Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с ребенком 5–6 лет, имеющим тяжелые нарушения речи
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Набока Ирина Александровна

Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.

Задачи:

- развитие произвольности познавательной деятельности;

- развитие устойчивости и переключения внимания;

- развитие слуховой и зрительной смысловой памяти;

- развитие логических операций: выделение существенных признаков, обобщение на их основе; выстраивание умозаключений с опорой на наглядность и без опоры на наглядность;

- развитие умения понимать и формулировать логико-грамматические конструкции с опорой на наглядность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_zanyatiya_pedagoga-psihologa.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с ребенком 5–6 лет, имеющим тяжелые нарушения речи

Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.

Задачи:

- развитие произвольности познавательной деятельности;

- развитие устойчивости и переключения внимания;

- развитие слуховой и зрительной смысловой памяти;

- развитие логических операций: выделение существенных признаков, обобщение на их основе; выстраивание умозаключений с опорой на наглядность и без опоры на наглядность;

- развитие умения понимать и формулировать логико-грамматические конструкции с опорой на наглядность.

Логика деятельности с ребенком

Приветствие. Настрой на занятие, мотивация

Здравствуй. Я пригласила тебя, потому что мне нужна помощь. У меня есть знакомая девочка, которая живет в Африке. Ее зовут Зэмба (это в переводе на русский означает вера). Ей в детском саду загадали загадку, которую она никак не может разгадать. Поможем ей?

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла…»

(Зима)

Ответ ребенка

Загадка была трудной для тебя?

Ответ ребенка

Вот и я думаю, что загадка не трудная, но Зэмба не смогла ее разгадать. Как ты думаешь, почему африканская девочка не догадалась, какое это время года?

Выслушать ответ ребенка

Действительно, в той стране, где живет Зэмба, никогда не бывает холодных снежных зим, как в России. Может, мы расскажем и покажем ей, все, что знаем про зиму?

Упражнение «Где зима?»

У меня есть много картинок, на которых изображены времена года. Найдем, где картинки с изображением зимы?

Ребенок выполняет задание.

Все картинки ты нашла правильно. Но ведь нам нужно объяснить, почему именно эти картинки мы выбрали.

Ребенок выполняет задание. Психолог поощряет полные ответы с выделением существенных признаков зимы.

Упражнение «Найди отличия»

Я подготовила две картинки – для Зэмбы и ее подруги, на которых нарисована зима. Я очень старалась, чтобы они получились одинаковыми. Помоги мне проверить, получились ли картинки одинаковыми.

Ребенку предлагается найти отличия на двух картинках. Полные ответы поощряются.

Как хорошо у тебя получилось найти все отличия, и теперь картинки одинаковые. Спасибо.

Упражнение «Запомни сказку»

Зэмба просила рассказать ей какую-нибудь интересную зимнюю историю. Я нашла одну такую. Я могу тебе ее рассказать, а ты, пожалуйста, запомни.

Как-то летом подружились белка и заяц. Потом наступила зима. Выпал снег. Белка сменила рыжую шубку на серю, а заяц стал не серым, а белым.

Вот смотрит белка с ветки на своего друга и не узнает. «Наверное, это другой кто-то», - думает белка. И заяц тоже не узнает белку: та была рыженькая, а эта – в серой шубке. И только тогда друзья узнали друг друга, когда снова лето настало. Заяц снова стал серым, а белка – рыженькой.

Как ты думаешь, почему заяц и белка не узнали друг друга зимой?

Ответ ребенка.

А ты можешь сама пересказать эту историю?

Ответ ребенка. В случае затруднений, ребенку задаются наводящие вопросы.

Динамическая пауза

Я вдруг поняла, что Зэмба не знает, как здорово зимой можно погулять и поиграть. Покажем ей?

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Можно повторить еще 1 – 2 раза.

Упражнение «Запомни картинки»

Ты, наверное, очень любишь зимой гулять? Мне тоже нравится, ведь зимой много интересных развлечений. Я хочу предложить тебе игру: я покажу тебе свои самые любимые зимние забавы. Ты их запомни, а затем найди их среди других зимних развлечений.

Ребенок выполняет задание на компьютере

У тебя, и правда, очень хорошая память. И Зэмбе интересно будет узнать, что дети России делают зимой на улице.

Упражнение «Последовательные картинки»

Вот, например, что происходи на этих картинках (приложение 1? Разложи их по порядку, чтобы получилась история.

Ребенок выкладывает.

По-моему, у тебя получилось. Покажи, где мальчик, стоящий на горе? Где мальчик, спускающийся с горы? А где мальчик, спустившийся с горы? Где ломающаяся лыжа? Где сломанная лыжа?

Расскажи историю целиком.

Рассказ ребенка.

Упражнение «Последовательные картинки*»

Предложить ребенку выложить 6 последовательных картинок и рассказать получившуюся историю (приложение 2).

Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка» (су-джок)

А мы можем показать Зэмбе, как лепить снежки.

Повторяй за мной:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пришли гулять (покалывание пальчиков)

Бабу снежную лепили (катание шарика между ладонями)

Птичек крошками кормили (покалывание ладошки)

С горки мы потом катались (прокатывание по кисти)

А ещё в снегу валялись

Все в снегу домой пришли (прокатывание между ладонями)

Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Игра «Перепутанные линии»

Мы уже много подготовили информации для Зэмбы про зиму. Я бы хотела отправить ей все это письмом. Но мне трудно понять, по какой дорожке его послать. Найти, в какой ящик нужно опустить письмо, чтобы оно пришло в Африку.

Ребенок с помощью цветных карандашей обводит перепутанные линии, находит нужную и приклеивает изображение письма к карточке в нужном месте.

Подведение итогов

Мы сделали такое важное дело! Помогли моей знакомой. Ты помнишь, как её зовут? А что тебе больше всего запомнилось из того, что мы делали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с учащимся первого класса, имеющего нарушения речи и трудности с запоминанием.

На основе данного конспекта можно выстраивать занятия с ребенком, который еще плохо, но уже умеет читать, с трудом запоминает стихи, рассказы, путает окончания, не все звуки произносит....

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей 3 - 4 лет имеющие тяжелые нарушения речи 2019 -2020 уч.год.

Пояснительная запискаДошкольное детство - первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личных качест...

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с детьми, имеющим тяжелые нарушения речи (старший дошкольный возраст)

Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.Задачи:- развитие произвольности познавательной деятельности;- развитие устойчивости и переключения внимания;- развитие сл...

Рабочая адаптированная образовательная программа педагога-психолога ГБДОУ №37 Василеостровского района для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет.

В соответствии с ФГОС ДО дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал лишь при условии...

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с ребёнком 5 лет, имеющим общее недоразвитие речи.

Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов.Задачи:1. развивать произвольность познавательной деятельности с помощью пальчиковой гимнастики и динамической паузы и игр...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей 3 - 4 лет имеющие тяжелые нарушения речи .

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа для детей 3 - 4 лет имеющие тяжелые нарушения речи....

Презентация "Адаптированная образовательная программа для ребенка 5-6 лет, имеющего тяжелые нарушения речи"

Данная ПРОГРАММА разработана на основе следующих документов:Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";Федеральным государственным образовательным ста...