Путешествие по страничкам великих побед
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Якуба Рина Ивановна

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_stranichkam_velikih_pobed.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Путешествие по страничкам великих побед»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей об исторических событиях, связанных с князем Владимиром, Дмитрием Донским, Михаилом Кутузовым, Георгием Жуковым.
  2. Формировать представление о значимости крещения, о героическом прошлом русского народа, чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины;
  3. Воспитывать уважение к своей вере через рассказ о ее становлении, воспитывать чувство любви к Родине.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Крещение Владимира», «Крещение Руси», «Богатыри», иллюстраций из энциклопедий.

2. Чтение русских народных сказок, былин о богатырях русских.

3. Экскурсии в городскую детскую библиотеку, краеведческий музей, встречи со священником Николаем Храма Серафима Саровского.

4.Разучивание стихов, пословиц.

Оборудование: выставка, посвященная 75-летию Победы;  панно «Князь Владимир – креститель Руси», подарки гостям (солнышки), презентация, телевизор, ноутбук.

Ход занятия.

-Здравствуйте, красны девицы!

-Здравствуйте, добры молодцы!

-Здравствуйте, гости дорогие!

-Я приглашаю вас в удивительное путешествие по русской  старине.

- Давайте сначала вспомним, как называется наша Родина? (Россия)

- А что такое Родина?

Д: Это место, где родился человек. Родина – это дом, где мы живем. Это наш родной город Курчатов. Родина – это наши мамы, папы и друзья. Это наш детский сад и воспитатели.

- Правильно. Родина – это земля, где ты родился. Родину называют самыми дорогими словами – матерью, отечеством. Родная земля тебя кормит и поит. Велика и могуча наша Родина – Россия.

- У каждого государства есть своя история, которая раньше записывалась на берестяных свитках и грамотах, глиняных дощечках, папирусных листах. Так вот такая история есть и у нашей России, и называется она – летопись.

         - Я предлагаю вам окунуться в прошлое нашей России. Мы с вами сейчас полетим в то время, когда  жили и трудились очень известные люди.

- Как вы думаете, на чем же мы полетим, чтобы попасть в старину? (ответы детей)

-Мы полетим на машине времени (слайд). Присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее и полетели (звук).

- Ребята, кто перед вами?

Дети: Князь Владимир.

- Кто такой князь Владимир?

Дети: Он – князь Киевской Руси, крестил Русь.

- Он – славный  защитник земли Русской, могущественный князь Киевской Руси.

Князь Владимир жил в трудные времена, когда между отдельными князями не было согласия, постоянно ссорились, враждовали и этим пользовались враги, они часто нападали на Киевскую Русь. Тогда призадумался князь и решил объединить земли с верою, чтобы жили дружно да ладно. И выбрал он веру христианскую.

- А какое чудо произошло с князем Владимиром при его крещении?

Дети:…

- У него была тяжелая болезнь глаз, так что он ничего больше не мог видеть. Во время крещения князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!» Многие из дружинников, увидев чудо, тоже крестились.

Картина «Крещение киевлян»

- Затем всем жителям Киева князь Владимир назначил день и строго повелел прийти рано поутру крестится на реку Днепр. «А кто не придет к реке, будь то богатый или бедный, нищий или раб, тот будет мне враг», - предупредил князь.

          И сошлось на реке народу видимо-невидимо. Священники творили молитву, а киевляне кто по шею, кто по грудь заходили в воду. Взрослые держали на руках младенцев, а дети постарше шли за руку с отцами и матерями. Когда крещены были все и разошлись по домам, приказал Владимир ставить церкви и приводить людей на крещение по всей стране своей.

Став христианином, князь Владимир сильно изменился.

-он поверил в Бога, и душу его озарила истинная вера;

-вместо злых дел он стал творить добро;

-нетерпение и вспыльчивость заменило терпение;

- Ребята, как ласково народ звал князя?

Дети: Князь Владимир Красное Солнышко.

- Как вы думаете, почему?

Дети:…

- Да, потому что он был добрым правителем. Строил храмы, открывал школы, помогал бедным и больным. Он говорил «немощные и больные не могут добраться до двора моего», приказал снарядить телеги, наложив на них хлеб, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной и нищий или кто не может ходить?» И раздавали тем все необходимое. Такое свидетельство сохранила летопись.

Владимир Святославович правил Русью 37 лет.

-Отправляемся дальше.

Картина  Дмитрия Донского.

-Ребята, теперь у кого мы оказались. Кто это?

- Дмитрий Донской, сильнейший князь Руси.

-В каком городе он жил и правил?

- Дмитрий Иванович жил в то время, когда русские земли были под гнетом Золотой орды . Это сильные и коварные войска татар и монгол. Они совершали набеги на города и села и полностью опустошали их. Но князь Дмитрий Иванович, несмотря на свою молодость, стал отважно защищать свои земли.

        В первую очередь князь Дмитрий решил укрепить стены столицы своего княжества. Он приказал обнести Московский кремль крепкими стенами из белого камня вместо деревянных стен.

- Ребята, почему деревянные стены ненадежные?

- Правильно. Поэтому теперь толстые и высокие стены с девятью башнями надежно оградили Москву от неприятеля и стали могучей крепостью. С этих пор нашу столицу и называют Москвой Белокаменной.

        Теперь надо русские земли защитить от злого врага.        И встретились русские и татары на Куликовом поле, что на берегу реки Дон. Началась битва с поединка двух воинов-богатырей.

-Как этих богатырей звали?

Дети: Пересвет и Челубей.

-Целый день бились русские с монгольскими полчищами, но к вечеру удалось обратить врага бегство. И наши одержали победу.

-Как эта битва называется?

Дети: Куликовская битва.

        -Как начали называть Дмитрия Ивановича после этого сражения?

Дети: Дмитрий Донской.

Перед вами одежда и боевое снаряжение воина-защитника. Давайте посмотрим и назовем эти вещи.

Показ слайдов с изображением древних снаряжений.

Загадки о доспехах.

1.Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут (кольчуга) 

Также богатыри носили латы и панцирь

2. Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом (шлем) 

3.Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит) 

4 Оружие это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что догадались? Конечно же… (меч)

Было у богатырей и другое оружие – кистень, лук и стрелы, нож булатный, булава, топор.

- Правильно, обратите внимание, ребята, на то, что все оружие было очень тяжелым. Какой можно сделать вывод из этого, какими качествами должен был обладать воин?

Дети: Древний воин должен был быть очень сильным, крепким и выносливым.

Физкультминутка «Богатырь»

         Богатырь – вот он каков:  (Дети стоят в кругу)

         Он силен, он здоров,        (Показываю силача)

         Он из лука стрелял,          (Показывают стрельбу из лука)

         Метко палицу бросал,     (Выполняют замах и бросок)

         На границе стоял,            (Показывают)

         Зорко-зорко наблюдал,    (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)

         Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)

         Станем, как богатыри!    (Руки на пояс)

- Отправляемся дальше.

- фрагмент картины Ф.Рубо .Бородинская битва.

- Ребята, где мы оказались?

Дети: На Бородинском сражении.

- Двести лет назад на наше Отечество напал новый враг, как его звали?

Дети: Наполеон Бонапарт.

- Французская армия была в два раза больше, но русские войска сражались не на жизнь, а на смерть и одержали победу.

- Кто командовал нашей армией?

- Да, главнокомандующим русской армии был храбрый и доблестный маршал М. И. Кутузов. Солдаты уже давно его знали и любили. Они шутили: «Пришел Кутузов бить французов».

- Однажды племянник Кутузова  перед битвой спросил: «Неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?» «Разбить! Нет…» - произнес тогда Михаил Илларионович. - «Но обмануть - да, рассчитываю!»

-Как Михаил Кутузов поступил в этом бою? Как он обхитрил врага?

Дети: Он приказал солдатам отступить, сдать Москву, чтобы сохранить войска.

 - Правильно. Русских было намного меньше, чем французов, и Кутузов, чтобы сохранить солдат, приказывает отступить, сдать столицу России Москву. Он предвидел, что победить врага поможет не только отвага и храбрость русских солдат, но и суровая снежная зима с трескучими морозами и ледяными ветрами. Что так и случилось.

После этой решающей битвы Наполеон сказал: «Самое страшное сражение … было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы!»

- Ребята, скажите пожалуйста, какими же качествами обладал полководец? Каким он был?

Дети: Храбрым, смелым, осторожным, любил свою Родину…

- Пора возвращаться.

- Много времени прошло с тех давних пор, но народ до сих пор помнит и чтит всех героев, кто любил и достойно защищал свою Родину, чтобы вы знали и гордились ими, а также рассказывали потом своим детям об этих доблестных людях нашей страны.

И в нашей стране принято воздвигать памятники, чтобы память о защитниках жила в сердцах людей вечно.

Показ слайдов с Прохоровки . Великие полководцы.

-Ребята, вы узнаете этих людей? Назовите их.

        Показ памятника Князю Владимиру в городе Киев.

Мы сегодня много говорили о защитниках нашей Родины. Я знаю, что вы приготовили пословицы мужестве, о героях, Расскажите, пожалуйста.

  1. Не родом богатырь славен, а подвигом.
  2. Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
  3. Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто в цель попадает.
  4. Богатырь умрет – слава его воюет.
  5. Русский человек добро помнит.
  6. Р
  7. О
  8. О
  9. Л

 

-Вот и подошло к завершению наше путешествие.

-Ребята, что интересного вы сегодня запомнили?

-Молодцы, ребята! Вы очень внимательные. Я вам приготовила подарки на память. Будьте солнышками, творите добро!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...

Проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Великая Победа великого народа"

Гражданская позиция не может возникнуть вдруг, из неоткуда. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к ро...

"...Славим в светлый День Победы всех, кто в бой великий шли!" Сценарий праздничного утренника для детей старших групп (5-6 лет), посвящённого 70-летию Великой Победы

Куприянов Виталий Владимирович,музыкальный руководитель МАДОУЦентр развития ребёнка "Умка"г. Новый Уренгой "...Славим в светлый День Победы всех, кто в бойвеликий шли!"Сценарий праздничного утрен...

Конкурс юных чтецов, посвященный 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне, «Тебе, Великая Страна! Тебе, Великая Победа!»

В рамках коллективного проекта "Литературное воспитание, как средство личностного развития дошкольника", реализуемого в детском саду, проводился конкурс юных чтецов, посвященный  70-летней годовщ...

ПРОЕКТ К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ «Я помню! Я горжусь!» Информационно-ориентированный проект посвященный 70-летию великой Победы в Великой отечественной войне.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–па...

Проект «Детям о Великой Победе!» посвященный к 75летию победы в Великой Отечественной войне. Руководитель проекта Гилязова Елизавета Андреевна

Проблема: у детей недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне, поэтому важно сформировать у дошкольников ясные представления о войне 1941–1945гг.Цель: Расширят...