ФЦКМ и расширение кругозора. НООД в подготовительной группе "Знакомство с профессией архитектора"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Хрушкова Людмила Аркадьевна

ФЦКМ и расширение кругозора. НООД в подготовительной  группе "Знакомство с профессией архитектора" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professiya-arhitektor_.docx35.66 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная образовательная конструктивно-модельная деятельность  

в подготовительной к школе группе

на тему «Профессия-архитектор. Дворец для золотой рыбки»

Схема конспекта совместной образовательной конструктивно-модельной деятельности

ФИО педагога, должность: воспитатель

Возрастная группа воспитанников:  подготовительная к школе (6-7лет) общеразвивающей направленности.

Тема совместной  образовательной деятельности:   «Профессия-архитектор. Дворец для золотой рыбки»

Цель: сформировать у ребенка положительное эмоциональное отношение к профессии архитектора; предоставить ему возможность использовать свои силы в доступном виде деятельности - конструировании

Задачи:

  • Формировать  представления детей о профессии архитектора, воспитывать интерес и уважение к людям труда;
  • Развивать умение  детей создавать чертежи сказочных дворцов по мотивам сказок, передавать  их общий вид, причудливое сочетание основного здания с пристройками, башнями, крышами разной формы, окнами с наличниками, другими архитектурными деталями. Учить детей проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе архитектуры дворца.
  • Развивать у детей знания о старинной русской архитектуре. Способствовать формированию основ эстетической культуры личности ребенка. Развивать любознательность при помощи иллюстраций.
  • Вызвать желание  выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления.

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: конструктивно-модельная

Форма организации детей: фронтальная форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий

Методические приемы:

 организационный момент, художественное слово, сюрпризный момент, вопросно-ответная беседа, объяснение, показ, пояснение, напоминание, физкультминутка «Рыбаки», пальчиковая гимнастика «Мы строители», продуктивная деятельность детей «Дворец», рефлексия.

Используемые формы организации познавательной деятельности детей: на занятии используется фронтальная форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении каких-либо заданий.

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный):

Компьютер

Проектор

Демонстрационный экран

Электронная презентация «Сказочные дворцы»

Наборы детского настольного строителя

Лекала

Простые карандаши

Бумага А4

изображение сказочных замков, дворцов, схемы различных окон, дверей, крыш, башен, колон, балконов. Музыкальная композиция из оперы Римского-Корсакова к «сказке о Царе Салтане».

Словарная работа: 

Архитектор, архитектура, зодчий, дворец, колона, балкон, башня.

Предварительная деятельность с воспитанниками:

чтение сказок А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь», «Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание изображений дворцов старинной архитектуры, иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина; беседы о профессии «архитектор»; рисование разнообразных дворцов из строительных материалов.

Части деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки детской инициативы

Цель

1 часть – вводная

Приветствие,  организация внимания детей, игровая мотивация, постановка цели деятельности.

Создание образовательной ситуации

 Воспитатель (организовывает детей): я вам предлагаю встать в круг и взяться за руки, почувствуйте тепло рук друг друга, улыбнемся друг другу, вдохнем хорошее настроение, красивое и доброе, а выдохнем все плохое и печальное.

Сегодня, когда я пришла на работу,  увидела это письмо. Посмотрите, от кого это письмо?

(На конверте изображены Старик со Старухой у разбитого корыта).

А вы помните, это герои из какой сказки?

Кто автор этой сказки? Давайте я вам прочитаю письмо.

Текст письма:

Дорогие ребята! Так и живем мы с моею старухой у синего моря в ветхой землянке. Старуха прядет свою пряжу, а я больше не могу ловить рыбу. Совсем почернело синее море, так и бушует черная буря, так и вздуваются сердитые волны, так и ходят, так воем и воют. Помогите вернуть все назад, чтоб как раньше все стало, чтобы в невод мой рыба ловилась, чтобы с голоду нам не пропасть. Хочу я с поклоном к рыбке вернуться да в глубине лазурных вод, на дне большого океана для рыбки построить дворец, в благодарность за милость и за ее доброту. Только вот зодчий из меня никудышный, рыбак я. Помогите, пожалуйста, придумать и сделать чертёж дворца для Золотой рыбки.

Дети смотрят на экран

Ответы детей

Создание положительного психологического настроя

Создание проблемной ситуации

Формулирование цели, предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Зодчими раньше называли архитекторов.

А вы знаете, кто такие архитекторы? (это те, кто придумывает, проектирует разные дома).
Ребята, а вы знаете, что такое дворец?

Давайте вспомним, как А.С. Пушкин описывал город, который за одну ночь построила царевна Лебедь для князя Гвидона в «Сказке о царе Салтане».

…Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей…
…С златоглавыми церквами,
С теремами и садами…

Ответы детей

Создание ситуации, позволяющей ребёнку реализовать свою компетентность

Создание ситуации  для поддержания интереса детей к деятельности

Цель

2 часть – основная

Способствовать познавательно-речевому  развитию

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

 Рассматриваем иллюстрации с изображением различных дворцов (электронная презентация)
Дворцы - это красивые дома и здания, основание у которых обычно изображено квадратной, прямоугольной формы. (формы называют дети). Какие крыши могут быть у дворцов? (треугольные, разного размера: широкие, высокие, как купола - как шлем у богатырей или луковица). Окна во дворцах могут быть разной формы: круглые, овальные, аркообразные, квадратные или какие- то другие. Дворцы обычно разноцветные, яркие, красивые.

Ну что, поможем Старику? Посмотрите внимательно на разные дворцы, представьте, что вы - архитекторы и придумайте, начертите. А затем постройте по чертежу свой дворец для золотой рыбки - такой красивый, чтобы рыбка захотела в нем поселиться.

Физкультминутка «Рыбки»
Рыбка по морю плыла 
правой рукой движения, имитирующие движение рыбки.
И подружку там нашла. 
левой рукой движения, имитирующие движение рыбки.
Вместе долго веселились, 
двумя руками движения, имитирующие движение рыбок.
Плавали вдвоем, резвились.
Влево, вправо, взад, вперед, 
наклоны
А потом наоборот.
Шевелили плавниками
движения пальцами.
И красивыми хвостами. 
движения тазовой частью.
Вот наплавались сполна 
хлопки двумя руками.
И уснули до утра. 
ладошка к ладошке и под голову.
Далее дети берут стулья и садятся за столы.
На фоне звучит не громко музыка из оперы Римского – Корсакова к «сказке о царе Салтане».

Дети самостоятельно выполняют чертежи дворцов по лекалам:

Тем, кто испытывает затруднения, воспитатель помогает -предлагает  начертить вид дворца спереди – фасад.  Сначала начертить в центре прямоугольник – это главный вход. Во дворце много входов и выходов, но главный – самый большой.
По бокам начертить  дополнительные постройки, эти здания могут быть двух или трехэтажными. По краям дворца стоят сторожевые башни, они самые высокие. Затем крыши главных ворот и зданий, они могут быт различной формы (таблица разновидностей крыш), но у всех зданий одинаковыми. Далее дети чертят  верхушки сторожевых башен.
Затем чертят  главные ворота (таблица разновидностей ворот)
Выбирают форму окон зданий (окон у зданий много и все одинаковые), сочетая с формой ворот (таблица разновидностей окон): округлые ворота – округлые окна, угловатые ворота – угловатые окна. Чертят  окна у башен, их немного. Украшают зданий (колонны, балконы).

Пальчиковая гимнастика «Мы - строители»

Строим, строим новый дом, Пальцы рук шалашиком
Чтоб жилось уютно в нем.
Котлован глубокий роем 
На приоткрытый кулак левой руки кладут
И фундамент прочный строим. 
прямую ладонь правой с сомкнутыми
пальцами.

