ООД по развитию речи «Ах, как много разных птиц!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Толстун Юлия Николаевна

Цель: развитие связной речи, обогащение словаря по теме «Зимующие птицы».

Программные задачи:

Образовательные: Уточнить названия зимующих птиц. Закрепить умение составлять небольшие описательные рассказы-загадки о зимующих птицах по схеме; учить давать полные ответы на вопросы.

Развивающие: Развивать  слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, координацию речи с движением, наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе отгадывания загадок, познавательный интерес у детей к жизни птиц.

Воспитательные: Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей до конца, сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях, доброту, отзывчивость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ ЦРР – детский сад№5 г.Россоши

Конспект НОД по развитию речи

в старшей логопедической группе

«Ах, как много разных птиц!»

В рамках районного конкурса

 среди участников РМО

«Занимательное обучение и развитие»

                                                                                                                         Воспитатель: Толстун Ю.Н. – ВКК

Февраль 2022

ООД по развитию речи «Ах, как много разных птиц!»

Цель: развитие связной речи, обогащение словаря по теме «Зимующие птицы».

Программные задачи:

Образовательные: Уточнить названия зимующих птиц. Закрепить умение составлять небольшие описательные рассказы-загадки о зимующих птицах по схеме; учить давать полные ответы на вопросы.

Развивающие: Развивать  слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, координацию речи с движением, наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе отгадывания загадок, познавательный интерес у детей к жизни птиц.

Воспитательные: Воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей до конца, сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях, доброту, отзывчивость.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых материалов и способов работы с ними, умение отстаивать свою точку зрения.

Познавательное развитие – развитие интересов и познавательной мотивации, любознательности, развитие воображения, формирование первичных представлений о птицах (об их особенностях и многообразии), умение анализировать и делать выводы в процессе игры-экспериментирования.

Речевое развитие: развивать связную речь, словесно-логическое мышление, активизировать и расширять словарь по теме «Зимующие птицы».

Художественно-эстетическое развитие: восприятие стихов и загадок на соответствующую тему, получение эмоционального отклика, познакомить с изготовлением лакомства для птиц методом нетрадиционного конструирования.

Физическое развитие: развитие общей и мелкой ручной моторики, координации, удовлетворение потребности в двигательной активности.

Используемые технологии:

Технологии по познавательной деятельности;

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

Игровые технологии, компьютерные технологии.

Виды детской деятельности:

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Двигательная

Конструктивная (нетрадиционная)

Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о зимующих птицах, отгадывание загадок, наблюдение за птицами на прогулке, заучивание пальчиковой гимнастики, стихов, просмотр познавательных фильмов, мультфильмов, презентаций о зимующих и перелетных птицах.

Чтение фрагментов рассказов Г. Скребицкого и Н. Сладкова, Т. Шорыгиной о птицах, чтение стихов В. Звягиной, Е.Благининой, А. Яшина.

Загадывание загадок о зимующих птицах, выделение характерных особенностей повадок и внешнего вида птиц;

имитация птичьих движений;

работа с карточками-схемами по составлению описательного рассказа,

речевые игры на словообразование.

Оборудование: 

Компьютерные игры:

 «Зимующие – перелетные»

«Спаси птицу из ледового плена»

«Какие птицы спрятаны в портрете?»

Карточка-схема для составления описательного рассказа

Аудиозаписи:

Голоса зимующих птиц

Звуки лютой стужи

Белая дорожка с птичьими следами, картинки с изображением зимующих птиц.

Для игры-экспериментирования:

Костюм синички и картонный термометр с сенсорной шкалой.

Для подвижной игры:

Три кормушки, хлебные крошки, сало, семечки

Для нетрадиционного конструирования:

Половинки яблок, зубочистки, кусочки сала, семечки, салфетки.

Порядок проведения НОД:

Воспитатель:

- Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся ,

Утро доброе начнётся!

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое время года у нас сейчас?

Дети: Зима.

Воспитатель: Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна.

Дети: На улице очень холодно

 Дни стали короче

Солнце светит, но не греет

Много снега, скользко

Люди одеты тепло

Птицы улетели в теплые края.

Воспитатель: Правильно, ребята, доказали мне, что сейчас зима.

Как называются птицы, которые улетели в теплые края? (перелетные)

А как называются птицы, которые остались зимовать? (Зимующие)

Я предлагаю вспомнить названия этих птиц.

Дидактическая игра «Зимующие – перелетные» (ИКТ)

Цель игры закрепить названия птиц, их внешний вид, классификацию.

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

 Страшнее лютой стужи.

Дети вспоминают названия птиц и делят их на перелетных и зимующих.

А сейчас давайте послушаем, какие голоса у птиц, как красиво они поют, даже зимой. (Звучит аудиозапись голосов зимующих птиц)

Игра: «Кто как голос подает»

Воспитатель: Ребята, вы узнали знакомые голоса птиц?

Скажите, как птица свой голос подает, что делает?

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Синица – свистит

Дятел – трещит

Сова – ухает

Сорока – стрекочет

Воспитатель:

-Ребята, мне показалось, что у сороки очень встревоженный голос, может быть, у птиц что-то случилось?! (идут к дорожке со следами птиц)

Интересные следы на снегу я вижу,

Чтобы лучше рассмотреть наклоняюсь ниже.

Возле веточек сухих воробьи скакали,

Видно, зёрнышки они с веточек клевали.

На снегу своё письмопрочитать не так легко,

Нужно постараться, чтобы разобраться!

Дети, птицы просят нас о помощи!

 Спасите нас! Помогите! Стужа Лютая совсем озверела, такого холоду напустила, никак перышки не греют! Стужа Лютая без всякой жалости весь лес вымораживает. Помогите, посоветуйте, как нам, птицам, от Стужи Лютой, спастись?

Поможем птичкам?

Воспитатель: Да, зима - это проблема для птиц и эту проблему нам предстоит решить, как помочь птицам зимой.

Первым делом надо проверить, есть ли среди вас ребята, которых стужа лютая сделала бессердечными. Поднимите-ка руки, кто зимой птиц подкармливает. Кто кормушки для птиц развесил? (Дети поднимают руки.) Вот как хорошо, среди вас нет заколдованных ребят!Вы всем птичкам помогаете!

А вот с птичками вашими любимыми справилась!

Воспитатель:

- А вот с птичками она справилась справилась!

Стужа Лютая птиц в лед заковала, чтобы разморозить их, нужно загадки отгадать.

Дидактическая игра «Спаси птицу из ледового плена» - ИКТ

Стужа Лютая. Все отгадали! Ничего-ничего! Еще не все потеряно. Попробую-ка я теперь ребят испытать. (Меняет выражение лица, притворяется добренькой, говорит сладким голосом.) Ой, ребятки, вы птичек любите, и я их, наверное, тоже полюбила? Хотите посмотреть на портрет моей любимой птички? Угадайте, как ее зовут.

Дидактическая игра «Какие птицы спрятаны в портрете» -  ИКТ

 (Показывает комбинированный портрет из фрагментов нескольких птиц.)

Воспитатель Ничего себе – портрет любимой птички! Да тут, можно сказать, несколько портретов. Ребята, угадайте, фрагменты каких птиц совмещены на этом портрете?

Голова голубя, туловище синицы, хвост свиристели.

Беседа «Кто что Ест»

Знаете ли вы, ребята, чем можно птиц зимой подкармливать? Не знаете – я вам сейчас расскажу. Кормите птичек супчиком вареным, салом соленым, кашей да мягоньким хлебушком. Птички вам век благодарны будут за такое угощенье. Вы согласны со мной? Не согласны? А чем вы сами-то птиц кормите?

Подвижная дидактическая игра «Птичья столовая».

