«Экологическая лаборатория на участке детского сада».
статья по окружающему миру

Зотова Ольга Ивановна

2017 год в России был объявлен годом экологии. Целью моей  работы стало воспитание гармоничной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе. Для реализации обозначенной цели  была оборудована «Экологическая лаборатория на участке детского сада». Работа в эколаборатории  началась  в рамках проекта детского сада « Человек природе друг, пусть узнают все вокруг». Познание мира ребёнком происходит в каждую секунду и от нас зависит, будет ли наполнена  жизнь наших детей приятными эмоциями и ощущениями.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolaboratoriya.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

     

В основу современной модели экологического воспитания заложен аспект осознанной природоохранной деятельности, смысл которой в том, чтобы сформировать у ребёнка навыки личностных, познавательных, социальных, управляющих и других универсальных действий по отношению к природе.

  Учитывая актуальность, важность экологического образования в России 2017 год объявлен годом экологии.

  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и предусматривает соблюдение принципа согласованности экологического воспитания со всеми образовательными сферами:

  Область «Социально-коммуникативного развития» поможет достичь формирования эмоциональной эмпатии, отзывчивости по отношению к объектам природного окружения, заложит практические навыки безопасного поведения в социальной и природной среде.

Образовательная сфера «Познание» нацелена на расширение кругозора, получение знаний о физических свойствах объектов природы, развитие понимания гармонического единства и целостности экологической системы планеты Земля во всём разнообразии народов и многочисленных видов живых организмов.

Область «Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир художественной литературы о природе, познакомит с уникальными фактами, расширит рамки рекомендованных министерством учебных пособий.

Наконец, сфера «Физическое развитие» решит задачи по формированию здорового образа жизни, привнесёт глубокое внутреннее осознание его ценности и значимости в судьбе каждого человека.

  Цель  работы детского сада: формирования основ экологической культуры у детей — воспитание гармоничной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе.

 Для реализации обозначенной цели требуется решение следующих задач:

Образовательная — пробудить живой познавательный интерес, любознательность к окружающему миру природы. Кроме того, реализация образовательной задачи требует проведения информационной работы, направленной на экологическое просвещение, развитие компетентности и внутренней культуры непрагматических отношений с природой.

Развивающая — сформировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды.

Воспитательная — становление экологического мышления, совершенствование эмоционально-мотивационной области, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.

 Большое значение в экологическом образовании детей имеет  организация экологической среды

Использовать окружающую среду как источник образовательного материала, педагогически её организовывать — одна из основных задач, возлагаемых на педагога-дошкольника, отмечала  Е.Тихеева

Учеными доказано, что опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т. п.) имеет второстепенное значение: его задача — расширить и дополнить те впечатления, которые ребёнок получает от непосредственного контакта с объектами природы.

И действительно, что может быть  значимее, интереснее, эффективнее   влияния природы на ребенка, ведь это и есть самая эффективная среда для  экологического образования детей.

Опыт показывает, что совместно организованная деятельность педагога  с ребенком имеет большей коэффициент полезности, чем  специально организованная.

Мы долго думали, искали пути решения проблемы.

 Результатом наших поисков стало изменение в окружающей среде на участке детского сада, создание   детской  эколаборатории и прилегающей к ней  экосреды.

Наша лаборатория рассматривалась как место, где дети в совместной деятельности  с воспитателем будут постигать азы  экологического образования. 

 Мы  разработала план работы и вместе с коллегами план – схему изменения   среды на территории детского сада в соответствии с целями и задачами деятельности  эко – лаборатории.

 Цель: Воспитание защитника природы, умение быть милосердным, любить и беречь свою землю.

Задачи:

1.Обогащать знания детей о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях.

2.Развивать эстетические чувства, умение замечать прекрасное, любоваться объектами природы, оберегать её красоту и богатство.                                              

 На сайте детского сада мы объявили конкурс на лучшее название летней лаборатории. Подавляющим большинством она  получила название « Лаборатория Кота Ученого» и символом ее стал игрушечный кот, подаренный родителями.  Фигура кота стала центральной, от которой стала разрастаться наша лаборатория.

Оборудование эколаборатории под открытым небом не требовало от нас каких- то колоссальных материальных затрат.  Все было сделано из старого материала, хранящегося в  сарае детского сада. Мы его пересмотрели, привели в порядок и разместили на полянке, где и начала  действовать наша лаборатория. Полянку мы разделили на центры.