Ровно кирпичи кладем, 
Пальцы сжимают и ставят кулак на кулак
Стены выросли кругом. 
Ладони расправляют, пальцы смыкают
Их отштукатурим ловко, 
Трут ладонь о ладонь круговыми движениями
Получилось гладко, ровно. 
Поглаживают ладонью правой руки о тыльную сторону кисти левой
А теперь покрасим стены 
Кистью правой руки попеременно то ладонью, то тыльной стороной проводят
В цвет приятный непременно. 
по раскрытой ладони другой руки
Потолки побелим белым 
Руки вверх, плавные движения
И паркетом пол застелем. 
Стучат ладонями по ногам
Вставим двери и замки, 
Ладонь правой руки к кулаку левой
Вставим окна – раз, два, три. 
Из указательных и больших пальцев складывают окно. Загибают три пальца, начиная с большого
Газ подключим, воду, свет, 
Загибают пальцы на левой руке, начиная с мизинца
Быстро лифт пойдет наверх. 
Соединяют ладони, поднимают наверх
Потрудились от души.
Все квартиры хороши! 
Выставляют большой палец вперед

Ответы детей:  

Воспитатель предлагает детям одеть халаты и шапочки

Дети садятся  за столы и выполняют задания; высказывают предположения, проверяют опытным путём, делают умозаключения

Создание ситуации, позволяющей ребёнку реализовать свою компетентность

Помощь в решении проблемы

Создание ситуации, позволяющей ребёнку реализовать свою компетентность

Поощрение ответов детей

Создание условий, чтобы дети самостоятельно догадывались

Цель

3 часть – заключительная

Подведение итогов деятельности.

Педагогическая оценка результатов деятельности детей

Теперь, когда ваши чертежи готовы, давайте подумаем: для кого мы проектируем дворец? (для Золотой рыбки). Значит, находиться он будет… (на дне океана).

Оценка: 3-4 детей находят понравившиеся работы, объясняют почему, что интересного в выбранной ими работе.

Воспитатель: кому мы сегодня помогали? Что интересного вы узнали о профессии архитектора? Как на Руси его раньше называли?

Ребята, вы все так постарались,  ваши чертежи сложим  в конверт и отправим в сказочную страну.

Слушают воспитателя  

дети по очереди называют …

Создание ситуации, позволяющей ребёнку реализовать свою компетентность

Плавный вывод детей из

непосредственно – образовательной деятельности

Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чему научились, чего раньше не умели?

- Чему ещё хотели бы научиться?

- Что вы чувствовали?  (Было трудно, грустно, радостно, весело, не интересно, остались очень довольны и почему?)

- Как нашли решение? (в случае, если было трудно)

- Дети, сегодня вечером я предлагаю вам посмотреть сказки А.С. Пушкина

Дети подбирают смайлики настроения

Демонстрация достижений детей

Словесные поощрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по ФЦКМ и расширению кругозора во 2-й младшей группе на тему "Подарки для Алёнки"

Конспект совместной деятельности по ФЦКМ и расширению кругозора во 2-й младшей группе на тему "Подарки для Алёнки"...

Перспективное планирование дидактических игр с элементами ТРИЗ по ФЦКМ и расширению кругозора (в рамках НООД)

Перспективное планирование дидактических игр с элементами ТРИЗ по ФЦКМ и расширению кругозора (в рамках НООД)...

Конспект НООД по ФЦКМ и расширению кругозора для детей старшей группы «Лес и луг. Правила поведения»

Конспект НООД по ФЦКМ и расширению кругозора для детей старшей группы «Лес и луг. Правила поведения»...

Конспект НООД по ФЦКМ и расширению кругозора тема «Космос» (старшая группа)

Конспект НООД по ФЦКМ и расширению кругозора   тема «Космос»  (старшая группа)...

Конспект НООД по ФЦКМ и расширению кругозора в старшей группе на тему «Путешествие в прошлое лампочки»

Конспект НООД по ФЦКМ и расширению кругозора в старшей группена тему «Путешествие в прошлое лампочки»...