На полу, на большом расстоянии друг от друга стоят кормушки, внутри которых тарелочки с различными видами корма. Напомнить детям, что у птиц есть предпочтения в еде: воробьи с удовольствием клюют хлебные крошки, овес; голуби любят семечки; снегирь выберет ягоды рябины; а синичка не откажется от кусочка сала.

-Вправо, влево повернитесь, в …воробьев …вы превратитесь

Дети - птицы «летают» по залу

-Проголодались воробышки, ищите свою кормушку….

Поочередно дети превращаются во всех названных птиц и собираются у нужной кормушки.

-Вправо, влево повернитесь, в …ребятишек … превратитесь.

 А вы знаете, почему все птички, в мороз, сидят, нахохлившись, и боятся пошевелиться? (выслушиваются варианты ответов детей)

Воспитатель:

-Мы сейчас это выясним.

Игра-экспериментирование  «Почему в морозы птицы не летают, а сидят, нахохлившись, на ветках»

Выбирается птичка-синичка, ей на грудь прикрепляется  картонный комнатный термометр с сенсорной шкалой. Дети смотрят начальную температуру на нем. Птичка-синичка садится на корточки и накрывает себя руками-крылышками.

Остальные дети играют, передвигаясь вокруг нее.

Игра на координацию речи и движения «Синичка»


Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень.


Дети прыгают по кругу на двух ногах. 

кружатся 

приседают 

почесывают пальчиками грудь 

бегут по кругу, машут крыльями

Птичка-синичка встает, показывает, что на термометре показатель изменился, температура повысилась. Затем птичка-синичка летает по кругу, машет крыльями и снова показывает термометр. Дети убеждаются, что температура понизилась. Вместе с воспитателем делают вывод, что птицы в мороз не летают, потому что берегут тепло.

Дидактическая игра «Назови одним словом» - словообразование

Птица с желтой грудкой - синица желтогрудая

Птица с белым боком - сорока – белобокая

Птица с черными крыльями - ворона - чернокрылая

Птица с сизыми крыльями - голубь сизокрылый

Птица с пестрыми крыльями - дятел - пестрокрылый

Птица с красной грудкой - снегирь красногрудый

Воспитатель:

- Ну, вот и хорошо, что наша история так закончилась. Молодцы ребята, что не поддались козням злодейки, да птичек маленьких в обиду не дали. Давайте сделаем птицам угощение, чтобы им зимовать еще легче стало. У нас после игры остались хлебные крошки, семечки и кусочки сала.

Нетрадиционное конструирование «Пирожное для птички»

У каждого ребенка половинки яблок. На зубочистки нанизываются кусочки сала, вставляются в яблоко, между ними вставляются семечки.

Получается «пирожное» для птичек.

Итог занятия.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, пойдем гулять и захватим с собой угощение, а хлебные крошки разложим в кормушки на улице, птицы будут рады угощению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи у детей в разные периоды раннего возраста

Дети второго года жизни проявляют ярко выраженный интерес к речи окружающих людей. Они понимают многое из того, что говорят взрослые об известных им предметах и действиях, очень любят, когда с р...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Такие разные профессии»

В конспекте представлено занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста о различных профессиях....

Конспект занятия в средней группе «Пчелки» по развитию речи на тему: «Такие разные животные»

Цели:Ø продолжать учить описывать животных;Ø употреблять притяжательную форму существительных;Ø анализировать литературное произведение;Ø развивать мышление, внимание, память.Содержательные компоненты...

НОД по развитию речи Тема: «Путешествие в разные климатические зоны»

С помощью глобуса дети отправились в путешествие, разбившись на группы( с помощью конвертов), каждая в свою климатическую зону: пустыня, тайга, Арктика. Посмотрели фильмы, выбрали картинки с растениям...

Конспект занятия по развитию речи: "Мы одинаковые, мы разные"

Цель: развите инвидидуальных особенностей детей...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Такой разный транспорт" (первая младшая группа)

Программное содержание:- учить детей различать по внешнему вид; называть грузовой и легковой автомобили (такси), автобус, поезд, самолет, а также их основные части: кабину, кузов, руль, колеса, двери,...