Проект "Новогоднее путешествие по континентам" в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)

Наталюшкина Ольга Александровна

Проект знакомит детей с традициями празднования Нового года в России и в других странах; формирует уважительное отношение к другим народам, их культуре и создаёт условия для воспитания патриотических чувств у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №5 «Тополёк»

 

 

Творческий проект

«Новогоднее путешествие по континентам»

 

https://st2.depositphotos.com/1001009/9003/v/950/depositphotos_90031340-stock-illustration-%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8-%D0%BD%D0%B0-%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81%D0%B5.jpg

 

Автор проекта:

Наталюшкина Ольга Александровна

воспитатель 1 категории,

Мирманова Гилина Васильевна,

воспитатель 1 категории

                                            Актуальность проекта

Формирование уважительного отношения к другим народам у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность, потому что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития ребенка, постепенно складываются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.

В детском саду воспитание толерантного отношения детей друг к другу формируется средствами социально-культурной деятельности. На Земле живут люди разных национальностей. Они различны по цвету кожи и языку, на котором говорят. Но всех их объединяет одно: любят петь, танцевать, в стихах прославлять свою страну.

Всем известно, что одним из любимых праздников для детей и взрослых является Новый год. Дети верят в чудеса, которые происходят в этот день. Они знают, как отмечают этот праздник в нашей стране, знают любимых персонажей, любят получать подарки в новогоднюю ночь. А в процессе знакомства с другими странами им хочется получить новую информацию о том, как возник этот праздник, о традициях других народов. Дети готовы к усвоению новых знаний и с удовольствием их воспринимают.

Цель проекта:

-Познакомить детей с традициями празднования Нового года в России и в других странах

-Формировать у детей уважительное отношение к другим народам, их культуре

-Создавать условия для воспитания патриотических чувств

Участники проекта:

-Дети старшей группы детского сада 5-6 лет

-Воспитатели группы

-Родители группы

Вид проекта: творческий, познавательный, групповой, среднесрочный.

Задачи проекта:

-Воспитывать у детей толерантность, чувство уважения к другим национальностям

-Развивать и повышать творческий потенциал педагогов и родителей детского сада

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательной деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-эстетическое развитие

Познавательное развитие:

-Знакомить детей с традициями празднования Нового года разных народов, закреплять умение находить на карте Россию и другие страны

- Развивать патриотические чувства, любовь к Родине

-Расширять знания детей о национальностях, через различные виды деятельности

- Создать условия для формирования умения находить источники, работать с информацией

-Воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли

Речевое развитие:

-Учить детей понимать идею литературных произведений

-Учить соблюдать логику в рассказывании, описаниях

-Развивать интонационную выразительность речи

-Совершенствовать  речевое общение

-Обогащать словарный запас

Социально-коммуникативное развитие:

-Закладывание духовно - нравственных основ личности в процессе формирования представлений о дружбе народов

-Воспитание культуры общения, дружеских взаимоотношений

-Воспитание уважения к обычаям, культуре своей страны и других народов

Художественно-эстетическое:

-Приобщение к музыкальной культуре

-Донесение до сознания детей эмоциональной окраски музыки, танцев народов Мира путем выразительных средств

-Развитие способностей передавать в движении характер разных национальностей

-Развитие художественного вкуса (цветовосприятия) для создания ярких выразительных образов

-Формирование эстетического восприятия окружающего мира

Физическое развитие:

-Развитие дыхания, развитие координации движения

-Укрепление костно-мышечного аппарата

-Воспитание и развитие чувства ритма, умения перевоплощаться

Продукты проекта

- Лепбук «Такие разные Деды Морозы»

-Презентации детей «Братья Деда Мороза»

-Музыкальные игры

-Подвижные игры

-ИКТ (видеоматериал, аудиозаписи)

-Художественная литература

-Фотоматериалы

Методы:

-Тематические занятия

-Консультации для родителей

-Беседы

-Познавательно-игровые занятия

-Презентация "Танцы народов Мира"

-Слушание традиционной и классической музыки народов Мира (индийская, народов Севера, русская, итальянская "Тарантелла", "Кантри")

-Сообщения о традициях праздника «Новый год» в разных странах подготовленные с родителями.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей: расширение кругозора детей об истории возникновения праздника, его традициях; дети узнают, как празднуют Новый год не только в  нашей стране, но и за её пределами; вызвать желание участвовать в украшении группы, изготовлении поделок, в подготовке к досугу, с помощью адвент-календаря «В ожидании Нового года».

Для педагогов: развитие интереса к коллективной творческой деятельности и сплочение детского коллектива; расширить знания детей о празднике и творческих способностей.

Для родителей: рост уровня информативности родителей о деятельности ДОУ; активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

Этапы реализации проекта:

Первый этап - подготовительный

Второй этап – основной

Третий этап – итоговый.

План работы с родителями.

- Подготовить совместно с детьми рассказ-презентацию о традициях праздника в разных странах.

Подготовительный этап:

• Составление плана проекта.

• Изучение материалов по теме на различных сайтах.

• Подбор литературы

• Знакомство родителей с проектом.

• Создание адвент-календаря с заданиями

 

Основной этап

 

Знакомство с континентом

НОД

Рассказ-презентация

Игровая деятельность

I неделя

Антарктида

-Что такое континенты?

-История возникновения праздника «Новый год».

-Традиция празднования Нового года в России.

 

Подвижные игры:

«Два

Мороза»

 

II неделя

Австралия

Африка

-Родина Деда Мороза.

-Как встречают Новый год в разных странах.

Австралия

Египет

Нигерия

«Попади

снежком в корзину».

Логоритмика

III неделя

Евразия

-Братья Деда Мороза.

-Помощники Деда Мороза в разных странах.

Беларусь

Великобритания

Германия

Греция

Голландия

Испания

Италия

Украина

Швеция

Финляндия

Армения

Грузия

Турция

Казахстан

Узбекистан

Индия

Китай

Япония

Тайланд

Вьетнам

 

«Метель, снежинки,

сосульки, льдинки»

IVнеделя

Америка

-История новогодней ёлки.

-Новогодние деревья разных стран.

-Транспорт Деда Мороза и его братьев.

Аргентина

Канада

Куба

Мексика

Эквадор

 

 

Заключительный этап. Досуг «Новогоднее путешествие по континентам».

Выводы:

В результате проведенной поисковой работы дети получили объем знаний о традициях встречи Нового года в разных странах.

Данный проект:

-развил у детей чувство уважения и симпатии к разным народам, их традициям

-расширил представление детей о России

-создал условия для развития творческого потенциала каждого ребенка, а также атмосферу праздника

-создал условия для активного участия родителей в познавательно-исследовательской, художественно-продуктивной и творческой деятельности группы

Новогодний досуг стал итоговым мероприятием в рамках проекта. К нам прилетел инопланетянин, который не знал, что такое Новый год. И мы с помощью телепортации посетили разные страны: Америку, Италию, Индию, Монголию и вернулись в Россию. Здесь нас встретил Российский Дед Мороз, который рассказал о своей дружбе с другими странами, об уважительном и доброжелательном отношении с представителями разных культур, национальностей, вероисповеданий, социального статуса.

 

 

 

 


 Конспект интегрированной НОД «Путешествие по континентам»

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое»: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: Расширить и уточнить представления о континентах.

«Познавательное развитие»:

1. Закрепить представления о материках и их мире

2. Учить детей преобразовывать ход непредвиденные ситуации

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Развивать самостоятельность и творчество у детей.

2. Воспитать любовь к лепки.

«Физическое развитие»

1. Развивать координацию движений, умение выполнять движения в соответствии с текстом.

«Социально-коммуникативное развитие».

1. Учить играть в сюжетно-ролевые игры.

Предварительная работа: рассматривание карты мира, прослушивание звуков природы.

Раздаточный материал: доска для лепки, пластилин на каждого ребенка

Демонстрационный материал: слайды на доске.

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро глазки!

Вы проснулись?

Доброе утро ушки!

Вы проснулись?

Доброе утро ручки?

Вы проснулись?

Доброе утро ножки!

Вы проснулись?

А вы ребята проснулись!

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Давайте с ними поздороваемся!

(ответ Детей)

Воспитатель: Ребята посмотрите, что же такое?

Ответ детей: Глобус

Воспитатель: Правильно, глобус. Глобус – это модель нашей земли

Воспитатель: А давайте посмотрим сюда, что это?

Ответ детей: Карта

Воспитатель: Правильно, карта? Это тот же глобус, только в развернутом виде.

Воспитатель: А как вы думайте для чего нужны карта и глобус?

Ответ детей: Они позволяют увидеть расположение материков, океанов, морей.

Воспитатель: Кто такие путешественники, и что такое путешествие?

(Ответы детей).

Воспитатель: Путешественники во все времена были смелыми и отважными, умные и дружные, благодаря им открывались новые земли и создавались карты.

Воспитатель: Итак, я предлагаю отправиться в путешествие. Хотите?

(Ответ детей).

Воспитатель: Занимаейте свои места садимся по удобнее ВПЕРЕД!

(дети садяться за столы)

Воспитатель: Мы с Вами будем путешественниками. Для себя узнаем что-то для нас новое. Материки находятся друг от друга на очень большом расстоянии. Как вы думаете, на чем можно добраться с одного материка на другой?

Ответ детей: Поезд, самолет, воздушный шар

Воспитатель: Молодцы ребята, а как одним словам это назвать?

Ответ детей: Транспорт

Воспитатель: Какие виды транспорта вы еще знаете?

Ответ детей: наземный подземный водный воздушный

Воспитатель: А для того чтобы узнать на чем же мы сегодня отправимся путешествовать, вам надо отгадать загадку.

Мечтал я в детстве покорять моря,

Ходить по ним, как будто бы по суше.

Вот, вырос я. Сбылась и детская мечта –

Стал капитаном я большого

Воспитатель: Правильно, корабль, а корабль мы отнесем к какому виду транспорта?

Ответ детей: водный

Воспитатель: и так наш корабль отправляется в путь и первый наш континент это Евразия! Кто сможет на карте показать этот материк? Ребята, а давайте посмотрим, кто из животных здесь живет?

Ответ Детей: медведи зайцы волки

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: продолжаем наше путешествие! И наш корабль останавливается у берегов С. Америки! Кто мне покажет на карте? А как вы думаете, почему Северную Америку назвали так?

Ответы детей: Правильно потому что она расположена на севере.

Воспитатель: Какие животные обитают в северной Америке? (такие же, как и в России) олени, зайцы, бурые медведи, рыси.

Воспитатель : теперь наш корабль приплыл в Ю Америку! Ребята а теперь кто мне покажет на карте?

Воспитатель: А кто открыл Америку? (Христофор Колумб). Южная Америка – необычная, удивительная Земля. Там все «самое – самое»: самые большие горы, самая большая река, самые большие джунгли. А еще в ю. Америки самая большая река называется амазонка

Воспитатель: Как вы думайте, какие животные плывут по реке. Это амазонские дельфины. Дельфины – не рыбы. Они, как и люди, дышат воздухом (у них легкие). Дельфины очень дружные, спасают своих раненых товарищей. Спасали и людей.

Воспитатель: А как вы думайте, кто же еще живет в реке?

Ответ детей: Крокодил

Воспитатель: Правильно. А мы быстрее уплываем пока нас не съел крокодил.

Воспитатель: Ребята а куда же мы с вами приплыли на нашем корабле? Это что за континент?

Ответ детей : Антарктида

Воспитатель: правильно это Антарктида! Кто мне покажет на карте? Что означает белый цвет?

Ответ детей: снег, лед, холод

Воспитатель: Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней. Температура воздуха минус - 88,3*С. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели. - Айсберги

Воспитатель: Антарктида - самое холодное место на земле. Как вы думаете, есть ли в Антарктиде животные? (да).

Ответы детей: Пингвины

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: И наш корабль останавливается около Австралии! Ребята давайте посмотрим, в какой части карты материк находится, кто мне сможет показать?

Воспитатель: Ребята скажите, а кто здесь из животных живет?

Ответ детей: на этом континенте живут кенгуру.

Воспитатель: Правильно кенгуру Австралия самый маленький материк. В Австралии растут эвкалипты. Там живут сумчатые животные такие как, коала, кенгуру.

Воспитатель: И мы приплыли к последнему континенту это африка самый жаркий материк. Природа ее разнообразна. В Африке находится самая большая пустыня в мире, по которой гуляют верблюды - «корабли пустыни»

Воспитатель: Скажите, а какие животные живут в Африке?

Ответ детей: верблюд, слон, жираф, крокодил, лев, зебры, обезьяны, страус.

Воспитатель: Африка - это материк с богатейшей историей. Очень жаркий климат. Есть горы. Самая большая пустыня в мира-Сахара. Животный мир разнообразен: крокодилы, бегемоты, слоны, зебры и т. д. Осадки в некоторых районах могут идти до 24 дней подряд.

Музыкальная физминутка (про жирафа)

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришёл в гости (ответ детей (изображения жирафа) К жирафу Лимпопо никто не пришел на день рождения! Вот беда! Ребята, а мы ему поможем! (ответ детей) А давайте слепим нашему жирафу друзей

Воспитатель: посмотрим на наши доски на них лежит пластилин оранжевого цвета и коричневого цвета. Оранжевый пластилин делим на 6 частей, 5 маленьких, а одна часть побольше из нее мы будем лепить туловище.

Воспитатель: Разделили молодцы, теперь берем большую часть пластилина и лепим овал, слепили, затем вытягиваем из туловища шею для нашего жирафа. Молодцы! Отложили! Теперь приступаем к голове нашего жирафа, с помощью ладонях делаем овал и пальчиками одну часть прижимаем, хорошо и вытягиваем пальчиками уши жирафа, и остались у нас ноги, мы их раскатываем колбасками одной длины и приглаживаем пальцами к туловищу жирафа и голову! Украшаем нашего жирафа пятнами!

Воспитатель: а теперь приступим к работе самостоятельно! И не забываем последовательность лепки нашего жирафа!

Воспитатель : Молодцы, посмотрите сколько теперь у нашего жирафа Кузи друзей

Итог мультик про континенты!

   Конспект ООД по познавательному развитию: «История возникновения праздника «Новый год»

Задачи: активизировать знания детей о времени года «Зима», закрепить знания дней недели, упражнять в счете в пределах 20, познакомить детей с историей возникновения праздника «Новый год». Словарная работа со словом «посох», упражнять в сгибании бумаги гармошкой, актуализировать потребность в соблюдении праздничных традиций в детском саду и семье; создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

Ход занятия:

Песня «Серебристые снежинки» (дети заходят в группу и встают в круг)

 Разминка

На поляну, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок.

Закружился снежок,

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Любите ли вы это время года? Почему? (ответы детей)

Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие! Мы перенесемся с вами во времени и пространстве на 13 дней вперед! (дети подходят к календарю). Скажите, пожалуйста, какое сегодня число на нашем календаре? (рассматривание перекидного календаря).

Ответы детей: Сегодня 17 декабря!

Воспитатель: А какой сегодня день недели?

Ответы детей: понедельник.

Воспитатель: Давайте теперь отсчитаем на календаре 14 страниц! (счет вслух от 1 до 14). И перевернем с вами эти страницы! Итак, ребята! В какое число мы с вами попали? (ответы детей). Правильно, 31 декабря. Какой день недели? Кто знает, какой праздник отмечают в этот день? Правильно, Новый год! Каждый день мы будем начинать с того, что будем переворачивать по одной странице.

Скажите, кто-нибудь из вас знает историю этого праздника?

Рассказ воспитателя об истории возникновения праздника «Новый год»

Давным-давно праздновали Новый год 1 марта. Так, как наступала весна, и природа просыпалась ото сна. Затем начало года было перенесено на 1 сентября. Это было связано с окончанием сбора урожая. А с 1700 года по указу императора Петра 1 велено встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января (поместить на доску портрет Петра I).

Ребята, скажите, что является главной деталью праздника? (ответы детей)

Правильно, это елка. А вы знаете, почему мы наряжаем именно елку, а не другое дерево?

Рассказ воспитателя о елке: не всегда новогодний праздник украшала елка. Раньше вносили в свои жилища цветущие вишневые деревья. Новый год в то время праздновали 1 марта, и он был приурочен к пробуждению природы от зимнего сна.

Существовала такая легенда: когда родился младенец Иисус, все деревья пришли на него посмотреть. Маленькая елочка шла с севера и пришла позже всех, но не могла пробиться к младенцу – ее загораживали большие деревья. И тогда с неба посыпались звезды и украсили маленькую елочку. Она вся засияла и стала краше всех. С того момента люди и стали украшать елки для праздника.

Ребята, как вы думаете, чем раньше наряжали елку? (ответы детей)

Воспитатель: сначала праздничные деревья оформляли живыми цветами и фруктами. Затем вешали сладости, орехи и другую еду.

Однако такое большое количество украшений деревце выдержать не могло, и немецкие стеклодувы стали производить стеклянные елочные игрушки (показать стеклянную елочную игрушку).

А теперь ребята посмотрим с вами отрывки из известных мультфильмов. И убедимся с вами в том, что елку можно наряжать и старыми вещами, и конфетами (отрывок из «Щелкунчика» 14 мин 58 сек – 16 мин 45 сек, «Зима в «Простоквашино» 48 мин 28 сек – 49 мин 09 сек).

Ребята, как называются мультфильмы, которые мы просмотрели? Ребята, скажите, пожалуйста, кто является главным гостем на Новый год? (ответы детей). Правильно, Дед Мороз.

Знаете, ли вы откуда появился Дед Мороз?

Рассказ воспитателя о Деде Морозе

Раньше верили, что есть хозяин зимы и холода Мороз или как его часто называли Морозко. Считалось, что он ходит по лесам своим волшебным посохом стучит по земле, отчего начинаются сильные морозы. Это был старик с длинной бородой. С ноября по март месяц  мороз был занят дозором по полям и лесам, помогал животным и растениям пережить холодную зиму.

 На Руси зимой часто стояли лютые морозы. Чтобы Мороз не погубил посевы, его старались чем-нибудь угостить. В новогодний вечер глава семьи брал ложку овсяного киселя и звал: «Мороз! Мороз! Иди киселя отведать! Не ешь овёс!». После чего на дворе выставлялась миска с овсяным киселём.

А вы знаете, где он живет?        

Рассказ воспитателя о том, где живет наш Дед мороз с показом презентации.

- Российский Дед мороз живет в старинном русском городе, который называется Великий Устюг (слайды с 1 по 6).

Ребята, кто знает, из чего состоит костюм Деда Мороза?

Слайд 15   Облик Деда Мороза. Словарная работа со словом «посох» (трость особого вида и назначения. Считается, что в древности посохи наделялись определённой магической силой для различных целей.  Длинная и толстая палка с заострённым опорным концом).

Ребята, а кто все время сопровождает Деда Мороза? (ответы детей)

Правильно, Снегурочка? А что знаете о ней? (ответы детей)

Рассказ воспитателя о Снегурочке

В стихах и старых сказках говорится о холодном сердце внучки Деда Мороза. А доброй волшебницей, помогающей дедушке во всех новогодних делах, Снегурочка стала совсем недавно.

Слайд 16 Облик Снегурочки

Ребята, назовите, что нам необходимо для создания праздничной обстановки в группе? (ответы детей). Правильно, елка, Дед Мороз и Снегурочка (воспитатель достает елку, игрушку дед мороз и снегурочку).

Какие новогодние традиции были в России?

Хоровод возле елки

Ребята, а какие зимние забавы вы знаете? (ответы детей)

Катание на лыжах, на санях, катание на коньках

На столе выложены картинки с разными играми (лето, осень, зима). Нужно выбрать те, которые относятся к зиме,  и поместить их на магнитную доску (картинки по количеству детей).

Проведение игры

  «Лови снежок»

У воспитателей в руках две корзины.

У детей снежки из бумаги или из ваты. По сигналу участники начинают бросать снежки в пакет (снежки по количеству детей).

Воспитатель: Скажите ребята, а что обычно дарят люди друг другу на новый год? (ответы детей)

Сегодня мы с вами сделаем новогоднюю открытку своими руками.

Изготовление новогодней открытки (звучит «Песня о елочке»)


Конспект занятия "Традиции празднования Нового года в России".

Возраст воспитанников: старший дошкольный.

Цель: Расширение представлений детей о традициях празднования Нового года в России.  

Задачи:

Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о традициях празднования Нового года в России; формировать умения рассуждать о знакомых событиях, используя имеющиеся у детей знания.

Развивающие: Развивать художественно – творческие способности в создании подарка новогоднему герою.

Воспитательные: Воспитывать желание и умение работать в коллективе.

Методы и приёмы:  просмотр слайдов, загадывание загадок, физкультминутка под музыкальное сопровождение, вопросы, игра "Снежные слова", украшение игрушек.

Ход НОД:

Сейчас я загадаю вам загадку, а ответом на неё будет сказочный персонажа, который является символом Нового года в России:

Мы весной его не встретим,

Он и летом не придет,

Но зимою к нашим детям

Он приходит каждый год.

У него румянец яркий,

Борода, как белый мех,

Интересные подарки

Приготовит он для всех.

Дети: Дед Мороз!

Воспитатель: Правильно, главным символом Нового года в России является Дед Мороз. (Слайд №2)

Воспитатель: Ребята, а я знаю снежные слова! Снег, снежинка, снегурочка, снегопад, снегокат, снеговик.  Давайте мы с вами поиграем со снежком. Я вам буду бросать снежок, а вы мне назовете снежное слово.

(Бросаю снежок, а дети называют снежные слова)

Воспитатель:  Среди снежных слов, которые вы мне назвали, есть ещё один символ Нового года. Под Новый год у Доброго Волшебника много дел: всем детишкам нужно подарки приготовить, как вы думаете кто ему помогает? Отгадайте загадку:

В гости к нам приходит,

Хороводы водит,

Новый год встречает,

Деду помогает.

Тонкая фигурка -

Внученька – ... .

Дети: Снегурка.

(Педагог показывает следующий слайд№3.)

Физкультминутка:

(Динамичные упражнения  под музыку "Маленькой ёлочке" )

Воспитатель:  О чём поётся в этой песне?

Дети: О ёлочке.

Воспитатель: Можно ли назвать ёлочку символом Нового года? (Да)

(Слайд№4.)

Воспитатель: При встрече Нового года близкие люди собираются за новогодним столом, обычно вечером 31 декабря уходящего года. Они желают друг другу, чтобы всё лучшее из старого года перешло в новый.

Неизменными атрибутами новогоднего стола в России по традиции являются шампанское, салаты «Оливье» и «сельдь под шубой», мандарины.(Слайд№5.)

 

Воспитатель: В России за несколько минут до наступления нового года ( в 23:55 31 декабря) глава государства обращается к своему народу с речью, в которой обычно подводит некоторые из итогов прошедшего года, желает удачи гражданам в новом году. Обращение транслируется средствами массовой информации.

(Слайд№6.)

(Предложить одному  из детей побыть в роли президента, выступить с поздравительной речью)

Воспитатель: А также обязательными на Новый год являются: Бой курантов на Спасской башне (Слайд№7), праздничный салют (Слайд№8), новогодние подарки (Слайд№8)

Воспитатель: Вот мы и назвали самые основные традиции празднования Нового года в России. Дедушка Мороз будет очень доволен тем, что мы их знаем.


НОД в старшей группе на тему: «Путешествие  в Антарктиду».

Цель: Развивать экологическую компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

дать детям представления об особенностях географического положения, животного мира, природы Антарктиды;

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

- развивать умение работать за столами самостоятельно

- развивать речь, память, обогащать словарный запас. 

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважительное отношение к собеседнику, интерес к природе.

- воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Словарная работа:  полярник, айсберг, ледник, морской котик, океан.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением  холодных зон планеты;

- чтение книг об Антарктиде;

- игры « Кто, где живет», «Зоологическое лото»;

- аппликация на тему «Пингвины»;

- рисование на тему «Антарктида»;

- лепка на тему «Пингвины».

Оборудование и материалы:

- географическая карта,  глобус, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки, аптечка,  посылка;

- видео и  аудио сопровождение, презентация  по теме «Антарктида»;

- емкость с водой (аквариум), лед, салфетки  – опыт со льдом «Айсберг»;

- емкость с водой - чашка, крем, салфетки – на каждого ребенка ;

- карточки, карандаши для игры « Кто, где живет»;

- полотенце на каждого ребенка.

Ход НОД:

 Слайд № 1 – фон

Воспитатель: Ребята, сегодня утром  нам принесли посылку, и мы ее сейчас  откроем.

- вы хотите узнать, что в ней находится? (ответы детей)

-Что это? (воспитатель выкладывает на стол все вещи) 

Дети перечисляют предметы: карта, компас, аптечка, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки.

Воспитатель: Как вы думаете, кому они могут принадлежать все эти вещи?

( человеку для путешествий в холодные места).

Почему именно в холодные места? (в посылке лежат теплые вещи).

Воспитатель: (берет в руки карту) Что это? 

Воспитатель:  для чего нужна  карта? (чтобы знать, где находится место, куда человек поедет)

Воспитатель: (берет в руки компас) Это что?

Воспитатель: для чего он нужен (определять направление движения).

 Воспитатель: (достает и показывает аптечку). А это что такое?

Воспитатель: для чего нужна аптечка? (чтобы оказать помощь себе или другу)

Воспитатель: (берет в руки темные очки) Что это?

Воспитатель: для чего нужны темные очки? (защищать глаза от солнца – летом, от снега – зимой)

Воспитатель: (достает и показывает варежки, шапка, шарф) Что это? (дети поочередно называют варежки, шапка, шарф – теплые вещи)

Кому принадлежат все эти вещи?   (полярнику)               

Воспитатель:  для чего нужны теплые вещи? (чтобы одеться потеплей  и отправиться  путешествовать туда, где холодно)

Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь видеописьмо.

Слайд № 2- Фото полярника (письмо полярника на магнитофоне)

 Здравствуйте, дорогие ребята из п. Горный! Меня зовут Иван Николаевич Петров. Большой привет вам с Антарктиды.  Я знаю, что вы смелые, сильные, дружные ребята, любите путешествовать. Вы, когда – нибудь, видели удивительное  явление природы – полярное сияние? А хотите посмотреть?  Приглашаю вас посмотреть на это чудо  природы! Но, прежде чем увидеть полярное сияние, вы должны разгадать загадки Антарктиды. Если отгадаете все загадки, узнаете много интересного об удивительном и загадочном материке Антарктида и увидите полярное сияние.

Воспитатель:

Знает каждый человек

Самый южный материк.

Глобус мы перевернём и название найдём.

                                                             (Антарктида).

Где находится Антарктида? (Антарктида находится на Южном полюсе ).

Воспитатель: - А что же мы знаем про Антарктиду? 

Ребята, а теперь посмотрите, пожалуйста на экран.

- Это  небольшая земля, назвали её Антарктида.).

Слайд № 3- Антарктида

Воспитатель: Изображая Антарктиду на глобусе, использовали белый цвет. Воспитатель: Что же означает белый цвет? 

                                        (снег, лёд , холод).

Антарктида самое холодное место на земле.

Там никогда не бывает тёплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идёт снег и метут метели. (музыка)

 Слайд № 4 –

  -Антарктида, Антарктида! Холодна ты даже с виду,

  -Ты на глобусе цветном, ледяным лежишь пятном.

  - А на деле Антарктида  холодней, чем даже с виду.

- В холодильнике и то,  было б жарче, чем в пальто.

Воспитатель:  Первую загадку мы отгадали, следующая загадка Антарктиды

- Хотите отправиться в Антарктиду?

- А как мы доберёмся туда?

Слайд № 5 –Транспорт

  (Карточки с разными видами транспорта: велосипед, автомобиль, корабль).

- Давайте выберем транспорт.

- Садимся в корабль, как мы его назовём? (Ледокол)

Дидактическая игра: « Во что  оденемся?» (музыка)

 ( Работа за столами, перед детьми лист бумаги с картинками одежды, дети подчеркивают ту картинку, которая необходима для путешествия.)

Проверка     Слайд № 6    Молодцы, все готовы отправиться в путешествие                         

     Слайд № 7  (Ледокол)                           

- Это наш корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льдины.

- Отправляемся. (Физминутка).

                - День и ночь стучат машины,

               - От винта бежит вода.

                - Вот уже поплыли льдины,

               - И настали холода.

Воспитатель: Сейчас предстоит разгадать  вторую загадку Антарктиды

Слайд № 8  - Айсберги

- Что это за льдины?

-  Это айсберги, огромные горы льда. Они могут просуществовать 6-12 лет , постепенно тая и делясь на мелкие. Их вынесло в море. Формы у них бывают самые разные. В солнечную погоду айсберги кажутся разноцветными и выглядят очень красиво.

-Плавают или тонут айсберги?

-  Опасны ли они?

Чтобы это выяснить, мы отправляемся в лабораторию.

 Опыт со льдом:

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне поближе, я беру и помещаю в воду  большой кусок льда. Представьте, что это откололся кусок льда от айсберга.

 - Утонул он?

Дети:  Нет.

Воспитатель: Почему? ( Лед легче воды)

 Воспитатель: Где находится большая часть льда?

Дети: Под водой.

Воспитатель:  Какой вывод мы можем сделать? ( Айсберги опасны для кораблей ). Почему? ( потому что под водой находится его большая часть и она не видна, поэтому нужно плыть осторожно, чтобы не столкнуться  и не пробить дно корабля ).

Воспитатель: Ребята, лед не всегда плох, он еще и полезен.  Давайте поиграем в игру « Хорошо или плохо?» (лед хорошо – можно заморозить продукты,  чтобы не испортились; пить воду,  добавить лед в горячий чай; каток для занятий спортом – хоккей, фигурное катание; если ударишь ногу – можно приложить к больному месту и станет легче; лед плохо -  упадешь, поломаешь ногу, руку;  провалиться  и утонуть; холодно – простынешь.)

Дети хлопают в ладоши - хорошо, плохо – топают ногами. Молодцы!

Воспитатель:  Как вы думаете, могут постоянно жить люди в Антарктиде? ( нет)

Слайд № 9 Там нет городов, только станции на которых работают ученые - полярники).

Воспитатель:   Кто такие полярники? ( Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом).

Воспитатель:  Как вы думаете, что они делают в Антарктиде?( наблюдают за погодой, жизнью Антарктиды и передают свои наблюдения на большую землю)

Воспитатель:  Как вы думаете, какими качествами должны обладать люди, решившие отправиться работать на такой холодный материк? Внимание на экран

 Слайд № 9 – человечки – качества полярников.

Кто из вас, ребята, назовет эти качества? (умные, сильные, выносливые – настоящие герои, готовые   бороться с любыми трудностями, смелые, внимательные, наблюдательные, быстрые, спортивные). Да, ребята, благодаря этим смелым и отважным людям – ученым - полярникам, мы знаем о погоде,  жизни в Антарктиде.

Воспитатель:  А вы хотите быть полярниками? 

 Полярники смелые, сильные, спортивные люди. Значит нам тоже необходимо размяться.

Музыкальная физминутка:

 Слайд №  10

Слайд №  11 Воспитатель:  Антарктида - самое холодное место на земле.

 И плывут кругом вдали

Ледяные корабли…

Лишь косматая пурга         

Кружит белые снега.  Включить вой метели и вьюги       

  - Живут ли в Антарктиде животные? Оказывается, живут.

 Давайте разгадаем четвертую загадку природы

Воспитатель: Посмотрите  на экран.

Слайд № 12 Тюлень  и морской котик

 - В дальних холодных морях

   На арктических полях

  Я охочусь день - деньской,

  Крики чаек надо мной.

  Я ныряю целый день.

  А зовут меня (тюлень).

                                                     Странный гладкий серый кот

                                                       Рыбу ест, во льдах живёт,

                                                       Есть усы и хвост и ротик.

                                                       Кто же это? ( морской котик).

Воспитатель:  Вы знаете, что ученые прозвали котика пятнистый морской леопард. ( за его окрас – пятнышки на теле ) Как вы думаете, почему эти животные похожи?    У этих животных  есть морда, тело  покрыто короткой густой шерстью, есть ласты, хвост, У тюленя и у морского котика рождаются живые детеныши, покрытые короткой, густой шерстью, оба кормят детенышей молоком)

 Посмотрите, удивительные животные показались из-за снежного холма. Слайд № 13-14-15

 Они идут цепочкой, друг за другом.

 Идущий  впереди время от времени останавливается и оглядывается, нет ли отставших.

Он король полярных    льдин,

Черно-белый господин.

Ух, для птички он велик,

Ходит очень важно.

Самый южный материк

Заселил отважно. (Пингвин)

Воспитатель: Скажите, пингвин летает? Если пингвин птица и  не летает, то для чего же им нужны крылья?  (чтобы плавать).

Воспитатель: Чем покрыто тело пингвина? (плотными короткими перьями ). Почему пингвины, плавая в воде, в такую стужу, не замерзают, не превращаются в сосульку?  (Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их плотные короткие перья покрыты слоем жира ). Давайте это проверим и пройдем в нашу лабораторию – опыт с кремом и водой – каждый ребенок выполняет самостоятельно

 Воспитатель: Ребята, подвиньте поближе к себе емкость с водой. Опустите руки в воду и выньте из воды. Что вы заметили? (капли воды остаются на коже ). А теперь вытрите насухо руки и смажьте кремом, который вы видите на блюдце. Смазываем хорошо, тщательно растираем крем на коже рук. Теперь опускаем руки в воду и вынимаем из воды. Что вы заметили? ( капли воды скатываются с рук ). Тоже самое происходит с перьями пингвина.

 Какой вывод мы можем сделать?

 Слайд № 16-17

Вывод: Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их перья покрыты слоем жира.  Ребята, пингвин – это удивительная птица: они не только живут в суровых условиях, но и высиживают, растят птенцов.

Молодцы! А сейчас я предлагаю вам  поиграть в игру « Кто, где живет »

Для этого вам нужно пройти за столы.

Воспитатель: Ребята, внимательно  посмотрите на карточки и расселите  животных Антарктиды.  Карандашом подчеркните. Молодцы! Внимание на экран Слайд № 18. Еще одну загадку Антарктиды вы отгадали.

Воспитатель: Ребята, осталась одна загадка. Посмотрите на экран.

Слайд № 19 - День.

Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? (день ). Как вы это определили? (  светит солнце, дети играют  птички летают…)

Слайд № 20 - Ночь.

 

Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? ( ночь ). Как вы это определили? ( темно, на небе светит луна, звезды…)

Воспитатель: Ребята, вы знаете, в Антарктиде короткий полярный день и очень длинные полярные ночи.

Слайд № 21- День - Ночь.

Полярники работают и в темное время суток.

Воспитатель: Мы разгадали все загадки Антарктиды.

 Ребята, пока мы путешествовали в Антарктиде  уже наступила полярная ночь и мы сможем увидеть удивительное явление природы – полярное сияние.

Слайд № 23 – Видео – Слайды Полярное Сияние. Красота небесного свечения!

Воспитатель: Понравилось полярное сияние? Если вы хотите подробнее узнать об этом удивительном явлении, попросите родителей  прочитать в энциклопедии.

Воспитатель: Вот какая удивительная земля есть на нашей планете. А сейчас ребята снова садимся на наш ледокол и возвращаемся домой.

 -Заводим моторы.

-День и ночь стучат машины

       От винта бежит вода.

       Вот уже проплыли льдины,

       Отступили холода.

-До свидания, Антарктида!

Понравилось путешествовать?

У кого были затруднения? Какие?

Я думаю, что пройдет немного времени, кто – то из вас обязательно  станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой. 


НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Африку»

Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка, о животных, живущих там; познакомить с их особенностями и различиями.

Задачи.

Образовательные:

1. Уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Африки.

2. Закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли)

3. Уточнить представления детей о животных Африки: особенностях их внешнего вида.

Развивающие:

1. Обогащать словарный запас детей.

2. Развивать умение общаться во время дискуссии; решать проблемные ситуации.

3. Развивать логическое и образное мышление, внимание, память, скорость зрительно-поисковой деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

2. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Словарная работа: материк Африка, пустыня Сахара, гора-вулкан Килиманджаро, скорпион, сурикат, варан, верблюжья колючка, саванна, баобаб, зонтичные акации, гепард, леопард, водопой, джунгли, лиана, оазис.

Оборудование: презентация «Африка. Животные Африки», звуковые файлы «Голоса животных», «Гул самолета», «Звуки джунглей», демонстрационный материал модель климатических зон Африки «Пустыня, саванна, джунгли», фигурки африканских животных, карточки с силуэтами животных и «шкурок» африканских животных.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда хотите мы с вами сегодня отправимся в путешествие? Но прежде отгадайте загадку.

Материк лежит большой.

Самый жаркий и сухой,

Там и лето круглый год

Кто его мне назовет? (Африка)

 

Я приглашаю вас совершить путешествие в Африку, чтобы узнать о ней много интересного и о животных живущих там.

Но где находится Африка? Как нам это узнать (по карте). Правильно.

Презентация

2-й слайд.

Посмотрите на нашу карту. Здесь живем мы, на материке Евразия. А предстоит нам путешествие сюда (показываю, на материк Африка. Скажите, а на каком транспорте до Африки быстрее добраться? (ответы детей) Конечно на самолете. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Итак, нам пора в путь. Чтобы начать путешествие, скажем волшебные слова:

РА-РА-РА – начинается игра

СА-СА-СА – ждут в пути нас чудеса.

3-й слайд.

На экране интерактивной доски появляется самолет.

Динамическая пауза «Самолет».

Воспитатель:

Заняли места.

Воспитатель вместе с детьми произносит слова:

«Африка! Африка!

Волшебная страна.

Отправимся мы в Африку,

Давно нас ждет она.

Глазки закрываются,

Крылья расправляются.

Самолет летит вперед,

В Африку спешит народ.

Полетим на самолете,

Отдохните вы в полете».

Воспитатель: Уважаемые пассажиры! Наш самолёт снижает скорость и высоту. Осторожно, присядьте, чтоб не упасть.

В это время слышится звук летящего самолета, собирающегося пойти на посадку. Дети садятся на стульчики.

И вот наш самолет приземлился. Куда же мы с вами прилетели? (ответы детей)

- Африка, Африка – волшебный континент,

На всей большой планете

Земли прекрасней нет!

Давайте с ней познакомимся. Внимание на экран.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «АФРИКА»:

4-й слайд.

Вот так выглядит Африка на карте мира (показываю). Ой, что это за звуки? (Дети слышат голоса африканских животных). Правильно, это голоса обитателей Африки.

5-й слайд.

Изображая на карте Африку, использовали несколько цветов. Какие это цвета?

Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? (пустыня, песок). В Африке находится самая большая пустыня в мире - Сахара. Коричневый? (горы). Самая большая гора – вулкан находится в Африке и называется она Килиманджаро. Зеленый? (лес, равнины). Как вы видите этого цвета на карте Африки мало. Синий – это реки и озера.

6-й слайд.

Отправимся в африканскую пустыню. Здесь очень жарко - это царство песков. В пустыне мало воды, поэтому растений очень мало. Одно из них – верблюжья колючка. У нее очень длинный корень, чтобы добывать воду глубоко из-под земли. Ребята, как вы думаете, почему это растение назвали верблюжьей колючкой?

7-й слайд.

Там, где на поверхность земли выходят источники воды, пустыня преображается. Это оазисы.

Здесь есть вода, финиковые пальмы, плодовые деревья, травы и цветы. Сюда животные приходят на водопой.

8-й слайд.

Животные пустыни приспособлены к жаре. Это верблюд, варан, черепаха, стрела-змея, тарантул, тушканчик, скорпион.

9-й слайд.

Давайте посетим африканскую саванну. Саванна – это степь. Чем покрыта земля в саванне? (травой). Лето здесь длинное, жаркое и засушливое. Зима – короткая, дождливая. В саванне растут различные травянистые растения, но попадаются островки деревьев. Трава здесь всегда густая: желтая, сухая, когда нет дождя. И зеленая, сочная после дождей. Здесь растут гигантские деревья – баобабы. У них очень толстый ствол. Чтобы его обхватить нужно взяться за руки всей нашей группе. Ствол баобаба перенасыщен водой, чтобы в засушливый период питаться своими запасами. Летом баобаб сбрасывает листья, чтобы меньше испарять воды. А еще здесь много зонтичных акаций. Под этими деревьями нет тени, т. к. листья мелкие и повернуты ребром к солнцу. Вот такие необычные деревья здесь растут.

10-й,11-й, 12-й слайд. Показываю слайды животных африканской саванны.

- Какие животные живут в саванне? (Здесь обитает много разных животных, дети называют их при показе слайда)

13-й слайд.

А теперь отправимся в тропический лес, или как его еще называют джунгли.

Здесь большая влажность и тепло. В джунглях растут очень высокие деревья, различные травы, грибы, лианы, папоротники.

Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много. Обезьяны живут на ветках деревьев. И здесь же они находят пропитание. Что они едят?

Давайте мы с вами превратимся в обезьянок.

Физкультминутка «Мартышки».

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

Вот какие у нас получились веселые мартышки.

11-й слайд. А теперь давайте познакомимся с реками Африки. Кто в них живет, отгадайте загадку:

В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б навстречу не приплыл,

Всех проглотит..

Конечно, это крокодил.

Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Животные и их детёныши»

Игра на интерактивной доске.

У верблюда (верблюжонок)

У черепахи (черепашонок)

У страуса (страусенок)

У слона (слоненок)

У бегемота (бегемотик)

У зебры (жеребенок)

Дидактическая игра «Угадай, чья тень» (игра проводится на экране интерактивной доски)

Воспитатель: Посмотрите, животные потеряли свою тень. Поможем животным найти свою тень?

Дети: да

Воспитатель: Животные благодарят Вас, за помощь.

Дидактическая игра «Чей голос?»

Воспитатель: А теперь давайте попробуем узнать животное Африки по голосу. Готовы?

Дети: да.

Дети угадывают по голосу африканских животных.

Воспитатель. Наше путешествие продолжается. Теперь поиграем еще в одну интересную игру с африканскими животными.

[b]Дидактическая игра для детей «Угадай, чья это шкурка»[/b]

Подходите к столикам. (На столе лежат силуэты животных Африки)

Животные очень удачно приспосабливаются к природным условиям. Посмотрите на экран. (Показ африканских животных) Защитная окраска нужна не только самому хищнику, чтобы незаметно подобраться к жертве, травоядные животные очень хорошо умеют маскироваться. Перед Вами карточки с силуэтными изображениями животных. Необходимо наложить силуэт животного на карточку, соответствующую окрасу этого животного, и помочь животным остаться незаметными.

Дети накладывают силуэт и картинку с окрасом этого животного.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю Вам выбрать разноцветные карточки, лежащие на столе. На обратной стороне этих карточек цифры. Здесь у меня на столе находятся игрушки животных Африки. У каждого животного своя цифра. По очереди вы будете подходить и в соответствии с той цифрой, которая у вас на карточке, брать то животное, у которого такая же цифра. Не забудьте назвать животное Африки, которое вам досталось.

Воспитатель ставит игрушки: лев, леопард, крокодил, страус, слон, газель, носорог, зебра.

Дети выполняют задание и называют животных Африки.

Воспитатель: Какие Вы молодцы, всех животных правильно назвали. А теперь вы им поможете вернуться в их среду обитания.

Дидактическая игра «Пустыня, саванна, джунгли»

Воспитатель: Мы отправляемся дальше. Посмотрите внимательно на модель и на картинки. Что на них изображено?

Дети: Савана, пустыня и джунгли.

Воспитатель: Наши животные заблудились. Поможем «расселить» животных к месту обитания?

Дети: да

Воспитатель: Будьте внимательны.

Воспитатель: А теперь посмотрим, правильно ли вы, расселили животных.

Ну что ж пора нам прощаться с материком Африкой и возвращаться в детский сад.

Упражнение «Самолет» (дети выполняют упражнения в соответствии с текстом).

Руки ставим все вразлет.

Появился самолет.

Мах крылом туда – сюда,

Делай «раз» и делай «два».

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите.

Самолет наш приземлился,

В детский садик опустился.

Рефлексия.

Ну что, ребята, понравилось вам наше путешествие в Африку? Что вам запомнилось больше всего из нашего путешествия?

Спасибо всем за внимание. До новых встреч!


Конспект занятия «Великий Устюг — Родина Деда Мороза»

Программное содержание:

         Формировать представление детей о Великом Устюге, как родине Деда Мороза.

         Обобщить представление детей о главном герое Новогоднего праздника – Деде Морозе.

         Развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, память.

         Воспитывать интерес к достопримечательностям нашей Родины, чувство патриотизма.

Ход:

-Ребята, я утром обнаружила на столе письмо, а от кого оно пришло,вы узнаете отгадав эту загадку:

Человек немолодой,

С длинной, белой бородой.

Он катки для нас устроил,

Снегом улицы занес.

Изо льда мосты построил

Кто же это? (Дед Мороз).

Ребята, Дед Мороз приглашает нас в гости. А вы знаете где живет Дед Мороз? Попробуйте догадаться. (ответы детей) Правильно, ребята, Дед Мороз живет на Севере, в старинном русском городе Великий Устюг. А чтобы оказаться у Деда Мороза в гостях, закройте глаза и произнесите волшебные слова «Снип, снап, снуре». (на слайде появляется изображение Вотчины Деда Мороза). Живет он в старинном доме, который называется терем.

Д/и «Подбери слово»

Терем (какой) красивый, деревянный, волшебный, сказочный, уютный, гостеприимный.

В тереме 12 разных комнат. Самый большой – это тронный зал (показ слайда). Прямо посередине стоит наряженная елка и резной трон. На троне Дед Мороз восседает, гостей встречает. Еще, ребята, есть у Деда Мороза «Комната важных дел» (показ слайда).Как вы думаете, почему она так называется? Дед Мороз читает там письма от детей и взрослых, готовит подарки. А вы знаете кто ему в этом помогает? Вы это узнаете, если составите из частей картинки.

Д/и «Сложи картинку»

(снеговик, снегурочка, Михайло Потапыч, лиса).

Еще в тереме Деда Мороза есть опочивальня – спальня (показ слайда). В спальне – опочивальне стоит кровать. Она большая, деревянная, резная. На ней большая и мягкая перина. В голове кровати – солнце красное, а в ногах – месяц ясный. На кровати подушки сложены пирамидкой, их ровно семь – на каждый день недели своя подушка. На стене висит зеркало. Но оно не простое, а волшебное. В нем Дед Мороз видит все свои владения.

Ребята, наше путешествие по терему Деда Мороза заканчивается.Заглянем в особую комнату: «Комнату желаний». Давайте закроем глаза и, под звон хрустального колокольчика, загадаем желание, и оно обязательно сбудется.

Вы знаете, Дед Мороз не зря нас сегодня пригласил к себе в гости. Ведь сегодня 18 ноября. И в этот день, оказывается, у Деда Мороза день рождения. Эта дата выбрана потому, что на родине Деда Мороза в Великом Устюге наступают морозы. В этот день в Великом Устюге устраивают гулянья, приглашают гостей (показ слайда). Дед Мороз принимает поздравления через специальный почтовый ящик. Он так и называется «Почта Деда Мороза». Давайте и мы его поздравим и сделаем подарок.

Родина Деда Мороза – Устюг.

Там он родился средь ветров и вьюг.

Там он живет средь искристых снегов,

Среди сосулек и холодов.

Мы с днем рождения его поздравляем

Встречи скорейшей, чудесной желаем.

Будем его с нетерпением ждать, праздник прошедший весь год вспоминать.

 


 

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром на тему «Путешествие в Австралию»

Цель:

         Познакомить детей с географическим положением, природой и культурой Австралии.

         Упражнять детей в рисовании и аппликации.

         Развивать общую и мелкую моторику.

         Совершенствовать изобразительные умения и навыки.

         Воспитывать любознательность.

Ход работы:

Австралия – самый большой в мире остров и самый маленький континент. (Показ на карте). Всю его территорию занимает одна страна — Австралия. Вот так выглядит флаг этой страны. (Показ картинки).

Столица Австралии — город Канберра. А самый старый и самый большой город Австралии — Сидней. Этот город славится своим красивым мостом и оперным театром. (Показ картинки).

В Австралии выпадает в год меньше всего осадков в мире.

Упражнение «Покажи Австралию на карте»

Жители Австралии дружелюбны и приветливы. В основном это переселенцы из других стран. Они разговаривают на английском языке и одеваются как мы с вами.

Коренные жители Австралии — аборигены. (Показ картинки). До того, как приплыли европейские переселенцы, только аборигены жили в Австралии. Одежда аборигенов необычна. Это набедренная повязка. Все остальные места аборигены раскрашивают яркими красками и украшают себя бусами из семян растений, ракушек

(Показ картинки).

Рисование детским гримом «Австралийские аборигены»

Дети рисуют друг другу белые полосы на лицах.

 

Вот каким интересным образом рисуют картинки и узоры австралийские аборигены. (Показ картинки). Рисунок состоит из точек.

Рисование «Австралийский пуантилизм»

Дети с помощью точек, нарисованных ватными палочек, закрашивают изображение.

Из-за жаркого, сухого климата, аборигенам приходилось придумывать разные способы добычи воды. Например из корней деревьев, росы на листьях и даже из брюха лягушек.

