Перспективное планирование дидактических игр с элементами ТРИЗ по ФЦКМ и расширению кругозора (в рамках НООД)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему

Хрушкова Людмила Аркадьевна

Перспективное планирование дидактических игр с элементами ТРИЗ по ФЦКМ и расширению кругозора (в рамках НООД)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование дидактических игр с элементами ТРИЗ по ФЦКМ и расширению кругозора в младшей группе

Месяц

Игра с элементами ТРИЗ

Тема

 НОД по ФЦКМ

Цель игры

Содержание и правила игры

Объекты

Материал

Предварительная

работа

Сентябрь

«Что умеет делать?»

«Транспорт»

«Мебель»

«Овощи с огорода»

Формирование умения выявлять функции объекта

Воспитатель называет объект, который можно показать или загадать с помощью загадки.  Дети должны определить, что умеет делать объект  или что может делаться его помощью. 

Объекты: Автомобиль, самолёт, корабль и т.д.  Шкаф, кровать, стол, стул и т.д.  Помидор, тыква, огурец, лук и т.д.

Предметные картинки или предметы, изображающие объект

Предметные картинки

-П/игра «Воробушки и автомобиль»

-Рассматривание альбома «Мебель»

-Аппликация «Овощи на столе»

 -Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

Октябрь

«Где

живёт?»

«Моя семья»

«Чудесный мешочек» (рукотворные и природные предметы)

«Одежда»

«Аквариум»

Формирование умения выявлять над- системные связи

Воспитатель или ребёнок называет объект.  В младшем дошкольном возрасте - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы и социума. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов. 

Объекты: Папа, мама, бабушка, любовь, добро и т.д.  Дерево,  стол, кастрюля, снег и т.д. Пальто, платье, брюки  и т.д.  Рыбка, аквариум, вода, воздух и т.д.

- Рассматривание семейного альбома

- Беседа «Что создала природа, что создал человек» в сопровождении электронной презентации

-Игра «Сундучок» (Одежда)

-Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме

Ноябрь

«Чем

похожи?»

«Рукотворный мир»

«Природный мир»

«Имена товарищей»

«Домашние животные и их детёныши»

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем

Воспитатель или ребенок называет  два объекта, а дети определяют и называют, чем они похожи.
 Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты.
 

Объекты: Шапка и дом, костёр и дождь и т.д.  Маша и Саша, Дима и Петя и т.д., корова и котёнок, кошка и козлёнок, лошадь и щенок, собака и жеребёнок  и т.д.

-Беседа «Что мы можем сделать своими руками?»

-Наблюдение за природными объектами на выбор детей

-Словесная игра «Кто ушёл?»

-Чтение рассказов К.Ушинского о домашних животных

 

Месяц

Игра с элементами ТРИЗ

Тема

 НОД по ФЦКМ

Цель игры

Содержание и правила игры

Объекты

Материал

Предварительная

работа

Декабрь

«Путаница»

«Найди предметы рукотворного мира»

«Наш зайчонок заболел»

 «Подкормим птиц зимой»

Формирование умения классифицировать объекты

Для игры используется «модель мира», которая на первом этапе ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. Обозначения на модели мира определяются вместе с детьми цветом или в виде руки и дерева. Воспитатель просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть модели мира, а затем воспитатель обобщает. 

Объекты:  Корзина, стиральная машина, дом, еловая шишка, кленовый лист и т.д. Градусник, малиновое варенье, шарф, витамины и т.д. Синица, воробей, голубь, кормушка,  гнездо, дятел, дупло, пшено, семечки и т.д.

Предметные картинки или предметы, изображающие объект

- Словесная игра «Природа-человек»  

- Сюжетно-ролевая игра «Детская больница»

-Беседа «Деревянные предметы»

- Изготовление кормушек для птиц из бросового материала

-Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой»

Январь

«Покажи, кто ты»

«Предметы ухода за волосами»

«Природный мир»

«Рукотворный мир»

«Зимние явления природы»

Формирование умения выявлять функции объекта

Воспитатель просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяются,  кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к воспитателю.  Игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать. Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами. 

Объекты: Расчёска, бигуди, шампунь и т.д. Берёза, дождь, гроза, ветер, камень и т.д. Картина, мыло, тарелка, ванна и т.д. Сугроб, снежинка, сосулька и т.д.

-Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

-Наблюдение за снегопадом

- Изготовление снежных построек на участке детского сада

-Творческое рисование «Снегопад»

Февраль

«Чем был-чем стал»

«Сумка Айболита»

«Свойства дерева»

«У меня живёт котёнок»

Формирование умения определять линию развития объекта

Воспитатель называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении. 
Объекты: Градусник для измерения температуры тела, медицинский халат, грелка и т.д., фонендоскоп, шпатель медицинский и т.д., молоко, рыба, кошка и т.д.

-Чтение «Доктор Айболит» К.Чуковского

- Сюжетно-ролевая игра «Больница»

-Рассматривание деревянных предметов и игрушек

-Наблюдение за кошкой и котёнком (видео)

Месяц

Игра с элементами ТРИЗ

Тема

 НОД по ФЦКМ

Цель игры

Содержание и правила игры

Объекты

Материал

Предварительная

 работа

Март

«Волшебный светофор»

«Свойства бумаги»

«Родной город»

«Комнатные растения»

Формирование умения детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта

У "волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом  рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребёнком, а после показа может быть убран.
Объекты:  Тетрадь, салфетка, книга, дерево,  и т.д.  Автомобиль,  продукты, мебель, дом и т.д. Вода, семена, лейка, тряпочка, солнце, земля, фартук и т.д.

Предметные картинки или предметы, изображающие объект

-Опыты с бумагой

-Рассматривание альбома «Мой родной город Шарья»

-Наблюдение за цветением фиалок

Апрель

«Хорошо – плохо»

 «Детский сад»

«Тарелочка из глины»

«Весенняя природа»

Формирование умения выделять в предметах и объектах  положительные и отрицательные стороны

Ведущим называется любой объект или  явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

Объекты: Воспитатель, обед, прогулка, игрушки, краски  и т.д. Глина, посуда, глиняная игрушка и т.д. Лужа, солнце, проталинка, лужайка и т.д.

-Электронная презентация «Роботы –помощники в детском саду»

-Наблюдение за работой гончара (презентация)

-Рассматривание глиняных изделий

- Опыты с талым снегом

Май

«Теремок»

«Что лучше: бумага или ткань?»

«Труд повара»

«Опиши предмет»

«Экологическая тропа»

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем

Детям раздаются различные предметные картинки. Воспитатель берёт на себя роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?» В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если ты скажешь, чем ты похож на меня или чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции, по составным частям, по местонахождению, по видовой принадлежности.

Объекты: Книжка (теремок), альбом, погремушка, радуга, и т.д. Колпак повара (теремок), ложка, кастрюля, ваза, корзина и т.д. Гнездо (теремок), сирень, вода, синица, дождь и т.д.

- Рассматривание альбома «Ткани»

- Просмотр презентации «Её величество  - Бумага»

-Наблюдение за трудом повара на кухне детского сада

- Лото «Кому что нужно?»

-Беседа «Зелёная тропинка»

Перспективное планирование дидактических игр с элементами ТРИЗ по ФЦКМ и расширению кругозора в средней группе

Месяц

Игра с элементами ТРИЗ

Тема

 НОД по ФЦКМ

Цель игры

Содержание и правила игры

Объекты

Материал

Предварительная

работа

Сентябрь

«Теремок»

«Мои любимые предметы»

«Моя семья»

«Что нам осень принесла?»

«У медведя во бору»

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем

Каждый ребёнок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к «теремку»

- Тук, тук, кто в теремочке живет? 
- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто? 
- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок? 
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. 
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их.

Объекты: Стол, ваза, картина и т.д. Папа, мама, дочь и т.д. Яблоко, вишня, тыква и т.д.

Предметные картинки или предметы, изображающие объект

Предметные картинки

-Демонстрация электронной презентации «Предметы вокруг нас»

-Сюжетно-ролевая игра «Семья»

-Аппликация из осенних листьев творческая

-П/игра «У медведя во бору»

Октябрь

«Мои друзья»

«Петрушка трудится »

«Мои друзья»

«Декоративные птицы»

«Экологическая тропа»

Формирование умения определять роль объекта материального мира и по его свойству находить подобный объект

Роль ведущего выполняет ребёнок и просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Я - лопата. Мои друзья - это то, что умеет копать.

Я – говорящий попугай. Мои друзья - это те, кто умеет говорить.
Я – травка. Мои друзья - это те, кто умеет расти.

Объекты: Лопата, земля, вода и т.д. Попугай, перо, клюв и т.д.  Гнездо, берёза, тропинка, осень и т.д.

- Лото «Кому что нужно?» (профессии)

-Наблюдение поведением попугая и канареек (видео)

-Демонстрация электронной презентации «Унылая пора – очей очарованье»

Ноябрь

«Маша - растеряша»

«Петрушка идёт рисовать»

«Детский сад наш так хорош»

«Осенние посиделки»

«Жизнь диких животных зимой»

Формировать умение видеть ресурсы решения проблем

Ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:

 - Ой! 

- Что с тобой?
- Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду

(называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать)? 
Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.

Объекты: Краски, кисть, палитра и т.д. Воспитатель, дети, групповая комната. и т.д.  Корова, коза, лошадь и т.д. Медведь, белка, барсук и т.д.

- Составление рассказов из личного опыта на тему «Я рисую…»»

-Чтение произведения В.Осеевой «До первого дождя»

 - Электронная презентация  «Наши любимые домашние животные»

-Наблюдение за поведением зайца зимой (видео)

Месяц

Игра с элементами ТРИЗ

Тема

 НОД по ФЦКМ

Цель игры

Содержание и правила игры

Объекты

Материал

Предварительная

работа

Декабрь

«Волшебный светофор»

«Петрушка - физкультурник»

«Что такое улица?»

«Дежурство в уголке природы»

«Почему растаяла Снегурочка?»

Формирование умения детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта

У "волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом  рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребёнком, а после показа может быть убран.
Объекты:  Гантели, кеды, турник, футбольный мяч и т.д.  Автомобиль, пешеходный переход, инспектор ГИБДД  и т.д. Вода, семена, лейка, тряпочка, солнце, земля, фартук и т.д. Снег, лёд, солнце т.д.

Предметные картинки или предметы, изображающие объект

-Беседа «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

-Наблюдение за работой светофора на пешеходном переходе

-Беседа «Уход за комнатными растениями в уголке природы»

-Опыты со снегом и льдом

Январь

«Раз, два, три, ко мне беги!»

«Воздушный шарик»

«Замечательный врач»

«Стайка снегирей»

Формировать умение детей сравнивать системы

Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется. Дети могут просто загадать какой-либо предмет  без использования картинки. По словам «Раз, два, три, у кого есть воздух,  ко мне беги!» дети подбегают к ведущему. Объекты: Воздух и т.д. Крылья и т.д. Белый халат  и т. д.

-Опыты с воздухом

-Наблюдение за работой фельдшера в детском саду

-Кормление птиц на кормушке

Февраль

«Всё в мире перепуталось»

«В мире стекла»

«Наша Армия»

«Рассматривание кролика»

«Посадка лука»

Формировать умение классифицировать объекты

Ведущий игры показывает картинку с объектом. Дети  определяют, к какому миру объект относится:  если к  рукотворному миру, то требуется определить,  к какой функциональной группе  (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки).
Объекты: Ёлочная игрушка, бутылка, окно и т.д. Танк, пилотка, солдатская фляжка и т. д. Сено, кролик, морковь и т. д.  Лук, лейка, солнце, вода и т.д.

-Рассматривание предметов из стекла

-Чтение «В дозоре» И. Гамазковой

-Наблюдение за кроликом (видео)

- Подготовка «огорода на окошке»

Месяц

Игра с элементами ТРИЗ

Тема

 НОД по ФЦКМ

Цель игры

Содержание и правила игры

Объекты

Материал

Предварительная

 работа

Март

«Угадай, что я загадала»

«В мире пластмассы»

«В гостях у музыкального руководителя»

«Мир комнатных растений»

«В гости к хозяйке луга»

Формировать умение задавать наводящие вопросы и называть искомый объект.

Ведущий загадывает слово «кукла». Дети задают вопросы.  Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Им играют дети? Ведущий отвечает только «да» или «нет»,  пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу.

Объекты: Кукла, пенал, мыльница и т.д. Металлофон, колокольчик, пианино и т.д. Фиалка, хлорофитум, бальзамин и т.д. Пчела, ромашка, трава и т.д. 

Предметные картинки или предметы, изображающие объект

-Рассматривание предметов из пластмассы

-Беседа «Что нам дарит музыка»

- Наблюдение за появлением корневой системы у отпрыска хлорофитума

-Рассматривание альбома «Луговые цветы»

Апрель

«Что – то  -  часть чего-то»

«Путешествие в прошлое кресла»

«Мой город»

«Поможем Незнайке вылепить посуду»

«Экологическая тропа весной»

Формировать умение детей по отдельным частям определять целый предмет

Разрезная картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывают один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открывают следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображенное на картинке.

Объекты: Кресло, стул, табурет и т.д. Чашка, тарелка, кастрюля и т.д. Берёза, гриб, сосновая шишка, синица и т.д.

-Лото «Магазин» (мебель)

- Просмотр презентации «Город мой с названием Шарья»

-Наблюдение за работой гончара (презентация)

-Наблюдение за весенними явлениями в природе на прогулке

Май

«Цепочка»

«Путешествие в прошлое одежды»

«Наш любимый плотник»

«Насекомые»

«Скоро лето»

Формировать определять свойства объектов

Первый ребёнок называет объект, второй – его свойство, третий – объект с названным свойством, четвёртый – другое свойство нового объекта и т.д.

Объекты: Пальто, платье, трусы и т.д. Топор, пила, молоток, гвоздь и т.д. Комар, шмель, муравей и т.д. Речка, ромашка, солнце и т.д.

- Электронная презентация «Путешествие в прошлое одежды»

-Наблюдение за трудом плотника

-Рассматривание альбома «Насекомые»

- Чтение произведения «Четыре желания» К.Ушинского

Перспективное планирование дидактических игр с элементами ТРИЗ по ФЦКМ и расширению кругозора в старшей группе

Месяц

Игра с элементами ТРИЗ

Тема

 НОД по ФЦКМ

Цель игры

Содержание и правила игры

Объекты

Материал

Предварительная

работа

Сентябрь

«Что умеет делать?»

«Транспорт»

«Мебель»

«Овощи с огорода»

Формирование умения выявлять функции объекта

Воспитатель называет объект, который можно показать или загадать с помощью загадки.  Дети должны определить, что умеет делать объект  или что может делаться его помощью. 

Объекты: Автомобиль, самолёт, корабль и т.д.  Шкаф, кровать, стол, стул и т.д.  Помидор, тыква, огурец, лук и т.д.

Предметные картинки или предметы, изображающие объект

Предметные картинки

-П/игра «Воробушки и автомобиль»

-Рассматривание альбома «Мебель»

-Аппликация «Овощи на столе»

 -Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

Октябрь

«Где

живёт?»

«Моя семья»

«Чудесный мешочек» (рукотворные и природные предметы)

«Одежда»

«Аквариум»

Формирование умения выявлять над- системные связи

Воспитатель или ребёнок называет объект.  В младшем дошкольном возрасте - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы и социума. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов. 

Объекты: Папа, мама, бабушка, любовь, добро и т.д.  Дерево,  стол, кастрюля, снег и т.д. Пальто, платье, брюки  и т.д.  Рыбка, аквариум, вода, воздух и т.д.

- Рассматривание семейного альбома

- Беседа «Что создала природа, что создал человек» в сопровождении электронной презентации

-Игра «Сундучок» (Одежда)

-Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме

Ноябрь

«Чем

похожи?»

«Рукотворный мир»

«Природный мир»

«Имена товарищей»

«Домашние животные и их детёныши»

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем

Воспитатель или ребенок называет  два объекта, а дети определяют и называют, чем они похожи.
 Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты.
 

Объекты: Шапка и дом, костёр и дождь и т.д.  Маша и Саша, Дима и Петя и т.д., корова и котёнок, кошка и козлёнок, лошадь и щенок, собака и жеребёнок  и т.д.

-Беседа «Что мы можем сделать своими руками?»

-Наблюдение за природными объектами на выбор детей

-Словесная игра «Кто ушёл?»

-Чтение рассказов К.Ушинского о домашних животных

 

Месяц

Игра с элементами ТРИЗ

Тема

 НОД по ФЦКМ

Цель игры

Содержание и правила игры

Объекты

Материал

Предварительная

работа

Декабрь

«Путаница»

«Найди предметы рукотворного мира»

«Наш зайчонок заболел»

 «Подкормим птиц зимой»

Формирование умения классифицировать объекты

Для игры используется «модель мира», которая на первом этапе ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. Обозначения на модели мира определяются вместе с детьми цветом или в виде руки и дерева. Воспитатель просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть модели мира, а затем воспитатель обобщает. 

Объекты:  Корзина, стиральная машина, дом, еловая шишка, кленовый лист и т.д. Градусник, малиновое варенье, шарф, витамины и т.д. Синица, воробей, голубь, кормушка,  гнездо, дятел, дупло, пшено, семечки и т.д.

Предметные картинки или предметы, изображающие объект

- Словесная игра «Природа-человек»  

- Сюжетно-ролевая игра «Детская больница»

-Беседа «Деревянные предметы»

- Изготовление кормушек для птиц из бросового материала

-Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой»

Январь

«Покажи, кто ты»

«Предметы ухода за волосами»

«Природный мир»

«Рукотворный мир»

«Зимние явления природы»

Формирование умения выявлять функции объекта

Воспитатель просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяются,  кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к воспитателю.  Игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать. Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами. 

Объекты: Расчёска, бигуди, шампунь и т.д. Берёза, дождь, гроза, ветер, камень и т.д. Картина, мыло, тарелка, ванна и т.д. Сугроб, снежинка, сосулька и т.д.

-Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

-Наблюдение за снегопадом

- Изготовление снежных построек на участке детского сада

-Творческое рисование «Снегопад»

Февраль

«Чем был-чем стал»

«Сумка Айболита»

«Свойства дерева»

«У меня живёт котёнок»

Формирование умения определять линию развития объекта

Воспитатель называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении. 
Объекты: Градусник для измерения температуры тела, медицинский халат, грелка и т.д., фонендоскоп, шпатель медицинский и т.д., молоко, рыба, кошка и т.д.

-Чтение «Доктор Айболит» К.Чуковского

- Сюжетно-ролевая игра «Больница»

-Рассматривание деревянных предметов и игрушек

-Наблюдение за кошкой и котёнком (видео)

Месяц

Игра с элементами ТРИЗ

Тема

 НОД по ФЦКМ

Цель игры

Содержание и правила игры

Объекты

Материал

Предварительная

 работа

Март

«Волшебный светофор»

«Свойства бумаги»

«Родной город»

«Комнатные растения»

Формирование умения детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта

У "волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом  рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребёнком, а после показа может быть убран.
Объекты:  Тетрадь, салфетка, книга, дерево,  и т.д.  Автомобиль,  продукты, мебель, дом и т.д. Вода, семена, лейка, тряпочка, солнце, земля, фартук и т.д.

Предметные картинки или предметы, изображающие объект

-Опыты с бумагой

-Рассматривание альбома «Мой родной город Шарья»

-Наблюдение за цветением фиалок

Апрель

«Хорошо – плохо»

 «Детский сад»

«Тарелочка из глины»

«Весенняя природа»

Формирование умения выделять в предметах и объектах  положительные и отрицательные стороны

Ведущим называется любой объект или  явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

Объекты: Воспитатель, обед, прогулка, игрушки, краски  и т.д. Глина, посуда, глиняная игрушка и т.д. Лужа, солнце, проталинка, лужайка и т.д.

-Электронная презентация «Роботы –помощники в детском саду»

-Наблюдение за работой гончара (презентация)

-Рассматривание глиняных изделий

- Опыты с талым снегом

Май

«Теремок»

«Что лучше: бумага или ткань?»

«Труд повара»

«Опиши предмет»

«Экологическая тропа»

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем

Детям раздаются различные предметные картинки. Воспитатель берёт на себя роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?» В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если ты скажешь, чем ты похож на меня или чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции, по составным частям, по местонахождению, по видовой принадлежности.

Объекты: Книжка (теремок), альбом, погремушка, радуга, и т.д. Колпак повара (теремок), ложка, кастрюля, ваза, корзина и т.д. Гнездо (теремок), сирень, вода, синица, дождь и т.д.

- Рассматривание альбома «Ткани»

- Просмотр презентации «Её величество  - Бумага»

-Наблюдение за трудом повара на кухне детского сада

- Лото «Кому что нужно?»

-Беседа «Зелёная тропинка»

Перспективное планирование игр с элементами ТРИЗ по ФЦКМ и расширению кругозора в подготовительной к школе группе

Месяц

Игра с элементами ТРИЗ

Тема

 НОД по ФЦКМ

Цель игры

Содержание и правила игры

Объекты

Материал

Предварительная

работа

Сентябрь

«Что умеет делать?»

«Транспорт»

«Мебель»

«Овощи с огорода»

Формирование умения выявлять функции объекта

Воспитатель называет объект, который можно показать или загадать с помощью загадки.  Дети должны определить, что умеет делать объект  или что может делаться его помощью. 

Объекты: Автомобиль, самолёт, корабль и т.д.  Шкаф, кровать, стол, стул и т.д.  Помидор, тыква, огурец, лук и т.д.

Предметные картинки или предметы, изображающие объект

Предметные картинки

-П/игра «Воробушки и автомобиль»

-Рассматривание альбома «Мебель»

-Аппликация «Овощи на столе»

 -Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

Октябрь

«Где

живёт?»

«Моя семья»

«Чудесный мешочек» (рукотворные и природные предметы)

«Одежда»

«Аквариум»

Формирование умения выявлять над- системные связи

Воспитатель или ребёнок называет объект.  В младшем дошкольном возрасте - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы и социума. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов. 

Объекты: Папа, мама, бабушка, любовь, добро и т.д.  Дерево,  стол, кастрюля, снег и т.д. Пальто, платье, брюки  и т.д.  Рыбка, аквариум, вода, воздух и т.д.

- Рассматривание семейного альбома

- Беседа «Что создала природа, что создал человек» в сопровождении электронной презентации

-Игра «Сундучок» (Одежда)

-Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме

Ноябрь

«Чем

похожи?»

«Рукотворный мир»

«Природный мир»

«Имена товарищей»

«Домашние животные и их детёныши»

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем

Воспитатель или ребенок называет  два объекта, а дети определяют и называют, чем они похожи.
 Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты.
 

Объекты: Шапка и дом, костёр и дождь и т.д.  Маша и Саша, Дима и Петя и т.д., корова и котёнок, кошка и козлёнок, лошадь и щенок, собака и жеребёнок  и т.д.

-Беседа «Что мы можем сделать своими руками?»

-Наблюдение за природными объектами на выбор детей

-Словесная игра «Кто ушёл?»

-Чтение рассказов К.Ушинского о домашних животных

 

Месяц

Игра с элементами ТРИЗ

Тема

 НОД по ФЦКМ

Цель игры

Содержание и правила игры

Объекты

Материал

Предварительная

работа

Декабрь

«Путаница»

«Найди предметы рукотворного мира»

«Наш зайчонок заболел»

 «Подкормим птиц зимой»

Формирование умения классифицировать объекты

Для игры используется «модель мира», которая на первом этапе ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. Обозначения на модели мира определяются вместе с детьми цветом или в виде руки и дерева. Воспитатель просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть модели мира, а затем воспитатель обобщает. 

Объекты:  Корзина, стиральная машина, дом, еловая шишка, кленовый лист и т.д. Градусник, малиновое варенье, шарф, витамины и т.д. Синица, воробей, голубь, кормушка,  гнездо, дятел, дупло, пшено, семечки и т.д.

Предметные картинки или предметы, изображающие объект

- Словесная игра «Природа-человек»  

- Сюжетно-ролевая игра «Детская больница»

-Беседа «Деревянные предметы»

- Изготовление кормушек для птиц из бросового материала

-Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой»

Январь

«Покажи, кто ты»

«Предметы ухода за волосами»

«Природный мир»

«Рукотворный мир»

«Зимние явления природы»

Формирование умения выявлять функции объекта

Воспитатель просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяются,  кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к воспитателю.  Игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать. Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами. 

Объекты: Расчёска, бигуди, шампунь и т.д. Берёза, дождь, гроза, ветер, камень и т.д. Картина, мыло, тарелка, ванна и т.д. Сугроб, снежинка, сосулька и т.д.

-Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

-Наблюдение за снегопадом

- Изготовление снежных построек на участке детского сада

-Творческое рисование «Снегопад»

Февраль

«Чем был-чем стал»

«Сумка Айболита»

«Свойства дерева»

«У меня живёт котёнок»

Формирование умения определять линию развития объекта

Воспитатель называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении. 
Объекты: Градусник для измерения температуры тела, медицинский халат, грелка и т.д., фонендоскоп, шпатель медицинский и т.д., молоко, рыба, кошка и т.д.

-Чтение «Доктор Айболит» К.Чуковского

- Сюжетно-ролевая игра «Больница»

-Рассматривание деревянных предметов и игрушек

-Наблюдение за кошкой и котёнком (видео)

Месяц

Игра с элементами ТРИЗ

Тема

 НОД по ФЦКМ

Цель игры

Содержание и правила игры

Объекты

Материал

Предварительная

 работа

Март

«Волшебный светофор»

«Свойства бумаги»

«Родной город»

«Комнатные растения»

Формирование умения детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта

У "волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом  рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребёнком, а после показа может быть убран.
Объекты:  Тетрадь, салфетка, книга, дерево,  и т.д.  Автомобиль,  продукты, мебель, дом и т.д. Вода, семена, лейка, тряпочка, солнце, земля, фартук и т.д.

Предметные картинки или предметы, изображающие объект

-Опыты с бумагой

-Рассматривание альбома «Мой родной город Шарья»

-Наблюдение за цветением фиалок

Апрель

«Хорошо – плохо»

 «Детский сад»

«Тарелочка из глины»

«Весенняя природа»

Формирование умения выделять в предметах и объектах  положительные и отрицательные стороны

Ведущим называется любой объект или  явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

Объекты: Воспитатель, обед, прогулка, игрушки, краски  и т.д. Глина, посуда, глиняная игрушка и т.д. Лужа, солнце, проталинка, лужайка и т.д.

-Электронная презентация «Роботы –помощники в детском саду»

-Наблюдение за работой гончара (презентация)

-Рассматривание глиняных изделий

- Опыты с талым снегом

Май

«Теремок»

«Что лучше: бумага или ткань?»

«Труд повара»

«Опиши предмет»

«Экологическая тропа»

Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем

Детям раздаются различные предметные картинки. Воспитатель берёт на себя роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук - тук. Кто в теремочке живет?» В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если ты скажешь, чем ты похож на меня или чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции, по составным частям, по местонахождению, по видовой принадлежности.

Объекты: Книжка (теремок), альбом, погремушка, радуга, и т.д. Колпак повара (теремок), ложка, кастрюля, ваза, корзина и т.д. Гнездо (теремок), сирень, вода, синица, дождь и т.д.

- Рассматривание альбома «Ткани»

- Просмотр презентации «Её величество  - Бумага»

-Наблюдение за трудом повара на кухне детского сада

- Лото «Кому что нужно?»

-Беседа «Зелёная тропинка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план НОД по ознакомлению с окружающим и природой и расширением кругозора (познание)

Тематический  перспективный план  познавательной образовательной деятельности....

Конспект совместной деятельности по ФЦКМ и расширению кругозора во 2-й младшей группе на тему "Подарки для Алёнки"

Конспект совместной деятельности по ФЦКМ и расширению кругозора во 2-й младшей группе на тему "Подарки для Алёнки"...

ФЦКМ и расширение кругозора. НООД в подготовительной группе "Знакомство с профессией архитектора"

ФЦКМ и расширение кругозора. НООД в подготовительной  группе "Знакомство с профессией архитектора"...

Конспект НООД по ФЦКМ и расширению кругозора для детей старшей группы «Лес и луг. Правила поведения»

Конспект НООД по ФЦКМ и расширению кругозора для детей старшей группы «Лес и луг. Правила поведения»...

Конспект НООД по ФЦКМ и расширению кругозора тема «Космос» (старшая группа)

Конспект НООД по ФЦКМ и расширению кругозора   тема «Космос»  (старшая группа)...

Конспект НООД по ФЦКМ и расширению кругозора в старшей группе на тему «Путешествие в прошлое лампочки»

Конспект НООД по ФЦКМ и расширению кругозора в старшей группена тему «Путешествие в прошлое лампочки»...