Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе « Вода – бесценный дар природы»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Джапарова Гульназ Ачкельдиновна

Цель занятия.

Закрепить знания детей о свойстве воды ( жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная, течёт, замерзает, в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются , вода не имеет формы). Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе. Развивать речь, мышление,  любознательность. Развивать умение делать выводы. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Познакомить детей с ещё одним свойством воды  (« Пар – тоже вода»). Закреплять в речи детей слова: фильтр , воронка, пар. Воспитывать аккуратность при работе.

Материал.

Прозрачные пластиковые стаканчики, грязная и чистая вода, чайные ложечки, сахар, подносы, воронки, марля, вата, тряпочки, термос с горячей водой, зеркальце, салфетка, алгоритмы, аудиозапись « Вода», мультфильм « Капитошка».

Ход  занятия.

Организационный момент. Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника кипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить.

Основная часть. Воспитатель. Сегодня речь пойдёт о воде. Кому  же нужна вода? А может ли человек  прожить без воды? Какая нужна человеку вода? Конечно же , вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Без воды всё живое на земле погибнет, засохнет. Вода -  это жизнь и воду надо беречь. А как же мы должны беречь воду?

Проводится игра на внимание « Вода, воздух, огонь, земля».

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в  лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? ( Это место , где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.

Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы , они полностью подготовлены к работе. Занимайте свои рабочие места.

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1    Какого цвета вода?

Предложить детям поднять стакан с водой и рассмотреть её. Спросить, видны ли пальчики через воду ( ответы детей).

Вывод: вода прозрачная жидкость, не имеющая цвета.

Опыт №2 Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить , есть ли у воды запах. ( Ответы детей)

Затем предложить детям размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Опыт №3  Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение . Затем предложить детям размешать в воде сахар. После растворения вещества предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществом, которое мы положили в воду? ( Ответы детей).

Опыт№4  Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А какую форму имеет вода? Для этого возьмём широкий стаканчик с водой и перельём в узкий стаканчик. Форма, которую принимает вода, изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните  лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, только земля влажная. И так – вода не имеет формы.

  Слышится плач . воспитатель на обратной стороне доски находит « Капельку» - она грустная и грязная.

Воспитатель. Дети, посмотрите внимательно и скажите, кто это? А откуда появилась « Капелька»? Как вы думаете, почему она грустная? А грязная почему? Дети, а зовут нашу капельку, « Капитошка». Как мы можем ей помочь? Почистить.

Воспитатель предлагает детям очистить воду.

Дети берут всё необходимое для очистки воды: ёмкости, воронки, фильтры, стаканчики. Выполняют работу.

Воспитатель меняет грустную капельку  на весёлую. Обратить внимание детей, что

Капелька стала весёлой. По окончании работы ребята делают вывод: грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой, поэтому наша Капелька стала весёлой и чистой.

Физкультминутка.

Мы устали, засиделись. ( одна рука вверх, другая вниз)

Нам размяться захотелось. ( рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот.( повороты корпусом)

А потом наоборот.

Приседанья начинаем, ( приседания)

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.( дети садятся на места)

 

Опыт№5  пар – это тоже вода.

Воспитатель. Ребята, вы, знаете, что вода бывает холодной, тёплой, а ещё вода может быть горячей. Сильно, сильно горячей – кипяток. Я вскипятила чайник и налила горячую воду в термос.

Воспитатель открывает термос и показывает детям пар, стараясь, чтобы дети заметили пар.

Воспитатель. Что вы видите над термосом? Интересно, откуда он появился, что это такое пар, из чего он? Тогда , давайте, аккуратно его поймаем на это зеркальце. Посмотрите, что стало с зеркальцем  ( оно запотело). Теперь мы сможем посмотреть, из чего состоит пар, что это такое.

Воспитатель предлагает салфетку ( она сухая). Необходимо промокнуть зеркальце об салфетку. Она стала мокрой. Значит пар – это тоже вода.

Вывод:  пар – это вода. Отмечаем ещё одно свойство воды.

Воспитатель вывешивает на доске плакат – алгоритмы свойств воды.

Подвести итог занятия. Спросить, что нового узнали на занятии, что больше всего понравилось. Отметить каждого ребёнка, в чём он проявил на занятии.

В конце занятия дети поют песню для капельки « Капитошки».

После дети предлагают  Капитошке  погостить у них природном уголке. Капитошка дарит ребятам угощение.

 

Использованная литература.

Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников ( 4-7 лет).

Крашенников Е.Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников ( 5-7 лет).

Аверина И. Е.Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-Пресс, 2007.

Основная общеобразовательная программа  дошкольного  образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_issedovatelskaya_deyat-t.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

« Вода – бесценный дар природы»

Цель занятия.

Закрепить знания детей о свойстве воды ( жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная, течёт, замерзает, в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются , вода не имеет формы). Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе. Развивать речь, мышление,  любознательность. Развивать умение делать выводы. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Познакомить детей с ещё одним свойством воды  (« Пар – тоже вода»). Закреплять в речи детей слова: фильтр , воронка, пар. Воспитывать аккуратность при работе.

