Конспект открытого занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему «Эти загадочные насекомые»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Батуева Наталья Александровна

Конспект открытого занятия

по ФЦКМ ознакомление с природой в

старшей группе на тему

«Эти загадочные насекомые»


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Росинка»

Конспект открытого занятия

по ФЦКМ ознакомление с природой в

старшей группе на тему

«Эти загадочные насекомые»

                                                     Подготовила

                                                                         воспитатель Батуева Н.А.

                                                        с. Сужа 2021 г.

Открытое интегрированное  занятие по ФЦКМ ознакомление с природой в старшей группе «Эти загадочные насекомые».

Цель. Вызвать интерес к миру природы. Формировать реалистическое представление о разнообразии насекомых.

Задачи:

Образовательная. Формировать представления о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания. Учить детей образовывать притяжательные прилагательные от имени существительных. Закрепить знания о насекомых (где зимуют, чем питаются)?

Развивающая. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, способность сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о правильном поведении в лесу, в поле.

Предварительная работа. Беседа, чтение художественных произведений о природе, насекомых.

Наглядный материал (ИКТ): Картинки насекомых: пчела, бабочка, кузнечик, комар, жук, муравей, медведь. Картинки с изображением предметов «Где спрятались насекомые»?

Раздаточный материал: ободки для девочек и мальчиков с насекомыми. Карточки с изображением гусениц, карандаши на каждого ребёнка.

Ход НОД

(Дети стоят в кругу, взявшись за руки).

Воспитатель. Ребята, посмотрите в окно, какое сейчас время года, месяц? Правильно, весна, апрель. А какой мы знаем стих про апрель?

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

Вот мы с вами показали, какая весна пришла к нам. Ребята, проходите за столы. Отгадайте загадки, (воспитатель картинки с отгадками размещает на доске).

  1. На большой цветной ковер

Села эскадрилья

 То раскроет, то закроет

Расписные крылья  (Бабочка)

  1. Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком  (Пчела)

  1. С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка –

Зелёная спинка  (Кузнечик)

  1. Самого не видно,

А песню слышно  (Комар)

  1. Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт

Летит – воет,

Сядет – землю роет  (Жук)

  1. На поляне, возле ёлок,

Дом построен из иголок,

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион  (Муравейник)

  1. Кто в лесу огромней всех,

Кто богатый носит мех,

Кто в берлоге до весны

Днём и ночью смотрит сны?  (Медведь)

 Ребята, посмотрите на картинки и скажите кто здесь лишний? И почему?

Что общего у насекомых и чем они отличаются? (Ответы детей)

Сегодня мы с вами приглашены на бал насекомых. Но чтобы туда попасть, нам необходимо выполнить несколько заданий. Вы согласны?

        Почему осенью насекомые исчезают? (Ответы детей)

Посмотрите на экран. Проведите дорожку от каждого насекомого к его убежищу.

Кто из насекомых весной появляется первым?

Правильно, первыми появляются мухи. Скажите, почему муха ходит где хочет и не падает (по гладким оконным стёклам и даже по потолку)?

Дети. На её лапках есть подушечки, они всегда слегка влажные и легко прилипают к гладким поверхностям.

Воспитатель. Я хочу вам рассказать очень интересную историю о том, как на свет появляется бабочка. Бабочка проходит несколько стадий развития – превращений. Все бабочки появляются из яиц, которые они откладывают на разные растения (на доске выкладываем карточки развития бабочки). Продолжите мой рассказ. Дети выдвигают гипотезу.

Дети. Пройдет немного времени, и из яиц появятся маленькие гусеницы.

Воспитатель. Правильно, гусеницы все лето питаются зеленью и растут. Но приходит осень, что происходит с гусеницами? (Ответы детей).

Воспитатель. Гусеница свернулась в клубок и превратилась в куколку. Куколка спит в своем теплом и твердом домике всю зиму. Наступает весна. Солнышко пригревает и куколка начинает шевелиться: из куколки появилась бабочка! крылья бабочки покрыты чешуйками, и когда вы берёте их за крылышки, то чешуйки облетают, остается прозрачная основа крыла. Такая бабочка летать уже не сможет, она погибает. Как вы поступите, если увидите, что кто-то из детей ловит насекомых (бабочку, муравья, жука…)?

