Конспект занятия с использованием ТРИЗ - технологии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мингалимова Надежда Ивановна

Конспект занятия с использованием ТРИЗ - технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 33»

(МБДОУ «Детский сад № 33»)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием ТРИЗ – технологии в старшей группе на тему:

« В королевстве Добрых дел»

Подготовила:

Мингалимова Н.И.

Ачинск

Цель: создать условия для развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • способствовать развитию умения детей решать проблемные ситуации;
  • активизировать творческое мышление и воображение;
  •  продолжать учить находить и разрешать противоречия в предметах и явлениях;
  • обучать детей выделять противоположные признаки предметов;
  • способствовать закреплению знания героев сказок;
  • инициировать развитие у детей эмпатии.

Оборудование:

Кукла Веселинка, конверты с заданиями, картинки времен года, серебряный дождь (из бумаги), магнитофон с записью композиции «Осень» П.И.Чайковского из цикла «Времена года», мяч, предметные картинки.

Методы и приемы: упражнение, психогимнастика, игра с мячом, ТРИЗ – технология, рефлексия.

Предварительная работа: Прослушивание музыкальной композиции «Осень» П.И.Чайковского из цикла «Времена года», чтение русской народной сказки «Колобок», повторение времен года.

Ход НОД:

  1.  Оргмомент

Воспитатель приглашает детей встать в круг.

Упражнение «Здравствуй, друг»

  1. Мотивационный этап

В руках у воспитателя кукла-девочка Веселинка.

Веселинка: Доброе утро, дети! Меня зовут Веселинка. Я- помощница самой Королевы Добра и Справедливости. А зовут меня Веселинка потому, что я всегда весела и люблю всем дарить радость. Дети! Хотите стать настоящими волшебниками? Тогда приглашаю вас в Королевство Добрых Дел, где Королева Добра и Справедливости превратит вас в волшебников – стоит вам лишь попасть под ее серебряный дождь.

Воспитатель: А вы готовы к необыкновенным приключениям? (ответы детей)

Веселинка: Тогда в путь!

Воспитатель: Ребята, но чтобы войти в царство Доброты, нам нужно сначала показать Королеве, что мы на самом деле добрые и вежливые, тогда она «перенесет» нас в свое королевство. Для этого, давайте вспомним все вежливые слова, которые мы знаем!

Игра с мячом (в кругу) «Вежливые слова»

Воспитатель: Вот мы и очутились в царстве Доброты.

3. Основная часть

Дети подходят к первому столу с заданием. На столе игрушка-Колобок. 

Веселинка: Ну, вот мы и царстве Добрых Дел! А кто же это нас встречает?

Дети: Колобок!

Веселинка: Наверное, Колобку нужна наша помощь? А что случилось с ним в сказке?

Ответы (предположения) детей.

Вопросы воспитателя поискового характера и ответы детей:

-       Ребята, а почему Колобка съела лиса?

-       Хорошо хвастаться или нет? Почему?

-       Хорошо ли, что Колобок ушел от деда с бабой? Почему?

-       Хорошо ли, что он ушел от зверей?

-       Что плохого в этом?

-       Ребята, а как же Колобку можно спастись от лисы?

-       Кто может помочь Колобку?

-       Какие предметы могут помочь Колобку?

-       А как мы можем изменить сказку, чтобы Колобок не попал в беду?

(Дети предлагают варианты окончания сказки)

Воспитатель: Ну что ж, ребята, продолжим наш путь. А пойдем мы с вами через осенний лес. ( звучит композиция П.И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»). Дети выполняют движения по тексту, который читает воспитатель.

 Подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением времен года. Воспитатель выясняет, какие времена года изображены на картинках.

Дети аргументируют свои ответы.

Проводится игра «Противоречия в осени»

-        За что вы любите осень?

-        Весной на деревьях появляются листочки, а сенью?

-       Весной день становится длиннее, а осенью?

