Итоговая НОД по природному миру «Птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кострюкова Ирина Викторовна

Ребята, одним из главных признаков весны является возвращение птиц с теплых стран. В это долгожданное время года, на улице тепло, светло и красиво. Светит солнце, небо ясное. Поэтому я предлагаю вам отправиться в весенний лес и послушать голоса разных птиц – тех, что зимовали в наших краях и тех, что вернулись с дальних стран  (прошли под музыку, встали кругом).     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_gotov.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

I – организационный момент.

- Ребята,

Присядьте рядышком друг с другом

Словно месяц полукругом

И послушайте загадку

Дайте правильно отгадку.

Загадка.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

Рыхлый снег на солнце тает

Ветерок в ветвях играет

Звонче птичьи голоса,

Значит, к нам пришла (Весна).

Воспитатель:

- Верно, после холодной зима пришла к нам снова весна. Сегодня мы собрались здесь, чтобы Весну-Красну встречать, первых птиц привечать.

Ребята, одним из главных признаков весны является возвращение птиц с теплых стран. В это долгожданное время года, на улице тепло, светло и красиво. Светит солнце, небо ясное. Поэтому я предлагаю вам отправиться в весенний лес и послушать голоса разных птиц – тех, что зимовали в наших краях и тех, что вернулись с дальних стран  (прошли под музыку, встали кругом).     

 II – основная часть.

  • - Ребята, закрываем глазки и считаем до пяти 

1, 2, 3, 4, 5, в лес пришли мы погулять. 

Постоим мы на дорожке

Птиц послушаем немножко.

Открываем глазки. Вот, ребята, мы и оказались в весеннем лесу (звучит звук леса и голоса птиц). 

-Весело и радостно поют птицы?

-Да.

-Почему им так весело? Чему они радуются?

- Птицы рады приходу весны.

- А еще перелётные птицы рады тому, что преодолев очень долгий и опасный путь вернулись на лето сюда.

        А сейчас, ребята, я вам буду загадывать загадки о птицах. Слушайте внимательно:

1. Всех прилётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскачь, 

А зовётся птица … (грач).

(Воспитатель рассказывает о грачах).

1. Грачи прилетают самыми первыми, 

Как только растает снег на полях.

Питаются они червяками, жуками, пауками. 

2. Живут грачи большими семьями – стаями

    И свои  гнёзда строят высоко на деревьях.

    В народе есть примета: «Увидел грача – весну встречай ».  

 

     2. На шесте – дворец,

     Во дворце – певец, 

     А зовут его … (скворец).   

(Воспитатель рассказывает о скворцах).

1. Скворцы прилетают вслед за грачами

     И питаются сначала дождевыми червями,

    А позже уничтожают гусениц,

    Охраняют леса и сады.

2. Люди мастерят для скворцов – скворечники 

    И развешивают их рядом со своими домами.

3. В народе есть примета: « Увидал скворца – знай весна у крыльца».   

 

    3. Кто без нот и без свирели  

    Лучше всех выводит трели,

    Голосистее, нежней?

    Кто же это?… (соловей).

(Воспитатель рассказывает о соловьях).

1. Соловьи прилетают, когда деревья и кустарники одеваются листьями,

    Вернувшись, отыскивают старые жилища (гнёзда в кустарниках) и поют.

2. Люди любят соловья за нежную, звонкую, красивую песню.

   В народе есть примета: « Соловей всю ночь поёт – к хорошей погоде».

    4.- Как лиса среди зверей,

    Эта птица всех хитрей.

    Прыгает она у дома,

    А зовут ее…. (ворона)

   

    5. - Ходить не умеет,

    Хочет сделать шажок-

    Получается прыжок. (воробей)

   

    6. – Кто из леса прилетит?

    Кто на крыше затрещит?

    Белобокая болтунья,

    Говоруша, стрекотунья,

    Белый бок и длинный хвост.

   Что за птица - вот вопрос(сорока)

  • Физкультминутка «Деревья и птицы»

Руки подняли и помахали -

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сгибает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – покажем:

Крылья сложили назад.

  • ( Дети выстраиваются в ряд ).

Воспитатель: А сейчас ребята я превращу вас в птиц (надеваю на детей маски с изображением птиц: грача, скворца, соловья). Обратите внимание у всех птичек есть: голова, клюв, глаза, туловище покрытое перьями (потому птиц называют пернатыми), крылья, хвост и ноги.

Все птицы похожи по форме, но они разные по цвету и размеру.

Грач большой – чёрный, скворец синевато - фиолетовый поменьше, соловей коричневый – маленький. 

-Где живут птицы? (В лесах, садах).

-Почему они там живут? (На деревьях себе строят гнездо, там не ездят машины, никто им не мешает).

Когда начинаются морозы куда исчезают многие птицы? (Улетают в теплые края).

-Как называются птицы, которые улетают на юг? (Перелетные).

-Как называются птицы, которые остаются у нас? (Зимующие).

-Чем питаются зимующие птицы? (Семенами и плодами деревьев).

 -С наступлением зимы, птицы оставшиеся зимовать, перебираются поближе к людям, к человеческому жилью. Почему? (Им холодно и голодно).

-Птицам холод ни так страшен как голод. В лесу зимой мало корма, поэтому они прилетают к нам. Просят о помощи.

- А как вы помогаете птицам зимой? (делаем кормушки, кормим птиц).

- Какие птицы прилетают на кормушки? (Воробьи, грачи, синицы, вороны).-Все они наши друзья.

  • Дидактическое упражнение «Разрезные картинки»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, под березой лежит какой-то конверт с заданиями от лешего. Давайте посмотрим, что там. Здесь лежат разрезные картинки с изображением частей птиц (хвост, голова, туловище). Если сложить все части птицы, то получится целая птица. Ребята, давайте соберем птичек, а потом назовем, какие птицы у нас получились.

  • Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Воспитатель: А сейчас предлагаю посмотреть на картинки, и исправить ошибки. Слушайте внимательно.
Воспитатель: У вороны впереди хвост. 
Дети: Сзади. 
Воспитатель: У воробья сзади клюв. 
Дети: Спереди. 
Воспитатель: У совы вверху лапы. 
Дети: Внизу 
Воспитатель: У снегиря сбоку хвост. 
Дети: Сзади 
Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. Как должно быть на самом деле. 
- Яйца откладывает самец. 
Дети: Самка. 
- Яйца откладывают под гнездо. 
Дети: В гнездо. 
- Яйца вылупляются из птенцов. 
Дети: Птенцы вылупляются из яиц. 
- Тело птиц покрыто шерстью. 
Дети: Перьями. 

Воспитатель:

Молодцы, ребята, вы правильно справились с заданием. 

Слышите, как они радостно птицы запели для нас свои песни (запись пение птиц).

Мы должны пообещать им, что никогда не обидим ни одной птички.

Давайте все вместе хором им дадим такое обещание: 

Вас не будем обижать

Гнёзд не будем разорять 

В клетки вас сажать не будем

Пользу вашу не забудем.

Пора настала из леса снова возвратиться в детский сад. 

III - Итог занятия: 

Воспитатель: давайте скажем спасибо нашим верным друзьям – птицам, за то,  что они возвращаются к нам, на свою родину.

Ребята, скажите, пожалуйста, о чём сегодня мы беседовали на занятии? 

О каком времени года мы говорили? 

О каких новых птицах вы  узнали?

Мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали. Молодцы! 

А сейчас закроим глазки. И вспомним всё, что происходило сегодня с нами (релаксация).

Такой экскурсии весенней

Каждой был сегодня рад. 

Вспомним как весну искали 

Мы по солнечным шагам,   

Как мы птицами летали

По неведомым краям,

Как пернатым обещали

 Птичьих гнёзд не разорять.

А теперь пора настала

Снова в детский сад попасть

1, 2, 3, 4, 5, глазки открывайте

И тихонечко за мной в группу вы шагайте.

Задачи:
Образовательные: 

  • напомнить детям о приходе весны, научить замечать признаки весны;
  • расширить и систематизировать представление о птицах;
  • развивать умение сравнивать птиц, выделять общее и различия;
  • учить детей различать птиц по существенным признакам;
  • учить классифицировать на зимующих и перелетных птиц.

Развивающие:

  • развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре;
  • развивать наблюдательность, внимание, мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам, желание заботиться о них; 
  • продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми;
  • учить детей расслабляться, представлять предложенную воспитателем ситуацию.


Методические приемы.

  • Словесный.
  • Наглядный.
  • Игровой.
  • Практический.
  • ТСО

Материал и оборудование.

  • звуковая запись: «Звуки леса», «Голоса птиц»;
  • картинки с изображением птиц;
  • макеты деревьев;
  • разрезные картинки;
  • маски птиц.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по природному миру во второй младшей группе на тему: "В гости к Лесовику"

Закрепить знания детей о характерных признаках весны, садовых и луговых растениях. Учить различать диких и домашних животных....

Конспект интегрированного итогового занятия по природному миру и развитию речи в старшей группе "Лесная школа"

В данном конспекте подобран материал для диагностики знаний, умений, навыков детей в разделах «Животный мир», «Растительный мир»....

Итоговое занятие по природному миру в средней группе «Поможем солнышку»

Цель: Обобщить, уточнить, закрепить знания детей, полученные за год.Задачи:Познавательное развитие: закрепить представления о признаках весны, о диких и домашних животных, о деревьях, фрукта...

Конспект интегрированного итогового НООД по природному миру во второй младшей группе: "Увлекательное путешествие".

Конспект интегрированного итогового НООД по природному миру во второй младшей группе на тему: "Увлекательное путешествие"....