Конспект занятия "Современная Нижегородская ярмарка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Соловьева Наталья Валерьевна

Представлен материал по формированию представлений и современном значении Нижегородской ярмарки и закреплению знаний о промыслах Нижегородского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sovremennaya_yarmarka.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  по ознакомлению детей подготовительной группы

с современной Нижегородской ярмаркой

Тема. «Нижегородская ярмарка в современном мире».

Задачи:

1. Познакомить детей с особенностями строения здания Нижегородской ярмарки, с основными направлениями ее работы и  значении в жизни города.

2. Закреплять умение различать и правильно называть народные промыслы Нижегородского края.

3. Развивать мышление, память, воображение, активизировать словарь по теме.

4. Поддерживать интерес к объектам города, эмоциональную отзывчивость на произведения народного декоративного искусства, гордость за мастеров прикладного искусства.

Предварительная работа.  Прогулки детей с родителями по городу – посещение Нижегородской ярмарки, рассказы об истории возникновения Нижегородской ярмарки, рассматривание книг в уголке патриотического воспитания, иллюстраций с изображением изделий нижегородских мастеров.

Оборудование. Мультимедийная презентация, набор картинок «Современный мир  и его явления», «События нашей истории», изделия народных промыслов Нижегородского края (хохломская, городецкая, семеновская, полхов – майданская  росписи, гончарный промысел и др.).

Ход занятия:

Вступительная беседа

Воспитатель: «Ребята, сегодня на занятии мы с вами продолжим говорить о достопримечательностях Нижнего Новгорода. В нашем городе есть такие места,

которые можно посещать много раз. И каждый раз от посещения вы получите новые впечатления и знания».

Загадка:

Внимание, внимание!

Веселое гуляние!

Приходи скорей, народ!

Разевай пошире рот!

Добрым людям здесь почет!

За товаром всех зовет!

                                   (Ярмарка)

Просмотр мультимедийной презентации

Воспитатель: «Предлагаю вам сегодня отправиться на Нижегородскую ярмарку. Она находится на Стрелке. Какое место мы называем Стрелкой? (Ответы детей). Стрелка – это место слияния рек Волги и Оки.  Стрелка делит Нижний Новгород на верхнюю и заречную части.  Верхняя часть находится на гористом берегу Волги – на Дятловых горах. А заречная часть  располагается между правым берегом Волги и левым берегом Оки. Именно в заречной части, в Канавинском районе, находится Нижегородская ярмарка».

Дидактическое задание «Какой была Нижегородская в прошлом?»

Воспитатель: Кто, ребята, расскажет?

Дети: На Нижегородскую ярмарку собирались люди из разных городов и стран. Они продавали разнообразный товар. Все товары распределялись в торговые ряды: чайный, мясной, шляпный, колокольный, лоскутный и другие. На ярмарке устраивались народные гуляния, представления.

Воспитатель: Современная Нижегородская ярмарка – это выставочный комплекс. На ней не только продаются разные товары, но и организуются встречи, выставки, совещания, собрания, концерты. На встречах люди делятся своим опытом, на совещаниях обсуждаются важные вопросы и решаются разные проблемы, на выставках люди показывают друг другу свои творческие работы, изобретения.

Дидактическое упражнение «Придумай название выставке»

Воспитатель: Если на выставке поделки из природного материала, то она будет называться…

 Если на выставке продукты питания, то она будет называться…

 Если на выставке елочные украшения, то она будет называться… и т.п.

Воспитатель: Нижегородская ярмарка занимает большое пространство. Она включает в себя большой Гербовый зал, шесть выставочных павильонов, конференц-залы. В Гербовом зале проходят знаменательные события и приемы, показывают презентации или представления. В павильонах организуются выставки и продажи товаров.

Воспитатель: На первом этаже главного ярмарочного дома располагается мультимедийный парк «Россия – моя история». С помощью сенсорных столов и экранов, планшетов можно познакомиться с историей России с древнейших времен до наших дней.

Дидактическая игра «Отбери картинки в мультимедийный парк «Россия – моя история»  (из множества картинок дети отбирают картинки с изображением исторических событий).

Сравнение Нижегородской ярмарки прошлого времени и настоящего

Воспитатель: Ребята, чем отличается  Нижегородская ярмарка нашего времени от прошлого времени?

Физкультминутка

Вы на ярмарку пришли,

(ходьба на месте)

Мы товары привезли.

(руки в стороны)

Подходите, покупайте,

(манящие движения руками)

Веселитесь от души.

(прыжки на месте)

Встали дружно, встали вместе

И потопали на месте.

(ходьба на месте)

Мы друг к другу повернулись

(повороты в разные стороны)

И все разом улыбнулись.