-        Осенью птицы улетают в теплые края, а весной?

-        Что хорошего связано с осенью?

-        Что плохого?

-        Дождик осенью: хорошо или плохо?

(Дети дают ответы).

 Дети подходят к следующему столу – находят конверт.

Веселинка: Давайте посмотрим, что в конверте?

Воспитатель: Королевство Добрых Дел сказочное и задания тоже сказочные! Нужно по строчке отгадать сказку.

*       «Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь…»

*       «А где же моя гусочка? Давайте же мне за нее девочку!»

*       «Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки, потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки».

  Дети переходят к новому заданию. На столе разложены предметные картинки. Проводится игра на выявление над-системных связей « Где живет». Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Воспитатель:

-       где живет медведь?

-       гвоздь?

-       волшебное слово?

-       радость?

-       буква «А»

-       звук?

-       слово?

-       в каких предметах нашей группы живет треугольник, прямоугольник?

-       грустная мелодия?

 Психогимнастика на развитие эмпатии « Кустик»  (проводится на ковре).

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы с вами маленькие кустики. Мы с вами слышим о чем шепчутся кустики? Нет? А почему? Они шепчутся очень тихо. А как вы думаете, о чем они мечтают? Чего боятся? Представьте, что наши ручки – это веточки, а пальчики – листочки. Мягкий ветерок ласково колышет наши листочки; мелкий теплый дождик легко касается веточек.

Дети подходят к следующему столу.

Проводится игра на выявление противоречий «Плохой – хороший».

Дети делятся на две команды. Одна команда называет положительные качества объекта, предмета; другая – отрицательные. В итоге дети приходят к выводу, что у каждого предмета, явления, героя есть и плохие и хорошие качества.

4. Рефлексия

Воспитатель приглашает детей встать в круг.

Воспитатель:  Ребята,  со всеми ли заданиями вы справились, готовы ли стать настоящими волшебниками?

(Ответы детей)      

Воспитатель:  Только ответьте, ребята, какие задания вам понравились больше всего? (ответы детей).

Воспитатель: Пока вы выполняли задание, Королева передала мне волшебный мешочек, в котором находится серебряный дождь. Ну что ж, тогда становитесь под волшебный дождь! (осыпает серебряным дождиком). И получите волшебные палочки, которые помогут вам исполнять ваши желания. До свидания!

Воспитатель: Ребята, а наше путешествие окончено. Мы многому научились и получили благодарность Королевы Добра и Справедливости!

Рефлексия (Воспитатель предлагает детям высказать свое впечатление от образовательной деятельности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия с использованием ТРИЗ-технологий тема: «Мы - изобретатели»

Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Закрепить понятие «человек-изобретатель». Обогатить знание о мире открытий и изобретений. Развивать конс...

Конспект занятия с использование ТРИЗ- технологии "Магазин игрушек"

Организуя занятия с исрользованием ТРИЗ технологии вы сможете не только познать с малышами что то новое но и закрепить пройденный материал в интересной форме....

Конспект открытого занятия с использованием ТРИЗ-технологии в подготовительной группе на тему "Домашние животные"

Цель: закрепление знаний детей о домашних животных.Задачи: Упражнять детей отвечать на вопросы полными предложениями,Упражнять в образовании притяжательных прилагательныОбобщить знания детей о пользе,...

Конспект занятия с использованием ТРИЗ-технологии в подготовительной группе «Времена года»

Цель: закрепление знаний о смене времен года через технологию ТРИЗ.Задачи:Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями;Закреплять умение работать с...

Конспект занятия с использованием элементов технологии ТРИЗ ФЭМП во второй младшей группе «Маша и Медведь»

Конспект занятия с использованием элементов  технологии ТРИЗ ФЭМП во второй младшей группе «Маша и Медведь»...

Конспект открытого занятия с использованием ТРИЗ технологий в старшей группе.

Конспект открытого занятия с использованием ТРИЗ технологий в старшей группе....