"Юные исследователи"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Калачева Елена Сергеевна

ООД по экспериментированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_issledovateli.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в подготовительной группе

«Юные исследователи»

Задачи:

Обучающие:

- расширять знания детей о неживой природе: воздухе; о его свойствах;

- обобщить имеющиеся у детей знания об органах чувств, формировать представление детей о том, что дыхание человека имеет большое значение для его жизнедеятельности;

- формировать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес;

- развивать навыки поведения опытов;

- развивать правильное дыхание;

- укреплять глазные мышцы, предупреждать утомление, снять напряжение;

Воспитывающие:

- воспитывать аккуратность при работе;

- формировать осознанное отношение к своему здоровью, желание заботиться о чистоте воздуха.

Материал:

Для воспитателя: халат, полиэтиленовый пакет, стакан и бассейн с водой, пластмассовый стакан и трубочка, воздушный шар, веер, коробочки с «запахом» и без запаха, угощение для детей.

Для детей: халаты, полиэтиленовые пакеты, стаканы на каждого ребенка, стаканы пластмассовые с водой по 1 на каждого ребенка, трубочки для коктейля на каждого ребенка, шарики воздушные на каждого ребенка, веера на каждого ребенка.

Подготовительная работа:

наблюдение, загадывание загадок на прогулке о воздухе, ветре; знакомство с некоторыми его свойствами в опытнической деятельности.

Ход образовательной деятельности

1.Вступительная часть

Дети заходят в группу, где их встречает воспитатель.

- Здравствуйте, дорогие ребята. Хотите узнать, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать? Тогда слушайте внимательно загадку:

Мы его не видим, но без него не можем.

В дом его зовем, но без него не живем. (Воздух)

- О чем мы будем говорить? (О воздухе)

- Молодцы.

2.Основная часть

- Чем мы с вами вдыхаем воздух? (Носом, ртом)

- Давайте вдохнем легко и плавно носом, а выдохнем ртом.

- А теперь вдохнем протяжно ртом и выдохнем носом.

- Что мы вдыхали носом и ртом? (ответы детей)

- Мы живем на дне огромного воздушного океана – атмосферы. Воздух – это смесь газов. Он необходим для всего живого на Земле: растений, животных и людей.

- Чем мы с вами видим? (Глазами)

- Давайте попробуем увидеть воздух глазами.

Гимнастика для глаз

(Проводится 2 раза)

Вправо смотрим – ничего,

Влево смотрим – ничего.

(Резко переводят взгляд вправо-влево)

Раз-два, раз-два – посмотри.

Глазки шире распахни.

(Выполняют круговые движения.)

Вверх глаза ты подними,

Вниз скорее посмотри,

(Поднимают и опускают глаза вверх-вниз)

Воздух в комнате найди.

- Ребята, мы так и не увидели воздух. Значит воздух какой? (Воздух невидимый, прозрачный).

Вывод: воздух прозрачный

- Давайте с вами назовем прозрачные предметы в нашей группе. (Дети называют все прозрачные предметы в группе). 

- Молодцы! Воздух везде, на земле, под землей и высоко в небе. Он каждый день находится вокруг нас. Я сейчас вам докажу, что этот самый воздух есть в этой группе.

Опыт «Поиск воздуха»

- Возьмите полиэтиленовый пакет у меня с подноса. Положите пакет в руку и сожмите в кулак. Посмотрите. Что в нем? (Пусто)

Теперь, стоя на месте, мы будем размахивать пакетом из стороны в сторону. Наберем воздух и закрутим пакет. Как вы думаете, что в пакете? Почему он надулся и стал плотным? Чем он заполнен?

Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож пакет? (Ответы детей). 

Воздух занял все место в пакете. Теперь откроем пакет и выпустим из него воздух. Что произошло с пакетом? Интересно, почему? (ответы детей).

Вывод: воздух есть вокруг нас, он заполняет все пространство.

- А вот интересно узнать, где же еще прячется воздух! Подходите к столам, сейчас мы узнаем, где прячется воздух.

Опыт «Воздух в стакане»

- Ребята, как вы думаете, что в этом стакане? (Воспитатель показывает пустой стакан по очереди всем детям, выслушивает ответы).

А вот мы сейчас и проверим.

(Перед детьми емкость с водой, на подносе стоят стаканчики, воспитатель предлагает ребятам повторять за ним действия.)

- Ребята, смотрите внимательно и запоминайте. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в емкость, стакан нужно держать очень ровно, чтобы вода не попала в стакан. Приступаем к выполнению опыта.

- Что получается? Почему стакан внутри остался сухим? Почему вода в стакан не попадает?

Вывод: вода не может проникнуть в стакан, потому что там есть воздух, и он не пускает воду.

- Ребята, опустите снова стакан в воду, но теперь уже держать его надо не прямо, а немного наклонив. Что происходит?

- Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись?

Вывод: вода с воздухом меняются местами. Воздух выходит, и поэтому стакан тонет.

- А вы говорили, что в стакане ничего нет. Что мы можем теперь сказать об этом стакане?

Опыт «Ветер – движение воздуха»

- Ребята, воздух всегда вокруг нас, как мы можем почувствовать его? (Можно помахать на себя рукой, листом бумаги, подуть на ладонь.)

- Давайте попробуем с помощью воздуха устроить ветер! Возьмите веера с подноса. Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует легкий ветерок.

Вывод: когда воздух движется, получается ветер.

Физкультминутка «Ветер»

(Движения выполняются по тексту сначала одной рукой, затем веер перекладывают в другую руку и делают то же самое)

Ветер дует на меня,

(веером машем на себя)

Ветер дует от меня

(веер от себя).

Ветер дует высоко,

(Встают на носки)

Ветер дует низко,

(садятся на корточки)

Ветер дует далеко,

(отводят руку в сторону)

Ветер дует близко.

(Машут на себя).

Опыт «Воздух в человеке»

- А вот интересно, есть ли воздух внутри нас? Как это можно узнать? (Поднести свою ладонь ко рту или носу и подышать).

- Сделайте губы дудочкой и выдохните воздух на ладонь. Какой воздух вы почувствовали? (Холодный)

- Теперь откройте рот широко и выдохните воздух. Какой воздух вы почувствовали? (Теплый)

- А теперь давайте проверим, как долго мы сможем не дышать. Закройте рот и нос и не дышите. (Воспитатель следит за тем, чтобы дети не слишком долго задерживали воздух).

- Проходите за столы, сейчас вы увидите воздух, который выходит из вас.

- Перед вами стакан с водой и трубочка. Будем вдыхать носом, а выдыхать ртом в трубочку. А вот если дуть сильно-сильно, что будет? (В стакане ничего не останется).

- Что наблюдаем? Воздух выходит из легких, проходит в рот, а изо рта мы его выдыхаем в трубочки в виде воздушных пузырьков. Какой сделаем вывод? (У нас в легких есть воздух, его вдыхаем).

Вывод: человек не может без воздуха.

- Чтобы быть здоровыми, необходимы дышать чистым свежим воздухом. К сожалению, ежедневно в атмосферу Земли выбрасывается огромное количество вредных веществ, которые загрязняют воздух. Дым сигарет, выхлопные газы, выбросы отработанных газов заводов, которые при вдыхании вызывают различные заболевания. Именно поэтому во всем мире люди заботятся о чистоте окружающей среды. А что мы с вами можем сделать для того, чтобы дышать свежим воздухом? (Надо проветривать помещение, сажать растения дома и на улице, чаще гулять в парке, в лесу, где много деревьев).

- Ребята, скажите, кто еще кроме людей дышит? (Животные, растения).

- Чем дышат растения? (ответы детей)

- Растения, как все живые организмы на Земле дышат. Они вдыхают углекислый газ, выделяя при этом кислород. А вот специальных органов дыхания у них нет! Дышат все части растения: листья, стебли, корни, а также плоды и семена. Происходит это через специальные поры, на листьях эти поры называются устьица, они способны открываться и закрываться активно в зависимости от условий окружающей среды.

- Ребята, мы с вами вдыхали воздух через нос, выдыхали ртом, не видели его глазами. А можно услышать воздух?

Опыт «Воздух можно услышать»

- Чем мы слышим? Воздух можно услышать. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? (Он внутри шариков). 

Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики. Что происходит? (Воздух выходит из шарика, и слышно шипения воздуха.)

Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

Опыт «Воздух не имеет запаха»

- Чем может пахнуть воздух? (Свежестью после дождя, едой, которая готовится на кухне, дымом, если горит костер, духами и т.д.)

- Предлагаю в этом убедиться. У меня есть контейнеры. Вы подойдете, понюхаете и каждому контейнеру прикрепим соответствующую картинку.

Дети нюхают пять контейнеров: пустой, с луком, мандарином, кофе, салфеткой, смоченной духами. Находят соответствующую картинку.

Вывод: собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие вещества.

Физкультминутка «Что мы узнали о воздухе»

Раз, два, три, четыре,

Мы про воздух говорили.

(Сгибают, разгибают пальцы рук.)

Легче он простой воды,

Не увидишь его ты.

(волнообразные движения кистями рук.)

Запахом не наделен,

Человеку нужен он.

(Машут кистями рук к лицу – делают «ветер».)

Чтоб здоровыми нам быть,

Надо с воздухом дружить.

(Поднять руки, потянуться, опустить руки через стороны вниз.)

3.Итог

- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

- Что вы запомнили о воздухе?

- Ребята, вы молодцы, хорошо работали. Теперь вы много знаете о воздухе. За это вам полагается медаль!

(Детям вручаются шоколадные медали).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

Юнный исследователь

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Проект "Юный исследователь"

Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....

Конспект совместной деятельности с детьми «Юные исследователи». Игра - конкурс.

Игра - конкурс с детьми подготовительного к школе возраста....

ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе

Целью  проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.   Задачи:Расширение пре...