Проекты с детьми дошкольного возраста.
статья по окружающему миру

Ирина Валерьевна Аркадьева

Инновационные преобразования в дошкольном образовании  приобретают системный характер. Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности.

Проекты с детьми дошкольного возраста - это трудно? Это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все -  таки -  это возможно. Одна оговор­ка: речь, скорее всего, не будет идти о полноценных проектах, выполненных дошкольниками  самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельно­сти в ее классическом понимании. Но для малыша - это будет его проект. На сего­дняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проек­тов в дошкольном воспитании  полностью разработана и апробирована. Но, тем не менее, такой опыт имеется.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проекты с детьми дошкольного возраста.

Аркадьева Ирина Валерьевна

Старший воспитатель,

                                                 МБДОУ Д/с № 52 «Белочка», г. Якутск.

На современном этапе в дошкольном образовании возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности.

Инновационные преобразования в дошкольном образовании  приобретают системный характер. Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности.

Проекты с детьми дошкольного возраста - это трудно? Это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все -  таки -  это возможно. Одна оговорка: речь, скорее всего, не будет идти о полноценных проектах, выполненных дошкольниками  самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша - это будет его проект. На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в дошкольном воспитании  полностью разработана и апробирована. Но, тем не менее, такой опыт имеется.

Педагогическая ценность детского проекта определяется: возможностью осуществления силами данного ребенка или группы дошкольников; содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта; навыками, которые развивает в дошкольнике работа над данным проектом; заинтересованностью ребенка в работе «от всего сердца». Обязательно присутствуют три момента - выбор проекта, планирование проекта, продукт  проекта. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Ребенок должен быть заинтересован в проекте.

А теперь задумаемся, что такое исследования для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений. Явлений, известных взрослым, но неизвестных конкретному малышу. Здесь важно не пропустить ни одной активности ребенка, ни одного нового для него навыка, чтобы не фиксировать на нем детского внимания, чтобы не превратить его в проект с «разработкой плана», обсуждением всех деталей предстоящей работы, с претворением плана в жизнь, с проверкой результата проекта.

Проект малыша, как правило, начинается с одного простого действия. Вокруг первого шага наматывается клубок исследовательских ситуаций. Какое простое действие?

 Ну, например, для самых маленьких, еще дошкольников, это может быть следующее. Водичка течет из крана, водичка теплая и холодная.  Сравни свои ощущения, опиши их, расскажи, что ты почувствовал. Это маленькое исследование. Ты делаешь следующий шаг, еще один, еще ... и не заметил, как погрузился в свои микронаблюдения. Одно простое действие в самом начале дает первый поворот колеса развития исследовательского мышления ребенка, например: почему водичка течет из крана, где можно еще увидеть воду, для чего она нужна и т.д. Его наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом. Возникают вопросы. Находятся ответы. Он хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается в новые исследования окружающей жизни.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой. Воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Приступая к проектированию с  дошкольниками,  следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких-либо проектах в дальнейшем. Следовательно, выполнять исследование надо «на одном дыхании» из-за отсутствия у дошкольников способности долговременно  и целенаправленно работать в одном направлении.

Следует заметить, проектная деятельность  создает условия для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Воспитатель  стимулирует самостоятельную активность детей, их сообразительность и изобретательность.

В нашем детском саду педагоги внедряют различные типы проектов: информационные, исследовательские (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет); творческие (результаты в виде драматизации, дизайна); игровые  (с элементами творческих игр); ролевые (дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).

Хочу познакомить Вас с одним из реализованных проектов с детьми 6-7 лет в нашем детском саду. Наш проект назывался « От мечты к цели». На первом этапе работы над проектом, мы разговаривали о мечте, и выяснили, что мечта нужна каждому человеку, мечта делает человека счастливым, с мечтой не скучно жить. Вспомнили, что Рапунцель в мультфильме говорила, что если одна мечта уже сбылась, надо отправляться за другой. На втором этапе дети дружно рисовали свою мечту. Оказалось, что вся группа- это настоящие маленькие мечтатели. Когда дети увидели свою мечту в рисунках, я задала им вопросы: «Все ли мечты сбываются?», «Почему не все мечты сбываются?». Вместе пришли к выводу, что сбываются только те мечты, которые превращаются в цель. Самым сложным оказалось разобраться, чем цель отличается от мечты. Мечта – это заветное желание, а цель – конкретное желание с определенным сроком исполнения. Достижение цели – это Успех – удача в задуманном деле. К цели ведут ступени, это этапы достижения цели. На третьем этапе, дети рисовали свою цель. Они были у всех разные. Например, получилось, что если у Димы мечта – завести собаку, то цель – это шаги, для приобретения собаки. Шагов до цели несколько – накопить деньги, уговорить маму завести собаку, пойти вместе с мамой в зоомагазин или собачий питомник и купить собаку.  Вот как мы прошли путь от мечты к цели! Проделав  всю эту интересную работу,  мы  изготовили книжку – малышку « Мечты сбываются».

На примере этого проекта можно сделать вывод, что  проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.

Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

 В практике нашего детского сада используется тематическое планирование.  Темы многих проектов, реализуемых в ДОУ, сочетаются с темами, предусмотренными программой. Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний. Так,  в нашем дошкольном учреждении было разработано ряд педагогических проектов:  « Ходит осень по дорожкам», «Новый год», «Зимушка - зима», «Давайте жить дружно», « Веселый мяч» , «Азбука безопасности», « Здоровая спинка»,  «Ритм, речь, движение»,  «Этот День Победы порохом пропах…» , «Писатели детям», «Моя Родина – Россия» и другие.

        Работая по методу проектов четвертый год, можно сделать следующие выводы:

  • Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников обязательно должен основываться  на интересах детей.
  • Работая над проектом у ребенка – дошкольника повышается самооценка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
  • Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми.
  • Изменился стиль общения взрослого с ребенком.
  • Родители стали активными участниками образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-образовательный проект с детьми дошкольного возраста "Органы чувств. Глаза"

Сроки реализации проекта: два месяцаАктуальность проекта. Источником информации об окружающей нас внешней среде служат сложные нервные приборы - органы чувств. Немецкий естествоиспытатель и...

Работа по методу проектов с детьми дошкольного возраста

с помощью этого материала , воспитатели разбирутся в интеграции образовательных областей....

Мюзикл как форма музыкального проекта с детьми дошкольного возраста

Мю́зикл — это музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка и важную роль играет хореография. Это всегда яркое зрелище, много красоты и радости....

Опыт работы «Организация литературных проектов с детьми дошкольного возраста»

Наше  дошкольное учреждение реализует основную общеобразовательную программу на основе программы «Истоки» научный руководитель — доктор педагогических наук Л.А. Парамонова....

Долгосрочный педагогический проект С детьми дошкольного возраста «Никто не забыт, ничто не забыто…»

долгосрочный педагогический проект "Никто не забыт и ни что не забыто.."В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети ...

Экологический проект с детьми дошкольного возраста

       Ребенку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Каждый день мы сталкиваемся...

Районный конкурс методических разработок педагогических работников « Мир LEGO» Номинация: «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста» Подноминация: «Проект «Использование LEGO-технологий с детьми дошкольного возраста»

Паспорт проекта Актуальность: В жизни человека речь имеет социально значимую роль. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развит...