Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме "Загадочный воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гришкина Оксана Сергеевна

Материал позволит сформировать представление о воздухе через познавательно-исследовательскую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2021_vozduh-.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Загадочный воздух»

Воспитатель: Гришкина О.С.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: формирование представлений о воздухе через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;
  2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
  3. Расширять словарный запас детей.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к познавательной деятельности

и экспериментированию.

  1. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.

Воспитательные:

 1.  Воспитывать желание познавать окружающий мир;

 2.  Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;

 3.  Соблюдать правила поведения в лаборатории.

Предварительная работа:

беседа «Чистый воздух», «Для чего нужен воздух и кому»,

рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы,

рассматривание иллюстраций в энциклопедии.

Методы и приемы:

- словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадки,

физкультминутка);

- наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);

- практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность,

использование нетрадиционной техники рисования),

- игровой (создание игровой ситуации, сюрпризный момент)

Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, кляксография.

Оборудование:

     фотографии (космонавт в открытом космосе, космонавт на земле), эмблемы ученых, таз с водой, одноразовый стакан, лист плотной бумаги, целлофановые пакеты, листы бумаги на каждого ребенка, духи, листы для рисования, трубочки, гуашь, цветок с лепестками со свойствами воздуха, сюрприз (шарики).

Этап

Длительность

Содержание

1.

Мотивационно-побудительный

2 мин.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Внимательно послушайте загадку и вы узнаете о чем мы сегодня будем говорить. 

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе.

2.

Вводно-организационный этап

3 мин.

Сначала предлагаю посмотреть на фотографии.

1 фотография

(ответы детей)

2 фотография (ответы детей.)

В: на фотографиях космонавт, на первой фотографии, где он находится, во что одет? А на второй  фотографии, как он одет? Найдите отличия.

В: на 1 фотографии космонавт в открытом космосе, у него лицо закрыто, потому что в космосе нет воздуха, а на спине у него баллон с кислородом.

А на второй фотографии у космонавта лицо

открытое, он снял верхнюю часть скафандра, потому  что он на земле, а на земле есть воздух. Он дышит воздухом, как и мы с вами.

В:- А что такое воздух? (ответы детей) -

Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды можно продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 5 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. Давайте мы с вами задержим дыхание, зажмем нос на несколько секунд. Хочется быстрее вздохнуть.

Животные и растения тоже дышат, им

необходим воздух, как людям.

Воздух есть не только в нашей комнате, но он есть и на улице, где гуляют дети, во всех городах и странах.

Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха.

3.

Поисково-исследовательский этап

3 мин.

В: А мы видим воздух? Как вы думаете? А давайте докажем, что

воздух все-таки есть.

Для этого мы с вами отправимся в лабораторию «Почемучка» на воздушном шаре.

Встали в круг, возьмемся за руки и  закроем глаза: «Раз, два, три в лабораторию «Почемучку» прилети.

 В: А теперь глаза открыли, вот мы и попали в лабораторию «Почемучка». Мы с вами превращаемся в ученых. (надеть эмблемы). А я буду старшим ученым. Ребята, давайте подумаем, как нужно вести себя в лаборатории. В лаборатории нужно соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, ничего не брать в руки без разрешения взрослого, не трогать лицо и глаза.

Сейчас мы будем доказывать, что воздух все-таки есть, но мы не видим его.

4.

Практический этап

7 мин.

Опыт 1

«Воздух есть везде, он невидимый»:

Оборудование: таз с водой, одноразовый стакан, лист плотной бумаги.

Цель: показать, что воздух невидимый.

Ход эксперимента: Воздух есть даже в этом стакане. В стакан помещаем скомканный

лист бумаги, перевернутый вверх дном стакан опускаем в воду, затем вынимаем. А сейчас вынимаем бумагу, бумага осталась сухой. Что же произошло, почему бумага осталась сухой? (ответы детей)

Вывод: опыт показывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. Воздух есть везде, он прозрачный, невидимый.

Ребята, как думаете воздух имеет форму? (ответы детей)

А сейчас, мы попробуем поймать воздух.

Опыт №2 «Воздух не имеет формы».

Опыт с целлофановым пакетом (перед каждым ребенком на столе лежит целлофановый пакет)

В: Возьмем целлофановый пакет в руки, встряхнем его, закрутим его со стороны отверстия. По мере скручивания пакета что происходит? (пакет надувается)

В: Что надуло пакет? (воздух) Воздух занял место в пакете и принял форму пакета, но мы его не видим. Теперь выпустим воздух из пакета. Каким стал пакет? (пустым)

Вывод: Воздух не имеет форму, он приобретает форму того предмета в который он попадает. Где можно использовать это свойство воздуха? (ответы детей: шары, спасательный круг, надувной матрац)

Опыт № 3

" Воздух не имеет цвета"

Оборудование: лист бумаги.

Цель: показать, что воздух прозрачен.

Ход эксперимента: сравним воздух с

непрозрачными предметами. Возьмем лист бумаги. Он непрозрачен – через него мы не видим окружающие предметы. Давайте посмотрим друг на друга и вокруг. А через воздух всё видно.

Вывод: воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы.

Опыт №4

Воздух не имеет запаха.

Оборудование: духи

Цель: доказать, что воздух не имеет запаха

Ход эксперимента:

Предложить ребенку закрыть глаза и глубоко вздохнуть. Спросить у него, ощущает ли он какой -либо запах? (ответы детей)

А теперь снова закройте глаза, что чувствуете? (брызнуть духами). Ощущают аромат духов.

Вывод: воздух не имеет запаха,

но отлично передает запах других веществ.

Опыт №5

 «Не имеет вкуса»

Цель: показать, что воздух не имеет вкуса.

Ход эксперимента:

Задать ребенку следующие вопросы: а воздух

имеет вкус? (нет) Мы можем его попробовать?  (да) Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете? (нет) Какой вывод мы можем сделать?

Воздух имеет вкус?

Вывод: значит воздух не имеет вкуса.

5.

Динамическая пауза

2 мин.

Физкультминутка Воздух-невидимка

Воздух-невидимка,

Выходи гулять!

Воздух-невидимка,

Как тебя поймать?

Если быстро-быстро в поле убегу,

Чистого-пречистого воздуха найду!

Если вместе с дедушкой по лесу пойду,

Самого полезного воздуха найду!

Если вместе с папой в горы я пойду,

Самого кристального воздуха найду!

6.

Практический

5 мин.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать. Хотите попробовать?

Воздух очень много может!

Он нам рисовать поможет!

В трубочки подуем, капельки раздуем!

На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем

кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки».

Ребята, на что это похоже? (фейерверк). Вам нравится?

В:А теперь все дружно отправимся обратно в

группу. Подойдите ко мне. Глазки закрыли «раз, два, три, четыре, пять воздушный шар в группу нас верни опять».

7.

Рефлексия

3 мин.

В: - Ребята, где мы побывали?

( в лаборатории «Почемучка»).

-Сейчас, дети, давайте все вместе соберем цветочек «Свойства воздуха».

А для этого, в каждом лепесточке цветочка находится одно свойство воздуха.

-Что обозначает этот знак? (показываю знаки)

  1. Воздух есть везде, он невидимый.
  2. Воздух не имеет формы
  3. Воздух не имеет цвета
  4. Воздух не имеет запаха
  5. Воздух не имеет вкуса

-Ребята вы отлично поработали, поэтому заслужили сюрприз, который тоже наполнен воздухом. (шарики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»

Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора посредством элементарного экспериментирования....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Опыты с воздухом»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Опыты с воздухом»...