Конспект занятия в “Клубе юных почемучек” по опытно - экспериментальной деятельности на тему: “ Плавает -тонет
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Сычева Вера Евгеньевна

В конспекте представлены опыты и эксперименты с предметами и водой.

Они проводятся для решения проблемной ситуации по постройке  транспорта для путешествий.

Дети погружают в воду разные марериалы ( бумагу, ткань, камни, дерево и др) и делают выводы о том, что  тонет, а что нет. Воспитател ьобъясняет причину - предметы легче или тяжелее воды. 

Вторая часть  опытов посвящена предметам, наполненым водой и воздухом.  Дети высняют, что предметы с воздухом держатся на воде , так как они лечге, чем предметы с водой. Дидактическая игра "Скажи какая вода" ноит обучающий характер и развивает речь.  Занятие сопровождается двигательной активностью, чтением художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_tonet_-ne_tonet.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №8 “Рябинка” город Котовск Тамбовская область

Конспект

занятия  в “Клубе юных почемучек” по  опытно - экспериментальной деятельности

на  тему: “ Тонет -не тонет”

Разработала: воспитатель Сычева В.Е.

 

  • Цель:  развитие творческого мышления через познавательно - исследовательскую деятельность, направленную га  формирование   представлений о свойствах предметов  у детей старшего дошкольного возраста.  

Задачи:

1.    – расширять представления детей о плавающих и тонущих в воде предметах с помощью экспериментальных действий;

2.- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его использования;

3. – активизировать речевую деятельность детей, развивать способность  рассуждать и делать выводы;

– воспитывать интерес к художественной литературе;

4.    –  развивать художественное – эстетическое восприятие;  воспитывать интерес к художественному слову;

– развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт;

5. – формировать умение соблюдать безопасное поведение во время исследовательской  деятельности;

6. - совершенствовать коммуникативные навыки.

Методические приемы:  чтение художественной литературы, игровой прием, беседа,  экспериментальная деятельность.

 Оборудование:

 деревянные дощечки с отверстиями, дощечки с отверстиями из пенопласта,  металлические пластины, 2 деревянных ножа, 2 ножа из пластика,  деревянные пуговицы, 2 камешка, 2 тонкие проволоки, 2 губки, 2 дощечки, 2 куска пенопласта,  ветки,  пробки, 2 пластмассовых крышки и бутылочки, 2 стеклянных шарика, 2 деревянных полена, набор карточек «плавает-тонет», емкости с водой, полотенца, салфетки, иллюстрации, бумажные кораблики,  пластилин, ракушка, ткань, мыло.

 Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»  (в обработке А. Н. Толстого), «Кораблик»  В. Г. Сутеева, изготовление лодочки из бумаги.

Ход занятия

Вводная часть

Коммуникативная игра 

Приветствие «Передай улыбку»

Цель: способствовать объединению детей в группе, обучать элементам мимики, выразительных движений.                                    

Ход приветствия: Дети сидят на стульях по кругу, по очереди соединяют свои ладошки с ладошками соседа и «передают» улыбки друг другу.

Воспитатель обращается к детям.

Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла на работу и обнаружила , что мы с вами получили письмо по электронной почте.

Хотите узнать, от кого оно? Давайте его прочитаем.

(читаем письмо, в котором написано, что лягушата  приглашают детей в путешествие по реке).

Воспитатель: Ребята, слушайте историю. Эта история про лягушек.

(Читает стихотворение Н.Матвеевой) «Нерешительные»:
По речке не лодка, не плот,
А старая бочка плывет!
Вскочили на бочку лягушки.
Зачем? Для чего? Для просушки!
И снова попрыгали с бочки.
Зачем? Для чего? Для промочки!
Не могут лягушки решить:
В воде или в сухости жить?

Воспитатель: Ребята, понравилась вам история? (ответы детей)

А кто  из вас ответит, что еще может плыть по реке, куда еще могут запрыгнуть лягушки? (ответы детей)

Воспитатель: На чем можно совершить путешествие по  воде? (ответы детей). Ребята, я  предлагаю изготовить бумажные кораблики в технике оригами (показывает детям кораблик, изготовленный из бумаги). Затем дети с помощью инструкции и показа воспитателя делают кораблики.

Воспитатель: Дети, скажите, можно отправиться в плавание на таком кораблике? (ответы детей)

Почему нельзя? (ответы детей). Давайте проверим, так ли это.

 Опустим его на воду и посмотрим, что с ним произойдет.

(проводят опыт).

Воспитатель: Что произошло с бумажным корабликом? (ответы детей). Он держится на воде и плывет. Давайте оставим его на воде. Ребята, я предлагаю отправиться в “Лабораторию юных почемучек”.

Обращает внимание детей на предметы, изображенные на интерактивной доске( такие же есть и на столах). Лягушата прислали нам подсказки(из чего можно еще построить кораблики).

Воспитатель: Ребята, смотрите, в нашей лаборатории  есть  много разных предметов. Может, из них нам построить кораблики? (ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать прежде, чем построить кораблик? (ответы детей). Правильно, нужно узнать, какие предметы могут плавать, а какие – тонут.

 Основная часть

Воспитатель: Мы сейчас проведем эксперименты.

(на столе стоят емкости с водой и предметы, отличающиеся по свойствам).

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, из каких материалов нельзя построить кораблик? (предположения, ответы детей). Давайте поверим.

Эксперимент №1(тяжелые -легкие)

(дети опускают в воду различные предметы и материалы: камень, пластилин, пробка, ракушка, ткань, пенопласт, деревянные палочки, мыло и др.).

Эксперимент сопровождается вопросами педагога: «Почему тонет?» (тяжелый); «Почему держится на воде, плывет?» (легкий); «Пригоден для постройки кораблика?» и т.п.

После этого делаем вывод.

Вывод: все предметы делятся на две группы – те, которые тонут, и те, которые не тонут в воде.

Воспитатель: Ребята, предметы, которые плавают – легче воды, а предметы, которые тонут – тяжелее.

Свойства некоторых материалов «не тонуть»  использовали при изготовлении судов, плотов, кораблей, например… (дерево)(смотрим на слайд).

Воспитатель: Ребята, а могут пригодиться предметы, которые тонут в воде? (ответы детей).

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением якоря, уточняет, что это и для чего используют на корабле(смотрим на слайд)

Физкультминутка

Как приятно в речке плавать(плавательные движения)

Берег слева, берег справа(повороты влево-вправо)

Речка лентой впереди(потягиваемся вперед)

Сверху мостик  погляди!(поднимаем руки вверх)

Чтобы плыть еще скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками

Кто угонится за нами?(плавательные движения)

А теперь пора нам братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем(ходьба на месте)

И на травке отдыхаем.

 Эксперимент№2 (предметы с воздухом и без него ).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть  пластмассовая бутылка , давайте её опустим в воду. Что с ней произошло? Правильно, она  плавает. А теперь давайте нальем воду в  неё и опять поместим  в тот же  контейнер. Что с ней произошло? (ответы детей).

Вывод: бутылка с водой тонет, а пустая, т. е. с воздухом не тонет.

Воспитатель: Ребята, мы с вами читали сказку «Пузырь, соломинка и лапоть». Почему лапоть предложил переплыть реку на пузыре?  (ответы детей). Правильно, пузырь  – это шарик, наполненный воздухом.

Воспитатель берёт шарик надутый и пытается опустить в воду с силой (он выскакивает). Затем опускает второй шарик в воду (шарик без воздуха тонет). Воспитатель показывает детям два шарика.

Воспитатель: Ребята, чем отличаются шарики? (ответы детей).

Вывод: шарик с воздухом не тонет, а без воздуха тонет.

Воспитатель: Воздух легче воды и именно воздух не даёт шарику утонуть.

Воспитатель показывает  детям слайд ( надувной круг или нарукавники).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это такое и для чего используется? (ответы детей). Правильно, если вы не умеете плавать, то вы обязательно должны надеть их перед тем, как зайти в  воду,  также есть спасательные жилеты,  но нужно за всем этим следить, если появится маленькая дырочка, то может выйти весь воздух и человек утонет. Поэтому на кораблях используют спасательные круги из пенопласта. Это  пластмасса, наполненная пузырьками воздуха, это очень надёжно.

Воспитатель: Ребята, отличается вода в море и в реке?  (ответы детей). Правильно, вода в море солёная, в ней легче держаться на поверхности, потому что она более плотная. На земле есть  Мертвое море. В нём не растут растения и не живут животные, т. к. вода очень, очень солёная, а значит, очень плотная и в нём не возможно утонуть.

Дидактическая игра с воздушным шаром «Скажи какая?»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках воздушный шарик голубого цвета, он похож на капельку воды. Проходите на ковер, встаньте, пожалуйста, в круг, а я встану в центр круга и каждому из вас по очереди буду передавать воздушный шарик, а вы будете называть какой бывает вода, возвращать шарик мне и говорить: «Вода бывает…. (Дети называют вода бывает: мокрой, прозрачной, теплой, холодной, питьевой, талой, мёрзлой, чистой, грязной, водопроводной, речной, солёной, пресной, дождевой, морской)

Воспитатель: Молодцы! Здорово поиграли.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наш бумажный кораблик намок и утонул. Можем мы на таком кораблике отправиться в плаванье? (ответы детей). Из какого материала лучше строить корабль?

Воспитатель: Дома, вместе с родителями, вы можете построить корабли из других материалов и принести их в детский сад. Мы проверим, поплывут ли они,  и вместе с нашими  лягушатами отправимся путешествовать по реке.

Воспитатель:   Спасибо вам, ребята! Мне с вами было интересно! Давайте возьмемся за руки и скажем:

Нужно помнить всегда!

Символ жизни на Земле - вода!

Вода – это радость земли

Вода – это счастье земли.

Вода – это чудо земли.

Экономь ее и береги

Мы ведь на планете не одни!

Список литературы

1.     Брозаускас Л.Г. «Полезные игры и задания для дошкол задания для дошколят», Санкт - Петербург «Литера» 2008 г.

2.     Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: «Мазаика-Синтез», 2012

3.     Доскин, В. А. Растем здоровыми /пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М: «Просвещение», 2002.

4.     Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд. испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010

5.     Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. / Автор – составитель: Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема-конспект занятия:"Клуб юных знатоков"

Интегрированное занятие по фэмп....

Конспект занятия: Свобода выбора при опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе. Разноцветные платочки.

Создать условия для свободного выбора и развития творческой познавательно- иследовательской активности детей в процессе экспериментирования....

Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха».

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:1. Развивать исследовательские способности детей через опыты ...

Конспект занятия "Клуб юных знатоков"

Учить оперировать блоками Дьенеша...

Конспект занятия "Клуб юных знатоков"

интегрированное занятие для детей подготовительной группы...

Конспект занятия "Клуб юных зоологов"для детей 6-7 лет

Расширение знаний детей о диких животных России, обитающих в разных климатических зонах....