Интегрированное занятие «Стихия огня» в подготовительной к школе группе по программе И.Э. Куликовской «Мировидение».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Скрягина Татьяна Данииловна

Задачи: Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи между собственными с Огнем и их последствиями (как позитивными, так и негативными).

Развивать эмоциональный отклик на красоту Огня посредством изобразительного образа. Продолжать учить детей воплощать образ Огня в движениях. Помочь детям в стремлении одушевлять и очеловечивать природу.

Развивать связную речь; продолжать учить детей следить за своей речью; поддерживать разговор, не перебивая друг друга; воспитывать культуру общения. Вызвать интерес детей и к образности и богатству русского языка. Развивать воображение, фантазию, обогащать словарь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihiya_ognya.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие «Стихия огня» в подготовительной к школе группе по программе И.Э. Куликовской «Мировидение».

Задачи: Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи между собственными с Огнем и их последствиями (как позитивными, так и негативными).

Развивать эмоциональный отклик на красоту Огня посредством изобразительного образа. Продолжать учить детей воплощать образ Огня в движениях. Помочь детям в стремлении одушевлять и очеловечивать природу.

Развивать связную речь; продолжать учить детей следить за своей речью; поддерживать разговор, не перебивая друг друга; воспитывать культуру общения. Вызвать интерес детей и к образности и богатству русского языка. Развивать воображение, фантазию, обогащать словарь детей.

Словарная работа: Образ Огня, языки пламени, красная девица, красный молодец, красно солнышко, Рарог, сейсмолог.

Предварительная работа: Беседы о ценности огня в жизни человека, о правилах обращения с огнем, об образах огня, чтение литературы «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима». Проведение психогимнастик, этюдов, связанных с образом Огня, рассматривание картин об осени, рассматривание энциклопедии «Землетрясения и вулканы»

Используемый материал: Контуры жар-птиц, краски, кисти разных размеров, зубные щетки, губная помада, расческа, палитра, свеча, салфетки, клеенки, вода.

Ход занятия.

Воспитатель:

– Ребята отгадайте загадки.

«Красный петушок по жердочке бежит».

(огонь)

«Дрожит свинка – золотая щетинка».

(огонь)

«Без рук, без ног –на гору ползет».

(огонь)

«Жевать – не жую, а все поедаю».

(огонь)

«По деревне прошел – ничего не осталось».

(огонь)

II часть

Психогимнастика.

(Звучит музыка.)

Воспитатель:

–Мы входим в лес, он полон сказок и чудес. А вот и тропинка, которая приведет нас к долгожданному костру.

Как много бабочек и мотыльков, они плавно и легко машут крылышками и садятся на плечи, ладони. Сколько вокруг разных цветов: васильков, ромашек. Вот растет ароматная кашка. Давайте подойдем к этим цветам и попробуем их ароматную пыльцу. Ах! Как здорово!

Но, вдруг, неожиданно тропинка кончилась. Куда же нам идти дальше. Ведь можно заблудиться. Нужно быть рядом с друг другом, чувствовать друг друга. Огромные деревья скрестили ветки и закрыли небо и солнце. Стало темно, холодно и сыро, в этой кромешной мгле.

Смотрите, смотрите, вон лучик света. Он нас выедет из леса. Вот мы и на поляне. Как светло и тепло от солнца. А вот и костер. Какой он большой. Давайте поправим поленья, чтобы он разгорелся еще больше. Это костер волшебный, он никогда не гаснет и всегда ждет к себе путников, обогреет их и успокоит.

Воспитатель:

- Ребята скажите, а всегда ли человек знал огонь и умел им пользоваться?

Предполагаемые ответы:

Первобытные люди не знали огня, но однажды в дерево ударила молния, и оно загорелось. Сначала человек очень испугался, но потом почувствовал, что от огня исходит тепло. Ему это понравилось, и частичку огня он унес в пещеру. Ему стало тепло и светло. Но случайно в огонь упал кусок мяса, и человеку понравился вкус. Так он стал готовить пищу.

Воспитатель:

-Понял, какую пользу приносит огонь, человек стал бережно к нему относиться. Как люди охраняли огонь, чтобы он не гас?

Предполагаемые ответы:

В племени был специальный человек, который охранял огонь. И если огонь гас, этого человека изгоняли из племени.

Воспитатель:

-От кого огонь оберегал людей?

Предполагаемые ответы:

Огонь помогал человеку защищаться от диких животных, которые его боялись.

Воспитатель:

-В какой сказке мы с этим встретились?

Предполагаемые ответы:

«Маугли» - красный цветок.

Воспитатель:

-Позже человек научился не только использовать огонь, но и добывать его. Как люди научились добывать огонь?

Предполагаемые ответы:

Они терли друг о друга кусочки сухого дерева, или камни.

Воспитатель:

-Как вы думаете, чем еще для людей был огонь в древности?

Предполагаемые ответы:

Древние люди считали, что огонь, живущий в домашнем очаге, является покровителем семьи. Считалось, что он не только дает человеку пищу и тепло, но и отгоняет всякую нечисть и болезни. Вокруг огня собирались для решения сложных вопросов, через него проносили больных, прогоняли стада.

Воспитатель:

-Итак, шли годы, постепенно человек научился использовать силу огня. А как он его использовал?