Дошкольникам свойственен интерес к атрибутам,  они стимулируют их познавательный интерес, вызывают эмоциональный отклик.

Для работы в лаборатории мы изготовили детям халатики из  пакетов,

каждому ребенку были приготовлены перчатки для работы на земле. Т. о. даже в самой лаборатории мы использовали как бы бросовый материал, показывая, что и у ненужных вещей может быть вторая жизнь.

Направления  работы нашей эколаборатории были определены:

1. «Мы с природой дружим, мусор нам совсем  не нужен» (за основу которого  мы взяли  Методические рекомендации, разработанные  институтом развития.

2. «Давайте всем миром в любую погоду, будем беречь родную природу».

 Для осуществления экологического образования, воспитания любви к природе нужны, конечно, живые объекты, а не картинки. Для этого, желательно,  совершать экскурсии в лес, в поле. В связи с жесткими рамками безопасности, существующими сегодня, нам этого не всегда  возможно  сделать, поэтому, оценив окружающую среду на территории детского сада, мы решили кое-что изменить и добавить, что бы процесс экологического воспитания шел более эффективно.

Так  у нас появилась экологическая тропинка на территории детского сада. Она у нас небольшая, но в нее мы включили как можно больше разнообразных и привлекающих внимание  ребенка объектов. Они  не все  создавались специально, мы просто обозначили их  как экологическую точку), и   проложили маршрут через них: это : кустарники, деревья, трава.  

Старые пни, клумбы, сделали небольшой водоем, огород, альпийскую  горку, декоративный камнепад, фонтанчик. Такая работа требовала от коллектива творчества, самоотдачи, а главное  желания этого сделать.

Работа в эколаборатории  началась в июне в рамках проекта детского сада « Человек природе друг, пусть узнают все вокруг». Эколабораторию посещали не только старшие дошкольники, но и малыши, для них мы организовывали и проводили специальные мероприятия по формированию начал экологического образования: игры с водой и песком.

Для более старших детей разрабатывались и реализовывались  экопроекты: «Спасатели природы», «Братья наши меньшие».  Экологические конкурсы, викторины «Знатоки природы»

Таким образом, взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное),  мы показывали не только на картинках, но и на живых примерах. Например, вытоптанные участки травы, сломанные ветки деревьев.  Это произвело на детей большой положительный  эффект.

 В эколаборатории есть  уголок  жужжащих  и ползущих, где обитают бабочки, жуки, паучки. Дети с восторгом наблюдают за ними в естественных   условиях.  Я  рассказываю  о пользе насекомых. Так в естественных условиях  дети знакомились и наблюдали за ними.

Береза – символ России.  Береза краса русского леса, великолепное дерево, глядя на которое глаз человека отдыхает.  Рассказала  детям о том, что нежность дерева  создает спокойный фон, на котором глаз человека отдыхает, работая в экономном режиме.   Я рассматриваю березу и как прекрасное средство для наблюдения: березы разного возраста, разные по толщине, со светлой или более темной корой. Обращала внимание, что береза не только радует нас своей красотой, но  и является  средством  оздоровления человека.  Заметила, что многие дети, уходя из детского сада, предлагали своим бабушкам посмотреть на березку, что бы глазки отдохнули.

 Огород, который назвали «Грядки сеньора Помидора», прилегает  к нашей  лаборатории. Вместе с детьми мы сажаем грядки с простыми быстрорастущими овощами, за которыми наблюдаем и ухаживаем. Отмечаем их рост и развитие. Обращаю внимание, что мы выращиваем экологически чистые продукты, поливая их чистой водой, рыхля землю, не используя химических добавок, подводя детей к тому, что они  делают вывод о том,  что  эти продукты полезны для здоровья. При организации  такой работы  я  особо обращаю внимание на бережное отношение к земле, как к нашей кормилице.

Читаю пословицы и поговорки, обращаю внимание на то, что землю нельзя загрязнять.

Собранный урожай отдаем на кухню.  Аппетит у детей заметно улучшается.

В эколаборатории есть простая метеоплощадка под открытым небом, которая служит элементарному прогнозированию погоды. Наблюдаем за ветром,   отмечаем погоду.   Из пластиковых бутылок  сделали простые дождемеры,  с детьми размещали их в разных концах площадки, после дождя анализировали, где больше выпало осадков  и почему.

Наблюдение за облаками – одно из самых любимых занятий  детей в эколаборатории.   Для этого мы специально изготовили окно для рассматривания облаков, что способствует развитию творчества. Фантазии детей.

Сейчас очень модно  заниматься фотографией. Красоту родной природы трудно передать словами, а вот фотографией можно. В детском саду мы провели фотовыставку фотографий педагогов и родителей на тему «Я восхищаюсь этой красотой», которая вызвала огромный резонанс. Разместили  на сайте детского сада, и путем голосования он – лайн выбрали  победителей.

 В работе с детьми используются  разные формы, методы и средства экологического образования детей. Но огромное значение имеет пример самих взрослых. Зачастую, дети ведут себя и поступают так же, как поступают их родители, воспитатели.

 В этом году мы начали работу по  раздельному сбору мусора и  регулярной уборки с детьми экоторпы и территории нашей  лаборатории.  Работа велась  и осенью,  называлась она « Зеленый патруль  выходит в пятницу».

Во время прогулки  или уборке территории своего участка  у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д.

Поэтому нашей задачей в работе по данному направлению стало:

- уточнять у детей представления об источниках возникновения мусора;

- вызвать желание научиться бросовым вещам давать вторую жизнь;

- способствовать развитию потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды (соблюдение чистоты на улице, дома, в детском саду и т.д.)Мы стремились как можно шире привлекать родителей к нашей работе .Организовывали и проводили выставку семейных плакатов «Сохраним нашу планету Земля»

 Проводили красочный праздник «Что за чудо эти шляпки», обязательным условием, которого было использование  растительного  элемента в  декоре головного убора.

Самое яркое впечатление осталось от  праздника Экомоды.

Костюмы были выполнены родителями из бросового материала. Цель такого дефиле : показать, что даже  ненужные предметы могут иметь вторую жизнь.

Интерес детей, знания полученный  при работе эколаборатории не прошли бесследно. Многие дети, заинтересовавшись тем или иным явлением, проблемой  изучают ее, и полученные  результаты  представляют   на районной научно – практической конференции старших дошкольников « Я - исследователь», которая ежегодно проходит в нашем городе и организуется   методическим отделом ОО.

Воспитанники  нашего детского сада  постоянные участники  конференции, имеют Дипломы за лучшие работы. Так в 2017 году воспитанница моей группы  Суконнова Алиса презентовала детско-родительский проект « Бархатцы. Какая от них польза», который был отмечен дипломом.

Завершается год экологии,  можно уже подводить итоги. Для нас, педагогов, это был  интересный, насыщенный год. Мы изучили и внедрили в практику работы по экологическому образованию детей новые технологии Геокешинг.,

 организовали и внедрили в практику работу Мобильного зоопарка, Эколабораторию,  усовершенствовали среду на территории детского сада.  

Для детей это стал год, когда они больше узнали и  полюбили родную природу,  надеюсь,  что они стали чуть больше понимать и ценить то, что нас окружает. Проблемы экологии стали понятнее. Свои решения они представляют в форме совместных проектов, принимают участие в  конкурсах, имеют дипломы.  Для родителей он стал еще  одним  напоминанием того, что они являются примером для детей и от того, как они себя ведут по отношению к природе, во многом зависит в какой экологической обстановке будут жить их дети и внуки.

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа на участке детского сада

Экологическое воспитание дошкольников....

Экологическая тропа на участке детского сада

Экологическое воспитание дошкольников....

Беседа на экологической тропинке на участке детского сада «Пчелы»

Цель: дать детям представления элементарные о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком)....

Доклад на тему :Экологическая тропа на участке детского сада

Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответ...

Проект Организация экологического пространства на участке детского сада «Огород»

Совместное созидание в «учебном сообществе» взрослых и детей дает каждому ребенку возможность исследовать значения вещей и процессов, спорить, договариваться с другими, решать проблемы. Де...

Методическая разработка "Экологическая тропа на участке детского сада"

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают...

Развивающая экологическая среда на участке детского сада.

        На территории дошкольного учреждения, особенно если она большая, могут быть созданы самые различные экологические пространства, которые можно использовать для оздоро...