Краткосрочный творческий проект "Огород на подоконнике"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)

Наталия Павловна Ижаковская

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому основными задачами нашего проекта можно выделить следующее: привить  знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян; расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей; -уточнить представления о труде взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Детский садик Палисадик МБОУ им.А.Н.Косыгина

                                                  Красногорский городской округ п.Новый

Краткосрочный творческий проект

В старшей – подготовительной к школе группе   детского сада  Палисадик

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/27/s_5a95868c1ef09/844428_1.jpegТема: «Огород на подоконнике».

Выполнила:

Воспитатель старшей –

подготовительной

группы Ижаковская Наталия Павловна

Красногорск 2022

Направление: «Познавательно речевое».

Образовательная область: познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)

Участники проекта: дети подготовительной к школе группе, воспитатели, родители.

Возраст дошкольников участников проекта: 6 – 7 лет.

Продолжительность проекта: февраль -март

Тип проекта: исследовательско – творческий, информационный.

По предметно – содержательной области: познавательное развитие, экология, труд.

По количеству участников: коллективный

По времени проведения: краткосрочный

АКТУАЛЬНОСТЬ.

С каждым днем мы все больше и больше можем наблюдать за изменениями в природе, солнце все выше и выше, дни становятся теплее и длиннее.   В нашем Палисадике пришло время посадок.   Огород на подоконнике в нашем детском садике является очень приятным, занятным и интересным  занятием, особенно зимой и весной, когда хочется уже быстрее приблизить приход весны.  Очень интересно и приятно с детьми наблюдать за ростом растений, которые детки сами высаживают со всей любовью и трепетностью относясь к этому ответственному делу!  Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата.  Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу.   Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представление о растениях, как они растут ,о необходимости их развития. Потому в данном проекте мы используем расширение представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений  о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Цель: Развитие интереса к исследовательско – творческой деятельности у детей в процессе выращивания растений в огороде на подоконнике. Повышение уровня речевой активности детей через взаимодействие с воспитателями, с детьми, с родителями.

Проектная идея: создать в группе огород на подоконнике.

Задачи:

1.    Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

2.    Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

3.    Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

4.    Развивать познавательные и творческие способности детей.

5.    Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.

6.    Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.

7.    Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.

8.    Формировать умение договариваться с пом. воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.

9.    Закреплять знания детей о строении луковицы,  об условиях, необходимых для роста     растения; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).

10.Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за  участие в общем деле.

11.Разъяснять значимость труда.

12.Воспитывать уважение к людям  труда, бережное отношение к его результатам.

13.Формировать положительное взаимоотношения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками.

14.Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

15.Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.  

В результате реализации проекта Огород на окне мы планируем получить следующие результаты:

-дети получат знания, что растения живые, научатся бережно относится к растениям. взаимодействовать в коллективе, с взрослыми.

-проводимая работа позволит воспитать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

-все участники проекта получат положительные эмоции от проделанной работы.

Работа с родителями.

1.Сделать подборку стихов, загадок про овощи, и рецептов овощных блюд.

2.Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки, палочки для рыхления, лейки.

3.Домашнее задание – с детьми придумать сказку о любом овоще, записать и нарисовать к ней рисунок.

Ожидаемые результаты.

1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

2.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

Способы оценки: Опыты, наблюдения, бесед.

План реализации проекта:

1 ЭТАП – подготовительный.

Подбор художественной литературы: стихи и загадки, пословицы и поговорки, рассказы и сказки об овощах, экологические сказки. Подбор раскрасок на тему: «Что растет на грядке». Подбор картин и иллюстраций о растениях, растущих в огороде, о труде взрослых по уходу за ними. В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.  

  • Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике».
  • Приобретение посадочного материала: лук.
  • Приготовление емкостей для посадки (бросовый материал), земли.
  • Домашнее задание для родителей:
  1. Изучить с детьми растения, которые выращивает семья у себя на огороде.
  2. Произвести вместе с детьми дома посадку лука в разных условиях ( выращивание в темноте и на свету; в земле и в воде).
  3. Составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей применение зеленого лука в пищу.

2 ЭТАП – исследовательский (5 недель ).

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения – свет. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. Регулярный уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы). В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины.

Занятия с детьми: «Растительный мир», «Посадка овощей», полезная пища».

Проведение дидактических игр: «Где растет в саду или огороде?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?», «Вершки и корешки», «Найди по описанию».

Рассматривание натуральных образцов овощей (сравнить их по форме, цвету, размеру, вкусу).

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах, фруктах и ягодах, чтение сказок об овощах.

Беседа о том, как выращивают овощи на огороде, в теплице.

Подвижные игры: «Баба сеяла горох», игра – хоровод «кабачок», театрализованная сказка «Репка».

3 ЭТАП – заключительный.

Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок на своем подоконнике в группе. Провели конкурс «Угадай название овоща». Лук мы добавляли  к себе в меню. Дети представили домашнее задание –сказку об овощах с иллюстрациями к ней.

План работы с детьми и родителями по реализации

проекта «Огород на подоконнике».


Мероприятия

Цели

Ответственные

1.Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.

Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике».





воспитатель

2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт.

Расширять кругозор детей.



воспитатель

3. Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода.

Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.



воспитатель

4. Совместное создание в группе огорода. Посадка ,луковиц.

Воспитывать желание помогать взрослым.


воспитатель

5. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».

Привлечь к совместному труду всех детей в группе.


воспитатель

6. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами.

Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.


воспитатель

7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей и фруктов.

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.


воспитатель

8. Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта.

Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми.



родители

9. Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи».

Познакомить детей с творчеством С.В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка».




воспитатель

10. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание.

Учить ухаживать за растениями.


воспитатель

11. Фотоотчёт для родителей.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.




воспитатель

12. Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Развивать смекалку, память, внимание.


воспитатель

13. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета.

Формировать представление детей об овощах и фруктах.


воспитатель

14. Лепка из пластилина фруктов и овощей. Оформление мини выставки «Наш урожай».

Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки.



воспитатель

15. Игра драматизация по русской народной сказке «Репка».

Развивать у детей актёрские способности.

воспитатель

16.Создание фотоальбома «Огород на подоконнике».

Подвести итог проделанной работы.


воспитатель


Итог проекта:

- Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».

- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.

- Выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями.








Приложение.

Художественная литература:

Р.Н.С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю. Тувин «Овощи».

Поговорки:

        Огород – для семьи доход

 «Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не    ждут)».

Загадки: 1. Сад

Неразлучный круг подруг
Тянет к солнцу сотни рук.
А в руках душистый груз,
Разных бус На разный вкус.

2.Редис

Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зелёным листом
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок -
Зелёненький лесок.

3.Репа

Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.

4.Чеснок

Маленький, горький
Луку брат.
Взрастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго.

5.Семя Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет. 6.Горох

На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков..?

7.Мак

Голова на ножке,
В голове - горошки.

Стоит в саду кудряшка -
Красная рубашка,
Сердечко непростое.
Что это такое?

Стихи.

А. Максакова

Посадила в 
огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка.
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.

 

Т. Казырина

А у нас в саду порядок
Мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох,
Уродился, не плох!
На второй редиска,
Друг от друга близко.
А на третьей репка,
И сладка и крепка.
На четвертой огурцы
Поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой,
Подрастает ловко.
На шестой зеленый лук,
Он и лекарь, он и  друг.
На седьмой огромной грядке,
Ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки,
У них толстые бочки.
На девятой арбуз
Полосатый карапуз.
А десятая отныне,
Нам подарит даже дыни!

Ж. Дарк

Летом 
огород - что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.

 
А по осени там пусто!
Скоро в град придёт зима
Люд разъехался в корзинках
в погреба и закрома!

И. Михашина

Дети все стремятся к маме.
Я сижу в своей панаме.
Я люблю свой 
огород.
Здесь клубника лезет в рот.

Дидактические игры:

«Вершки и корешки»

Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета –те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки ).

  «Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта  схем  (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами),  яблоко

Ход игры

Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.

«Закончи предложение».

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

                                          Ход игры

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковь…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый, а чеснок…

Морковь в земле, а помидор…

Помидор круглый, а морковь…


Фотоотчет.









https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/27/s_5a95868c1ef09/844428_4.jpeg









https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/27/s_5a95868c1ef09/844428_5.jpeg












По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский краткосрочный проект « Огород на подоконнике» в старшей группе

Исследовательский краткосрочный проект« Огород на подоконнике»в старшей группеЦель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в к...

Краткосрочный проект "Огород на подоконнике"

Расширить знания детей о том, как создать мини-огород...

краткосрочный проект "Огород на подоконнике"

Посадка лука. Наблюдение за ростом, зарисовки....

краткосрочный проект "Огород на подоконнике"

Реализация данного проекта показывает детям спообы выращивания растений для употребления в пищу в холодное время года....

Исследовательский Краткосрочный проект Огород на подоконнике в старшей группе

проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы – уход за растен...

Краткосрочный творческий проект "Огород на подоконнике"

В зимнее время непосредственному контакту с живой природой, детям помогает наличие в детском саду огорода на окне, где они ведут наблюдение, проявляют практическую деятельность и ухаживают ...