Технологическая карта НООД по ФЦКМ и расширению кругозора в старшей группе на тему «Путешествие в прошлое лампочки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хрушкова Людмила Аркадьевна

Цель: Познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nood_puteshestvie_v_proshloe_elektricheskoy_lampochki.docx44.79 КБ

Предварительный просмотр:

НООД по ФЦКМ и расширению кругозора в старшей группе

на тему «Путешествие в прошлое лампочки»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по ФЦКМ и расширению кругозора

ФИО педагога, должность: Хрушкова Людмила Аркадьевна, воспитатель.

Возрастная группа воспитанников:  старшая группа (5-6 лет) общеразвивающей направленности.

Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Цель: Познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки

Задачи:Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность, умение выдвигать предположения и делать умозаключения.

Подвести детей к пониманию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей.

Закрепить правила обращения с огнём

Вырабатывать умение нестандартно мыслить (игры ТРИЗ «Хорошо - плохо» «Чем был, чем стал»)

Вызвать положительный эмоциональный настрой, доброе отношение к сказочному герою – Стекляшкину.

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: познавательно - исследовательская

Форма организации детей: совместная подгрупповая.

Методы и приёмы:

ИКТ

ТРИЗ

Беседа

Наглядный метод

Игровой приём

Исследовательский метод

Проблемные, поисковые вопросы

Эвристический

Практический

Наглядный

Художественное слово

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный):

Компьютер

Проектор

Демонстрационный экран для показа слайдов

Электронная презентация «Путешествие в прошлое электрической лампочки»

Демонстрационный материал:

Лучина

Керосиновая лампа

Свечи парафиновые и восковые на подсвечниках

Раздаточный материал:

Подарок с «волшебными»  коробочками от Стекляшкина  (коробочки с картинками-отгадками внутри)

Фонарики маленькие

Предварительная деятельность с воспитанниками:

Знакомство с новым словом: предки, прогресс

Заучивание правила обращения с огнём в стихотворной форме

Части НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки детской инициативы

Цель

1 часть – вводная

Приветствие,  организация внимания детей, игровая мотивация, постановка цели деятельности.

Создание образовательной ситуации

Слайд №1 Титульный лист. Путешествие в прошлое электрической лампочки

Слайд № 2 Анимационная картинка «День-ночь»

- Дети, отгадайте загадку

Оно по небу гуляет

И за тучки исчезает.

День уйдет за горизонт-

Отдыхать оно идет.

Утром вновь оно опять

Будет Землю освещать.

(Солнце)

- Правильно, дети, это солнце. Днём  оно освещает всё вокруг. Но потом наступает ночь, солнце прячется и снова становится темно. И так каждый раз светлый день сменяется тёмной ночью.

Слайд № 3, 4 «В комнате темно - в комнате светло»

- Дети, когда  наступает вечер или ночь, войдя в тёмную комнату, что хочется сделать, прежде всего? (Варианты ответов детей).

- Правильно, включить свет. Всё очень просто! Включил свет и сразу же стало светло! Но, оказывается, так было не всегда. Хотите узнать об этом?

Слайд № 5 Конверт – анимационная картинка

- Внимание на экран! На нашу электронную почту пришло  письмо от сказочного героя из Цветочного городка, хотите почитать?

Слайд № 6 Письмо с загадкой

- Дети, в письме загадка, послушайте…

Коротышка - астроном,

Всё про небо знает.

В телескоп он смотрит ночью -

Звёзды изучает.

(Стекляшкин)

- Правильно, дети, это астроном Стекляшкин.

Дети смотрят на экран

Отгадывание загадки

Рассматривание проблемы и высказывание детьми вариантов решения

Отгадывание загадки

Создание положительного психологического настроя

Постановка эвристических вопросов

Формулирование цели, предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Слайд № 7  Картинка с изображением астронома Стекляшкина, который смотрит в подзорную трубу

- Дети,  недавно Стекляшкин заинтересовался тем, как же люди смогли придумать электрическую лампочку – это маленькое солнышко, которое в тёмное время суток освещает жилище каждого человека.

Слайд № 8 Картинка с изображением  Стекляшкина, который смотрит на электрическую лампочку – лампочка выключена

Слайд № 9 Картинка с изображением радостного Стекляшкина, который смотрит на электрическую лампочку – лампочка светит.

 И наш герой  отправился в путешествие. Своими впечатлениями Стекляшкин хочет поделиться с нами в электронном письме.

Дети смотрят на экран

Создание ситуации  для поддержания интереса детей к деятельности

Цель

2 часть – основная

Способствовать развитию познавательного интереса

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

Слайды № 10 Мамонты на заснеженной равнине – анимационная картинка

Слайд № 11 Люди в шкурах животных

Это случилось в далёкие-далёкие времена, когда на земле огромными стадами обитали мамонты, а люди ходили в шкурах животных

Чтобы приготовить себе еду и согреться древние люди стали использовать, а что именно, отгадайте загадку от Стекляшкина…

Слайд № 12 Стекляшкин с загадкой

Он совсем не друг ребят,

И когда те с ним шалят-

Он становится врагом

И сжигает всё кругом.

(Огонь)

Слайд № 13 Пылающий костёр

- Правильно, это огонь.

Слайд № 14 Древние люди добывают огонь

Древние люди  научились его добывать и использовать

Слайд № 15 Люди сидят у костра

Древние люди грелись в пещерах у костра.  Именно тогда они заметили, что огонь костра ярко, как солнце,  освещает их пещеру…

 Слайд № 16 Люди охотятся на мамонта, отбиваются от него огнём 

Днём древние люди добывали себе еду, охотились на диких зверей…

Слайд № 17 Древние люди рисуют наскальные рисунки, изображающие охоту

После тяжёлой охоты  древние художники рисовали рисунки  на стенах своей пещеры.

Вопросы:

- Как вы думаете, что они рисовали?

- Дети, вы заметили, что освещал картины художников вовсе не огонь костра?

- Как вы думаете, что держат древние люди в руках, когда рисуют картины?

- Это были каменные лампы.

- Догадайтесь, как древний человек мастерил каменную лампу?

Слайд № 18 Древний человек мастерит каменную лампу

- Правильно, человек брал два камня, один из которых был очень острый, и этим острым камнем он ударял по другому, делая широкое отверстие – получалась каменная чаша.

Слайд № 19 Каменная лампа

Из шерсти мамонта человек скручивал тонкую верёвочку, которую опускал на дно каменной чаши, а сверху наливал жир животного, которого принёс с охоты, верёвочка намокала, впитывая жир и  когда её поджигали – она горела, освещая темноту.

Самые первые каменные лампы были известны уже 20 тысяч лет тому назад.

Прошло много тысяч лет. Люди стали строить себе светлые и просторные дома и освещать их.

Слайд № 20 Русская изба с дымящейся трубой

Вопросы:

- Дети, как вы думаете, в это доме есть электрическая лампочка?

- Почему есть или почему нет? Как вы догадались?

- В доме нет электрической лампочки, потому что как видно на картинке не нарисованы электрические столбы  и провода, значит, и электрической лампочки тоже нет. Но зато в доме есть замечательная печь, в которой пылает огонь. И опять огонь пришёл на помощь человеку.

Слайд № 21 Горящая лучина

Люди придумали лучину. Лучина - тонкая деревянная палочка, заострённая на конце, её вставляли в подставку, которая называлась светец и зажигали от огня печи.

Слайд № 22 Берёза и заготовки для берёзовых лучин

Лучшая лучина получалась из берёзы. Лучина нужна была хорошо высушенная. Представьте себе, какой огромный запас лучины необходимо было иметь, чтобы освещать свое жилище долгими темными вечерами. Берёзовые лучины горели очень ярко и не коптили. Под лучину ставили миску с водой. После того, как лучина сгорала – её заменяли новой.

Вопрос: Почему под лучину ставили миску с водой?

Слайд № 23 Молодая женщина прядёт пряжу при лучине

Долгими зимними вечерами горела в доме лучина, освещая всё кругом. Свет лучины помогал хозяевам дома справиться со всеми делами, которые они не успели сделать за  короткий день. Хозяйки пряли пряжу, чтобы связать из ниток своим детям и мужу тёплые носки и варежки.

Слайд № 24 -26 Большая деревенская семья слушает рассказы старой бабушки при горящей лучине

Возле яркой берёзовой лучины собиралась вся большая семья, слушая рассказы старенькой бабушки. Лучина ярко горела, освещая всё вокруг, было уютно и радостно. Но вот и лучина начинала потухать, и  остался от неё лишь дымок; все стали расходиться спать, чтобы завтра встать рано-рано.

Игра ТРИЗ «Хорошо - плохо» (лучина)

Слайд № 27 Горящая избушка – анимационная картинка

Физминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Слайд № 28 Сальная свеча - анимационная картинка

Потом люди придумали свечи.  Сначала их делали из жира животных, но такие свечи неприятно пахли, и от них было очень много копоти. В середине свечи был вставлен фитиль, который зажигали от огня, чтобы свеча  горела. В доме стоял  запах жира, и было сумрачно.

Слайд № 29 Парафиновая свеча - анимационная картинка

Позднее стали делать свечи из парафина – парафиновые. Они были гораздо лучше свечей из жира животных, от них было светло и запаха тоже не было.

Вопросы:

- Что делали люди, когда горела свеча?

Слайд № 30 Человек пишет при свечах - анимационная картинка

Слайд № 31 Девушка читает при свече - анимационная картинка

Слайд № 32 Девушка шьёт при свече - анимационная картинка

Слайд № 33 Торговля овощами при свече - анимационная картинка

Слайд № 34 Молодая женщина готовит еду при свече - анимационная картинка

Слайд № 35 Восковая свеча горит - анимационная картинка

На смену свечам из парафина пришли свечи из воска. Воск получали от медоносных пчёл. Восковые свечи горят ярче и дольше, производят меньше копоти и пахнут лучше. Фитили делали из различных видов растительных волокон. При горении восковой свечи выделяются фитонциды, которые подавляют бактерии и вирусы в воздухе, очищая его. Благодаря концентрированной смеси эфирных масел луговых цветов выявляются следующие свойства свечей: расслабление, успокоение, снятие усталости и головных болей, избавление от бессонницы, антидепрессант и антисептик.

Слайд № 36 Красивые разноцветные свечи из воска

Слайд № 37 Праздничный стол, украшенный разноцветными свечами

Свечи из воска и парафина делают и в наши дни. Сейчас их используют для красивой сервировки стола, чтобы создать уютную атмосферу.

Позднее человек придумал керосиновую лампу

Слайд № 38 Горящая керосиновая лампа - анимационная картинка

Я предлагаю вам посмотреть на настоящую керосиновую лампу.

Слайд № 39 Дети играют со спичками – анимационная картинка

Но прежде чем посмотреть на настоящую керосиновую, которую люди зажигали от огня, (имя ребёнка) расскажет вам о важном правиле, которое должны знать все дети:

Спички не тронь!

В спичках огонь!

Не играй, дружок, со спичкой,

Помни, хоть она мала,

Но от спички-невелички

Может всё сгореть дотла!

Демонстрация старинной керосиновой лампы

(Воспитатель предлагает детям пройти к демонстрационному столу)

Дети, эту старинную лампу бережно сохранили мама и папа Дани Злобина и принесли нам на занятие.

Внутрь которых заливалось масло или керосин, в лампе имелся фитилёк, который поджигали, фитилёк горел огнём, свет от него исходил не очень яркий, освещая небольшое пространство вокруг. Лампа закрывалась стеклянной прозрачной колбой, огонь не мог вырваться наружу, и это предотвращало пожар в доме.

Вопросы:

-Чего не хватает на нашем столе, чтобы лампа стала светить?

Далее дети вновь просматривают презентацию

Слайд № 40 Керосиновые лампа и фонарь - анимационная картинка

Вопросы по ходу текущих слайдов:

- Для чего керосиновой лампе нужна ручка?

- Керосиновая лампа с ручкой называется фонарь

Слайд № 41 мальчик рисует при свете керосиновой лампы - анимационная картинка

- Что делали люди при свете керосиновой лампы?

