"Путешествие вокруг мира!" (с элементами экспериментирования)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мережко Наталья Алексеевна

Занятие по окружающему миру в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие вокруг света»

(с элементами экспериментирования)

(подготовительная группа)

Цели: расширить знания детей о проживании детей в различных климатических условиях. Опираясь на национальные особенности жителей климатических зон; систематизировать представления детей о животном мире в разных климатических зонах; учить детей устанавливать связи между условиями окружающей среды способом защиты  человека и живых организмов к неблагоприятным условиям; формировать у детей толерантное отношение за счет использования имитационных приемов, упражнений на эмпатию и воображения.

Задачи: развивать способность анализировать. Устанавливать простейшие причинно- следственные связи между способами защиты и климатическими условиями жизни человека; развивать познавательный интерес; активизировать речевое общение; развивать коммуникативные качества; воспитывать уважение к людям. Живущим в разных уголках земного шара.

Актуальность:  

 Самого рождения ребенок является первооткрывателе, исследователем того мира . который его окружает. Для него все впервые: солнце, дождь, страх и радость. Всем хорошо известно. Сто пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может пока найти ответ на все интересующие его вопросы- ему в этом помогают педагоги и родители. В дошкольном учреждении воспитатель может широко использовать метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление. Моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно- исследовательская деятельность. Данный метод, используемый в совместной деятельности, является для дошкольника инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

В дошкольном возрасте ребенок может уже осуществлять не простой, а многоуровневый эксперимент:

- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, свойствами объектов и причинно- следственными связями, действующими в мире;

- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека( сверстника и взрослого);

- познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

- личностный: узнает свои личные возможности;

- волевой: запоминает. Как он сам может влиять на других людей;

- поведенческий: моделирует вое поведение в различных жизненных ситуациях

В данной разработке показано использование такого экспериментирования.

Актуальность тематики данной разработки заключается еще и в том, что существует необходимость целенаправленной работы по интернациональному и нравственно- патриотическому воспитанию, толерантного отношения к людям разных национальностей, уважение их особенностей и традиций.

Оборудование:

Костюм  жителей севера, восточный костюм, глобус, ткань белая и желтая (для моделирования снежного покрова Крайнего Севера и пустыни) размером 4х4 м;

Для опыта: мука на блюдцах. Закрытые емкости на каждого ребенка, трубочки (соломинки). Настольная лампа, повязки из ткани. Кусок ткани 40х20 см. закрытая ёмкость около 3 литров с трубочкой для взрослого, мелкая игрушка ( для опыта с банкой)

ТСО-  ноутбук, запись мультфильмов «Умка». «Мумии инков». Аудиозаписи- восточная музыка, завывание ветра, скрип снега.

Предварительная работа:

  1. Чтение художественной литературы:
  • Н. Романова «Ящерица без хвоста»
  • Д. Родари «Фиалка на Северном полюсе»
  • Люси Дэниел Реби «Тайна золотого города»
  • З. Воскресенская «Почему на полюсе холодно, а на экваторе жарко?» ( из книги «Истории Майи и её друзей»)
  1. Просмотр видеоматериалов:
  • «Ледяные миры»( док.фильм)
  • «Великие равнины» (док.фильм)
  • «Храбрый олененок» ( мультфильм)
  • «Полярный медвежонок» ( мультфильм)
  • «Корабль пустыни» ( мультфильм)
  • «Крот в пустыне» ( мультфильм)
  1. Беседа на тему «Мое тело»

                                                       Ход.

-Ребята, к нам в гости пришел сказочный персонале из русских народных сказок...

В группу входит Василиса - Премудрая с глобусом в руках. Василиса: Добрый день, дорогие дети! Я принесла вам мяч. В какую игру желаете поиграть?

Воспитатель: Василиса, ты же не мяч принесла! Дети, что она принесла? Дети: Глобус!

Воспитатель: А для чего предназначен глобус?

Дети: Глобус - это модель Земли. На нем можно увидеть, где находится наша страна, наш город. А еще можно путешествовать по глобусу. Василиса: Ой, перепутала значит. А еще я принесла волшебный ковер-самолет, на котором я приглашаю вас в путешествие... Дети: Куда сегодня отправимся?

Василиса: А пусть укажет нам путь моя лазерная указка, (закрывает глаза, показывает указкой на северную часть Земли) - Вы видели, куда показывает указка? Дети: На север!

I

Василиса: Усаживайтесь на ковер. Летим на север. (Достает блюдечко с наливным яблочком) Посмотрю-ка я на блюдечко - что оно показывает?! Воспитатель: Василиса, что там видно? Где мы пролетаем? (Снежный покров - белая ткань. Воспитатель и Василиса проносят над детьми белую ткань и расстилают ее на полу) Василиса: Ничего не вижу, кругом бело, бело, как белая пустыня. Воспитатель:   Можно   и   нам   посмотреть,   что   показывает   блюдечко? Ребята, где бывает всегда много снега? Дети: Это северный полюс!

Василиса: Значит, мы прилетели на место. А вот нас кто-то встречает... Входит ребенок, одетый в костюм жителей Севера Соятар: Приветствую вас на Северной земле. Меня зовут Соятар, я живу на Севере, где почти круглый год снежная, холодная зима... Дети: Здравствуй, Соятар!

Соятар: Я приехал к вам на оленях. Хочу показать вам наш Север. Это мой родной край! (показ видеозаписи про север)

Воспитатель:  Соятар, ребята знают, что ты хороший охотник.     Они приготовили для тебя загадки. Ребята покажут при помощи движений животных, которые живут в твоем крае, а ты должен их отгадать. (Мальчики    показывают    при    помощи    имитационных    движений медведя, северного оленя, тюленя, рыбу)

Василиса (к детям): Зачем, он все время глаза щурит? Наверно, у него глаза болят?

Соятар: Это нас природа наделила такими глазами, чтобы не слепнуть от яркого снега и солнца

Воспитатель:  Дети,  а давайте выясним,  о чем он говорит, на опыте.

Представьте, что солнце закрыла темная тучка. Вам, что-нибудь мешает

широко открыть глаза и смотреть на нее?

Дети: Нет!

Воспитатель: Но вот тучку прогнал ветер, и появилось яркое солнце!

Сможет теперь мы смотреть на солнце?

Дети:    Нет!    На    яркое    солнце    смотреть    невозможно,    глаза    сами

закрываются.

Воспитатель:   (эксперимент)   Представьте,   что   лампа   -   это   солнце.

(воспитатель    предлагает    двум-трем   ребятам,    на    2-    3    секунды

посмотреть на лампу) А вы, ребята, проследите за их глазами. Когда

пряталось солнце за тучки, глаза будут какие? А когда был яркий свет?

Так, почему, глаза у жителей Севера, как бы прищурены?

Дети: Такой разрез защищает их глаза   от яркого света. А мы знаем, что

яркий солнечный свет отражается от белого снега, а это вредно для глаз!

Василиса: Ой, совсем я замерзла! Соятар, а тебе не холодно?

Соятар: Нет, я не мерзну, я тепло одет.

Воспитатель:  Дети, представьте себе, что лампа - это тело человека.

Потрогайте себя, вы теплые?

Дети: Да, теплые!

Воспитатель:   Поставим   ладошки   к  лампе,   вот   так,   как   я.   Что   вы

ощущаете?

Дети: Тепло.

Воспитатель: А теперь закроем лампу от ладошек тканью. Вы ощущаете

тепло?

Дети: Нет!

Воспитатель: Что же произошло?

Дети:  Ткань не пропускает тепло.  Одежда задерживает тепло.  Теплая

одежда защищает от холода.

Василиса: Ребята, нам пора лететь дальше... Соятар, до свидания!

(садятся на ковер и взлетают)

Воспитатель: Ну-ка, посмотрим на блюдечко: что оно нам показывает? | (Воспитатель    и    Василиса    проносят    над    детьми       желтую    ткань, имитирующую   песок. Расстилают ее на полу. Раскладывают игрушечные фигурки обитателей пустыни) Дети: Песок, бегают ящерицы, ходят верблюды...Это пустыня!

(звучит восточная музыка, заходит девочка в восточном, костюме) Девочка: Здравствуйте, дорогие гости! Меня зовут Лейла. Я живу в этом краю.

(просмотр видеозаписи о пустыне)

Василиса: Прекрасная Лейла! Как красив твой край, как красив твой наряд.

Лейла:  В таком наряде женщины моего  края исполняют прекрасные восточные танцы. Хотите, я вам покажу танец живота? (Девочки танцуют вместе с Лейлой) Воспитатель: Но почему у тебя закрыты рот и нос? Что за мода?

Лейла: Вы же видели, что в моем краю, часто бывают песчаные бури.

Повязка защищает от песка.

(эксперимент)

Воспитатель:   Дети,   в   бутылочках   у   нас   есть   мука,    (мука   будет

имитировать песок) Что может поднять лежачий песок в воздух?

Дети: Ветер!

Воспитатель: А мы можем создать ветер?

Дети: Можем, нужно подуть в трубочку.

Воспитатель:  Наберите воздуха и подуйте несильно в трубочку.  Что

произошло?

Дети: Песок (мука) зашевелился.

Воспитатель: А я могу создать целую бурю. Что произошло? {дует в

банку с игрушкой)

Дети: Песок поднялся выше головы, поэтому нужна повязка.

Василиса: Неужели, песок совсем не попадает в рот и в нос, если, их

завязать?

Воспитатель: Дети, Василиса всё еще   сомневается в надежности такой

защиты. Но можно это испытать на себе. Предлагаю вам надеть повязку и

неглубоко вдохнуть из блюдца муку, (дети надевают повязки, вдыхают)

Воспитатель: Посмотрите на повязки друг у друга. Что произошло?

Дети: На повязках осталась мука. А в рот и в нос не попала

Воспитатель:   Значит,   повязка   защищает   органы   дыхания   от   песка.

Василиса:     Нам    пора возвращаться домой!  До свидания,  прекрасная

Лейла!

(садятся на ковер- самолет)

Воспитатель: Вот мы и дома! Наше путешествие удалось. Мы успели

побывать в  суровом крае холодных ветров,  снежных бурь, трескучих

морозов.. .Мы там замерзли. Покажите, ребята, как нам было холодно?  

Психогимнастика (с использованием аудиозаписи: вой ветра,  скрип

снега)- дети показывают, как они «замерзли»: сжались, потирают руки,

переминаются  с  ноги  на  ногу,   дышат     на  «замерзшие» руки,   трут

ладошками нос и щеки...

- А потом мы отправились...

Дети: На юг, в пустыню...  Тут жарко, печет солнце, дуют песчаные

ветра...

Воспитатель:  Покажите, что мы почувствовали, оказавшись в жаркой

пустыне после холодного севера..

Психогимнастика (с использованием аудиозаписи восточной музыки)-

дети   имитируют,   как   они   снимают   теплую   одежду,   подставляют

жарким солнечным лучам лицо, ладошки...

Василиса: Ребята, с вами было так интересно! У нас появились новые

друзья, ведь в любом уголке земного шара живут хорошие люди!; Пусть

они и отличаются внешне, но все они могут быть хорошими друзьями!   |

А сейчас, мне пора уходить. Хочу вам подарить на память о сегодняшнем

путешествии частичку холодного севера и частичку южного тепла (достает

из сундука бумажные снежинки и солнышки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию представлений об окружающем мире с элементами экспериментирования.

Конспект занятия по развитию представлений об окружающем мире с элементами экспериментирования на тему: «Почему семена сеют в землю»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с элементами экспериментирования «Осень на опушке краски разводила,»

Способствовать развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования с красками ; подвести к пониманию того, что краски можно смешивать. Закрепить знания детей о осенних признаках....

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира с элементами экспериментирования.

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира с элементами экспериментирования....