Занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Казанцева Светлана Алексеевна

Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -_zanyatie_o_vozduhe.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

по экспериментальной деятельности

«Воздух-невидимка?»

                                Воспитатель  МКДОУ детского сада «Тополек»

                                Казанцева Светлана Алексеевна

                                первая  квалификационная  категория

Образовательная задача:

- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.

- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающая задача:

- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

- Развивать умение делать выводы и умозаключения.

- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.

- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

Воспитательная задача:

-Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.

- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Программное содержание: составить у детей представление о воздухе, о ветре. Изучить свойства воздуха на основе опытом и игр. Помочь детям ответить на вопрос, для чего нужен ветер. Дать некоторые экологические знания об охране воздуха от загрязнения.

Материал и оборудование: газовые платки, прозрачные стаканы на каждого

ребенка, тазы с водой, пластиковые стаканчики на каждого ребенка, трубочки, губки, стеклянная банка с ванилином, кораблики,

                                Ход занятия:

Воспитатель.

Мы занятие начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нового узнать!

(дети стоят около воспитателя, предлагается сделать  долгий выдох, а затем задержать дыхание; вдох, а затем вновь задержать дыхание.)

Воспитатель. Сколько времени мы могли не дышать? (ответы) Почему? (не

хватало воздуха).  Для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может. А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).

Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)

Воспитатель. Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.

Воспитатель. Мы дышим воздухом, который находится вокруг нас, всюду, но мы его не замечаем, он невидим. Как вы думаете, почему мы не видим воздух? (он прозрачный)

Игровое упражнение «Поймай воздух». 

Все дети берутся за концы газового платка, одновременно поднимаем его вверх и опускаем его вниз, получается купол, наполненный воздухом.

Воспитатель. Как вы думаете, где есть воздух? (ответы) А рыбы чем дышат? (воздухом). Правильно, потому что воздух растворен в воде. Земля тоже окружена воздухом со всех сторон. Он бесцветный и прозрачный, но толстый слой воздуха имеет цвет – голубое небо, освещенное солнцем. Воздух называют невидимкой, но все-таки воздух можно и увидеть и ощутить. Проделав много опытов и экспериментов, мы постараемся это доказать. Все тела природы занимают место. А воздух? Давайте проверим.

Опыт1

Воспитатель. Рассмотрим пустой стакан. Как вы думаете, что находится в стакане? (ответы детей) Но оказывается стакан не пустой, а в нем что-то есть, сейчас мы в этом убедимся. Детям предлагается в емкость с водой опустить стакан дном вверх. Вода в стакан не входит. (обращать внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно и погружать в воду медленно) Что происходит? (ответы) Почему вода не заполняет стакан? (ответы) 

Вывод: в стакане есть воздух, он то и не пускает воду, значит воздух тоже

занимает место.

Воспитатель:  А можно ли воздух увидеть? (ответы) Можно! Давайте проверим!

Опыт 2. Опускаем прямо перевернутый стакан в воду, а затем осторожно наклоняем стакан так, чтобы пузырьки воздуха выходили постепенно, уступая свое место воде.

Вывод: воздух можно увидеть. 

Воспитатель. Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т.д.)

Опыт3: Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?
А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).

 Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы.

Воспитатель. Рассмотрим губку. Что видите? (дырочки, отверстия) Как вы думаете, что находится в этих дырочках? (ответы) Что случится, если губку положить на воду? (наблюдаем)

Опыт 4: Детям предлагается погрузить губку в воду и сжать ее. В воде появляются пузырьки воздуха. Воздух из дырочек выходит в воду. Что происходит? (губка тонет) Вынуть губку из воды, подержать на воздухе, опыт повторить.

Вывод: В дырочках губки тоже находится воздух, поэтому она не тонет.

Воспитатель. Воздух также может перемещаться в пространстве.

 Опыт 5: Дети садятся на ковер кругом, закрывают глаза. В центр круга поставить стеклянную банку на дне которой находится любое пахучее вещество (в данном случае ванилин). Предложить детям сообщать о своих ощущениях.

Вывод: воздух способен переносить пыль и запахи.

Физкультминутка. (дети встают в круг взявшись за руки)

«Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся».

Когда ведущий говорит:

«Пузырь лопнул,

Разлетелись пузыри», дети опускают руки и разбегаются

Воспитатель. Продолжим исследования.

Опыт 5:  Ребята, нальем в банку воды и закроем крышкой. А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой? (нет) А где находится слой воды? (в нижней половине банки). А где слой воздуха? (в верхней половине банки). А теперь, давайте попробуем перевернуть банку. Что получилось? Правильно, вода ниже, чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.
Воспитатель. Убедимся в этом еще раз. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку. Что происходит? Что вы видите? Частички воздуха поднимаются на поверхность воды.

Вывод: Воздух легче воды.

Воспитатель. Какие ветры бывают? Все ли ветры одинаковые? Ветры разные по силе и по характеру.

По силе: сильный, слабый, тихий, порывистый.

По характеру: нежный, ласковый, веселый, суровый, капризный (то холодный, то теплый).

Воспитатель. Какие у нас бывают ветра? Как они называются? Летом: ураган, смерч (сильный страшный ветер в виде воронки, поднимает машины,

срывает крыши домов, все в себя засасывает, а когда ослабевает, все предметы падают на землю). В какой сказке ураган унес девочку с домом в волшебную страну? (ответ) Зимой: буран, метель.

Воспитатель. Какую пользу приносит ветер?

(гоняет тучи, дождь идет везде, переносит семена, помогает распространяться растениям)

Давайте проведём ещё один опыт.

Опыт 6: Опустите  медленно кораблики на воду. Предлагаю подуть на кораблик. (тихий ветер) Кораблики плывут.

Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит

с кораблями, если ветра нет? (ответы) А если ветер очень сильный? (ответы) Начинается буря и корабль может потерпеть кораблекрушение. Где чище воздух? Почему? Почему в городе воздух грязнее? (выхлопные газы от машин, заводские трубы и так далее)

Вывод: сегодня мы с вами убедились в том, что хотя воздух называют невидимкой, но мы его могли увидеть, почувствовать и понять, что воздух находится всюду.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте с вами немного поиграем. Я сегодня принесла вам мячи. (дети берут мячи и играю с ним) Как вы думаете, почему  мяч так легко  отскакивает от пола? Воздух обладает свойством сжиматься, внутри мяча сжатый воздух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе по экспериментальной деятельности.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе«Царица – водица»Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.Цель: Совершенствовать предста...

занятие для старшей группы по экспериментальной деятельности

занятие для старшей группы по экспериментальной деятельности с использованием технических средств обучения...

Занятие в старшей группе по экспериментальной деятельности

КОНСПЕКТНОД для детей старшего дошкольного возраста«Занимательные опыты»...

Открытое занятие в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»

Открытое занятие в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»...

Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха».

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:1. Развивать исследовательские способности детей через опыты ...

Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Свойства бумаги»

Научить определять  свойства и качество бумаги  с  помощью разнообразных  опытов...

Занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности "Свойства камней "

Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами....