Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности: "Свойства бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ишмуратова Альбина Фирдависовна

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности: "Свойства бумаги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_bumagi.docx380.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»  г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме:

«Свойства бумаги»

Старшая группа

Воспитатель

Ишмуратова Альбина Фирдависовна

Надым

2022 год

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме:

«Свойства бумаги»

Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;

Развивающие:

- пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Учить проводить опыты и эксперименты.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к свойствам окружающих  нас предметов, любознательность,  бережное отношение к природным ресурсам.

Материал и оборудование: проектор, флешка, коробочка, ножницы, бумага, картон, образцы разных видов бумаги, альбомный лист, клей, кисточки, салфетки, тазик с водой

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!

Слева друг, справа друг

Получился ровный круг.

Все мы за руки возьмемся,

и друг другу улыбнемся.

- Ребята, к нам в детский сад в гости пришел Незнайка. Он очень расстроен. Ему в школе дали задание сделать коллаж из разных видов бумаги. Но он не понимает как на бумаге сделать коллаж из бумаги, ведь коллаж это и есть бумага. Поэтому он решил зайти к нам в детский сад, потому что он знает, что дети здесь всегда могут прийти на помочь! Правда ребята? Хотите помочь Незнайке? А сможете?

Для начала попробуйте отгадать загадку:
«Она бывает документом,

плакатом, фантиком, конвертом,

письмом, обоями, листовкой,

альбомом, книгой, упаковкой»

(Бумага.)

(Лежат в коробочкее разные виды бумаги.)

- Правильно ребята, это бумага. Посмотрите сколько различных видов бумаги есть. Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.

А вот, всегда ли у человека была бумага?  (Ответы детей.)                               

Воспитатель: как вы думаете, на чем в древности писали люди? (На камнях, на скалах.) Презентация

- В разные времена люди писали на разных материалах. А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?

Воспитатель: Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику, что мы обязательно сделаем. (слайд) Отправимся?

«Путешествие на бумажную фабрику»

В настоящее время бумагу производят на целлюлозно - бумажных заводах  (слайд).

А вы знаете из чего изготавливают бумагу? Основным сырьем для производства бумаги являются деревья: ель, сосна, береза, тополь и другие (слайд).

Бревна привозят на завод. На заводе машины сдирают с деревьев кору и измельчают их в щепки (слайд).

Потом щепки измельчаются до крошки, которые смешиваются с водой. (Это масса называется целлюлоза). Бумага, сделанная таким способом непрочная и чаще всего производиться для газет (слайд).

Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр, модных журналов, оберточных материалов.

Потом эти рулоны отправляют в типографии и режут на листы.

Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу (слайд).

Посмотри пожалуйста вокруг себя, и скажите в группе что есть из бумаги? Ребята, мы с вами пользуемся очень большим количеством бумаги каждый день, без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь. (слайд).

Макулатура – бережет наши леса!!! (слайд).

-Ребята, что же нам нужно было делать? Правильно, помочь Незнайке! Давайте оправимся с вами в нашу мастерскую. Проведем эксперименты с бумагой. Но сначала давайте проведем физкультминутку.

Физкультминутка

По бумаге я бегу

Все умею, все могу (бег на месте)

Хочешь домик нарисую, (встать на носочки, руки вверх изображая крышу)

Хочешь елочку в снегу (Приседание)

Хочешь дядю, хочешь сад (повороты в сторону, руки на пояс)

Мне любой ребенок рад (прыжки на месте)

 (дети рассаживаются на свои места)
Экспериментальная часть.

Изучение свойств бумаги.

- А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее. Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют ее на ощупь и описывают свойства).

- А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов:

Эксперимент 1.

 Для начала, возьмите в руки лист бумаги и попробуйте смять его? Мнется? Скрутите? Согните? (скручивается, сгибается). А если возьмем картон? Он плотнее, его тяжелее смять. (Ответы детей).

Вывод: Бумага пластичная, ее можно согнуть, бумага мнется.

Эксперимент 2.

 А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага? А теперь попробуйте порвать картон. Его тяжелее порвать, он более прочный

Бумага рвется, а значит она непрочная. Можем из бумаги что-то построить?

Вывод: бумага непрочная

Эксперимент 3.

 Ребята у вас на столе есть цветочки из бумаги. Давайте опустим их воду. (опускаем цветочки в воду, цветочки начинают раскрываться, потому что бумага впитывает воду).

Вывод: бумага впитывает воду

Эксперимент 4.

Давайте поиграем в игру «Кто спрятался?» и узнаем еще одно свойство бумаги.  Ребята, вы знаете такую игру? (Нет)

А мы с Незнайкой знаем. У меня есть игрушки. Мы их видим. Как можно использовать бумагу, чтобы никто не увидел игрушек? (Завернуть в бумагу, спрятать за бумагу). Запомните, какие игрушки стоят на столе. Амина и Настя помогут мне спрятать игрушки, а остальные ребята пока закроют глаза. Не подсматривайте! (двое детей закрывают по одной игрушке) Открывайте глаза – вспомните, какие игрушки «спрятались»? - Почему мы  не увидели  игрушки? (Бумага не прозрачная). Верно. А это свойство бумаги где еще можно применить? (ответы детей). Не только в игре, но например в упаковке подарка. Есть специальная упаковочная бумага.

Вывод: бумага непрозрачная

Выводы исследований.

1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4. Бумага непрозначная.

Создание коллажа «Виды бумаги»

- Ребята, мы с вами увидели, что есть много видов бумаги. Значит получится у нас помочь Незнайке и собрать коллаж?

(Ребята по очереди подходят и наклеивают виды бумаги  на альбомный лист.)

- салфетка

- газета

- открытка

- цветная

- гофрированная

- бархатная

- обойная

- тетрадная

- Вот какая замечательный коллаж у нас с вами получился! Как вы думаете, мы смогли помочь Незнайке? Незнайка нас очень благодарит!

Рефлексия

- Интересно было в мастерской? А что нового вы узнали про бумагу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группыЦель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.Задачи: развивать ...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Свойства воздуха"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.ТЕМА: свойства воздуха.ЦЕЛЬ: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной дея...

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности " Свойства воздуха"

Занятие позволяет систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Свойство бумаги»

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Свойство бумаги»Познавательно – исследовательская деятельность во второй младшей группе «Свойство...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы.

 Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17      Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятел...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности по теме «Бумага и ее свойства» для детей старшей группы.

Цель: расширение представлений детей о бумаге и ее свойствах.Задачи: развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи; учить делать выводы на основе эксперимента; ...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Сравнение свойств бумаги и ткани" в старшей группе.

Познавательско-исследовательская деятельность в старшей группе "Сравнение свойств бумаги и ткани" опытным путем....