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам занять один павильон Нижегородской ярмарки и сделать выставку – продажу изделий нижегородских мастеров. Нижегородский край издавна славится своими народными промыслами. Различные виды ремесел стали известны не только в России, но и в других странах мира. Давайте сегодня посмотрим, что нам приготовили нижегородские мастера.

Игра по командам «Найди народный промысел» 

(Дети делятся на команды и из множества картинок выбирают только изображения своего народного промысла).

Рассматривание изделий с хохломской росписью

Воспитатель: Какие изделия собрала первая команда? (Ответы детей). Изделия с хохломской росписью впервые появились в Семенове. Это были предметы посуды: ложки, ковши, миски, солонки, вазы, кружки, подносы, стаканчики. Сначала они были доступны для царского двора, потому что расписывались разными красками, золотом и серебром. Но народные мастера придумали такую посуду, которой могли пользоваться и простые крестьяне. Эта посуда легко выдерживает горячее, не боится стужи, хорошо моется, долго служит. По каким элементам мы узнаем хохломские изделия? (Ответы детей). 

Основными элементами хохломской росписи являются: травинки, усики, завитки, капельки, ягодки, кустики.

.

Рассматривание изделий с городецкой росписью

Воспитатель: Какие изделия собрала вторая команда? (Ответы детей) Изделия с городецкой росписью появились в деревнях около Городца. Здесь было много мастеров по дереву: резчики, плотники, столяры. Они делали  прялки, лукошки, коробочки, полочки, игрушки, разделочные доски, солонки. Какие элементы узора встречаются в этой росписи? (Ответы детей) Основными элементами узора городецкой росписи являются розаны, ромашки, листики, гирлянды цветов, купавки, бутоны. Часто встречаются сюжетные рисунки».

Рассматривание изделий полхов – майданской росписью

Воспитатель: Какие изделия собрала третья команда? (Ответы детей). Изделия с этой росписью появились в селе Полхов - Майдан. Сначала мастера выжигали специальным прибором по дереву разнообразные элементы. И только через несколько лет стали использовать краски. Больше всего мастера изготавливали игрушки. Их называли «таратушки». Но даже сделанная посуда получалась очень забавной.  Какие элементы узора встречаются в этой росписи? (Ответы детей) Основными элементами узора являются листья, веточки, ягодки, бутоны, роза.

Рассматривание  Семеновских матрешек

Воспитатель: Какие изделия собрала четвертая команда? (Ответы детей) Семеновская матрешка появилась в городе Семенов Нижегородского края. Основная особенность матрешки – это ее фартук. Он состоит из пышного букета цветов. Мастера используют три цвета: красный, синий, желтый. Букет пишут не в центре, а сдвинув немного вправо. Семеновская матрешка многоместная и состоит из 15 или 18  фигурок».

Рассматривание изделий гончарного ремесла

Воспитатель: Какие изделия собрала ваша команда? (Ответы детей) Гончарный промысел распространен в Нижегородском крае в городе Богородске. Богородские гончарные мастера производили глиняную посуду на все случаи жизни: горшки, плошки, кринки, лотки, подойники, пасхальницы, кисельницы и даже самовары. Посуду лепят из глины, затем обжигают в печи.

Дидактическое упражнение «Узнай роспись по элементу узора».

Задание выполняется с помощью сенсорной доски

Подведение итога

Воспитатель: Ребята, наше путешествие на Нижегородскую ярмарку подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? Захотите ли вы посетить Нижегородскую ярмарку вместе со своими родителями и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Нижегородская ярмарка"

Конспект  может  быть  использован  воспитателями  детских  садов  для  приобщения  детей  подготовительной  группы  к истокам  народно...

Сценарий осеннего праздника детей старшего дошкольного возраста " Нижегородская ярмарка."

Сценарий осеннего праздника детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений об исторических местах города, любви к Отечеству, гордость за его ку...

«Путешествие на Нижегородскую ярмарку».

Путешествие на Нижегородскую ярмарку для детей подготовительной группы...

" Нижегородская ярмарка"

Сценарий для старшего дошкольного возраста...

нижегородская ярмарка (утренник)

ОСЕННЯЯ НИЖЕГОРОДСКАЯ ЯРМАРКАСЦЕНАРИЙ УТРЕННИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫВоспитатели: Астахова Ольга Валерьевна. Редькина Наталья Алексеевна Музыкальный руководитель:    На...

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной группы с современной Нижегородской ярмаркой

Данное занятие знакомит старших дошкольников с одной из главных достопримечательностей Нижнего Новгорода - Нижегородской ярмаркой....

Конспект занятия "История Нижегородской ярмарки"

Представлен материал по ознакомлению детей с Нижегородской ярмаркой...