Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дзюба Наталия Геннадьевна

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

1. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.

2.Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидимый, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды.

3. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

4. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

5. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

6. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности

«Удивительные свойства воздуха».

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

1. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.

2.Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидимый, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды.

3. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

4. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

5. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

6. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, трубочки для коктейля, салфетки, веера, мыльные пузыри, кораблики, тазики с водой, колечки с лентами, апельсин, белые халаты.

Все по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, сегодня к нам пришли гости.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется!

Давайте поздороваемся

Дети: Доброе утро!

Воспитатель: Присаживаемся на стулья. Начнем наше занятие с загадки.

     Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем (воздух)

Дети: Воздух.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе. А как вы думаете, что такое воздух?

Дети: Воздухом мы дышим.

Воспитатель: Правильно, воздух – это то, чем мы с вами дышим.

1 Слайд (земля, атмосфера вокруг земли)

Воспитатель: Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Воздух- это удивительная оболочка вокруг Земли, которая  называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос – воздух, сфера – шар. Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям. Без воды и еды человек может прожить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут.

2 Слайд (водолаз, космонавт)

Воспитатель: Вот поэтому водолазы, когда собираются нырять, глубоко под воду, и космонавты, когда отправляются в полет, берут запасы воздуха в специальных баллонах. Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает. Чтобы это увидеть и доказать, мы превратимся в ученых- исследователей и отправимся в лабораторию. Я буду руководителем научной группы, а вы, моими помощниками. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Лаборатория – это место, где ученные проводят различные опыты и эксперименты. В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Как вы думаете, какие?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, не мешать друг другу, работать аккуратно, громко не разговаривать. В лаборатории все должно быть чисто и стерильно. Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек», чтобы исследовать воздух.

Эксперимент мы проведем – воздух мы везде найдем! 

Опыт 1 «Поймать воздух».

Воспитатель: Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух невидимый, прозрачный.

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Я научу вас ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Дети: В пакете ничего нет, он пустой.

Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?

Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха и похож на подушку.

Воспитатель: А вы видите воздух?

Дети: Нет (воздух невидимый).

Воспитатель: А вы видите свою руку?

Дети:  Да

Воспитатель: Значит, какой воздух?

Дети:  Воздух прозрачный.

Воспитатель: Правильно. Пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, почему? 

Дети: нет воздуха, весь вышел.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Ответы и предположения детей.

Воспитатель: Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо поймать и поместить в оболочку.

Опыт 2 «Воздух внутри нас».

Воспитатель: Как вы думаете, воздух есть внутри нас?

Ответы и предположения детей.

Воспитатель: Возьмите трубочки, поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? Дети: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузыри.

Воспитатель: Пузыри воздуха поднимаются наверх, воздух легче воды. Значит, внутри нас есть воздух.

Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?

Дети:  Нет, без воздуха человек умрет.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Ответы и предположения детей.

Воспитатель: Правильно. Вывод: Человек не может жить без воздуха. Опыт 3 «Игра с пузырями»

Воспитатель: У меня есть мыльные пузыри. Я знаю, что вы очень любите играть с мыльными пузырями.

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей

1, 2, 3, 4, 5 ни за что их не поймать.

Дети подходят к столу и берут мыльные пузыри, игра с мыльными пузырями.

Воспитатель: В каждом пузыре есть воздух. Мыльная пленка наполняется воздухом и отрывается от петельки, легкие воздушные пузыри летают.

Воспитатель: Ребята, а как воздух попадает к нам? Чем мы вдыхаем?

Дети: Через нос

Воспитатель: Давайте покажем, как мы дышим.

Дыхательная гимнастика. Вдох через нос, выдох через рот.

Воспитатель: Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, мы видим воздух?

Дети: Нет.

Опыт 4 с бумажной салфеткой.

Воспитатель: Возьмите салфетки, сделайте вдох и выдох. А с салфеткой видно?

Дети: Видно, салфетка шевелится.

Воспитатель: При выдохе, образуется движение воздуха, и салфетка приходит в движение.  Какой сделаем вывод?

Ответы  и предположения детей.

