Занятие "В кругу друзей"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Милохова Елена Петровна

Цель: расширение кругозора и знаний детей, о культуре и традициях чувашского народа.

Образовательные задачи:

Продолжать знакомить обучающихся с бытом, подвижными играми, с обрядовыми праздниками, песнями, с национальным костюмом чувашского народа.

Формировать умение различать настроение музыки, высказываться о ней.

Развивающие задачи:

Развивать познавательный интерес к традициям чувашского народа.

Развивать умение слушать чувашские песни, выразительно исполнять движения чувашского танца.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к родному краю.

Воспитывать интерес к национальной культуре и традициям чувашского народа.

Воспитывать положительное эмоциональное отношение и уважение к людям разных национальностей.

Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, подвижные игры чувашского народа, чтение стихотворений, сказок чувашского народа.

Материал и оборудование: музыкальный центр, аудиозапись чувашкой народной музыки, вышивки чувашского народа, ИКТ.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: расширение кругозора и знаний детей, о культуре и традициях чувашского народа.

Образовательные задачи:

Продолжать знакомить обучающихся с бытом, подвижными играми, с обрядовыми праздниками, песнями, с национальным костюмом чувашского народа.

Формировать умение различать настроение музыки, высказываться о ней.

Развивающие задачи: 

Развивать познавательный интерес к традициям чувашского народа.

Развивать умение слушать чувашские песни, выразительно исполнять движения чувашского танца.

Воспитательные задачи: 

Воспитывать любовь к родному краю.

Воспитывать интерес к национальной культуре и традициям чувашского народа.

Воспитывать положительное эмоциональное отношение и уважение к людям разных национальностей.

Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, подвижные игры чувашского народа, чтение стихотворений, сказок чувашского народа.

Материал и оборудование: музыкальный центр, аудиозапись чувашкой народной музыки, вышивки чувашского народа, ИКТ.

                                                       

Ход:

Обучающиеся заходят в музыкальный зал и исполняют танец с листьями. После танца останавливаются полукругом.

Воспитатель:         Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости.

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете, есть Родина своя.

А там, где мы родились, где радостно живем,

Края свои родные мы Родиной зовем.

  1. Башкортостан мой край родной

          Горжусь и радуюсь тобой!

          Твои долины, реки и поля –

          Все это ты, любимая земля!

  1. Великую землю, любимую землю                                   
    Где мы родились и  живём.                                                    
    Мы Родиной светлой, мы Родиной милой.                                       
    Мы Родиной нашей зовём.
  2. Есть возможно уголок красивей

          Есть богаче, шире есть края

         Только мне, из всей моей России

         Милей всего Башкирия моя!

Песня про Родину «Отчизна». 

Обучающиеся садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, а как называется наша малая Родина? (Башкортостан). Верно. В эти дни наш народ отмечает большой праздник - День Республики. Башкортостан празднует свой день рождения, день независимости. Праздник Дня Республики справляется осенью. В то время, когда земля дает урожай овощей, фруктов, когда лес полон грибов, ягод.

Наш край очень богат и красив. Здесь можно увидеть горы, леса, озера и реки. Но главное богатство - это наши люди. В нашей республике живут люди разных национальностей. Как вы думаете, чтобы не было ссор, конфликтов между нациями, что нужно делать? Ответы обучающихся. Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Цветок дружбы», нужно назвать национальности, которые проживают на территории нашей республики, кто назовет национальность, возьмет лепесток и прикрепляет его к серединке цветка.

Воспитатель объясняет, что люди бывают разных национальностей, но они живут между собой дружно, мирно как настоящие друзья.

Воспитатель: Да наша республика сильна дружбой разных народов, её населяющих, народов этих очень много, и русские, и чуваши, мордва, башкиры, татары, т.д. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы, танцы. И живут все народы между собой очень дружно и мирно как настоящие друзья. Сегодня я хочу познакомить вас с чувашской культурой и с традициями чувашского народа.

В старину чуваши занимались земледелием. Они сеяли рожь, пшеницу, овес. Держали домашних животных коров, свиней, овец, лошадей.

         Раньше чуваши жили в избах, которые назывались пюрт, избы отапливались печкой по-чувашски называется комака. (Слайд №1)

Посуду чуваши изготавливали из глины и из дерева. Они очень любили украшать резьбой из дерева свой дом, мебель, ворота. (Слайд №2)

Национальный костюм для мальчиков состоял из рубашки –кепе, штанов- стел. Чувашские девочки носили платье и передник, на голове у них не платок, а головной убор, который называется тухья. На одежде и на головном уборе очень много монет, монеты эти сделаны из серебра. Это смотрится очень красиво и богато. (Слайд №3)

Чувашские девочки с детства  учились шить и вышивать, и поэтому становились искусными мастерицами. (Слайд №4)

Воспитатель: Дети, еще у чувашского народа как у многих народов есть свои праздники и гуляния. Праздник «Акатуй» отмечается весной, когда начинаются весенние работы земледельцев, а праздник «Чуклеме» отмечается осенью, когда уже собрали весь осенний урожай, и чуваши на этих праздниках любят хороводы водить и песни петь. У них тоже есть свои композиторы, поэты и писатели. Сейчас мы с вами послушаем песню  на чувашском языке «Палансем», на русский  язык переводится как калина. Написал ее чувашский композитор Герман Лебедев.

Воспитатель: Вам понравилась песня? Сейчас я расскажу, о чем поется в этой песне. В песне поется о том, что улетели на юг птицы, только калина осталась гореть красным цветом, и те птицы которые остаются зимовать прилетают и питаются красными ягодами. Какие чувства вызвала у вас эта песня?

Ответы обучающихся.

Воспитатель: Мне показалось, что музыка спокойная, ласковая, нежная, чувствуется грусть немного об улетевших птицах.

Песня «Разноцветная Осень»

Обучающиеся садятся на стулья.

Воспитатель: Великие поэты чувашского народа Константин Иванов и Яков Ухсай родились в нашей республике, деревне Слакбаш, эта деревня находится недалеко от нашего города. Они написали очень много хороших стихотворений, про наш край, про нашу любимую республику.

Дети читают стихотворение Якова Ухсая «Мой край».

Воспитатель: Любят чуваши еще в игры играть. Поиграем? Поиграем чувашскую национальную игру «Лошадки». Считалкой выбирается ведущий.

Лошадки (Лашасем)один из игроков выбирается покупателем, остальные делятся на лошадок и хозяев. Хозяева подходят к лошадкам и спрашивают: « Кто хочет быть моей лошадкой?» Лошадки выбирают хозяина. Потом игроки встают парами в круг, хозяин стоит за лошадкой. Покупатель подходит к одному из хозяев и торгуется:

-Лошадь продается?

-Продается!

-Сколько стоит?

-Триста рублей.

И три копейки не дам.

Покупатель и хозяин бегут по кругу навстречу друг другу. Игрок, добежавший до лошадки первым, становится ее хозяином.

Правила игры. В игре могут быть два и более покупателя, действующих одновременно. Если покупатель добежит до лошади первым, то меняется ролями с хозяином.

Обучающиеся садятся на стулья.

Воспитатель: У чувашского народа есть много сказок, пословиц и поговорок.  Дети какие чувашские пословицы и поговорки вы знаете?

Добрая слава ценнее богатства.

Человек без друзей, что дерева без корней.

С другом расстанешься – один год будешь плакать, с семьей разлучишься-десять лет будешь плакать, от народа отделишься – весь век будешь плакать.

Бери у людей мало, но давай много.

Не бери себе в спутники дурного человека.

Воспитатель: На праздниках чувашский народ,  очень любит плясать. Ребята, попляшем под чувашскую музыку?

Исполняется Свободная пляска в кругу.

Воспитатель: Дети, чувашский народ очень гостеприимный, они любят собирать гостей за праздничным столом и угощать их своими национальными блюдами такими как: Йова (Колобок), Хуплу (пирог с разной начинкой), Хуран кукли (Вареники), Пуремеч (Ватрушка) и мы сегодня будем угощаться чувашским блюдом Пуремеч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская психологическая программа с детьми младшего дошкольного возраста по преодолению стрессовых ситуаций в период адаптации «В кругу друзей»

              Психологическая программа коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего дошкольного возраста по преодолению стрес...

Веселый круг друзей

совместное мероприятие детей и родителей...

« В КРУГУ ДРУЗЕЙ ПОД НОВЫЙ ГОД».

                 СЦЕНАРИЙ   НОВОГОДНЕГО   ПРАЗДНИКА   В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ   ГРУППЕ...

Конспект занятия по теме «Зима» с детьми второй группы раннего возраста в рамках родительского клуба «Снеговик в кругу друзей».

с целью  создание положительного эмоционального настроения участников, закрепление материала по теме «Зима», развитие внимания, тактильного восприятия, речи и воображения,...

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ «КРУГ ДРУЗЕЙ» (с применением адаптированной игровой технологии «Круг») для воспитанников группы со сложными дефектами

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ, ОБУЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ:продолжать формировать на доступном индивидуально каждому ребёнку  с ОВЗ (со сложными дефектами)  ...

Интегрированное занятие Сказка "Колобок в кругу друзей"

Интегрированное занятие Сказка "Колобок в кругу друзей"...

Занятие для педагогов с элементами тренинга "Круг друзей"

Занятие направлено на сплочение педагогического коллектива, повышение самооценки педагогов....