Проект "Сохраним Балтийского тюленя"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Шатилова Светлана Александровна

Цель проекта

- расширять знания детей о тюленях;

-воспитывать у детей интерес к жизни животных,

-вызвать желание беречь обитателей Балтийского моря.


Эта тема активно обсуждается на телевидении, в прессе, часто проводятся форумы по сохранению тюленей разных видов. Особенно актуальна эта тема для жителей Калининградской области

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sohranim_baltiyskogo_tyulenya.doc305.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

г. Калининграда Детский сад №124

Проект

«Сохраним Балтийского тюленя»

для детей подготовительной группы

(краткосрочный)

Воспитатель:

Шатилова С.А.

2021-2022уч. год

Проект:  «Сохраним балтийского тюленя!»

Актуальность темы: Эта тема активно обсуждается на телевидении, в прессе, часто проводятся форумы по сохранению тюленей разных видов. Особенно актуальна эта тема для жителей Калининградской области

.

1. Цель:

- расширять знания детей о тюленях;

-воспитывать у детей интерес к жизни животных, вызывать желание беречь обитателей Балтийского моря.

2. Задачи

- Собрать материал по теме.

- Изучить и обобщить информацию.

- Проанализировать особенности поведения тюленей.

- Найти интересные факты о тюленях.

- Оформить работу.

Методы:

-поисковый;

- исследовательский;

- обобщения;

Срок реализации  Краткосрочный  

Автор проекта: Шатилова Светлана Александровна воспитатель МАДОУ д/с №124 г.Калининград

Продукт:ЛЭПБУК  «Балтийский тюлень ».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Тюлень

   Тюлени – общее название морских млекопитающих, объединяющее представителей двух семейств: настоящих и ушастых тюленей. Достаточно неуклюжие на суше, они превосходно плавают под водой.

Виды тюленей, существующие в природе, очень разнятся, но в то же время в их внешности, повадках и образе жизни немало общих черт.

   В широком смысле слова тюленями можно считать всех представителей отряда Ластоногих, но обычно под этим названием подразумевают животных из семейства настоящих тюленей. Они состоят в близком родстве с представителями семейства ушастых тюленей (морскими котиками и морскими львами) и моржами. Дальними родственниками тюленей являются с одной стороны наземные хищники, а с другой — китообразные, перешедшие целиком к водному образу жизни. Разнообразие тюленей сравнительно невелико, всего насчитывается около 20 видов в соответствии с ПРИЛОЖЕНИЕМ №1

  1. Внешний вид и среда обитания тюленя

Животное тюлень встречается в морях, которые вливаются в Северный Ледовитый океан, держится преимущественно неподалеку от берега, но, большую часть времени проводит в воде.

    Внешний вид тюленей отчетливо указывает на их водный образ жизни. В то же время они не утратили полностью связи с сушей как китообразные. Все виды тюленей довольно крупные животные в среднем длинна тела от 1 до 6 м и массой от 40 кг до 2 т. Впрочем, даже животные одного вида сильно отличаются по весу в разные времена года, поскольку накапливают сезонные запасы жира.

    Тело тюленей вытянутое, контуры туловища обтекаемые, шея короткая и толстая, голова небольшая. Конечности тюленей превратились в плоские ласты, причем кисти и ступни получили наибольшее развитие, а плечевой и бедренный пояс укоротились.

Передние ласты тюленей намного меньше, чем задние. Задние ласты же всегда вытянуты назад и не сгибаются, они неспособны служить опорой при передвижении на суше, зато в воде животное плывёт именно благодаря им, делая мощные гребки.

    У тюленей нет ушных раковин, а слуховой проход во время ныряния закрывается специальной мышцей, которая защищает уши от попадания воды. Несмотря на это тюлени имеют хороший слух. А вот глаза у этих животных, наоборот, большие, но близорукие. Такое строение органов зрения свойственно водным млекопитающим.

    Из всех органов чувств у тюленей лучше всего развито обоняние. Эти животные прекрасно улавливают запахи на расстоянии до 500 м! Есть у них также и осязательные чувства (усы), которые помогают ориентироваться среди подводных препятствий. Окраска тюленей бывает от рыже-коричневого до серого, от однотонного до полосатого и пятнистого.

  1. Происхождение вида

    Известно, что предки ластоногих млекопитающих раньше свободно ходили по земле. Позднее, возможно, в связи с ухудшением климатических условий, они вынуждены были опуститься в воду. При этом вероятнее всего, настоящие и ушастые тюлени произошли от разных животных.

    Учёные считают, что предками настоящего, или обыкновенного, тюленя были существа, похожие на выдр, которые пятнадцать миллионов лет назад встречались в Северной Атлантике. Ушастый тюлень более древний – его предки, собакоподобные млекопитающие, двадцать пять миллионов лет тому назад обитали в северных широтах Тихого океана.

  1. Характер и образ жизни тюленя

Тюлень кажется неповоротливым и медлительным животным, однако такое впечатление может сложиться, только если оно находится на суше, где передвижение заключается в нелепых движениях тела из стороны в сторону.

При необходимости в воде млекопитающее может развить скорость до 25 км/ч. Тюлени способны нырять на большую глубину до 600 м. Кроме того, тюлень может без притока кислорода пребывать под водой около 10 минут, обусловлено это тем, что сбоку под кожей есть воздушный мешок, с помощью которого животное запасает кислород.

Тело тюленей покрыто жесткой, короткой шерстью, которая не затрудняет их передвижения в толще воды. В то же время мех тюленей очень густой и высоко ценится в меховом промысле. От холода тело тюленей защищает также толстый слой подкожного жира, который берет на себя основную терморегулирующую функцию.

Удивительно, что животные даже спят в воде, более того — могут делать это двумя способами: перевернувшись на спину, тюлень держится на поверхности благодаря толстому слою жира и медленным движениям ласт, или же, засыпая животное, погружается неглубоко под воду (на пару метров), после чего всплывает, делает несколько вдохов и опять погружается, повторяя эти движения весь период сна.

Несмотря на определенную степень подвижности, в обоих этих случаях животное крепко спит.

Чаще всего тюлени образуют групповые скопления — лежбища — на берегу или льдине.

Тюлени на берегу неуклюжи и беспомощны: обычно они лежат недалеко от воды, время от времени ныряя в полынью за добычей. В случае опасности они спешат нырнуть, при этом двигаются с видимым усилием, но попав в воду, плавают быстро и легко.

Между собой эти животные не ссорятся, замечены случаи, когда во время линьки тюлени по-дружески чесали друг, другу спины, помогая избавится от старой шерсти.

  1. Питание тюленей

Основной пищей для тюленей является рыба. Определенных предпочтений у зверя нет — какая рыба встретится ему во время охоты, ту он и поймает.

Конечно, для поддержания такой огромной массы животному необходимо охотится на крупную рыбу, особенно если встречается она в большом количестве. За год взрослый тюлень съедает до 1 тонны рыбы.

В периоды, когда рыбные косяки не подходят близко к берегам в необходимом тюленю размере, животное может преследовать добычу, поднимаясь вверх по рекам.

  1. Размножение и продолжительность жизни тюленя

В период размножения большинство видов тюленей создают пары. Потомство у тюленей появляется только один раз в год. Как правило, происходит это в конце лета. Млекопитающие собираются в огромные тюленьи лежбища на ледяной поверхности (материк или, чаще всего, большая дрейфующая льдина).

Беременность самки длится до 350 дней, после чего на свет появляется один детёныш – уже зрячий и полностью сформированный и свесом 20, а то и 30 кг при длине тела 1 метр.

Как только период кормления молоком проходит, то есть по истечению месяца после рождения, малыши спускаются в воду и дальше сами заботятся о пропитании. Однако первое время они только учатся охотиться, поэтому живут впроголодь, держась только на запасе жира, полученном с молоком матери.

Мех малышей очень мягкий и чаще всего белый. За счёт густого белого меха, покрывающего шкурку и почти незаметного на фоне снега, новорождённый малыш получил прозвище "белёк" в соответствии с ПРИЛОЖЕНИЕМ № 2

Как правило, самки стараются спрятать малышей в "норах" из снега между ледяными торосами, что бы они выжили.

Поскольку на суше тюлени неповоротливы, мать совершенно не способна защитить свое дитя, в случае опасности она пытается лишь скрыться вместе с детенышем в полынье, а если тот еще слишком мал, спасается одна. По этой причине среди бельков очень высока смертность.

    Главными врагами тюленей на земле являются белые медведи и люди. Если медведи охотятся на тюленей всех возрастов, то люди промышляют исключительно бельками. Ведь именно их детский мех обладает наибольшей густотой и качеством.

Средняя продолжительность жизни здоровой особи зависит от вида и пола. В среднем самки могут достигать возраста 35 лет, самцы -25.

  1. Интересные факты о тюленях

Интересные факты о самых милых животинках на планете Земля - о тюленях!

Возраст умерших тюленей определяют по количеству кругов у оснований их клыков.

Тюлени умеют плакать, однако в отличие от человека, у них нет слезных желез.

Самые жирные виды молока - молоко тюленей (содержание жиров в нем более50%).

Тюлени спят на берегу очень чутко. Они не оставляют сторожей, поэтому время от времени тюлени пробуждаются и оглядываются по сторонам.

Тюлени спят, плавая вертикально у поверхности воды, поднимаясь, чтобы сделать вдох ноздрями.

Тюлени рыбу не пережевывают, а глотают целиком.

Тюлени очень хорошо поддаются дрессировке, эту интересную особенность тюленей используют в цирках по всему миру. Кроме тог, они, наряду с дельфинами уже  100 лет служат в ВМФ России и США для поиска подводных мин.  Первым научил тюленей искать мины знаменитый дрессировщик Владимир Дуров еще в 1915 году.  Им было обучено 20 животных, но, к сожалению, они были отравлены, предположительно немецкими шпионами.

Тюлень может  выдержать мороз до – 80 Град. С. Не замерзнуть ему помогают   мех  и достаточно толстый слой подкожного жира.

Тюлени могут «случайно» проглотить камни вместе с едой – в желудке умерших животных находили до одиннадцати килограммов камней.

При нырянии сердце тюленя бьется 4 удара в минуту, тогда как на суше до 120 ударов.

 

Разработка тематической композиции

  1. Этапы работы

Поиск и определение композиции рисунка

- нашли и распечатали  фото и печатный материал ,

Составление эскиза простым карандашом

Сформировали сюжет на листе

Закрепили все составляющие части:

1.Виды тюленей

2. Стихи

3. Оригами

4. Где обитает

5. Животные Балтики

6. Что делать если…

7. Раскраски

8. Дрессированный тюлень

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нами был изучен материал о тюленях: внешний вид и среда обитания тюленя, происхождение вида, характер и образ жизни, питание, размножение и продолжительность жизни. Нашел интересные факты из жизни тюленей.

Дети узнали, что это доброе, сильное и симпатичное животное, которое заслуживает большего внимания и изучения всеми, кто любит природу.

Работа над этой темой мне была интересна, дети сделали для себя много открытий. Но я не хочу останавливаться на достигнутом. И мы продолжим в дальнейшем заниматься изучением этих удивительных животных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бурдин А.М., Вертянкин В.В., Никулин В.С., Фомин В.В. 1991. «Популяции настоящих тюленей в северной части Тихого океана» с.82-94.

Крылов В.И. 1984 «Ластоногие Дальнего Востока» 103с.

Https:/ru.m.wikipedia.org (датаобращения 2.02.18г.)

Https://givotiymir.ru (дата обращения 2.02.18г.)

Приложение

Стихи о тюленях для детей

Под водой мелькнула тень,
Показались ласты.
"Ты куда залез, тюлень,
Это же опасно!
Ты смотри не утони,
Вылезай на сушу,
Там ведь рыбы лишь одни,
Ты меня послушай".
Рассердился вдруг Тюлень,
Шевельнул усами:
"Где сидеть мне целый день -
Разберемся сами!".

Я б хотел таким же быть,
И с такою же сноровкой
Под водою быстро плыть.
Вместо лап большие ласты,
Шерсть короткая блестит:
Кто ещё бы мог похвастать,
Что как маслом он облит?
Солнце в Арктике блистает
Без конца в полярный день,
А у лунки загорает
Симпатичнейший тюлень.
Володя Д.

Растолстели не от лени
Толстокожие тюлени.
Знаю – жир тюленям нужен,
Чтоб бороться с лютой стужей.
Но по мне б, на самом деле,
Лучше б в шубы их одели.
Ах! Как было бы – красиво!
Красота – большая сила!
Гвоздев В.

Этот зверь легко ныряет -
Ловит рыбу под водой,
Он и в цирке выступает -
Крутит обруч головой;
Умный, быстрый, сильный, ловкий

Тюлень лежит на льдине,
Как будто на перине.
Вставать он не торопится:
Жирок под шубкой копится.

Шумов Н.

Очень славный он зверек!
А детеныш у тюленя
Называется "белёк".
Соболева Н

Жил на острове тюлень.
Всё тюленю было лень.
Ползать лень и лень вставать,
Лень за рыбами нырять,
Лень барахтаться в водице,
Даже стало лень лениться.
Лень сердилась и сердилась
И однажды отлепилась,
Разобидевшись вовсю...
И тюлень стал просто ТЮ...
Керстен Т.

В зоопарке спит тюлень,
Просыпаться ему лень.
Не привык ещё к неволе,
Вот и снится ему море.
Сердцу милые картины -
В море плавающие льдины,
В синей дымке берега,
Где сейчас лежат снега.
Цветкова Н.

Вызывает удивленье
Прилежание тюленье:
Целый день лежит тюлень,
И ему лежать не лень!
Жаль тюленье прилежанье-
Не пример для подражанья.
Борис Заходер

Очень я люблю тюленя -
Нет приятнее зверька!
Не похож он на оленя,
На собаку, на хорька -
И все же он животное,
Но морское, водное.
Он из моря вылезает,
Он на берег выбирается -
Плюх на сушу животом.
Он не лапами шагает -
Он ползет и упирается
Ластами, хвостом.
Он медлительный на суше
И к тому же неуклюжий,
Но в воде он не такой -
Быстрый, ловкий, озорной.
Он ныряет в глубину,
Роет носом он волну,
Словно маленькая лодка
Или юркая селедка.
В теплой шубе меховой,
С круглой милой головой,
До чего же он хорош -
На котеночка похож!
Вот за что люблю тюленя

Черный, как на солнце тень,
Спит на льду большой тюлень,
От мороза не страдает –
Толстый жир его спасает.
Кодиненко Г

Любит зверь поплавать дюже,

Хоть и сам он неуклюжий!

И еще добавлю тут:

В ласты тот плавец обут!

В снежном логове родятся

Простудиться не бояться

Подрастут, начнут нырять,

Шубки белые менять.

Если очень повезет -

Лет полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте -ка сами…

Он лежит на льдине,

Как будто на перине,

Вставать-то не торопиться,

Жирок под шкуркой копиться

Приложение

Социологический опрос « Правда ли…»

Вопрос

Правильный ответ

ДЕТИ

Родители

Мех тюленя очень густой

Да

Толстый слой жира защищает тело от переохлаждения

Да

Памятник тюленям установлен сразу после Великой Отечественной войны

Нет

.Автор памятника архитектор

И. Скрипкин

Нет

Тюлений жир и сало очень вкусные и ароматные

Нет

Тюленьим жиром и салом смазывали орудия на кораблях Северного флота

Да

Промысел тюленя во время войны был на Белом и Баренцевом морях

Да

Итого человек

Итого %

Приложение

Скульптура "Серый балтийский тюлень" работы скульптора Валерия Ковалева выполнена из гранита, торжественно открыта на променаде в Зеленоградске около кафе "Веранда" 11 августа 2013 года.

