Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Дерево и его свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Наконечная Наталья Евгеньевна

Исследование свойсв и качеств дерева на опытах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoysvo_dereva.doc965 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по познавательно-исследовательской деятельности

в средней группе на тему:

«Дерево и его свойства»

Подготовила:

воспитатель Наконечная Н.Е.

Цель:

Познакомить детей со свойствами дерева.

Задачи:

• Расширение представлений детей о дереве, его свойствах.

• Развитие умений определять существенные признаки и свойства

материала, его особенности в сравнении с другими материалами.

• Развивать умение делать выводы.

• Воспитывать в детях бережное отношение к предметам, сделанным из дерева.

Материал и оборудование:

- письмо от Буратино;

- предметы из металла, пластмассы, дерева;

- деревянный брусок, камень;

- стаканчик с водой;

- спички на каждого ребенка;

-деревянная и металлическая ложка на каждого ребёнка;

-игрушки из дерева;

-пиктограммы-свойства дерева;

Предварительная работа:

- Отгадывание загадок, ребусов о деревьях и предметах из дерева;

- Наблюдение за деревьями;

Ход НОД:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте дружно поздороваемся (Здравствуйте).

- А теперь давайте поприветствуем друг друга:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

- Ребята, сегодня утром, зайдя в группу, я увидела на столе письмо, оно адресовано вам.

- Как Вы думаете, от кого это письмо? (на письме наклеен Буратино).

-Правильно ребята, от Буратино. Вот, что он нам пишет: «Дорогие ребята! Я знаю, что вы маленькие исследователи-испытатели, вы изучаете разные свойства предметов. И я хочу, чтобы вы изучили волшебные свойства дерева, для меня это очень важно.

- Ребята, как вы думаете, почему Буратино так интересуют свойства дерева?

(Буратино сделан из дерева) Значит, он какой? (деревянный).

Дидактическая игра "Найди деревянные предметы"

- Посмотрите у меня на столе лежат разные предметы, вам нужно выбрать и положить в корзину только предметы, которые сделаны из дерева.

- А какие предметы из дерева вы видите в группе?

Дети называют деревянные предметы.

- Из чего делают деревянные предметы? (из деревьев)

- Хотите узнать, на самом ли деле дерево обладает волшебными свойствами?

(Да).

- Мы сейчас отправимся в лабораторию. В лаборатории проводят опыты и эксперименты.

А на чем можно отправиться в лабораторию?

(ответы детей)

Давайте тогда представим, что мы с вами в поезде (дети встают по кругу друг за другом).

Приготовились, слушаем сигнал отправления (звучит гудок паровоза, поехали.

Физминутка

У меня есть паровозик. Ту-ту (рука на верх) Чух-чух! (локоть в бок)

Он меня по рельсам возит. Ту-ту! Чух-чух

А теперь нажму на кнопку, Ту-ту! Чух-чух!

Чтобы сделать остановку. Чух-чух-чух-чух! (медленно).

- Вот ребята мы очутились с вами в самой настоящей научной лаборатории.

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? А вы будите научными исследователями.

Оденьте, пожалуйста, фартуки, пройдемте в лабораторию к нашим исследованиям.

Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать правила поведения в лаборатории, я вам их сейчас зачитаю:

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни — некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Ну, что исследователи вы готовы к экспериментам? (ДА)

Садимся за стол.

Опыт «Тонет – не тонет»

- Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет?

Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим – утонет оно или нет?

Возьмите камень и опустите его в воду.

- Что вы видите? (он утонул)

А теперь возьмите деревянный брусок и опустите его в воду.

Что можно сказать о деревянном бруске? Он тонет или нет?

(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево лёгкое, плавает в воде.)

- Да, ребята, дерево в воде не тонет. Где человек использует это свойство?

(Люди строят из дерева лодки, корабли)

- Как вы думаете, Буратино утонет в воде или нет?

           

                                        

                                           

Опыт «Теплопроводность»

-Интересно, Буратино мерзнет зимой? (ответы детей)

Давайте это проверим.

У вас на столах деревянные и металлические ложки. Приложите деревянную ложку к одной щеке, а металлическую - к другой. Что вы почувствовали, где холоднее?

Значит, дерево удерживает тепло и не пропускает холод, поэтому из него строят теплые деревянные дома.

Опыт «Ломается – не ломается»

- Потрогайте дерево. Оно мягкое или твердое? (Дерево на ощупь твердое.)

- Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. (Не ломается)

Значит, он какой? (Прочный).

-Попробуйте сломать спичку (деревянную палочки). Что можно сказать? (Спичка хрупкая, значит, дерево можно сломать.)

Вывод: деревья и деревянные предметы могут сломаться, обращаться с ними нужно аккуратно, не ломать.

Дерево мягче металла, оно легко поддаётся обработке.

Вот почему люди придумали и сделали так много различных деревянных предметов. Из дерева можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы.

- Какие игрушки из дерева вы знаете?

-Ребята, давайте мы с вами не много разомнемся, встаем возле своего стульчика.

Физминутка «Ветер дует нам в лицо.»

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)

Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)

Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)

Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)

-Ребята, как вы думаете, что будет с деревом, если оно долго пролежит в воде?

Опыт «Влагостойкость»

-Давайте достанем деревянный брусок из воды.

- Посмотрите, что с ним произошло. Оно потемнело и разбухло.

Почему это произошло? Дерево долго лежало в воде и впитало воду.

Вывод: дерево поглощает влагу и от этого портится.

Поэтому деревянными предметами лучше пользоваться в помещениях, чем на улице.

- Как помочь деревянным предметам не испортиться? (Их красят)

-Вот почему скамейки, песочница, машинка на нашем участке окрашены.

-Скажите, а зачем людям знать свойства дерева?

(Люди узнают свойства дерева для того, чтобы знать, как его обрабатывать и что из него делать.)

Да, ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот такие красивые предметы (показ). А чтобы они долго служили людям, надо бережно относиться к ним. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что сделано из дерева.

- Ребята мы сегодня провели с вами опыты. Скажите вам понравилось проводить опыты? (ответы детей?

- Ну что ж ребята нам пора возвращаться в детский сад.

Физминутка

У меня есть паровозик. Ту-ту (рука на верх) Чух-чух! (локоть в бок)

Он меня по рельсам возит. Ту-ту! Чух-чух

А теперь нажму на кнопку, Ту-ту! Чух-чух!

Чтобы сделать остановку. Чух-чух-чух-чух! (медленно).

Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад!

Рефлексия.

- Давайте расскажем Буратино, где мы с вами побывали? Что мы там делали? Какие же волшебные свойства дерева мы узнали, проделав опыты. Давайте ещё раз повторим их. (повторяют по пиктограммам свойства дерева).

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему "Деревья и кустарники"

Данное занятие знакомит детей с природой (деревьями и кустарниками), позволяет научить детей правильно рисовать деревья и кустарники. В занятии использованы методы:игровой, словесный, практическ...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ОГОРОД НА ОКНЕ»

Проект : краткосрочный. Вид проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: 1 месяц (март 2016 г.)...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЧУДО-ОГОРОД НА ОКНЕ»

Актуальность проекта:Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы ...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Древесина и её свойства».

Цель: Расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.Задачи:Образовательные:1. Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие имиокружающих предметов с опорой на разные...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе на тему: «Волшебные свойства воды».

Цель: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Задачи:1.Образовательные:Обучающие:• совершенствовать знания детей о значе...

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему: "Деревья"

Конспект интегрированного занятия «Деревья» Интеграция образовательных областей:   Познание; Художественное творчество; Музыка; Чтение художественной литерату...