КВЕСТ — ИГРА «ДЕНЬ РУССКИХ ТРАДИЦИЙ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

 

Цель: создать условия для развития познавательных способностей у дошкольников через активную деятельность при проведении квеста.

Задачи:

прикоснуться к русской культуре;

вспомнить любимых героев русских сказок, забытые игры, русские традиции и обычаи старины.

Реквизит: маршрутные листы;

таблички с названиями «полян»;

вопросы викторины;

программа русских народных игр.

Описание: Все мероприятие проходит по шести этапам — «полянам». Каждой команде выдается маршрутный лист, согласно которому движутся ребята. На прохождение каждого этапа выделяется определенное время.

На каждой «поляне» детей встречает педагог.

По итогам выполненных заданий дети получают 1-3 «репки».

Ход

I поляна. «Преданья нашей старины»

На этой «поляне» команды отвечают на вопросы:

1. Какие древнерусские богатыри, прославленны в эпических песнях? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, гусляр Садко, богатыри Дюка Степанович и Василий Буслаев, пахарь Микула Селянович.)

2. Какому великому русскому писателю, поэту принадлежат знаменитые строки: «Сказка ложь, да в ней намек…»? (Александру Сергеевичу Пушкину.)

3. Известны ли вам центры народных промыслов, существующих и поныне? (Город Вологда до сих пор удивляет весь мир своими удивительными кружевами; город Холмогоры до сих пор славен резьбой по дереву; современные мастера города Семенова Нижегородской области известны великолепной хохломской росписью; город Торжок по-прежнему держит свою марку в золотом шитье.)

II поляна. «Атрибуты старины».

– Коромысло, с которым девушки, женщины в старину ходили по воду. .

– Гусиное крыло, которым, предварительно макнув в жир, хозяйки, смазывали сковороды, противни для выпечки;

– небольшая кукла выполненная из соломы, ниток, либо лоскутов – оберег, оберегала ребенка от дурного глаза, болезни, беды;

– ухват, которым хозяйка пользовалась во время приготовления пищи, нагревания воды. Чтобы не обжечь руки и не обвариться, ухватом брались горячие горшки и вытаскивались из печи;

– сундук служил для хранения верхней одежды, костюмов, приданного невесты и т. п. (то есть заменял крестьянам шкаф);

– светец – приспособление, куда вставлялась щепа (лучина) для освещения избы;

- вареная свекла, разрезанная на две половинки, заменяла девушкам, молодым женщинам румяна;

-пяльцы, использовались для вышивки рукодельницами;

-прялка (ножная), предназначена для прядения пряжи ;

- валенок, гребешок использовались молодыми девушками не всегда по назначению, например, во время рождественских гаданий «на суженого».

III поляна. «Любимые герои русских и заморских сказок»

На этой поляне ребята отвечают на вопросы викторины:

1. Назовите одного из преступников, с которым боролся Илья Муромец. (Соловей Разбойник)

2. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятичну. (Добрыня Никитич)

3. Чудовище, которое живет на горе Сорочинской. (Змей- горыныч)

4. Многодетная мать, у которой на детей произошло покушение. (Коза)

5. Обитательница земли и воды, ставшая женой богатого наследника после покушения на ее жизнь. (Царевна-лягушка)

6. Герой сказки, который по оригинальному рецепту приготовил вкусное блюдо из орудия труда. (Солдат)

7. Кто воровал золотые яблоки из сада в сказке «Иван-царевич и Серый волк»? (Жар-птица)

8. Сказочные похитители детей. (Гуси-лебеди)

9. Кругленький, умненький герой, убежавший от пенсионеров. (Колобок)

10. Домашняя птица, которая могла бы приносить отличный доход своим содержанием. (Курочка Ряба)

11. Непослушная девочка, заблудившаяся в лесу, которую спасло умение печь пирожки. (Маша)

12. Наивный герой, пострадавший зимой на водоеме от происков рыжей подружки. (Волк)

13. Как звали девочку, которая учинила беспорядок в доме у трех лесных обитателей? (Маша)

14. Героиня заморской сказки, пережившая весь ужас пребывания в желудке у голодного волка. (Красная Шапочка)

