Экологическое воспитание детей
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Лозовая Ольга Николаевна

Экологический прект "Аптекарский огород"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

  Экологический проект: Аптекарский огород «Лекарственные растения»                                             

               

                                           

                                                          

«Наш аптечный огород – целебных травок хоровод »
Огород наш просто диво,
Здесь нарядно и красиво!
Тут кругом растут лекарства,
Словно сказочное царство.
В каждой травке, в каждой ветке,
И микстура и таблетки!
А всему Лесовичок,
Наш помощник и дружок.

Знает точный травкам счет,
Помнит он любой цветок,
Что посажен был в горшок.
Он большой наш непоседа
Спит с утра и до обеда,
А с обеда до утра –
У неё хлопот пора.

Возраст — подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий.

Цель проекта: Формирование у ребят представлений о лекарственных свойствах растений и о возможностях их применения с целью оздоровления человека.

Задачи проекта:

-Обогащать представления детей о растениях и их лекарственных свойствах;

-Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности и речь детей, навыки моделирования и экспериментирования.

-Формировать эстетическое восприятие окружающего природного мира, экологически грамотное поведение в природе.

Актуальность проекта.

На экранах телевизоров и плакатах в общественном транспорте ,на улице мы видим большое количество рекламы различных медикаментов. Дети не представляют, что еще не так давно наши предки лечились исключительно в «лесной аптеке». Эти растения растут у нас под ногами, а ребята даже не представляют, что их можно использовать в медицине.

Цель: расширять и формировать знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека.
Задачи:
Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений (учить узнавать и правильно называть лекарственные травы, расширять знания о пользе.
Развивать монологическую речь детей, умение вести диалог, расширять и активизировать словарный запас по теме.
Развивать умение совместно решать поставленную задачу (коллективная посадка, прополка,  декор участка.
Познакомить с произведениями художественной литературы экологической направленности.
Учить передавать в рисунках отличительные особенности растения.
Ароматерапия:  вдыхание воздуха,  наполненного фитонцидами мяты, мелиссы, чабреца).
Формировать умения и навыки по уходу за растениями.
Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав – не употреблять в пищу неизвестные растения.

Подготовительный этап.

- Общий сбор информации по федеральному проекту «Эколята-дошколята».

- Информирование родителей и детей по теме проекта «Эколята-дошколята» (знакомство с положением о природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята» по формированию у дошкольников общеобразовательных
организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, экологической культуры)  .

- Изучение специфики местности на территории ДОУ, выбор темы и героя своего проекта.

-Разработка и презентация мини-проектов  по разработки территории ДОУ каждой семьи.

Для детей – сбор фотографий, картинок с изображением лекарственных растений, загадок.

Для родителей – отобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений, изготовление газеты «Оздоровительные рецепты », помощь в подборе информации и посадочного материала  к групповому проекту «Аптекарский огород».

Для педагогов – оформление информационного стенда «Эколята-дошколята», Дидактических игр по теме проекта, подборка стихов, загадок, разучивание песен с детьми, составление сказок.

Основной этап.

-Чтение литературных произведений:

Отрывок из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева; А. Онегова

«Тропинка полевая»; Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;

Н. Павловой «Загадки цветов»; А. Плешакова «Зеленые страницы».

Заучивание загадок и стихов о растениях:

В. Рождественский. «Подорожник»;

П. Синявский «Зелёная аптека»;

- Беседа «Лекарственные растения».

Рассказ воспитателя детям о том, какую большую пользу приносят человеку

лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений,

познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека.

Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений,

засушенные лекарственные растения.

-Беседа «Наука фитотерапия»

- Оформление и посадка «Аптекарского огорода на окне».

-Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Узнай растение»

Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по

строению, по запаху.

Дидактическое упражнение «Определи по запаху»

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху,

закреплять знания о лекарственных растениях.

Дидактическая игра «Вершки-корешки»

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека».

Цель: Умение детей взаимодействовать во время игры, распределять роли

самостоятельно.

-Совместная деятельность с детьми и родителями:

Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и их дегустация.

Цель: умение самостоятельно и с помощью родителей находить нужные сведения, о лекарственных растениях пользуясь необходимой справочной литературой.

- Высадка выращенного материала в группе на подоконнике «Аптекарском огороде» на своём участке.

- Условия разбивки аптекарского огорода
1. Наличие естественного ландшафта .
3. Водо обеспечение участка.
4. Наличие посадочного материала (семена, черенки, корневища).
5. Наличие огородного инвентаря (лопаты, грабли,  лейки)
Этапы работы на аптекарском огороде
1. Планировка огорода.
2. Перекопка почвы.
3. Рыхление земли граблями, разбивка комьев, выборка остатков травы.
4. Разбивка грядок.
5. 
Высадка выращенного материала в группе и высаживание рассады, корневищ в грунт.
6. Уход за всходами: полив, прополка, рыхление.
7. Декоративное оформление огорода.
8. Сбор лекарственного сырья.
Организация деятельности детей
Познавательная деятельность:
1. Рассматривание и сравнивание семян, рассады, корневищ перед посадкой.
2. Наблюдение за всходами.
3. Подробное ознакомление с растениями (стебель, листья, цветы, запах)
4. Знакомство с условиями произрастания.
5. Ознакомление с правилами сбора лекарственного сырья (какую часть растения собирать, как и для чего применять, как сушить)
Трудовая деятельность:
1. Рыхление земли.
2. Грунтовка  междурядий.
3. 
Высадка выращенного материала в группе.
4. Полив, прополка.
5. Сбор сырья.
Творческая деятельность:
1. Совместное декорирование участка.
2. Художественное творчество.
Правила поведения на аптекарском огороде
1. Ходить только по дорожкам, чтобы не вытоптать растения.
2. Если увидишь мусор, надо его подобрать и отнести в мусорный контейнер.
3. Собирать только известные лекарственные растения, в строго указанные сроки
4. Нельзя вырывать растения с корнем
5. Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста
6. Лекарственное сырье собирают в сухую погоду, сушат в тени.

Ожидаемый результат.

В ходе работы над проектом предполагаем следующие результаты: обобщить и обогатить опыт детей в сфере экологического воспитания путем

научных методов и приемов. Собрать материал о лекарственных растениях нашего края. Родителями совместно с детьми оформить картотеку и по возможности за летний период времени собрать гербарий по лекарственным растениям родного края. В период работы над проектом обогатить словарь и пополнить словарный запас детей по теме, если к началу работы над

проектом дети могут называть 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – должны более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей будет развиваться воображение, мышление, сформируются навыки элементарной исследовательской деятельности. Научатся работать с некоторыми видами

природного материала. Познакомятся с растениями и научатся передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.

Список использованной литературы

1. Зеленые сказки. Т. А. Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003

2. Цветы. Какие они? Т. А .Шорыгина. Серия «Путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002

3. Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.

4. Методика экологического воспитания в детском саду. С. Н. Николаева. Москва «Просвещение» 2001.

5. Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва

«Просвещение» 2001.

6. Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2009.                  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...