Занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности "Свойства камней "
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Казанцева Светлана Алексеевна

Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -zanyatie_o_kamnyah.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

по экспериментальной деятельности

"Свойства камней "

Воспитатель  МКДОУ детского сада «Тополек»

Казанцева Светлана Алексеевна

первая  квалификационная  категория 

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Программное содержание:

Обучающие:   обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький);  поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивающие: развивать визуальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

Воспитательные:  воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Предварительная работа.       Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа. Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Содержание образовательной деятельности.

Воспитатель.  Ребята,  сегодня  почтальон  передал  мне  посылку,  на  ней

написано «От Хозяйки Медной горы». Давайте откроем еѐ и посмотрим, что

внутри. (Открывают и находят письмо, читают его).

«Здравствуйте, дорогие ребята! Отправляю вам посылку и надеюсь, что  вам

понравится мой подарок. Но прежде отгадайте загадку:

Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.

(ответы детей)

Воспитатель.  Давайте  поговорим  о  камнях.  Как  вы  думаете  откуда

появляются камни? Для чего нужны камни человеку?

(ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю сесть за стол и провести некоторые эксперименты.

(На столах стоит поднос, на нем камни - по 2 на каждого ребенка).

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные

. Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель. Все камни одинакового размера? Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?  

Вывод: камни бывают разных размеров.

Воспитатель. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Воспитатель. Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Воспитатель. Найдите на подносе морские камешки и положите перед собой. Посмотрите  на  них  и  скажите,  какие  они,  какого  цвета,  какая  у  них поверхность?

Дети. Они гладкие, красивые, разного цвета.

Воспитатель.  Почему они такие? (ответы детей)

Гладкими  их  делает  вода.  Нахлынувшие  волны  бьют  камни  друг  о  друга, вода со временем оттачивает у них края.

А теперь возьмите и рассмотрите обычный камень. Что можно сказать об этом камне?

(ответы детей)

Воспитатель. А сейчас давайте рассмотрим получше наши камни.

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель. Что интересного вы увидели, ребята?  (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети.  Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами?

Опыт № 5. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Воспитатель. Я предлагаю немножко отдохнуть и всем размяться.

Физкультминутка.

По дорожке мы идем,

Много камешек найдем.

Присели, собрали,

Дальше пошли.

Вот на право мы пошли,

Серых камешков нашли.

Присели, собрали-Дальше пошли.

Вот мы в гору пошли,

Пестрых камешков нашли,

Присели, собрали,

С собою в садик принесли.

Воспитатель. Представьте,  что  у камешка  есть  ухо,  пофантазируйте  и  найдите  его.  Камни  могут  хранить секреты.  Скажите  камню  тихонько,  как  вас  зовут,  кто  ваш  лучший  друг, поделитесь с  ним своей тайной. Закройте «ухо» камня пальцем  –  теперь он сохранит все в секрете. Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)

Опыт № 7. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Воспитатель. Я  предлагаю  поиграть  с  камешком.  Посмотрите  внимательно  на  камень  в своих  руках,  запомните  его.  А  теперь  давайте  сложим  все  камни  в  кучку. Перемешаем их и снова возьмем только свои камешки. (Дети выполняют) 

Воспитатель. Вам понравился подарок от хозяйки Медной горы?

Я тоже предлагаю сделать ей подарок. Давайте нарисуем ей наши камешки и отправим письмом. (дети садятся за стол и рисуют свои камешки) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе по экспериментальной деятельности.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе«Царица – водица»Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.Цель: Совершенствовать предста...

занятие для старшей группы по экспериментальной деятельности

занятие для старшей группы по экспериментальной деятельности с использованием технических средств обучения...

Занятие в старшей группе по экспериментальной деятельности

КОНСПЕКТНОД для детей старшего дошкольного возраста«Занимательные опыты»...

Открытое занятие в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»

Открытое занятие в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»...

Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Удивительные свойства воздуха».

Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Задачи:1. Развивать исследовательские способности детей через опыты ...

Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Свойства бумаги»

Научить определять  свойства и качество бумаги  с  помощью разнообразных  опытов...

Занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка?»

Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха....