"Путешествие вокруг мира!" (с элементами экспериментирования)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие по окружающему миру в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие по окружающему миру с элементами экспериментирования | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие вокруг света»
(с элементами экспериментирования)
(подготовительная группа)
Цели: расширить знания детей о проживании детей в различных климатических условиях. Опираясь на национальные особенности жителей климатических зон; систематизировать представления детей о животном мире в разных климатических зонах; учить детей устанавливать связи между условиями окружающей среды способом защиты человека и живых организмов к неблагоприятным условиям; формировать у детей толерантное отношение за счет использования имитационных приемов, упражнений на эмпатию и воображения.
Задачи: развивать способность анализировать. Устанавливать простейшие причинно- следственные связи между способами защиты и климатическими условиями жизни человека; развивать познавательный интерес; активизировать речевое общение; развивать коммуникативные качества; воспитывать уважение к людям. Живущим в разных уголках земного шара.
Актуальность:
Самого рождения ребенок является первооткрывателе, исследователем того мира . который его окружает. Для него все впервые: солнце, дождь, страх и радость. Всем хорошо известно. Сто пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может пока найти ответ на все интересующие его вопросы- ему в этом помогают педагоги и родители. В дошкольном учреждении воспитатель может широко использовать метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление. Моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно- исследовательская деятельность. Данный метод, используемый в совместной деятельности, является для дошкольника инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
В дошкольном возрасте ребенок может уже осуществлять не простой, а многоуровневый эксперимент:
- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, свойствами объектов и причинно- следственными связями, действующими в мире;
- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека( сверстника и взрослого);
- познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
- личностный: узнает свои личные возможности;
- волевой: запоминает. Как он сам может влиять на других людей;
- поведенческий: моделирует вое поведение в различных жизненных ситуациях
В данной разработке показано использование такого экспериментирования.
Актуальность тематики данной разработки заключается еще и в том, что существует необходимость целенаправленной работы по интернациональному и нравственно- патриотическому воспитанию, толерантного отношения к людям разных национальностей, уважение их особенностей и традиций.
Оборудование:
Костюм жителей севера, восточный костюм, глобус, ткань белая и желтая (для моделирования снежного покрова Крайнего Севера и пустыни) размером 4х4 м;
Для опыта: мука на блюдцах. Закрытые емкости на каждого ребенка, трубочки (соломинки). Настольная лампа, повязки из ткани. Кусок ткани 40х20 см. закрытая ёмкость около 3 литров с трубочкой для взрослого, мелкая игрушка ( для опыта с банкой)
ТСО- ноутбук, запись мультфильмов «Умка». «Мумии инков». Аудиозаписи- восточная музыка, завывание ветра, скрип снега.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы:
- Н. Романова «Ящерица без хвоста»
- Д. Родари «Фиалка на Северном полюсе»
- Люси Дэниел Реби «Тайна золотого города»
- З. Воскресенская «Почему на полюсе холодно, а на экваторе жарко?» ( из книги «Истории Майи и её друзей»)
- Просмотр видеоматериалов:
- «Ледяные миры»( док.фильм)
- «Великие равнины» (док.фильм)
- «Храбрый олененок» ( мультфильм)
- «Полярный медвежонок» ( мультфильм)
- «Корабль пустыни» ( мультфильм)
- «Крот в пустыне» ( мультфильм)
- Беседа на тему «Мое тело»
Ход.
-Ребята, к нам в гости пришел сказочный персонале из русских народных сказок...
В группу входит Василиса - Премудрая с глобусом в руках. Василиса: Добрый день, дорогие дети! Я принесла вам мяч. В какую игру желаете поиграть?
Воспитатель: Василиса, ты же не мяч принесла! Дети, что она принесла? Дети: Глобус!
Воспитатель: А для чего предназначен глобус?
Дети: Глобус - это модель Земли. На нем можно увидеть, где находится наша страна, наш город. А еще можно путешествовать по глобусу. Василиса: Ой, перепутала значит. А еще я принесла волшебный ковер-самолет, на котором я приглашаю вас в путешествие... Дети: Куда сегодня отправимся?
Василиса: А пусть укажет нам путь моя лазерная указка, (закрывает глаза, показывает указкой на северную часть Земли) - Вы видели, куда показывает указка? Дети: На север!
I
Василиса: Усаживайтесь на ковер. Летим на север. (Достает блюдечко с наливным яблочком) Посмотрю-ка я на блюдечко - что оно показывает?! Воспитатель: Василиса, что там видно? Где мы пролетаем? (Снежный покров - белая ткань. Воспитатель и Василиса проносят над детьми белую ткань и расстилают ее на полу) Василиса: Ничего не вижу, кругом бело, бело, как белая пустыня. Воспитатель: Можно и нам посмотреть, что показывает блюдечко? Ребята, где бывает всегда много снега? Дети: Это северный полюс!
Василиса: Значит, мы прилетели на место. А вот нас кто-то встречает... Входит ребенок, одетый в костюм жителей Севера Соятар: Приветствую вас на Северной земле. Меня зовут Соятар, я живу на Севере, где почти круглый год снежная, холодная зима... Дети: Здравствуй, Соятар!
Соятар: Я приехал к вам на оленях. Хочу показать вам наш Север. Это мой родной край! (показ видеозаписи про север)
Воспитатель: Соятар, ребята знают, что ты хороший охотник. Они приготовили для тебя загадки. Ребята покажут при помощи движений животных, которые живут в твоем крае, а ты должен их отгадать. (Мальчики показывают при помощи имитационных движений медведя, северного оленя, тюленя, рыбу)
Василиса (к детям): Зачем, он все время глаза щурит? Наверно, у него глаза болят?
Соятар: Это нас природа наделила такими глазами, чтобы не слепнуть от яркого снега и солнца
Воспитатель: Дети, а давайте выясним, о чем он говорит, на опыте.
Представьте, что солнце закрыла темная тучка. Вам, что-нибудь мешает
широко открыть глаза и смотреть на нее?
Дети: Нет!
Воспитатель: Но вот тучку прогнал ветер, и появилось яркое солнце!
Сможет теперь мы смотреть на солнце?
Дети: Нет! На яркое солнце смотреть невозможно, глаза сами
закрываются.
Воспитатель: (эксперимент) Представьте, что лампа - это солнце.
(воспитатель предлагает двум-трем ребятам, на 2- 3 секунды
посмотреть на лампу) А вы, ребята, проследите за их глазами. Когда
пряталось солнце за тучки, глаза будут какие? А когда был яркий свет?
Так, почему, глаза у жителей Севера, как бы прищурены?
Дети: Такой разрез защищает их глаза от яркого света. А мы знаем, что
яркий солнечный свет отражается от белого снега, а это вредно для глаз!
Василиса: Ой, совсем я замерзла! Соятар, а тебе не холодно?
Соятар: Нет, я не мерзну, я тепло одет.
Воспитатель: Дети, представьте себе, что лампа - это тело человека.
Потрогайте себя, вы теплые?
Дети: Да, теплые!
Воспитатель: Поставим ладошки к лампе, вот так, как я. Что вы
ощущаете?
Дети: Тепло.
Воспитатель: А теперь закроем лампу от ладошек тканью. Вы ощущаете
тепло?
Дети: Нет!
Воспитатель: Что же произошло?
Дети: Ткань не пропускает тепло. Одежда задерживает тепло. Теплая
одежда защищает от холода.
Василиса: Ребята, нам пора лететь дальше... Соятар, до свидания!
(садятся на ковер и взлетают)
Воспитатель: Ну-ка, посмотрим на блюдечко: что оно нам показывает? | (Воспитатель и Василиса проносят над детьми желтую ткань, имитирующую песок. Расстилают ее на полу. Раскладывают игрушечные фигурки обитателей пустыни) Дети: Песок, бегают ящерицы, ходят верблюды...Это пустыня!
(звучит восточная музыка, заходит девочка в восточном, костюме) Девочка: Здравствуйте, дорогие гости! Меня зовут Лейла. Я живу в этом краю.
(просмотр видеозаписи о пустыне)
Василиса: Прекрасная Лейла! Как красив твой край, как красив твой наряд.
Лейла: В таком наряде женщины моего края исполняют прекрасные восточные танцы. Хотите, я вам покажу танец живота? (Девочки танцуют вместе с Лейлой) Воспитатель: Но почему у тебя закрыты рот и нос? Что за мода?
Лейла: Вы же видели, что в моем краю, часто бывают песчаные бури.
Повязка защищает от песка.
(эксперимент)
Воспитатель: Дети, в бутылочках у нас есть мука, (мука будет
имитировать песок) Что может поднять лежачий песок в воздух?
Дети: Ветер!
Воспитатель: А мы можем создать ветер?
Дети: Можем, нужно подуть в трубочку.
Воспитатель: Наберите воздуха и подуйте несильно в трубочку. Что
произошло?
Дети: Песок (мука) зашевелился.
Воспитатель: А я могу создать целую бурю. Что произошло? {дует в
банку с игрушкой)
Дети: Песок поднялся выше головы, поэтому нужна повязка.
Василиса: Неужели, песок совсем не попадает в рот и в нос, если, их
завязать?
Воспитатель: Дети, Василиса всё еще сомневается в надежности такой
защиты. Но можно это испытать на себе. Предлагаю вам надеть повязку и
неглубоко вдохнуть из блюдца муку, (дети надевают повязки, вдыхают)
Воспитатель: Посмотрите на повязки друг у друга. Что произошло?
Дети: На повязках осталась мука. А в рот и в нос не попала
Воспитатель: Значит, повязка защищает органы дыхания от песка.
Василиса: Нам пора возвращаться домой! До свидания, прекрасная
Лейла!
(садятся на ковер- самолет)
Воспитатель: Вот мы и дома! Наше путешествие удалось. Мы успели
побывать в суровом крае холодных ветров, снежных бурь, трескучих
морозов.. .Мы там замерзли. Покажите, ребята, как нам было холодно?
Психогимнастика (с использованием аудиозаписи: вой ветра, скрип
снега)- дети показывают, как они «замерзли»: сжались, потирают руки,
переминаются с ноги на ногу, дышат на «замерзшие» руки, трут
ладошками нос и щеки...
- А потом мы отправились...
Дети: На юг, в пустыню... Тут жарко, печет солнце, дуют песчаные
ветра...
Воспитатель: Покажите, что мы почувствовали, оказавшись в жаркой
пустыне после холодного севера..
Психогимнастика (с использованием аудиозаписи восточной музыки)-
дети имитируют, как они снимают теплую одежду, подставляют
жарким солнечным лучам лицо, ладошки...
Василиса: Ребята, с вами было так интересно! У нас появились новые
друзья, ведь в любом уголке земного шара живут хорошие люди!; Пусть
они и отличаются внешне, но все они могут быть хорошими друзьями! |
А сейчас, мне пора уходить. Хочу вам подарить на память о сегодняшнем
путешествии частичку холодного севера и частичку южного тепла (достает
из сундука бумажные снежинки и солнышки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с окружающим миром с элементами экспериментирование. Тема: Непосредственной образовательной деятельности: «Вулканы».
Ознакомление с окружающим миром с элементами экспериментирование....
Конспект занятия по развитию представлений об окружающем мире с элементами экспериментирования.
Конспект занятия по развитию представлений об окружающем мире с элементами экспериментирования на тему: «Почему семена сеют в землю»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с элементами экспериментирования «Осень на опушке краски разводила,»
Способствовать развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования с красками ; подвести к пониманию того, что краски можно смешивать. Закрепить знания детей о осенних признаках....
Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира с элементами экспериментирования.
Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира с элементами экспериментирования....