Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Опыты с воздухом»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Томилина Ольга Анатольевна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Опыты с воздухом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod._opyty_s_vozduhom.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

в подготовительной группе

«Опыты с воздухом»»

 

                                                     

                                                 Подготовила и провела воспитатель:

         Томилина О.А.

Цель образовательной деятельности:

Систематизация знаний о воздухе  и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах воздуха.

Задачи:

Образовательные:

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;

Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидимый, легкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

Способствовать у детей познавательного интереса;

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

Развивать мышление, память, речь, интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Предварительная работа:

Наблюдение за ветром;

Проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха;

Эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

Изготовление корабликов с парусами, вееров.

Словарная работа: юные экологи, лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование и материалы: полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой, коктейльные палочки, мыльные пузыри – по количеству детей; игрушки резиновые, надувные, плотные, и полые; подносы – 2 штуки; кораблики из пенопласта с бумажными парусами; тазики с водой; веера (по количеству детей); таблички с названием опытов.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку, внимательно послушайте и отгадайте ее.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы поговорим о воздухе. Будем делать опыты, как настоящие ученые. Для этого я вас приглашаю в нашу лабораторию «Юные экспериментаторы».

Дети переходят в лабораторию.

Воспитатель: Мы собираемся делать опыты с воздухом. А где же он? Ребята, вы не видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, мы его не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.

Воспитатель: Да, воздух прозрачный, бесцветный и невидимый. Но я знаю, что воздух есть и он всегда вокруг нас. В этом вы сами можете убедиться.

Опыт № 1

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Дети: Он пустой.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет снова стал тоненьким. Как думаете, почему?

Дети: В нем нет воздуха.

Воспитатель: Наш вывод: воздух прозрачный. Для того чтобы его увидеть, его надо «поймать». И мы смогли это сделать! Мы «поймали» воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Ребята, как вы думаете, где используют такой «запертный» воздух?

Предположения детей.

Правильно в игрушках, которые плавают в нашем бассейне. Внутри наших игрушек воздух, он легче воды, поэтому игрушки не тонут, а плавают.

На столе лежат игрушки. Вам – юным экспериментаторам – задание: нужно разложить игрушки на два подноса: на один поднос положить игрушки, которые плавают, а на второй – которые не плавают.

Дети поочередно берут игрушки и раскладывают на два подноса.

Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух, - этот предмет может утонуть.

Опыт № 2

Дети переходят к следующему столу.

Воспитатель: Следующее задание юным экспериментаторам. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в банку. Стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает вода в стакан?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Предположения детей.

Вывод: в стакане есть воздух, и он не пускает туда воду.

Опыт № 3

Воспитатель: Юные экспериментаторы продолжают опыты: снова опустите стакан в банку с водой, но теперь уже держать его надо не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде?

Дети: Пузырьки воздуха.

Воспитатель: Откуда они взялись?

Предположения детей.

Вывод: в стакане был воздух. Воздух выходит из стакана, и вода занимает его место.

Воспитатель: Мы говорили о том, что воздух есть везде. Как вы думаете, внутри человека есть воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас мы это проверим.

Опыт № 4

Воспитатель: Юным экспериментаторам задание: подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Дети выполняют.

Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Ребята, Какие пузырьки еще можно пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель: Предлагаю юным экспериментаторам пускать мыльные пузыри.

Опыт № 5

Дети пускают мыльные пузыри под музыку.

Воспитатель: Они такие красивые, разноцветные, легкие! Как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Легкие, наполненные воздухом пузыри парят в воздухе.

Вывод: мы выдыхаем воздух. Значит, воздух есть внутри нас.

Воспитатель: Как в нас попадает воздух?

Все люди дышат через нос. Ребята, ребята покажите, пожалуйста, как дышат ваши носики.

Проводится дыхательная гимнастика.

Опыт № 6

Воспитатель: Ребята, когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: Следующее занятие юным экспериментаторам. Перед вами лежат бумажные салфетки. Нужно взять салфетки двумя пальчиками и поднести ко рту. Дыши ровно, спокойно.

Дети выполняют.

Вы заметили, когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как листочки на деревьях. Мы с вами говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился в нашей лаборатории?

Вывод: вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался, и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Опыт № 7

Воспитатель: Вот наши кораблики, которые мы делали на прошлом занятии. Вы помните, я обещала, что мы будем пускать их по воде. Возьмите каждый свой кораблик и пускайте в тазик с водой. Медленно дуйте на кораблики. Что получается?

Вывод: кораблики плавают. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Опыт № 8

Воспитатель: Ребята, сейчас мы дули на кораблики, и воздух их толкал. А если не дуть, как еще можно создать ветер?

Предположения детей.

Задание юным экспериментаторам: попробуйте устроить ветер с помощью веера. Помашите сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: А если веерками помахать на кораблики, что будет?

Вывод: мы машем веером, гоняем воздух, получается ветер, и кораблики плавают.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух пахнет?

Ответы детей.

Подойдем поближе к двери и понюхаем. Чем это пахнет? Верно, это наши повара нам готовят обед.

Вывод: воздух движется и доносит запахи до наших носов, хотя сам запах воздуха не имеет. Если мы откроем форточку к нам поступит поток свежего воздуха. На свежем воздухе и движется легко. В этом мы с вами убедимся во время прогулки.

Воспитатель: Сегодня мы знакомились со свойствами воздуха. Завтра сделаем на аппликации «Путешествие на воздушном шаре».

Используемая литература:

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/сост. Н.В. Нищева. – СПб.: «Детство – Пресс», 2013. – 320.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".

Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....

Конспект экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «Опыты с водой и воздухом»

Как с помощью опытов  можно углублять представления о существенных характеристиках предметов,  о свойствах и качествах различных материалов, как можно побуждать детей применять разнообразные...

Конспект занятия с использованием экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Что такое воздух? Опыты с воздухом»

Тема: «Что такое воздух? Опыты с воздухом»Цель: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.Задачи:Образовательные:1. Учить детей устанавливать причинно-...

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе "Опыты с воздухом"

Все дети по своей природе любознательны. Опыты им помогают развивать любознательность, наблюдательность,и мыслительную деятельность....

Образовательная деятельность в подготовительной группе: «Опыты с кока-колой»

Что же скрывает в себе Кока-Кола? Её секреты можно узнать, проведя опыты!  Опытно- экспериментальная работа с детьми подготовительной группы....

Конспект ООД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Опыты со льдом и снегом».

Задачи:1. Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью экспериментирования с неживой природой, знакомить со свойствами снега и льда.2. Обучать детей способам исследования окружающе...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Опыты со льдом и снегом»

Автор: Бессонова Ирина Игоревна, воспитатель МАДОУ «Росток» СПДС «Серебряное копытце» @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; ...