Животный мир Австралии

Животный мир Австралии уникален. Только здесь обитает множество животных, которых не встретишь нигде более, ни на каком другом материке.

Здесь совсем нет обезьян, а хищник только один — дикая собака динго. (Показ картинки). В Австралии до наших дней сохранились древнейшие животные — ехидна и утконос. Именно здесь обитают сумчатые животные: кенгуру, коала, опоссум, вомбат.

Подвижная игра «Пронеси детенышей в сумке»

Дети соединяют кисти опущенных вниз рук в замок, в который сажается мягкая игрушка. Затем ребенок с игрушкой проходит полосу препятствий.

И взрослые, и дети знают символ страны – самое популярное животное – кенгуру. (Показ картинки). Кенгуру в этой стране очень много. Ночью, привлекаемые светом фар, кенгуру выходят на дорогу и прыгают под колеса автомобилей. В этой стране даже есть дорожный знак «кенгуру», который предупреждает водителей об опасности. В Австралии кенгуру маленькие, но есть и очень большие – до трех метров.

Подвижная игра «Кенгуру»

Участники зажимают мячики между коленками или щиколотками.

Удерживая ногами мяч, нужно наперегонки проскакать от одной линии до другой. Если мяч выскочит, участник немедленно должен остановиться, подобрать его и, снова зажав мячик ногами, начать прыжки с места вынужденной остановки.

Северная часть Австралии просто кишит крокодилами. (Показ картинки). Самые кровожадные животные - аллигаторы просто поедают попавшихся им людей. Взрослые особи могут весить до тонны, и быть размером 3-4 метра в длину.

Ехидна и утконос

Утконос имеет перепончатые лапы и утиный клюв. Когда первые исследователи увидели утконоса, то подумали, что это части разных животных соединились вместе, как в сказке.

Коала

Сумчатый медведь коала. (Показ картинки). Очень симпатичный, внешне похож на плюшевого мишку. Обитает коала в эвкалиптовых рощах. Все время проводит на деревьях. Воду он не пьет, потому как питается листьями эвкалипта, и их сока ему вполне достаточно. Другой пищи коала не признают.

Акулы у берегов австралийского континента водятся, но они не опасны, если не провоцировать их. Акулы никогда не нападают первыми, они не конфликтные существа. (Показ картинки).

В местных зоопарках можно встретить животного, который называется вомбат. (Показ картинки). Этот коренной житель континента – маленькая морская свинка.

Есть в Австралии животное под названием – Тасманский дьявол, очень напоминающий французского бульдога. (Показ картинки).

Австралийские птицы

В Австралии живут необычные, яркие птицы.

Страус Эму. Птица высотой около двух метров, не летает. Но очень быстро бегает. Живет большими стадами, которые постоянно перемещаются в поисках пищи и воды. Самка эму откладывает большие яйца зеленого цвета, но насиживанием занимается самец.

Казуар — птица, высотой с человека. Она не умеет летать, поэтому живет на земле. Питается казуар ягодами и корнями растений. Умеет постоять за себя — брыкается одновременно обеими ногами, вооруженными острыми шпорами.

Какаду - это австралийский попугай, который известен также в других странах, как домашняя птица. Он очень общителен и живет многочисленными стаями.

Тростниковые жабы — одни из самых любимых домашних питомцев австралийских детей.

Самый длинный забор в мире сооружен именно в Астралии. (Показ картинки). Его построили для того, чтобы отгородить овец от диких собак динго, которых на континете очень много. А овец в Австралии в три раза больше, чем людей.

А вы можете построить длинный забор?

Строительно-конструктивна игра «Длинный забор»

Детям предлагается из большого количества деталей строительного материала построить длинный забор.

Большой барьерный риф — града коралловых рифов и островов.

Самый крупный коралловый риф. (Показ картинки). Он настолько велик, что его видно даже с луны. Кораллы рифы формируются из скелетиков крошечных организмов полипов. Большой барьерный риф рос многие тысячи лет и продолжает расти. Одни кораллы вырастают твердыми, острыми и белыми. А другие кораллы — мягкие, пористые и окрашенные в яркие цвета.

Среди кораллов живут тысячи морских существ. Кроме рыб здесь можно увидеть крабов, червеобразных моллюсков, морских звезд. Среди обитателей большого барьерного рифа можно увидеть страшных на вид хищников — осьминогов, барракуд (морская щука), рифовых акул, ядовитых морских ежей и медуз.

Австралийская кухня

Люди, переехавшие в Австралию со всего мира, привезли свои кулинарные обычаи и любимые блюда. В наше время в ресторанах и кафе можно попробовать пищу настоящих аборигенов — мясо кенгуру, запеченное на углях, мясо крокодила и мясо опоссума. По всему побережью готовят блюда из морепродуктов. Австралия славится необыкновенно ароматными соками тропических фруктов.

Новый год

Новый год в Австралии начинается с 1 января, в это время там стоит жара, поэтому австралийцы встречают праздник на пляжах. Санта Клаус появляется в купальном костюме. Он мчится по морю на специальной доске — сёрфе. Дети открывают подарки и плюхаются в воду.


НОД в старшей группе «Как встречают Новый год в разных странах»

Цель: знакомить детей с традициями встречи Нового года в России и других странах (дать представление об отличительных особенностях проведения Нового года у разных народов).

Обучающие задачи: систематизировать знания детей о праздновании Нового года в разных странах, формировать познавательный интерес; продолжать учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Развивающие задачи: развивать мышление, воображение, внимание, память, связанную речь; развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ слова; развивать математические способности, общую моторику.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу и к народам разных стран.

Оборудование: конверты с заданиями, буквы «У», «С», «Т», «Ю», «Г», 3 картинки-домика со звуковыми схемами (начало, конец и середина слова), снежный ком, картинки с Морозами, ёлка, звезда со звуком «Р», ёлочные игрушки (картинки) со словами – ракета, арбуз, корона, рыба, сорока, помидор, морковь, пирамидка, мухомор, ёлка, картинки с изображением помощников Дедов Морозов, картинки Снегурочка и Снеговик, снежинки с картинками, открытки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.   Организационный момент. Дети и воспитатель сидят на стульях.

 Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у Деда Мороза есть день рождения?

18 ноября в России официально празднуют день рождения Деда Мороза. А вот каков возраст зимнего волшебника — доподлинно неизвестно, но точно, что более 2000 лет. Дату рождения Деда Мороза придумали сами дети, поскольку именно 18 ноября на его вотчине в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы.

2. Основная часть.

1 конверт. Игра «Назови ласково»  со снежным комом.

Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег - снежок                 Сосулька - сосулечка

Мороз - морозец            Дерево - деревце

Ветер - ветерок            Горка - горочка

Лёд - ледок                     Холод - холодок

Зима - зимушка            Санки - саночки

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы нашли первую букву «У»!

Воспитатель: А вот чтобы нам найти следующую букву, нам с вами нужно отгадать загадки и поселить слова в домики.

2 конверт.  Игра «Посели слова в домики»

Ребята, чтобы выполнить нам второе задание, и получить букву, нам нужно отгадать загадки, и поселить слова в домики. Если в слове отгадке звук «И» находится в начале слова, поселим его в первый домик, если звук «И» слышится в середине слова, поселим во второй домик, а если звук «И», слышится в конце слова, то в третий домик.

1.Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла… (зима). (ЗИМА)

В какой домик поселим это слово? Правильно во второй.

2.Мчусь, как пуля, я вперед.

Лишь поскрипывает лед.

И мелькают огоньки

Кто несет меня? (КОНЬКИ)

В какой домик поселим это слово? Правильно в третий домик.

3.Не колючий,

Светло-синий

По кустам развешен … (ИНЕЙ)

В какой домик поселим это слово? Правильно в первый домик.

4.Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковка – нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла. (СНЕГОВИК)

В какой домик поселим это слово? Правильно во второй домик.

5.Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету,

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (СНЕГ)

А в этом слове нет звука «И».

На картинке где изображен «снег», дети находят вторую букву «С».

Ну, пришло время найти следующую букву. Почтальон приготовил для нас задачку, послушайте ее ребята и решите.

3  конверт.  Игра  «Задачка в стихах» (Физ. минутка)

Вот забавная задача,

Ожидает смельчаков.

Пожелаем им удачи.

Ну-ка, встаньте, кто готов?

В зоопарке я бывала,

Обезьянок там видала.

Две сидели на песке,

Три качались на доске,

А еще три спинки грели.

Сосчитать вы всех успели. (8)

Четыре теплых варежки

связала внукам бабушка.

Кто ответит из ребят?

Сколько у нее внучат? (2)

В снег упал Сережа,

А за ним Алеша,

А за ним Марина,

А за ней Ирина,

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят? (5)

Воспитатель: Считали дружно, молодцы!

Вы сегодня удальцы!

И мы получаем третью букву «Т».

4  конверт презентация "Новый год в разных странах"

 В других странах, у других народов новогодние и рождественские обычаи не такие как у нас, даже коллеги нашего Деда Мороза все с особыми характерами, все по-разному заявляют о себе на зимних праздниках. Но их помощники совсем не похожи на наших Снегурочку и Снеговика.

 Жители Японии, по традиции, весь предновогодний день проводят в тщательной уборке своего жилища, выметая старый сор из избы. В новогоднюю ночь они в обязательном порядке слушают удары храмового колокола, который в эту ночь пробьет ровно 108 раз. А еще, уморившись от уборки и наслушавшись колокольного звона, японцы начинают безудержно хохотать. Это не истерика, просто они свято верят, что смех, встречающий Новый год, принесет им невероятную удачу. Кроме того, ни один японец не войдет в грядущий год без граблей, ведь если их в новогоднюю ночь в доме нет, то и счастье в новом году загребать будет нечем.

 В Японии два деда мороза. Зовут их Сегацу-сан (Господин Новый год ) и Одзи-сан. Сегацу-Сан – хранитель японских традиций, а Одзи-сан – японский вариант Санта-Клауса.

Сегацу-сану ходит по домам целую неделю, которую японцы называют «золотой» . Одет Сегацу-сан в небесно-голубое кимоно, он не дарит подарки малышам, за него это делают их родители. Для японского Деда Мороза перед домами строят небольшие воротца из бамбуковых палочек с сосновыми ветками. А более богатые люди устанавливают карликовые деревца сосны, сливы или цветущего персика. Дети наряжаются в новую одежду, чтобы в наступающем году быть здоровыми и удачливыми. Они участвуют в новогодних представлениях, строят домики и фигурки из снега (если позволяет погода) , запускают воздушных змеев, а на ночь под подушку обязательно кладут картинки с изображением парусников, чтобы их посетили Семь богов счастья.

В Австралии новогоднее празднование приходится на самый жаркий период в году, поэтому абсолютно нормальная картинка для австралийских пляжей в эти дни — серферы в костюме Санта Клауса.

В Бразилии празднование Нового года смешалось с древней языческой традицией поклонения богине океана Иеманже. Бразильцы в канун праздника одеваются в белое, собираются на пляжах и, загадывая желание, бросают в океан лепестки цветов и спускают на воду множество зажженных свечей.

У жителей Таиланда, у которых новый год приходится на жаркий период, в качестве приветствия принято при встрече поливать друг друга водой. Они верят, что вода может очищать человека не только физически, но и духовно и смывать с него грехи, накопленные за прошедший год.

 В Корее праздничную ночь проводят за веселыми и шумными уличными гуляньями. Обязательным пунктом программы являются прыжки в высоту, соревнуются в которых исключительно девушки.

 В Китае в новогоднюю ночь можно наблюдать увлекательнейшее действо — по улицам проходит огромная праздничная процессия людей с зажженными фонарями в руках. А еще, у них существует невероятно красивая традиция запускать фонарики с горящими в середине свечами в небо. Так китайцы освещают себе дорогу в новый год.

В праздничную полночь в Испании принято быстро съедать 12 виноградин — одну с каждым ударом часов. Каждая виноградинка означает удачу в каждом предстоящем месяце года.

Одним из самых ожидаемых событий в разгар рождественских праздников в Испании является шествие Трёх Царей-Волхвов. Одновременно с масштабным парадом, который состоится в столице Каталонии Барселоне, улицы Валенсии также окунутся в праздничную атмосферу. 5 января в 18:00 уже по традиции в город прибудут великие короли в красочных костюмах в сопровождении волхвов и сказочных персонажей. Это будет последнее крупное общественное событие, которое состоится в рождественские каникулы. Все посетителей процессии ждет живая музыка, зрелищные представления и вкуснейшие угощения.

Эльфы и олени в Америке

Помощники Санта Клауса – эльфы и обаятельные олени. На оленьей упряжке Санта Клаус и приезжает к детям Соединенных Штатов. В Лапландии, на родине Санты Клауса, существует целая мануфактура, производящая рождественские подарки. Там трудится бесчисленное количество эльфов – и всё на благо послушных детишек.

Чёрный Пит в Нидерландах

В Нидерландах и Фландрии за Рождество отвечает Синтаклаас (родственник Николауса), его помощник особенно экзотичный. Это Чёрный Пит, черный от того, что лазает по печным трубам. Он верно сопровождает  Синтаклааса, и никогда не расстается с волшебной книжкой, где записаны поступки детей в этом году.

Муори в Финляндии

Финскому Йоулупукки помогает его верная супруга  — Муори — олицетворяющая зиму. Также ему помогают гномы, они целый год сидят в «Пещерах Эха»  и прислушиваются, как ведут себя финские детишки. Они же и разбирают рождественскую почту и изготавливают подарки.

Волшебная коза в Норвегии

Норвежских детей поздравляет с Рождеством и Новым Годом дедушка Юлебукк. Он приезжает на волшебной козе, именно коза разносит подарки. Поэтому дети готовят для неё угощение - кладут в свою обувь колосья овса.

 

5 конверт. Игра: «Найди елочную игрушку»

Воспитатель: Встреча Нового года - древняя традиция, существующая у всех народов мира. И хотя этот праздник проводится по-разному, сейчас мы с вами отгадаем, что является главным украшением в каждом доме.

Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем (Ёлка).

- Молодцы, правильно отгадали. Основным украшением новогоднего праздника является елка (елочки).

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда - к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья. На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

Воспитатель А давайте и мы с вами украсим нашу елочку. Но на ёлку мы должны повесить только те игрушки, в названии которых есть звук «Р».

Дети вешают на елку игрушки  (картинки) со звуком «Р» (елочные игрушки со словами – ракета, арбуз, корона, рыба, сорока, помидор, морковь, пирамидка, мухомор, ёлка).

На картинке со словом ёлка дети находят пятую букву.

Воспитатель:: Здорово! Мы нашли последнюю букву, букву «Г»!

3. Заключительная часть.

 Спасибо, вам ребята, вот теперь мы напишем адрес на посылке, и мы сможем отправить письма Деду Морозу.

 Рефлексия. Ребята! А я у меня для вас небольшой сюрприз - сегодня, играя, я убедилась на сколько вы ответственно подошли к домашнему заданию! Я попросила ваших родителей рассказать про новогодние традиции в разных странах, а вы сегодня рассказали нам всем много интересного! Что нового вы узнали сегодня? Что для вас было самое необычное?

Всем большое спасибо!

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-нравственному развитию «ПУТЕШЕСТВИЕ С ДРУЗЬЯМИ». (старшая группа)

Навыки общения формируются у человека с ранних лет, поэтому необходимо обучить детей позитивным приемам общения со сверсниками....

Тема: «Путешествие в лес»старшая группа

Учить любить природу и бережно к ней относится -главная задача которая решается в ходе этого занятия...

СЦЕНАРИЙ ИТОГОВОГО ПРАЗДНИКА К ПРОЕКТУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГАЛАКТИКЕ».( старшая группа).

 Дети проходят в музыкальный зал.Воспитатель: дорогие ребята, сегодня у нас с вами необычный праздник – мы летим в космос! Сейчас вы находитесь на космодроме, ваши родители пришли проводить вас в это ...

Математический досуг "Путешествие по сказкам"(старшая группа)

Для закрепления счета в пределах 10, выполнение детьми заданий на логическое мышление, театрализация детьми русских народных сказок....

Конспект занятия по плаванию «Морское путешествие» для детей старшей группы

 Цель: упражнять в прыжках на воде, в погружении под воду, скольжении. Создать у детей радостное настроение; вызвать желание играть в воде. Воспитывать смелость, организованность....

Занятие по развитию речи "Осеннее путешествие в лес" (старшая группа)

Расширение и активизация словаря по теме: «Осень».- Активизация словаря определений.- Упражнение в определение слов – антонимов.- Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно- ласкательны...