Серый балтийский тюлень - подвид длинномордых тюленей, находящийся под угрозой исчезновения, занесен в Красную книгу Международного союза охраны природы, Красные книги России и Балтийского региона. Неоднократные выходы тюленя на пляж города Зеленоградска, ранее Кранца, упоминаются в довоенной и современной истории города-курорта.

Приложение

Конспект  НОД по рисованию в нетрадиционной технике рисования (граттаж)      «Тюлень на льдине» в старшей группе

Воспитатель Менглиева Наталья Олеговна

Цель:  Познакомить детей с  нетрадиционной техникой рисования  – граттаж.

(процарапывание основы острым предметом для получения изображения)

Задачи.

1. Научить новому приему работы в технике - граттаж.

2. Развивать у детей интерес к художественному творчеству, творческое воображение, композиционное решение,  мелкую моторику пальцев рук.

3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость.

Материалы: фартуки, клеенки на стол, белый картон, акварельные краски, широкие кисти, парафиновая свеча, синяя гуашь, шпажки,иллюстрации с изображением тюленей, инструментальная музыка "Шепот звезд", отрывок из книги  В.Суслова " В краю поющих сугробов".

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня  настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети встают в круг).

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться с хорошим настроением в путешествие на  Северный полюс. А зачем мы туда отправимся, вам подскажет загадка.

Крайний Север. Океан.

То метели, то буран . . .

Но в любую непогоду

Он ныряет смело в воду.

Быстро плавает, резвится.

Холодов он не боится,

Ведь от них его надёжно

Защищает жир подкожный.

Он большой любитель рыбы.

Формой тела схож он с глыбой.

Быть в воде готоввесь день

А зовут его …(Тюлень)

Воспитатель: Правильно, ребята! Мы будем рисовать тюленя.

Рассматривание иллюстраций с изображением уникального животного Крайнего севера-тюленя(у мольберта);

 Чтение отравка из рассказа «Белёк» Геннадия Снегирева.

Воспитатель: Дети, вы хотите научиться рисовать тюленей? (ответы)

 Мы будем изображать это животное необычным способом. Способ работы, которым вы будете работать сегодня, называется «граттаж» или «цап - царапки». Граттаж (франц. grattage, от gratter — скрести, царапать), способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом, но сначала мы должны подготовить  основу для нашей работы. (дети  надевают фартуки, садятся )

1. Покрываем парафином получившийся разноцветный ковер. Берем свечу и натираем лист так, чтобы парафин покрыл всю поверхность листа.

2. Парафин  покрываем синей гуашью (она должна быть консистенции густой  сметаны). Кисточку не мочить!

Даем высохнуть.

Пальчиковая гимнастика "Тюлень"

Тяпы- ляпы, тяпы- ляпы

Это ласты, а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

3. Последний этап работы - шпажкой процарапываем очертания(силуэт) тюленя, льда, снега до показавшегося белого слоя. (дети работают под музыку)

Готовые работы выставляем на мольберт.

Чтение отрывка из стихотворения «Тюлень лежит на льдине» Н. Шумова

Итог занятия.

- С какой новой техникой вы познакомились?

- Какими необычными инструментами пользовались в этой технике?

- Кто хочет нам рассказать о своем тюлене?

Вы сегодня прекрасно работали, настоящие художники!

Приложение

  1. Конспект занятия по лепке для детей «Тюлень»

Программное содержание:

Развивать у детей умение передавать в лепке фигуру тюленя, выделяя некоторые характерные особенности, использовать различные приёмы лепки – скатывание, раскатывание, вытягивание, сглаживание и т. д. Учить создавать выразительный образ, развивать образное восприятие. Воспитывать интерес к лепке, воспитывать самостоятельность, аккуратность. развивать мелкую моторику, чувство формы.

Материал к занятию : картинки с изображением животных Севера, пластилин, доски для лепки, влажные салфетки.

  1. Ход занятия:

-Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Он на севере живет,

Громким голосом ревет.

В цирке мяч ловить не лень –

Там работает … (тюлень)

В далекой северной стране,

Где долгий зимний день,

В студеной плещется волне

Маленький тюлень.

Тюлени – удивительные ластоногие животные, обитающие в прибрежных водах Атлантического и Тихого океанов. Практически всю свою жизнь они проводят в воде, охотясь за мелкой рыбешкой, крабами и моллюсками. Периодически тюлени выбираются на берег, чтобы погреться на солнышке и отдохнуть. На суше этим животным из-за своеобразного строения тела очень неудобно передвигаться, но ныряя в воду, они превращаются в настоящих акробатов. Передние ласты у них действуют, как весла, а задние - как руль. В воде тюлени издают неслышные сигналы, при помощи которых они обнаруживают добычу. Тело тюленя покрыто шерстью состоящей из коротких жестких волос и толстым слоем жира. У тюленей рождается по одному белому детенышу. Вскармливают они их молоком. Тюлени питаются водными организмами, рыбами. На берегу животные собираются большими колониями. Продолжительность жизни тюленя около 20 лет.

А сейчас, ребята, немножко поиграем:

Я мороза не боюсь

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз, (Присели.)

Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)

Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

Предлагаю вам слепить забавного тюленя.

Шаг 1. Скатываем шар.

Разрезаем его на три части. Из большого кусочка создаем продолговатое туловище тюленя. Второму кусочку придаем форму шарика. Оставшуюся массу оставим для лепки ласт.

Шаг 2. Тонкую часть заготовки туловища немного вытягиваем, надрезаем стекой и расправляем в стороны. Расплющиваем кончики и заостряем. Хвост готов.

Шаг 3. Далее в верхней части туловища делаем углубление, вставляем в центр углубления кусочек шпажки или зубочистки и фиксируем на каркасе голову.

Шаг 4. Из маленьких заготовок в виде капелек создаем пару ласт. Приклеиваем их к боковым частям туловища.

Шаг 5. Теперь приступаем к оформлению мордашки. Из двух белых лепешек создаем щеки тюленя. Дополняем их черным круглым носиком.

Выше, специальной стекой или округлым концом кисточки, делаем углубления для вклеивания глаз. Фиксируем в ямках белые шарики, а после наклеиваем на них черные лепешки. Наклеиваем на каждый глаз блики.

Пальчиковая гимнастика:

За работу

Ну-ка, братцы, за работу.

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова. Песни петь да плясать — энергично шевелить ими

Приступаем к выполнению задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник «Рыбки для тюленя»

Программные задачи:Воспитательные:- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.-воспитывать инициативность, самостоятельность.Образовательные:- углублять представ...

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Тюлень»

Воспитывать интерес к лепке, как виду художественного творчества, воспитывать самостоятельность, аккуратность. Учить создавать выразительный образ, развивать образное восприятие; развивать мелкую...

Конспект НОД "В гости к тюленям"

Конспект  интегрированной НОД  по детскому конструированию из бумаги в технике «оригами». Детское конструирование из бумаги – очень важная деталь в гармоничном развитии реб...

Конспект занятия по окружающему миру подготовительная группа «В гостях у тюленя Ло-ло»

Развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, дать детям первоначальное представления о глобусе. Познакомить детей с осоенностями природных условий Атарктиды....

Краткосрочный проект "Балтийский тюлень" (старшая группа)

Цель:Познакомить детей с видами балтийского  тюленя, средой обитания.Задачи:1.Узнать информацию о балтийском тюлене 2.Повлиять на сознание людей и выработать осознанное отношение к балтийско...