 Предполагаемые ответы:

Готовил пищу, согревался, освещал свои жилища, делал посуду, орудие труда, заставлял работать машины.

Воспитатель:

-Но одновременно он узнал и о разрушительной силе огня. А как огонь разрушает?

Предполагаемые ответы:

В пламени погибали люди, сгорали жилища, скот, посевы, леса, целые деревни и даже города. Очень боялся человек и извержения вулканов, когда огненная лава уничтожает все на своем пути, пожирая целые селения.

Воспитатель:

- Можно ли сейчас спасти людей от землетрясения?

Предполагаемые ответы:

Сейчас ученые могут предсказывать землетрясения, извержения вулканов, но стихия все равно наводит ужас даже на современного человека.

Воспитатель:

- Как называются ученые, которые предсказывают землетрясения?

Предполагаемые ответы:

Сейсмологи.

Воспитатель:

- Тепло- основа жизни на Земле. А какими источниками тепла пользуются современные люди?

Предполагаемые ответы:

Нефть, газ, каменный уголь. Это все полезные ископаемые, их добывают из-под земли.

Воспитатель:

- Ребята, а какого цвета огонь?

Предполагаемые ответы:

Первым, основным цветом огня является красный, потому что краткое имя огня-Ра.

Воспитатель:

- А как в древности на Руси звали огненный дух?

Предполагаемые ответы:

Рарог.

Воспитатель:

- Как его представляли?

Предполагаемые ответы:

Он представляется в виде огненной птицы с искрящимися, пламенеющими перьями и вырывающимися из клюва пламенем.

Воспитатель:

- Что означает слово «красный»?

Предполагаемые ответы:

Прекрасный, красивый, прелестный, самый хороший.

Воспитатель:

-Как в сказках говорили о солнышке, красивой девушке?

Предполагаемые ответы:

Красна девица, красно солнышко.

Воспитатель:

-Образ огня широко использовался в народном творчестве. Какие персонажи сказок, связаны с образом огня?

Предполагаемые ответы:

Жар-птица, конь-огонь, змей- Горыныч, Печка-Матушка, Поскакушка-огневушка.

Воспитатель:

-А какие вы знаете пословицы и поговорки об огне?

Предполагаемые ответы:

«Огонь-беда, вода-беда, а хуже нет беды, как ни огня, ни воды».

«Не шути с огнем- обожжешься».

«Огонь не вода, охвати- не выплывешь».

«Огонь-мастер на все руки».

Воспитатель:

-Огонь лег в основу многих крылатых выражений. Например, огонь в груди, в душе. Что это значит?

Предполагаемые ответы:

Если человека переполняют хорошие мысли, чувства, желание делать добро, совершать хорошие поступки, то говорят, что в его душе горит добрый, сильный огонь.

Воспитатель:

-О чем вы думаете, когда слышите слово «огонь»?

Предполагаемые ответы:

Тепло, свет, еда, пепел, костер, свеча, польза, веселье, горе.

Воспитатель:

- Когда горит огонь, вверх поднимаются языки пламени, они переплетаются между собой, взлетают ввысь, как бы танцуя. Давайте с вами покажем образ огня.

ТАНЕЦ ОГНЯ

(в конце танца воспитатель зажигает свечу и держит ее)

Воспитатель:

- Нам стало тепло. Давайте встанем вокруг костра. Пока вы танцевали, огонь передал нам частичку своего тепла. Сейчас мы будем передавать тепло друг другу, и говорить добрые, теплые слова.

(дети передают свечу друг другу по кругу, говоря теплые слова)

Воспитатель:

- Это не простой огонек, а волшебный. Он поможет вернуться в детский сад, минуя дремучий лес. Закроем глаза, повернемся вокруг себя, и мы снова в детском саду. Ведь нас ждет интересная работа.

Воспитатель:

- Мы упоминали с вами в беседе о жар-птице. Давайте частичку огня и тепла подарим нашим гостям, а для этого мы возьмем огненные краски и нарисуем жар-птицу.

Мы с вами знаем много способов раскрашивания. Выберите любой способ и начнем работу.

Дети дарят жар-птицу гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике в подготовительной к школе группе по теме "Путешествие в сказочный лес".

Данное интегрированное занятие разработано в форме игры – путешествия, где дети становятся непосредственными участниками сказочной истории. Занятие позволяет не только обобщить и закрепить математичес...

Интегрированное занятие "Космическое путешествие" для подготовительной к школе группы

В непосредственно образовательной деятельности интегрированы несколько областей: музыка, познание, коммуникация, художественное творчество, физкультура. Занятие  посвящено празднованию Дня Космон...

конспект интегрированного занятия "Солнечная система" в подготовительной к школе группе .

Систематизировать знания о строении Солнечной системы. Расширять знания о небесных телах (работа с картой солнечной системы, рассказ о космосе, , планете). Расширить словарный за...

Открытое интегрированное занятие для воспитателей в подготовительной к школе группе "Город дружбы, спорта, славы, город Универсиады"

Открытое интегрированное занятие для воспитателей в подготовительной к школе группе, призванное познакомить детей со спортивной жизнью Казани, дать представление о спорте и его видах; расширять кругоз...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУПП «ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ».

Цель: Познакомить детей с историей развития космонавтики, с планетами и созвездиями, вызвать интерес к космосу.Задачи.Развивать любознательность, фантазию и воображение.Активировать словарь детей.Разв...