Воспитатель: Правильно. Вывод: Воздух может двигать предметы. Ветер – движение воздуха.

Опыт 5 с веером.

Воспитатель: Давайте устроим ветер с помощью веера. Возьмите веера, помашите на себя, теперь на соседа. Что вы чувствуете?

Дети: Ощущаем ветерок.

Воспитатель: Какой сделаем вывод?

Ответы  и предположения детей.

Воспитатель: Сделаем вывод: мы воздух не видим, но ощущаем.

Воспитатель: А сейчас давайте немного отдохнем, я предлагаю послушать музыку и  поиграть в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий, ласковый, теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.

Проводится физкультминутка «Ветерок»

Дети двигаются с лентами, музыка становится все тише и тише, и замолкает.

Воспитатель: Все молодцы, очень красиво изображали ветерок. Ветер очень изменчивый, не постоянный, он может приносить пользу и вред.

Давайте присядем, я вам буду показывать картинки, рассмотрите их и

объясните, когда ветер бывает хорошим, а когда плохим.

(Слайды)

1. Парусник в море

Дети: Ветер хороший, потому что он надувает паруса, помогает кораблю плыть.

2. Шторм

Дети: Ветер плохой, потому что он поднимает большие волны и переворачивает корабли.

3. Одуванчик

Дети: ветер хороший, потому что он разносит семена растением.

4. Лесной пожар

Дети: Ветер плохой, потому что он раздувает лесной пожар.

5. Ветряная мельница

Дети: Ветер хороший, потому что он поворачивает крылья мельницы, она мелет муку.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте установим, имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Ответы и предположения детей.

Опыт 7 с контейнером с апельсином.

Воспитатель: Вдохните воздух. Вы ощущаете запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: А теперь закройте глаза (воспитатель подносит к детям разрезанный апельсин)

Воспитатель: Чем пахнет?

Дети: Апельсинами.

Воспитатель: Так воздух имеет запах или нет?

Ответы детей.

Воспитатель: А чем пахнет в пекарне?

Дети: Хлебом.

Воспитатель: А в аптеке?

Дети: Лекарствами.

Воспитатель: Сделаем вывод: воздух запаха не имеет, но имеет свойство переносить запахи.

Воспитатель: Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Давайте подведем итог. Какого цвета воздух?

Дети: Воздух бесцветный.

Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какой вкус у воздуха?

Дети: Воздух безвкусный.

Воспитатель: Вдохните носом воздух. Какой у него запах?

Дети: Воздух без запаха.

Воспитатель: Какой вывод мы делаем?

Ответы и предположения детей.

Воспитатель: Правильно. Сделаем вывод: чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса. Молодцы ребята. Вы сегодня отлично поработали. Какие опыты понравились больше?

Ответы детей.

Воспитатель: На сегодня наши исследования закончены, но мы никогда не должны забывать, что здоровье человека зависит от того,  чем он дышит, каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Почему?

Дети: В лесу воздух чище. В лесу много деревьев.

Воспитатель: Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезнее для человека и его здоровья.

Воздух загрязняют заводы, фабрики, машины загрязняют выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух,  устраивая различные свалки. А сейчас юные исследователи, давайте подумаем, мы можем позаботиться о чистоте воздуха?

Дети: Да, можем позаботиться. Не жечь костры, не мусорить, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, выделяют кислород. Надо заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

Воспитатель: Нужно беречь нашу планету Земля. Уважаемые ученные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я хочу вручить вам медали «Юный исследователь».

Вручение медалей.

Воспитатель: Земля - наш общий дом. Мы должны жить в мире и согласии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Свойства бумаги»

Научить определять  свойства и качество бумаги  с  помощью разнообразных  опытов...

Занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка?»

Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха....

Занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности "Свойства камней "

Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами....

Методическая разработка конспекта занятия в подготовительной группе по экспериментальной деятельности «Такие удивительные камни»

Согласно ФГОС ДО в качестве основной линии работы я выделяю работу по формированию и развитию умений и навыков исследования у детей, используя в различных видах деятельности минералы. Так раскрывая вс...