Материал.

Прозрачные пластиковые стаканчики, грязная и чистая вода, чайные ложечки, сахар, подносы, воронки, марля, вата, тряпочки, термос с горячей водой, зеркальце, салфетка, алгоритмы, аудиозапись « Вода», мультфильм « Капитошка».

Ход  занятия.

Организационный момент. Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника кипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить.

Основная часть. Воспитатель. Сегодня речь пойдёт о воде. Кому  же нужна вода? А может ли человек  прожить без воды? Какая нужна человеку вода? Конечно же , вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Без воды всё живое на земле погибнет, засохнет. Вода -  это жизнь и воду надо беречь. А как же мы должны беречь воду?

Проводится игра на внимание « Вода, воздух, огонь, земля».

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в  лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? ( Это место , где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.

Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы , они полностью подготовлены к работе. Занимайте свои рабочие места.

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт №1    Какого цвета вода?

Предложить детям поднять стакан с водой и рассмотреть её. Спросить, видны ли пальчики через воду ( ответы детей).

Вывод: вода прозрачная жидкость, не имеющая цвета.

Опыт №2 Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить , есть ли у воды запах. ( Ответы детей)

Затем предложить детям размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Опыт №3  Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение . Затем предложить детям размешать в воде сахар. После растворения вещества предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая.

Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществом, которое мы положили в воду? ( Ответы детей).

Опыт№4  Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А какую форму имеет вода? Для этого возьмём широкий стаканчик с водой и перельём в узкий стаканчик. Форма, которую принимает вода, изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните  лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются, их не видно, только земля влажная. И так – вода не имеет формы.

  Слышится плач . воспитатель на обратной стороне доски находит « Капельку» - она грустная и грязная.

Воспитатель. Дети, посмотрите внимательно и скажите, кто это? А откуда появилась « Капелька»? Как вы думаете, почему она грустная? А грязная почему? Дети, а зовут нашу капельку, « Капитошка». Как мы можем ей помочь? Почистить.

Воспитатель предлагает детям очистить воду.

Дети берут всё необходимое для очистки воды: ёмкости, воронки, фильтры, стаканчики. Выполняют работу.

Воспитатель меняет грустную капельку  на весёлую. Обратить внимание детей, что

Капелька стала весёлой. По окончании работы ребята делают вывод: грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой, поэтому наша Капелька стала весёлой и чистой.

Физкультминутка.

Мы устали, засиделись. ( одна рука вверх, другая вниз)

Нам размяться захотелось. ( рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот.( повороты корпусом)

А потом наоборот.

Приседанья начинаем, ( приседания)

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.( дети садятся на места)

Опыт№5  пар – это тоже вода.

Воспитатель. Ребята, вы, знаете, что вода бывает холодной, тёплой, а ещё вода может быть горячей. Сильно, сильно горячей – кипяток. Я вскипятила чайник и налила горячую воду в термос.

Воспитатель открывает термос и показывает детям пар, стараясь, чтобы дети заметили пар.

Воспитатель. Что вы видите над термосом? Интересно, откуда он появился, что это такое пар, из чего он? Тогда , давайте, аккуратно его поймаем на это зеркальце. Посмотрите, что стало с зеркальцем  ( оно запотело). Теперь мы сможем посмотреть, из чего состоит пар, что это такое.

Воспитатель предлагает салфетку ( она сухая). Необходимо промокнуть зеркальце об салфетку. Она стала мокрой. Значит пар – это тоже вода.

Вывод:  пар – это вода. Отмечаем ещё одно свойство воды.

Воспитатель вывешивает на доске плакат – алгоритмы свойств воды.

Подвести итог занятия. Спросить, что нового узнали на занятии, что больше всего понравилось. Отметить каждого ребёнка, в чём он проявил на занятии.

В конце занятия дети поют песню для капельки « Капитошки».

После дети предлагают  Капитошке  погостить у них природном уголке. Капитошка дарит ребятам угощение.

Использованная литература.

Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников ( 4-7 лет).

Крашенников Е.Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников ( 5-7 лет).

Аверина И. Е.Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-Пресс, 2007.

Основная общеобразовательная программа  дошкольного  образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы   Тема: « Свойства воды»   Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»

Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная вода»

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, растворит...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Вода –как чудо» (Опытно-экспериментальная деятельность)

ull;«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,•приобретают способность сами ставить вопросы•и получать на них фактические ответы,•оказываясь на более высоком умственном и...

Конспект занятия по развитию поисковой деятельности в старшей группе детского сада Тема: «Свойства воды»

Развитие навыков поисковой деятельности: определение основной задачи (вопросов), выдвижение предположений, вариантов решения, их проверка и выводы по полученным результатам. Формирование интерес...

конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе " Чудо -вода"

Знакомство детей с некоторыми свойствами воды,развивитие анализирующих восприятий неживой природы ,воображение и любознательность....