занятие для старшей группы по экспериментальной деятельности
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

занятие для старшей группы по экспериментальной деятельности с использованием технических средств обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи:

1. Познакомить  детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

2.Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

3.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

5.Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Материал:

воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка,  трубочки, пластмассовые стаканчики, 2баночки  с плотными крышками, мелкие камушки, 4 больших таза  с водой, горячая вода в термосе,  2 пустые  бутылки,технические средства обучения (компьютер,проектор, мультфильм «Фиксики»,наглядная физ.минутка «Злая тучка», слайды с изображением городов).

Действующие лица: клоун  Любознайка (к), дети (д).

Ход:

К: -  Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! Давайте познакомимся, меня зовут клоун Любознайка. А тебя как зовут? Красивое имя.А тебя? Миша! Очень приятно. А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я  принесла: красный, зелёный,ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).

К: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Д:- Надо его посильнее надуть.

К:- Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился!  Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Д:-Воздух.

К:- Какой ещё воздух? Я ничего не вижу!(ответы)

К: -А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

К:- Получается, что воздух прозрачный, бесцветный  и невидимый?

К:- Ребята,  я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Возьмите  полиэтиленовый пакет. Посмотрите ,что в нём? (он пуст).

К:- Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет.Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).

К: -Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

(ответы).

К:-Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а  чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?(ответы).

К:- А давайте проверим!

К:-Ребята, давайте  подуем  в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

К:- Ой,ребята, что это происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки.

К:- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

К: - Я поняла, пузырьки- это  воздух, который  внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

К: - А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.

К:- Вот это да, пузырьки так быстро  поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?

К:-Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт  сильный  дождь -  на лужах тоже появляютсяпузырьки. Давайте прогоним эту тучку, и бурю остановим.

Физминутка  «Злая туча» (дети смотрят на экран и под музыку повторяют движения).

К:- А как вы думаете, что с камешками можно делать? (ответы).

К:- Да, я тоже видела во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?

К: - Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки  в  воду?

К:- Интересно, а  почему камешки тонут?  (ответы)

К: - Получается, что камешки   тяжелые, поэтому они тонут.

К:- Да, как много я узнала о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут? (ответы)

К:- Почему вы так думаете? (ответы)

К:- А давайте проверим(опускают шарики  в чашку с водой)

К:-Странно, камешки утонули, а  шарики нет. Почему так происходит, ребята?  Вы как думаете?  (ответы).

К:- Оказывается шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.

К:- Ребята, а давайте посмотрим, что думают о воздухе наши  друзья Фиксики (смотрим отрывок из мультфильма  «Фиксики», серия Воздушный шарик).

К:- Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он подымится, а вы ребята,  как думаете? (ответы).

К: - А давайте проверим так ли это. (садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт:я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю  шарик , и  ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим что произойдёт ).

К:-  Посмотрите, что происходит с шариком? (ответы).

К:- Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что  воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается  вверх, поэтому шарик надувается.Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.

К:- Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке.

К: - Что это? Наверное, это волшебные баночки.

К:- Посмотрите, а в них что- ни будь есть? (ответы).

К:-Правильно, воздух , а как он вкусно пахнет , понюхайте чем пахнет?

К:- Действительно,пахнет апельсином.

К:- Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

К:- Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).

К: Как вы думаете почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).

К:-Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

К: -А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете? (ответы).

К:- Это  получается, что я подышал грязным воздухом, и расчихался. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной? (ответы).

К: -А мы это сейчас проверим, давайте закроем рот и зажмём нос, посмотрим, как мы себя будем чувствовать.

К: - Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.

- Ребята, а как вы думаете, какой   воздух  необходим для жизни человека? (ответы).

К: - Посмотрите на фотографии, и выберите, в  каком  городе каждый из вас хотел бы жить. Почему? (ответы).

К:-  А  сейчас я предлагаю  поиграть в игру, которая называется  «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня  о воздухе.

К:- Молодцы! Ребята, мне  с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть?  Я  вам  дарю волшебные  шарики. Акакой же праздник без веселья? Предлагаю вам потанцевать!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе по экспериментальной деятельности.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе«Царица – водица»Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.Цель: Совершенствовать предста...

Занятие в старшей группе по экспериментальной деятельности

КОНСПЕКТНОД для детей старшего дошкольного возраста«Занимательные опыты»...

Открытое занятие в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»

Открытое занятие в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»...

Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха».

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:1. Развивать исследовательские способности детей через опыты ...

Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Свойства бумаги»

Научить определять  свойства и качество бумаги  с  помощью разнообразных  опытов...

Занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка?»

Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха....

Занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности "Свойства камней "

Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами....