Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Опыты со льдом и снегом»
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Бессонова Ирина Игоревна

 

Автор: Бессонова Ирина Игоревна, воспитатель МАДОУ «Росток» СПДС «Серебряное копытце»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Опыты со льдом и снегом»

Цель: Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Образовательные задачи:

1. Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью неживой природы, знакомить со свойствами снега и льда.

2. Обучать детей способам исследования окружающего мира на примере проведенных опытов с природным материалом.

Развивающие задачи:

1. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, познавательную активность, логическое мышление, речь.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Вид детской деятельности : познавательно – исследовательская.

Форма работы с детьми: групповая.

Материалы и оборудование:

· иллюстрации, изображающие явления неживой природы;

· лед в форме для замораживания;

· снег;

· стаканчики с водой;

· тарелочки;

· палочки для опытов;

· молоточек;

· картонки зеленого и красного цветов;

· бумажные салфетки;

· соль, укроп, рис;

· конверт;

· пуговица.

Ход проведения:

1 часть – вводная.

Воспитатель: Дети, сегодня почтальон принес конверт. Хотите узнать, что в нём? В конверте загадки. Отгадайте первую загадку:

Кто поляны белит снегом

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Ответы детей: Зима.

Воспитатель: В природе постоянно происходят изменения, которые называются явлениями природы. А какие зимние явления вы знаете?

Ответы детей: Метель, пурга, лёд, вьюга, снег, иней, гололёд.

Воспитатель: Всё, что вы перечислили относится к неживой природе. Как вы думаете, почему?

Ответы детей: Эти явления не питаются, не растут и т. д.

Воспитатель: Правильно, эти явления и предметы не питаются, не растут, не умирают и не размножаются. Я достаю из конверта другие загадки и предлагаю вам их отгадать:

«Зиму пролежал и в землю убежал» (снег).

«Прозрачный, как стекло, а не вставишь в окно» (лёд).

- Сегодня я приготовила снег и лёд. Очень интересно, что вы знаете о них, а что еще не знаете. Помогут нам в этом разные опыты и наблюдения.

- Дети, хотите сравнить снег и лёд, провести с ними опыты?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Тогда, приглашаю вас в лабораторию, где мы будем определять свойства снега и льда. Скажем слова: 1, 2, 3 – в лабораторию заходи!

Дети: 1, 2, 3 – в лабораторию заходи!

2 часть – основная.

Воспитатель: Посмотрите, на одной тарелочке - снег, а на другой – лёд. Чем же похожи и отличаются снег и лёд? Чтобы ответить на вопрос, проведём опыты.

Опыт №1. Возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег, а затем лёд. Что вы обнаружили?

Ответы детей: Снег можно проткнуть палочкой, а лёд нельзя, не получается. Лёд жесткий.

Воспитатель: Сделаем вывод: снег - рыхлый, мягкий, а лёд - твердый, жёсткий. Повторим хором.

Ответы детей: Снег - рыхлый, мягкий, а лёд - твердый, жёсткий.

Воспитатель: Опыт №2. Этот опыт выполним у меня на столе, осторожно ударим молоточком сначала по снегу, а потом по льду. Какой сделаем вывод?

Ответы детей: Лёд хрупкий и колется.

Воспитатель: Верно, вывод: снег мягкий и молоточек проваливается. Лёд можно расколоть. Лёд хрупкий и колется. Повторим хором.

Ответы детей: Снег мягкий, а лёд можно расколоть.

Воспитатель: Опыт №3. Продолжим сравнивать снег и лёд. Посмотрите, я на зеленый картон положу снег, а на красный – лёд. Теперь и вы повторите этот эксперимент. Посмотрите через снег. Что видите?

Ответы детей: Ничего не видно. Под снегом не видно, какого цвета картон, он не просвечивает.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите через лёд. Что вы наблюдаете?

Ответы детей: Через лёд видно, что картон красный.

Воспитатель: Какой же вывод можно сделать? Снег имеет белый цвет, он не прозрачный, а лёд бесцветный, прозрачный. Повторим хором.

Ответы детей: Снег – не прозрачный, а лёд – прозрачный.

Воспитатель: Опыт №4. А сейчас положите на одну ладошку немного снега, а на другую – кусочек льда. Давайте посмотрим, что получится из холодного снега и льда в тёплых ладошках. Будем греть снег и лёд. Что вы чувствуете?

Ответы детей: Холод.

Воспитатель: Что появилось на ладошках?

Ответы детей: Вода.

Воспитатель: Откуда взялась вода?

Ответы детей: Снег и лёд начали таять.

Воспитатель: Что быстрее тает на ваших ладошках - снег или лёд?

Ответы детей: На ладошках быстрее тает снег.

Воспитатель: Почему снег и лёд начали таять, превращаться в воду?

Ответы детей: Потому что ладони тёплые, а снег и лёд холодные.

Воспитатель: Какой сделаем вывод? Снег и лёд холодные, они тают на ладошках, потому что ладони тёплые. Снег тает быстрее, чем лёд. Повторим хором.

Ответы детей: Снег и лёд холодные, они тают на ладошках, потому что ладони тёплые. Снег тает быстрее, чем лёд.

Воспитатель: Опыт №5. Рассмотрим большую и маленькую льдинки. Как вы думаете, почему маленькая льдинка имеет форму кубика, а большая имеет другую форму? (демонстрация формы для льда).

Ответы детей: Воду налили в разные формы и образовался лед.

Воспитатель: Поместите льдинки и снег в ёмкости с водой.

- А пока поиграем с пальчиками.

(Пока льдинки и снег тают, проводится пальчиковая гимнастика).

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибаем пальчики по одному).

Мы во двор пришли гулять. («Идем» по столу указательным и средним пальцами).

Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями).

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами).

С горки мы потом катались, (Ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки).

А еще в снегу валялись. (Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой).

Все в снегу домой пришли, (Отряхиваем ладошки).

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, ладошки под щеки).

Воспитатель: Понаблюдайте за таянием льдинок и снега. Посмотрите внимательно, что произошло с льдинками в воде?

Ответы детей: Льдинки начали таять.

Воспитатель: Какая льдинка растает быстрее?

Ответы детей: Быстрее растает маленькая льдинка.

Воспитатель: Как тает снег?

Ответы детей: Снег тает быстрее, чем льдинки.

Воспитатель: Сделаем вывод: льдинки в воде растают, так как температура воды выше, чем температура льда. Растает быстрее маленькая льдинка, так как она меньше размером, чем большая. Повторим вывод хором.

Ответы детей: Растает быстрее маленькая льдинка, так как она меньше размером, чем большая.

Воспитатель: Снег и лёд – это замёрзшая вода. Снег растаял быстрее. Он рыхлый и легче льда, лёд плотнее. Повторим хором.

Ответы детей: Снег и лёд – это замёрзшая вода. Снег растаял быстрее.

Воспитатель: Опыт №6. Рассмотрите кубики льда. Давайте насыплем на середину первого кубика немного соли, на середину второго укроп, на середину третьего рис.

(Опыт проводится на столе воспитателя, вызывается 1 ребёнок).

- Подумайте и скажите, что произойдёт с кубиком, посыпанным солью и с кубиками, не посыпанными солью?

- Ледяной кубик, посыпанный солью, будет иметь отверстие. Ледяные кубики, не посыпанные солью, останутся прежними.

Воспитатель: Если на улице мороз, и лёд не тает, то его посыпают солью. Тогда лёд быстрее тает, и улицы становятся не такими скользкими. Вывод: Солёный лёд начинает быстрее таять.

- Этот опыт мы продолжим проводить на прогулке. Проверим, будет ли лёд, посыпанный солью, таять в морозную погоду.

Воспитатель: Опыт № 7. «Освобождение пуговицы из ледяного плена».

- Ребятки, мы не просто так проводили опыты со снегом и льдом. Я хочу попросить вас помочь. Одна девочка из старшей группы потеряла пуговицу, она даже не знает, где её искать. Сегодня, по дороге на работу я увидела на дороге что-то блестящее. Оказалось, что это та самая пуговица, но она вмёрзла в лёд. Давайте вместе с вами придумаем, как освободить пуговицу, чтобы вернуть её девочке.

(Дети выдвигают предположения).

После того, как высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо» :

- можно погреть в руках, они тёплые, лёд и растает (руки замерзнут);

- можно отогреть в варежках (варежки намокнут);

- можно положить на батарею;

- разбить лёд молотком (сломаешь пуговицу);

- можно отковырнуть ножом (можно пораниться);

- можно положить в тёплую воду;

- можно просто оставить в стакане в группе (долго ждать).

Воспитатель: Предлагаю положить замороженную во льду пуговицу в тёплую воду.

Вывод. Пуговица быстро освободилась в тёплой воде.

3 часть – заключительная.

Воспитатель: Вот сколько интересного мы сегодня с вами узнали!

- Дети, вы сегодня были очень внимательные и любознательные. Молодцы!

Итак, давайте вспомним и ещё раз расскажем, чем похожи снег и лёд, и чем отличаются?

Ответы детей: Снег и лёд – это замёрзшая вода.

Снег рыхлый, мягкий, а лёд твердый, жёсткий.

Лёд можно расколоть. Лёд хрупкий и колется.

Снег – не прозрачный, а лёд – прозрачный.

Снег тает быстрее, чем лёд.

Солёный лёд начинает быстрее таять.

Воспитатель: Пора возвращаться, скажем слова: 1, 2, 3 – в группу заходи.

Дети: 1, 2, 3 – в группу заходи.

Просмотрено: 100%

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме «Опыты со льдом и снегом».

Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Опыты со льдом и снегом».Задачи: Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью неживой природы...

Конспект ООД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Опыты со льдом и снегом».

Задачи:1. Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью экспериментирования с неживой природой, знакомить со свойствами снега и льда.2. Обучать детей способам исследования окружающе...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Опыты с воздухом»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Опыты с воздухом»...

Конспект НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в подготовительной группе по опытно-экспериментальной деятельности «Опасная свеча»

Конспект НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИв подготовительной  группе по опытно-экспериментальной деятельности                «Опасная...