Методическая разработка – конспект прогулки в старшей группе : «Наблюдение за берёзой»
материал по окружающему миру (старшая группа)

Береза - символ и гордость нашей Родины. Какую пользу несет  дерево жизни людям? Какую заботу могут проявить  люди к березе? Это и предстоит узнать детям старшего дошкольного возраста на прогулке весной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_progulki_v_starshey_gruppe_.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение

№ 139

Методическая разработка – конспект прогулки в старшей группе : «Наблюдение за берёзой»

     

                                                                                                     Выполнила :

                                                                                                     Алексеева Т.В.

Липецк 2021

                                                                                                                           Конспект прогулки в старшей группе: «Наблюдение за березой».

Цель: расширить знания детей о березе;

Образовательные задачи:

-познакомить детей   с некоторыми особенностями в строении березы;

-дать представления о пользе березы для человека;

Развивающие задачи:

-развивать любознательность, познавательный интерес, наблюдательность, желание исследовать и самостоятельно находить ответы на полученные вопросы;

-развивать умение высказывать свою точку зрения, делать выводы и умозаключения;

-развивать внимание, мышление, воображение;

Воспитательные задачи:

-воспитывать бережное отношение к природе, отношение к растению как к живому организму;

Ход прогулки:

Воспитатель:

-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что находится на нашем участке. Я уверена, что вы, с помощью моих подсказок, догадаетесь сами, о чем пойдет речь.

Итак, подсказка. Я предлагаю вам попробовать напиток (березовый сок в стаканчиках).

-Как вы думаете, что это за напиток?

Дети предлагают варианты ответов: это сок, сладкая вода, компот из фруктов, чай с лимоном и т.д.

-Какой он на вкус? По цвету?

Дети: сладкий, приятный, прозрачный, светлый, кисло-сладкий и др.

-Можете предположить, из чего он сделан?

Дети    называют варианты фруктов, из которых он мог быть сделан.

-Так что же на участке могло дать нам такой вкусный напиток?

Вариант 1: дети догадались, что это сок березы.

-Вы большие молодцы. Совершенно верно, это березка «угостила» нас свами своим соком.

Вариант 1: дети не догадались. Тогда предлагаю их вниманию вторую подсказку.

-Ребята, я хочу показать вам два изделия, сделанные руками человека (показ картины и шкатулки, сделанные    из бересты).

-Что у них общего?

Дети рассматривают изделия и указывают на одинаковый материал, из которого они сделаны.

-Что же это за материал? На что он похож?

Дети: на кору дерева.

-Да, эти поделки сделаны из коры березы-бересты. Ну что, теперь догадались, о чем пойдет речь на прогулке?

Дети: да, о березе.

-Давайте подойдем поближе к нашей красавице березке и поблагодарим ее за вкусное угощение.

-Послушайте стихотворение:

«Стоит красавица на поляне

В зеленой кофточке и белом сарафане».

-В стихотворении автор сравнивает березку с красивой девушкой, веточки и листья с кофточкой, а ствол с сарафаном.

-Как вы думаете, какое главное отличие березы от других деревьев?

Дети указывают на белый ствол.

-Действительно, береза- единственное дерево на планете с белым стволом.

-Посмотрите внимательно, а ствол полностью белый?

Дети: нет, на нем есть черные черточки.

-Эти черные черточки называют «чечевички». Оказывается, это «нос» березы, через который дерево дышит.

-Ребята, как вы думаете, какую пользу приносит береза человеку?

Дети дают варианты ответов.

Да, она дает нам вкусный, богатый витаминами сок. Из почек и листьев делают целебные отвары и косметические средства. А отваром из листьев девушки в давние времена   ополаскивали волосы после мытья, чтобы они были блестящими и шелковистыми. Из древесины березы делают красивую мебель, а из бересты умельцы-мастера создают красивые поделки, игрушки и украшения (показ изделий и иллюстраций).

-Ребята, скажите, раз березка так радует нас и приносит столько пользы, мы должны беречь ее?

Дети: да.

-Правильно, особенно при сборе березового сока.

-Как вы думаете, в какое время года собирают березовый сок?

Дети называют времена года.

-Сок собирают ранней весной. В это время внутри дерева скапливается много сока. И, чтобы не навредить березе, нужно знать и соблюдать правила сбора.

-Давайте представим, что мы пришли в березовую рощу собирать сок. Там растут разные березки: молодые с тоненькими стволами и взрослые с толстыми стволами. У какого дерева можно собирать сок, как вы думаете?

Дети высказывают предположения.

-Выбирать нужно взрослые, крепкие деревья. Вот смотрите, я уже нашла такое дерево и привязала к нему баночку с трубочкой. Сначала нужно просверлить   дырочку в коре, потом вставить трубочку в отверстие. По ней будет по капельке стекать сок. Дырочка должна  быть небольшой. Если надрез будет большим, вытечет слишком много сока. Дерево может погибнуть, так как сок нужен для жизни и самой березке. Сок несет к листикам питательные вещества.

-После сбора снимаем банку и уходим, правильно?

Дети отвечают.

-Да, вы правы. Надрез или дырочку обязательно надо замазать глиной или специальным садовым варом, похожим на пластилин.

-Когда вы вырастете  и сможете сами собирать сок, вспомните эти строки:

«По коре сочатся слезы-

Плачут белые березы.

Заиграл в березах сок

И по их стволам потек…

А вот эту кто-то  ранил:

Снял кору и так оставил…

Сок берез приятно пить,

Но береза хочет жить!

Ты березе послужи:

Рану ей перевяжи…

Ведь она засохнуть может,

Коль никто ей не поможет!»

Подвижная игра «К названному дереву беги!»

Цель: тренировать детей в быстром нахождении дерева, развивать ловкость, внимание, быстроту реакции;

Индивидуальная работа по физическому развитию: прыжки вокруг березы поочередно на одной и двух ногах.

Цель: воспитывать выносливость, умение прыгать на одной и двух ногах, умение четко выполнять команды воспитателя;

Исследовательская деятельность: обследование наощупь структуры березовой коры;

Дидактическая игра «Угадай дерево»

Цель: обогащать словарь прилагательных, умение называть дерево по характерным признакам;

Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза);

Грустная, печальная, плакучая…(ива);

Стройная, колючая, зеленая…(ель);

Крепкий, могучий, развесистый…(дуб);

Самостоятельная деятельность детей

Трудовая деятельность: сбор крупного мусора на участке.

Цель:  воспитывать желание сохранять красоту и чистоту в природе, умение трудится в коллективе, умение видеть результат своей работы;

-Ребята, вам понравилась сегодня прогулка?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Что   бы вы хотели пожелать всем березкам на планете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в старшей группе "Наблюдение за снегом и льдом"

Конспект прогулки в старшей группе "Наблюдение за снегом и льдом"...

Конспект прогулки в старшей группе "Наблюдение за ветром"

Конспект прогулки в старшей группе "Наблюдение за ветром"...

Конспект прогулки в старшей группе "Наблюдение за снегом и льдом"

Конспект прогулки в старшей группе«Наблюдение за снегом и льдом»Цель:• познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом;• закрепить названия и последовательность зимних м...

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за зимующими птицами»

Данный материал поможет педагогу организовать прогулку в зимнее время.В конспекте имеются загадки о зимующих птицах,опытническая деятельность с перьями птиц, пословицы,трудовые поручения, подвижные иг...

Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за почками на ветвях растений»

Конспект прогулки в старшей группе  «Наблюдение за почками на ветвях растений»...

Конспект прогулки в старшей группе. Наблюдение за березой

Цели:— продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;— воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы....

Конспект прогулки в старшей группе "Наблюдение за одуванчиком."

Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях...