Конспект НОД "Водоемы и их обитатели"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Алахвердянц Роза Борисовна

Конспект НОД по теме  "Водоемы и их обитатели"с применением технологии "tic-tac-toe" (крестики-нолики), обязательным условием применения которой является построение предложения с называнием всех трех предметов, расположенных в одном ряду. Использование указанной технологии  способствует развитию критического и креативного мышления дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodoemy_kartochki.docx1.97 МБ
Файл nod_vodoemy_i_ih_obitateli.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (НОД)

Тема: «Водоемы и их обитатели»

Название: «Этот неповторимый и разнообразный водный мир»

Возраст детей: 5-6 лет

Цель:  Создание предпосылок для расширения представлений детей о водных ресурсах и обитателях водоемов.

Задачи:

Обучающие:

  • О1. Расширить представления детей о многообразии водных объектов (естественных и искусственных, пресных и соленых) и их обитателях.
  • О2. Закрепить при помощи  игровых приемов техники «tic-tac-toе» представления детей о видах водоемов и их обитателях.
  • О3. Расширить кругозор (знакомство с понятиями «водоем», «канал», «водохранилище»).
  • Развивающие:

Р1. Развивать речь, память, логическое, критическое и креативное мышление дошкольников.

Р2. Развивать восприятие, умение сравнивать предметы, обозначать  их сходства и отличия,  умение обобщать, делать выводы по проделанной работе.

Воспитывающие:

В1. Формировать у детей навыки положительного общения в совместных игровых действиях

В2. Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм.

Дидактический материал:

Демонстрационный: Карточки с изображением водных объектов, карточки с  обитателями подводного мира.

Раздаточный: карточки с изображением водоемов и их обитателей (по 9 штук на группу из 4 человек (несколько комплектов обитателей подводного мира (акула, кит, морская звезда, морской конек, дельфин, щука, рак, краб, черепаха, осьминог, медуза, сом, карп, карась, ерш и другие); несколько комплектов водоемов (океан, море, озеро, болото, река, водопад, ручей, родник, водохранилище, пруд, канал).

Оборудование: групповое пространство, включая игровую и рабочую зоны (в том числе работа за столами).

Три стола находятся в игровой зоне группе в разных местах (станции) таким образом, чтобы была возможность перемещаться от одного стола к другому. 1-ый стол: карточки с водоемами; 2-ой стол: карточки с обитателями пресных водоемов; 3-ий стол: карточки с обитателями морей и океанов. Во второй половине помещения столы расставляются таким образом, чтобы за ними могли сидеть только 4 ребенка.

Продолжительность: 25 мин.

Форма работы: фронтальная (игра-путешествие),  в группах по 4 человека.

Список источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт
    дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
  2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования./Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336.

Ход занятия

Подготовительный этап (1 минута)

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие. Рассаживайтесь скорее по вагонам, мы отправляемся в путь.

Основной этап (20 минут)

Итак, наш поезд прибыл на место (на столе карточки с водоемами). А как вы думаете, как  называется эта станция? (Ответы детей, пояснения воспитателя) Вы правильно все говорите. Это станция «Водная» (на столе лежат карточки с водоемами). Почему она так называется? (Ответы детей, пояснения воспитателя). Как можно их всех назвать одним словом? (Ответы детей, пояснения воспитателя) Все верно, водоем – это любой объект, где есть вода.  

Давайте назовем водоемы. (Ответы детей, пояснения воспитателя) А как вы думаете, чем они отличаются? (Ответы детей) Все верно, большинство из них сотворила природа, а некоторые из них сделал человек. Давайте назовем те, которые создала природа (Ответы детей, пояснения воспитателя). А теперь перечислим те, что сделал человек (Ответы детей, пояснения воспитателя). А еще отличия есть?  (Ответы детей) Верно, одни водоемы пресные, а другие соленые. Назовем соленые (Ответы детей). Пресные водемы? (Ответы детей, пояснения воспитателя). Вы отлично справились, все верно!

А теперь предлагаю поиграть в игру «крестики-нолики», только в необычные «крестики-нолики». Суть игры - составить предложение, назвав все три предмета в одном ряду так же, как в игре крестики-нолики. Предметы можно называть в любом порядке, главное, чтобы они находились в одном ряду (по вертикали, горизонтали, диагонали). Давайте вместе вспомним, как это нужно делать (дети  проговаривают предложения, а воспитатель или другие дети корректируют;  например: в море и океане соленая вода, а в речке – пресная и т.д.) Отлично, продолжаем путешествие.

Мы прибыли на следующую станцию (на столе карточки с пресноводными рыбами). Как вы думаете, как она называется? (Ответы детей, пояснения воспитателя). Угадали, это станция «Пресная». А почему она так называется? Что можно сказать про всех этих рыб? (Ответы детей, пояснения воспитателя). Верно, все они живут в пресной воде. А теперь снова поиграем в крестики-нолики. (Ответы детей, пояснения воспитателя: щука хищная, а карп и карась нет и т.д.) Отлично, двигаемся дальше.

Мы прибыли на следующую станцию (на столе карточки с обитателями морей и океанов). Как можно ее назвать? (Ответы детей, пояснения воспитателя) Верно, станция «Соленая». А почему? (Ответы детей, пояснения воспитателя) давайте назовем обитателей морей и океанов. Все верно. Раз вы уже так много знаете, тогда поиграем снова в крестики нолики. (Ответы детей, пояснения воспитателя: кит больше, чем морской еж и рыба-клоун и т.д.) Отлично! Здорово справились!

Давайте немного передохнем.

Физминутка «Море»

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в стороны)

Море очень глубоко

(Приседают, коснувшись руками пола)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка»)

А вот воду пить нельзя!

(Разводят руки в стороны, приподняв плечи)

А теперь я предлагаю поиграть в игру «крестики-нолики», только самостоятельно. Рассаживайтесь за столы по 4 человека. Напомню, что суть игры - составить предложение, назвав все три предмета в одном ряду по принципу игры крестики-нолики. Предметы можно называть в любом порядке, главное, чтобы они находились в одном ряду.

Каждой  группе я раздам набор из 9 карточек, сначала часть из вас получит карточки с водоемами, другая часть – с обитателями водоемов. Потом надо будет поменяться. В процессе игры будем  ваша задача по очереди друг за другом составлять предложение с изображенными на картинке предметами. Предложение должен составить каждый. Сколько предметов надо назвать? (Ответы детей, пояснения воспитателя) Как они должны быть расположены? (Ответы детей, пояснения воспитателя)

Время на выполнение задания – 5 минут. (В течение этих пяти минут воспитатель ходит по рядам и корректирует работу воспитанников)

Ребята, время закончилось. Соберите карточки. Хорошо, теперь поменяйтесь. Время тоже пять минут.

Время закончилось, давайте соберем карточки.

Заключительный этап (2 минуты)

Скажите пожалуйста, о чем мы сегодня говорили на занятии? Что такое водоем? Какие водоемы бывают? Чем отличается пруд от озера? Отличаются ли обитатели водоемов? Чем? А в чем их сходство? (рефлексия)

Сегодня мы с вами еще раз убедились, что водный мир необычайно разнообразен и красив. Ребята, всем большое спасибо. Наше путешествие окончено. Теперь можно поиграть. Можете играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия "Лесные обитатели"

интеграция окружающий мир, математика для детей младшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по экологии "Обитатели воздуха"

Занятие по экологии по программе Н.А.Рыжовой "Наш дом-природа" блок "Воздух"...

Конспект интегрированного занятия "Морские обитатели"

Конспект составлен для детей подготовительной группы, с учетом  интеграции образовательных областей физическое развитие и познание, музыка....

Конспект Открытого комплексного занятие «Обитатель морских глубин»

Составила воспитатель: Рядовая Наталия ИвановнаВозрастная группа : 6-7 лет...

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов....

Конспект занятия, тема: «Лесные обитатели»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация»Цель: Продолжать пополнять знания об обитателей леса. Совершенствовать умение реша...

Конспект Образовательной деятельности "Морские обитатели" в старшей группе

В конспект по образовательной деятельности по плаванию "Морские обитатели". Цель: развить у дошкольников навыки и умения посредством воображения....