НОД "Как звери к зиме готовятся"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Васильева Лилия Александровна

Конспект разработан для старших дошкольников и преднозначен для оззнакомления воспитателям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Как дикие животные к зиме готовятся».

Программное содержание:  

1. Закреплять обобщающее понятие «Дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных, учить детей определять и называть состояние погоды, дать элементарные представления о том, как дикие животные готовятся к зиме: лиса, медведь, белка, заяц, волк, лось, ёж.

2. Воспитывать бережное отношение к животным, воспитывать желание помогать другим, любовь к природе родного края.

3.Словарная работа: обогащать словарный запас детей за счёт слов: Волчье логово, волчья стая, берлога, дупло, нора. Активизация словарного запаса детей: лиса, заяц, волк, лось, медведь, ёж.

Структура занятия и методические приёмы по структуре:

1. Начало занятия. Длительность 2-3 минуты. Методические приёмы: художественное слово, загадка, рассказ.

2. Ход занятия. Длительность 25 минут. Методические приёмы: загадки, музыка, напоминание, инсценировка.

3. Итог занятия. Длительность 2-3 минуты. Методические приёмы: напоминание, похвала.

Предшествующая работа:

 Мы с детьми вспомнили виды диких животных, почему их называют дикими. Вспомнили признаки осени и сколько месяцев в осени и зиме.

Подготовка воспитателя:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

1.О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Часть 2.

2.С.Н. Николаева «Юный Эколог».

3.Л. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми.

4.Зотов В. Лесная мозаика.

 

Материал к занятию:

Изображение диких животных, шаблоны зайца, вата, музыка тихого ветра и вьюги, клей, маски зайца и медведя.

 

Организационная работа: 

Перед занятиями протираются полы, и проветривается помещение.

Дети перед началом занятия находятся в раздевалке. Когда мы заходим в группу дети стоят возле меня, после того как я прочитаю стихотворение садятся за столы.

Последовательный ход занятия

 

  Дети заходят в группу, и я говорю:

 «Доброе утро! Солнцу и птицам.

                                                         

    Доброе утро Улыбчивым лицам,

                                               

  Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

                                                           

  Пусть доброе утро продлится до вечера.

                                                           

   Доброе утро всем мы желаем.  

                                                           

  И дарим свои улыбки.

                                                         

   С улыбкой мы утро встречаем

                                                             

   И занятие начинаем.

Теперь проходим на свои места и садимся».

Загадываю детям загадку:

                                         «Пусты поля,

                                          Мокнет земля,

                                          День убывает,

                                          Когда это бывает? (Осенью)

 - Ребята, вот и немного осталось до седой зимы. Осень уже заканчивается. Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая -  неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень. А какая сейчас осень? (Поздняя).

  - Давайте заглянем в осенний лес и посмотрим, как готовятся к зиме дикие животные. Ребята, а каких диких животных вы знаете? (Ёж, медведь, барсук, заяц, лиса и т. д.)

- Скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто будет спать  в своих домиках? (Медведь и ёж).  - Сколько месяцев они будут спать? (Три месяца: декабрь, январь, февраль.).  - Три месяца – это очень долгий срок, поэтому, что сейчас должны делать  эти животные? (много кушать).  - Правильно, они сейчас должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.  Ребята, а где будет спать медведь? (В берлоге). - Где спрячется ежик? (В норе).

 - Ёж еле-еле передвигается, спит на ходу. Он   приготовил себе норку под кучей   листьев и хвороста. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

 - Но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные? (Заяц, лиса, белка, волк).  

   Комочек пуха, длинное ухо,

   Прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (Это заяц).

- Как же он готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю на зимнюю.) -  Она не только теплее, но и другого цвета, какого? (Белого) - Почему белого? (Что бы зайца никто не заметил).

- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка). Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников. А теперь, давайте посмотрим что же осенью делает медведь?

Драматизация: "Заяц и медведь".

-Ау, медведь! Ты что по ночам делаешь?

-Я-то? Да ем.

-А днем?

-И днем ем.

-А утром?

-Тоже ем.

-Ну, а вечером?

-И вечером ем.

-А когда ты не ешь?

-Да когда сыт бываю.

-А когда ты сыт бываешь?

-Да никогда.

Я спрашиваю у детей: «Почему медведь ест так много, готовясь к зиме?»

(Он накапливает жир, потому что зимой спит и ничего не ест).

  - А теперь угадайте загадку и узнаете ещё одного лесного жителя, который готовится к зиме!

                         Кто по ёлкам ловко скачет

                         И взлетает на дубы?

                         Кто в дупле орехи прячет,

                         Сушит на зиму грибы?  (Белка)

 - Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой. Где живет белка? (В дупле.) - Как она подготовилась к зиме? (Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах.)  - Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки  или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет, здесь будет расти новое дерево или куст. Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

                         Психогимнастика «Белочка»

Включается фонограмма тихого ветра. - «Ребята, давайте попрыгаем и порезвимся как белочки». Звучит фонограмма вьюги. - «Ребята, а теперь наступила зима и белочкам холодно, давайте присядем, свернёмся в клубок и замрём».  Повторить 2 -3 раза.

  -Ребята, как у лисицы называется дом? (нора) - Там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка как называется дом? (Волчье логово) - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да) - Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет). – Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, оленей). –Да, волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам.

- А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.

   Травы копытами касаясь,

   Ходит по лесу красавец,

   Ходит смело и легко,

   Рога раскинув широко.

- Кто это? (Лось). - Чем питается лось? (Растениями). А много ли растений зимой можно найти в лесу? (Нет) -  В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? (Много).  - Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.

                              Пальчиковая гимнастика.

Мальчик – пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка,

зайку, ёжика в иголках,

встретил белочку, лисичку,

встретил лося и синичку,

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

  - Ребята, сейчас мы с вами гуляли по осеннему лесу и говорили о разных животных, которые живут в лесу, о том, как они готовятся к зиме. А давайте мы поможем зайке и сделаем ему шубку на зиму, что бы ему зимой не было холодно и волки его не нашли. ( Дети приступают к работе, звучит осенняя мелодия)

Итог занятия.

-Каких животных мы видели сегодня в лесу? (Зайца, белку, медведя и т. д.)  

- А как мы их на зовём одним словом? ( Дикие). Где они живут? (В лесу). – Молодцы. Вы сегодня хорошо позанимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как птицы и звери к зиме готовятся"

Данная презентация поможет детям закрепить и уточнить  представления о том, как звери и птицы готовятся к зиме....

Чтение рассказа Бианки "Как звери к зиме готовятся"

Продолжение закрепления знаний детей о животных живущих в лесу. Расширение представлений детей о том, как животные готовятся к зиме....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе образовательная область « Познание» по теме : « Как звери к зиме готовятся»

Основные задачи: закреплять знания детей о диких животных; развивать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных, узнавать и называть детёнышей ; ...

НОД Открытое занятие по экологии средняя группа Как звери к зиме готовятся

Данное занятие знакомит детей стем как звери готовятся к зиме. Это занятие ещё и развивает творческую деятельность детей средней группы...

Сценарий тематического развлечения в театрализованной форме "Как птицы и звери к зиме готовятся"

Цель: в игровой, творческой форме знакомить дошкольников с окружающим миром; развивать выразительную, эмоциональную речь, актерские способности; поддерживать их уверенность, смелость в публичном высту...

Конспект занятия по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"

Конспект занятия по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"

Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Цель занятия: закрепление знаний детей о жизни лесных животных в осенний период. По ходу занятия дети отгадывают загадки, ...