Слайд № 42 Девушка читает письмо при свете керосиновой лампы - анимационная картинка

Слайд № 43 Человек зажигает керосиновую лампу и ставит её в уличный фонарь

Слайд № 44  Керосиновый фонарь - анимационная картинка

Слайд № 45 Бабушка на печи зажигает керосиновую лампу - анимационная картинка

Но люди очень мечтали о том, что придёт такое время, когда появится лампа, в которую не надо будет наливать керосин, на надо будет использовать опасный огонь, и воздух будет чистый и также она будет постоянно будет светить.

Слайд № 46 Электрические провода

Слайд № 47 Фотография русского инженера Александра Лодынина

И когда появилось электричество, 150 лет назад такую лампочку придумал русский инженер, звали его  Александр Лодынин, он жил в Санкт-петербурге. Лампочка Лодынина работала всего полчаса, и для того времени это был прогресс. Потом из лампы выкачивали воздух, и она снова продолжала работать.

Слайд № 48 Девушка читает при свете электрической лампы

Слайд № 49 Семья сидит за столом при свече электрической лампы

Слайд № 50 -54 Современные электрические лампы и светильники

В настоящее время люди пользуются современными электрическими лампочками. Они очень удобны в использовании, работают постоянно и очень экономичны.

Слайд № 55 Девочка рассматривает картинки в книжке при свете настольной лампы

Слайд № 56 - 59 Интерьер с современным освещением

Слайд № 60 От огня костра до огня от электрической лампочки- анимационная картинка

Слайд № 61, 62 Титульные листы

Дети смотрят на экран

Отгадывание загадки

Дети смотрят на экран

Рассматривание проблемы с различных позиций

и высказывание детьми предположений

Дети принимают нестандартные решения

Создание ситуации  для поддержания интереса детей к деятельности

Поощрение ответов детей

Создание ситуации  для поддержания интереса детей к деятельности

Активизация деятельности детей с помощью вопросов

Создание ситуации, позволяющей ребёнку реализовать свою компетентность

Постановка эвристических и проблемных вопросов

Создание ситуации  для поддержания интереса детей к деятельности

Активизация деятельности детей с помощью вопросов

Активизация деятельности детей с помощью вопросов

Создание игровой ситуации для нестандартного мышления

Создание ситуации  для поддержания интереса детей к деятельности

Активизация деятельности детей с помощью вопросов

Создание ситуации, позволяющей ребёнку реализовать свою компетентность

Акцент на взаимодействие с семьёй воспитанника

Создание ситуации  для поддержания интереса детей к деятельности

Создание ситуации  для поддержания интереса детей к деятельности

Цель

3 часть – заключительная

Подведение итогов деятельности.

Педагогическая оценка результатов деятельности детей

- Вот такое интересное письмо прислал нам Стекляшкин.  А ещё он нам прислал подарок, что же в нём лежит? (Предположения детей)

- Дети, здесь какие-то коробочки с дырками. Давайте заглянем внутрь и посмотрим, что там? Не видно ничего? Как же нам решить эту проблему? Посветить чем-нибудь в дырочку (телефоном, лампочкой и т.п.)

- Дети, да это волшебные коробочки, а внутри у них загадки. Отгадайте первую и вы узнаете, что можно использовать:

Я волшебную свечу

Так и сяк в руках верчу.

Не огнем горит она

Батарейками полна.

(Фонарик)

Я вам предлагаю использовать  предмет, про который вы отгадали загадку – фонарик. Догадайтесь, как это можно сделать?

(Дети проводят манипуляции с фонариком и «волшебной» коробочкой и находят лучший из способов использования фонарика)

Послушайте другую  загадку:

Послушайте следующую загадку загадку:

Дом — стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк,

Днём он спит,

А как проснётся —

Ярким пламенем зажжётся.

(Лампочка)

- Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку? Я вам предлагаю найти на коробочке цифру 1 и заглянуть в дырочку. Что вы там видите? Не видно ничего? Как же нам решить эту проблему? Посветить чем-нибудь в дырочку (телефоном, лампочкой и т.п.) Я вам предлагаю использовать  предмет, про который вы отгадали загадку – фонарик. Догадайтесь, как это можно сделать?

(Дети проводят манипуляции с фонариком и «волшебной» коробочкой и находят лучший из способов использования фонарика)

- Отгадка находится в коробочке под цифрой 2

- Ещё одна загадка от Стекляшкина:

Освещают ночь огнём

Было, чтоб светло как днём,

От зари и до зари

Светят ярко…

( Фонари)

- Отгадка находится в коробочке под цифрой 3

- И последняя загадка от нашего друга:

 Голова огнем пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу:

Лампы нет – я посвечу.

(Свеча)

- Отгадка находится в коробочке под цифрой 4

ТРИЗ игра  «Чем был, чем стал?»

Огонь был: дровами, спичками, деревом, досками и т.д.

Огонь стал: углём, золой, пеплом, пожаром и т.д.

Свеча была: воском, парафином, жиром, ниточкой и т.д.

Свеча стала: жирным пятном, огарком и т.д.

Электрическая лампочка была: стеклом, металлом, пластмассой и т.д.

Электрическая лампочка стала: стекляшками и т.д.

Фонарик был: стеклом, металлом, пластмассой, батарейкой и т.д.

Фонарик стал: игрушкой   и т.д.

Дети высказывают предположения

Отгадывают загадки

Рассматривание проблемы с различных позиций

и высказывание детьми предположений, исследовательская деятельность детей

Проверка предположений опытным путём (манипулирование с фонариком)

Дети принимают нестандартные решения

Сюрпризный момент

Постановка эвристических и проблемных вопросов

Создание ситуации  для поддержания интереса детей к деятельности

Создание игровой ситуации для нестандартного мышления

Плавный вывод детей из

непосредственно – образовательной деятельности

Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали из письма Стекляшкина?

- На что больше всего обратили внимание?

- Что ещё хотели бы узнать и увидеть?

- Кто самый главный в этой истории? (Человек, который создаёт разные замечательные предметы, чтобы жизнь становилась лучше и комфортнее.)

- Как нашли решение проблемы, когда не удалось разглядеть отгадку в волшебной коробочке? (использовали фонарик)

- Что вы чувствовали?  (Было трудно, грустно, радостно, весело, не интересно, остались очень довольны,  испытывали гордость, благодарность, почему?)

- Сегодня вечером я предлагаю вам посетить Музей нашего детского сада, где находятся  экспонаты: старинные керосиновые лампы и фонари, которыми пользовались наши прадедушки и прабабушки, сфотографируем их и пошлём нашему другу и поблагодарим его за интересное письмо.

Дети отвечают на вопросы

Словесные поощрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию (познание предметного мира) в старшей группе на тему "Путешествие в прошлое жилища"

Материал будет полезен воспитателям ДОУ для проведения открытых просмотров, методических объединений. Конспект ООД составлен по программе "Детство" с учетом ФГОС....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию с элементами развития речи в старшей группе по теме: «Путешествие в прошлое планеты Земля».

·        познакомить детей с понятием «вулканолог», «палеонтолог»;·        сформировать представление у детей о природном явлении ...

Конспект занятия в старшей группе на тему:«Путешествие в прошлое книги»

Цель: Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги.Задачи:Образовательные: Закреплять знания детей о книге и ее значении в жизни человека.Познакомить детей с историей происхожд...

Конспект по познавательному развитию (формирование целостной картины, расширение кругозора) в старшей группе по теме: «Берегите животных!»

Конспект  поможет воспитателям и родителям для проведения занятий по формированию целостной картины мира, расширить кругозор о мире животных....

Конспект. Познавательное развитие(Формирование целостной картины мира)в старшей группе на тему:"Путешествие в прошлое лампочки"

Конспект. Позновательное развитие(Формирование целостной картины мира)в старшей группе на тему:"Путешествие в прошлое лампочки"  Цель: -Создать условия для ознакомления детей с дос...

Конспект НООД по ФЦКМ и расширению кругозора в старшей группе на тему «Путешествие в прошлое лампочки»

Конспект НООД по ФЦКМ и расширению кругозора в старшей группена тему «Путешествие в прошлое лампочки»...