План – конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кутенкова Наталья Васильевна

создать условия для  формирования у детей познавательный интерес к природе, знания о ветре, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; формировать умения делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veter_nevidimka.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие»

Тема НОД: «Ветер – невидимка»

Программное содержание:

Образовательные задачи: создать условия для  формирования у детей познавательный интерес к природе, знания о ветре, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; формировать умения делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями.

Развивающие задачи: создать условия для развития познавательного интереса, любознательности, интерес к опытнической деятельности.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к неживой природе, воспитывать любовь к окружающему миру.

Основная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально коммуникативное развитие»

Виды деятельности:

 ОО «Познавательное развитие»: познавательно – исследовательская (разновидность: эксперимент, исследование) 

ОО «Речевое развитие»: коммуникативная (разновидность: информационное взаимодействие, пополнение словарного запаса)

ОО «Физическое развитие»: двигательно-игровая (разновидность: физкультурные минутки)  

ОО «Социально коммуникативное развитие»: познавательно – игровая (разновидность: игра - исследование)

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: рисование (разновидность: нетрадиционная техника рисования)

Необходимое оборудование: фланелеграф, два «портрета» ветра, набор карточек для дидактической игры «Польза — вред»; соломки-трубочки для рисования воздухом, краски, стаканчики для воды,; таз с водой, кораблик, веера для детей.

Предварительная работа: организовать наблюдение детей за ветром во время прогулок; провести беседу о ветре; отмечать природные изменения в календаре погоды; учить детей определять направление ветра с помощью султанчиков, флюгеров, флажков, вертушек; познакомить детей с произведениями изобразительного искусства и литературы, в которых речь идет о ветре.

Образовательная область «Познавательное развитие»:  

закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира;

учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы, в дидактических играх и в играх-ТРИЗ

 «Речевое развитие»:

пополнить словарный запас детей такими словами, как «обжигающий», «свирепый», «пронизывающий»,

побуждать их активно использовать слова, характеризующие ветер;

«Художественно-эстетическое развитие»:

учить пользоваться при рисовании нетрадиционными приемами, оправданными изобразительными задачами.

«Физическое развитие»:

развитие координации движений, общей и тонкой моторики,  произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия;

воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

«Социально коммуникативное развитие»

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, проявлять активность, инициативу, выдержку.

ХОД ЗАНЯТИЯ

« Ребята, отгадайте загадку:

Он бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обрывает —
Так порою он сердит.
Только что он был везде,
Миг — и нет его нигде!

Что это?» (дети отгадывают)

«Почему ветер называют Невидимкой? (Ответы детей: ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать). «Какой бывает ветер? (Ответы) Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, южный, теплый. Как можно узнать, дует ли на улице ветер?» (Ответы детей: нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть. На улицу можно взять с собой вертушки. Если вертушки крутятся, значит, ветер дует. Можно открыть форточку: сильный ветер заставит занавески качаться, может сдуть бумажки со стола…)

« Давайте подойдем к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер.

(Дети описывают свои наблюдения и делают вывод, ветреная ли сегодня погода). А что умеет делать ветер? Посмотрите на ребусы, я вам сделала подсказки. Гудеть в трубе, свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде (и т.д.).

 Много разных дел умеет делать ветер — и хороших, и плохих. Вообще-то увидеть сам ветер невозможно. Вы об этом уже сказали. Но в некоторые времена жил на свете один Художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку. Однажды Художник решил нарисовать ветер. И вот что у него получилось. (Показываю детям два «портрета» ветра.) Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком — ветер, от которого одни несчастья?

Дети определяют, какой портрет изображает «злого» ветра, а какой «доброго». Объясняют, почему они так решили. На фланелеграфе выкладываем карточки с изображением) Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно догадаться, о каком ветре идет речь — о добром или о злом.

Игра «Ветер добрый, ветер злой»

Выбираются двое детей. Одному нужно выбрать картинки с делами злого ветра, другому — с делами доброго ветра. После выполнения задания другие дети проверяют правильность отбора картинок. Можно играть на скорость и повторить игру 2—3 раза.

«Чики-чики-чикалочка,
Игра-превращалочка.
Вокруг себя повернитесь —
И в деревья превратитесь!

Наши ноги — это корни,
Наше туловище — ствол,
Наши руки — это ветви,
Наши пальцы — это листья!

« Подул легкий ветерок — зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальчиками.)

Усилился ветер — затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.)
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.)
Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками.)

Пусть деревья станут ребятами!

(Дети снова рассаживаются на ковре).

«Знаете ли вы, что такое ветер? (Ответы детей: Это движение воздуха).

 Можно ли создать «искусственный» ветер? Да. Для этого нужно заставить воздух двигаться — помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, включить вентилятор (раздаю детям веера). Легкий ветерок освежает нашу кожу. Попробуйте создать легкий ветерок, чтобы освежить себя. Пусть ваша кожа ощутит приятное дуновение. (Дети обмахиваются веерами.) В некоторые времена богатые дамы никогда не выходили из дома, не захватив с собой веера. В присутственных местах, на балах, в театрах обязательно обмахивались веерами. Сегодня мы можем увидеть веер только в кино или в театре. Какие электроприборы в наше время заменили собой веера? (Ответы детей: Вентилятор, кондиционер). «А теперь отправимся к нашему маленькому морю». (Все подходят к столу, на котором установлен таз с водой.) «Какое сейчас море? (Дети: Спокойное). На море нет волн, вода не движется. Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны?  (Ответы: Надо подуть на воду). Предлагаю детям подуть на воду. Образуются «волны».  «Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны. (Предлагает спустить на воду легкий игрушечный кораблик с парусами. Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте).

«Почему же наш кораблик не плывет? (Потому что нет ветра). Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?  (Ответы: Надо, чтобы подул ветер).

Дети дуют на воду. Кораблик начинает двигаться.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…

 «Но ветер — не только друг морехода. Что может случиться с корабликом, если подует очень сильный ветер и на море начнется шторм?  Ветер может перевернуть кораблик, может погнать его к скалам, посадить на мель».

Внезапно слышится шум ветра.

«Что это? Видно, ветер услышал, что мы о нем беседуем, и решил вмешаться в разговор. Прислушайтесь. Какой характер у этого ветра? Он сильный или слабый? А если бы вам можно было на какое-то время превратиться в ветер, каким ветром вы бы стали? Представьте, что у вас, как у Художника из сказки, появились волшебные очки и вы смогли рассмотреть невидимое. Нарисуйте свой ветер».

Дети устраиваются и рисуют ветер, выдувая краску из трубочки. Затем представляют своих персонажей, рассказывают об их характерах.
Ребята давайте пройдем и посмотрим какой рисунок красивый и скажете какой вам понравился больше всего?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуального маршрута по образовательной области "Познавательное развитие " с детьми младшего дошкольного возраста

В материале опсисан индивиндуальный образовательный маршрут воспитанников на учебный год.Запланировано 14 мероприятий....

План-конспект занятия в образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема "Откуда хлеб пришел"

План-конспект занятия в образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе Тема "Откуда хлеб пришел"...

План-конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люби и знай свой край родной»

План-конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста  на тему: «Люби и знай свой край родной»...

План-конспект проекта по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Детский сад «Антошка» на тему «Космос и мы»

План-конспект  проектапо образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна &l...