Физкультминутка «Жучок»

Этот маленький жучок

По земле гуляет,                 (Идут по кругу)

Листик сладенький найдет

И его кусает                         (Делают наклоны вперед)

Чтоб ещё листочек съесть,

Хочет он повыше влезть     (Потягиваются вверх)

Этот маленький жучок

По земле гуляет,                 (Идут по кругу)

Вот он ямочку нашел,

Сел и отдыхает                   (Приседают)

Он не будет нас кусать,

Хочет он чуть-чуть поспать  (Кладут руки под щеку и закрывают глаза).

Воспитатель. Чтобы бабочек не ловить, давайте мы с вами сделаем их своими руками из бумаги и будем с ними играть.

(Дети из бумаги делают бабочек).

Все задания мы выполнили. Можно отправляться на бал. А чтобы насекомые нас приняли, давайте превратимся в насекомых (девочки одевают ободки, мальчикам пристегиваем значки с изображением насекомых).

Проходят на полянку, встают в круг.

Речевая подвижная игра «Стрекоза»

Стреко-стреко-стрекоза,

Изумрудные глаза,

Крылья быстро разверни,

Круг наш быстро облети!

Словесная игра «Отгадай, это чьё»?

Я начну, а ты скажи,

Мне словечко подскажи.

Крыло стрекозы. Чьё крыло?...(стрекозиное) крыло.

Лапа пчелы. Чья лапа?...(пчелиная) лапа.

Писк комара. Чей писк?... (комариный) писк.

Жужжанье пчелы. Чьё жужжанье?... (пчелиное) жужжанье.

Дети садятся на полянке.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете врагов насекомых? (Ответы детей). Как насекомые спасаются от врагов?  

Природа наделила насекомых покровительственной окраской. Она позволяет слиться насекомому с расцветкой растений. Давайте посмотрим, как насекомые прячутся от врагов.

Игра – драматизация «Как я прячусь от врагов»?

Я – бабочка – красавица,

Похожа на цветок.

Когда за мною гонятся,

Лечу я на лужок.

От врагов спасаюсь,

В цветочек превращаюсь!

Я – гусеница длинная,

Зелёная, красивая,

Если птичка пролетает,

Или кто-то испугает,

Притворюсь я стебельком,

Догадайся ты потом.

Я – божья коровка,

Чёрная головка.

Чтобы спрятаться от птички,

Я сажусь на земляничку.

Воспитатель. Ребята, теперь понятно, как насекомые спасаются от врагов? (Ответы детей)

Воспитатель. Какой бал без музыки.

«Весёлый оркестр»

На лесной полянке

Веселятся блошки

Хлопают ритмично

Бабочки в ладошки,

Танец веселый

Оркестр играет,

Насекомых всех

На танец созывает.

(Звучит музыка, дети танцуют «Хоки–поки»).

Сюрприз. Девочка пчела.

Я – домовитая хозяйка,

Пролетала над лужайкой,

Похлопотала над цветком –

Поделюсь сейчас медком.

(Угощает детей конфетами).

Воспитатель. Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? Что вам больше всего понравилось? Вы настоящие друзья природы, не забывайте о правилах поведения в природе.

Рефлексия. Ребята, у меня для вас есть  круги разных цветов. Если вам было интересно все о насекомых, о чем мы с вами сегодня беседовали, вы берете зеленый круг. Если вам не было интересно, вы берёте жёлтый круг. Ну а если вы ничего не запомнили, то вы берёте круг красного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование. Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему "Половички для зайчонка".

Художественное творчество. Рисование. Конспект занятия на тему "Половички для зайчонка"....

Конспект открытого занятия в первой младшей группе на тему: «Капель»

Материал предназначен для детей первой младшей группы, в области продуктивной деятельности. в данном случае - лепка.Интегрированные области: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, ...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по теме «Насекомые»

Конспект занятия по окружающему миру:  "Насекомые"...

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы. По теме: «В мире насекомых»

Продолжать закреплять знание детей о насекомых, пополнять активный словарь обобщающее понятие «насекомое».Развивать наблюдательность, мышление.Закреплять умение различать и называть геомет...

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе на тему: Тема: «Звук Ш. Наш гость Мышонок»

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группена тему:Тема: «Звук Ш. Наш гость Мышонок»...