15. Кто из урода превратился в красавца? (Гадкий утенок)

16. Как звали заморскую невесту, которая сбежала от слепого и жадного жениха? (Дюймовочка)

17. Назовите имя сказочного заморского героя, который умел прекрасно колоть орехи. (Щелкунчик)

18. Герой заморской сказки, который в борьбе с сорока бандитами вышел победителем. (Али-Баба)

19. Герой сказки, имеющий только один недостаток — слишком большие уши. (Чебурашка)

20. Герой сказки, у которого вместо мозгов была солома. (Страшило)

21. Ветеринар, посетивший Африку. (Айболит)

22. Чей хвост служил шнурком для звонка? (Ослика Иа)

23. Что представлял из себя колпачок Буратино? (Старый полосатый носок)

24. Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карабаса-Барабаса? («Девочка с голубыми волосами или тридцать три подзатыльника»)

25. Какое звание имел хозяин кукольного театра Карабас- Барабас? (Доктор кукольных наук)

26. Какая валюта была в обиходе у жителей городка, в котором жил Буратино? (Сольдо)

27. Кто эта скупая старуха, которая припрятала золотой ключик на дне болота? (Черепаха Тортила)

28. Имя блудного попугая. (Кеша)

29. Маленький поросенок с воздушным шариком. (Винни Пух)

30. Никому ненужный житель водных мест, мечтавший о полете. (Водяной)

31. Кто любит ходить в гости? (Винни Пух)

32. Наполовину девушка, наполовину рыба. (Русалочка)

33. Самое дружелюбное привидение. (Каспер)

34. Домашний кот в тапочках и при бабочке. (Леопольд)

35. Веселый домовенок. (Кузя)

36. Два кругленьких следователя. (Колобки)

37. Те, кем измеряли удава. (Слоненок, попугай, мартышка)

38. На ком катался львенок? (Черепаха)

По результатам ответов дети получают «репки».

IV поляна. «Инсценируем сказку».

Педагог предлагает инсценировать известную сказку «Репка» в разных жанрах:

— трагедия (для 1 команды);

— триллер (для 2 команды);

— комедия (для 3 команды);

Дети в течение отведенного времени проводят репетицию своего мини-представления.

V поляна. «Наши таланты»

Демонстрация подготовленных заданий –частушек.

Зазвени-ка, балалайка,

Вспомни молодость свою.

От души ты нам сыграй-ка,

Ну-ка, жару поддавай-ка!

Барыня ты моя, сударыня ты моя,

Пойдем плясать, пыль столбом поднимать!

Балалаечка, звени,

Струны мои звонкие.

Милка, бровки изогни,

Черные да тонкие!

Барыня ты моя, сударыня ты моя,

Голубка сизокрылая, подружка моя милая!

Я припевок много знаю,

До утра могу их петь.

Вы согласны меня, люди,

Еще часик потерпеть?!

Эх, барыня ты моя, сударыня ты моя,

Веселись, народ честной, пой, пляши! Пляши и пой!

VI поляна. «Русские забавы»

На этой поляне команды должны назвать старинные русские игры, забавы. Показать как в них играли, рассказать о них.

Дети, которые подготовили и провели игры, поощряются «репками».

В конце праздника подводятся итоги, подсчитывается количество заработанных «репок». Каждая команда награждается вязанкой бубликов и приглашается на чаепитие за русским самоваром

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт к квест - игре по русским народным сказкам.

Показать свои знания произведений устного народного творчества,  продемонстрировать логическое мышление, эрудицию....

Квест-игра по русским народным сказкам.

Квест-игра по русским народным сказкам разработана для детей средней группы с целью научить детей действовать сообща для получения новых знаний и выполнения общей командной задачи....

Презентация к квесту "День русских традиций"

презентация к квесту в виде карты, после выполнения  задания стрелочка указывает дальнейшее направление....

Квест-игра «День русских традиций»

Создать условия для развития познавательных способностей у школьников через активную деятельность при проведении квеста....

Сценарий Квест - игры по станциям. «Традиции масленичной недели»

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям, истокам русской культуры.Задачи:- создать настроение торжества и веселья;- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;- ...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: старший дошкольный возраст.Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммун...