«Где ночует Солнце»
статья по развитию речи (старшая группа)

Цели и задачи:

  • Вызвать интерес к теме, способствовать психологической готовности к дальнейшему обучению в школе.
  • Упражнять детей в представлениях о смене дня и ночи.
  • Способствовать формированию элементарных представлений о строении Солнечной системы.
  • Актуализировать представления детей о Солнце, полученные в ходе собственных наблюдений.
  • Обогащение словаря: Солнечная система, планета, орбита, глобус, свет, тень, образ жизни.
  • Активизация в речи детей слов-названий частей суток.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29

Пушкинского района Санкт-Петербурга

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ТЕМЕ: «Где ночует солнце».

Возрастная группа: старшая подготовительная компенсирующей направленности

Подготовила:

воспитатель

Роменская Татьяна Петровна

2022 г.

Цели и задачи:

  • Вызвать интерес к теме, способствовать психологической готовности к дальнейшему обучению в школе.
  • Упражнять детей в представлениях о смене дня и ночи.
  • Способствовать формированию элементарных представлений о строении Солнечной системы.
  • Актуализировать представления детей о Солнце, полученные в ходе собственных наблюдений.
  • Обогащение словаря: Солнечная система, планета, орбита, глобус, свет, тень, образ жизни.
  • Активизация в речи детей слов-названий частей суток.

Наглядный материал:  

-Презентация «Ты только посмотри вокруг…»

-Макет солнечной системы

-Глобус, настольная лампа, картонный «человечек».        

- «Живые» картинки, моделирующие движение Солнца по небосводу.

-Модель частей суток.

-Карточки-пазлы.

Используемые педагогические технологии:

1.Информационно-коммуникационная.

    -Презентация в POWERPOINT «Ты только посмотри вокруг…»

2. Социоигровая.

     -Работа в малых подгруппах. Задание: собрать карточки– пазлы.

3. Здоровьесберегающая

    -Музыкальная физкультурная   минутка «Солнышко лучистое»

    -Дыхательная гимнастика «Полет в космос»

4. Технология исследовательской деятельности:

   -Моделирование смены дня и ночи.

   -Игра «Исправь ошибку»

         

Ход занятия:

  Звучит тихая, плавная музыка. Воспитатель читает стихотворение, сопровождая его слайдовым показом на электронном носителе (ноутбук)

-Ты только посмотри вокруг!

 Тут – речка, там зеленый луг.

 В лесу дремучем не пройдешь,

 Воды в пустыне не найдешь.

 А где–то снег лежит горой,  

 А где–то жарко и зимой…

 Чудес нам всех не перечесть,

 Одно у них названье есть:

 Леса и горы, и моря –

 Всё называется – Земля.

 А если в космос ты взлетишь,

 То из окна ракеты

 Увидишь шар там голубой –

 Любимую планету!

 Наш дом родной –

 Наш общий дом!

 Земля, где мы с тобой живем!

В – ль: - Какое красивое произведение! Ребята, о чем автор рассказывает нам в стихотворении?

Дети: - О нашей планете, о Земле.

В-ль: - Наша родная планета – Земля. Здесь живут люди, звери, птицы, насекомые, растения. Но только люди могут мечтать, желают знать, как устроен окружающий их мир, отправляются в путешествия за новыми впечатлениями и знаниями. Я приглашаю вас в маленькое путешествие, и мы узнаем ещё немного о том, как устроен мир, в котором мы живём.

         Представьте, что вы – команда космического корабля землян. Каждый занял свое место. Сожмите в кулачках штурвал, нажмите ступнями на педали. Держите, держите! Глубокий вдох, выдох... Наш корабль оторвался от Земли, поднимается в небо все выше и выше в космическое пространство… Отпустите штурвалы, включаем автопилот… Посмотрите, в иллюминатор нашего корабля (обратить внимание детей на макет солнечной системы). Как вы думаете, что мы видим? (ответы детей)

В-ль: Это модель солнечной системы.

Давайте рассмотрим её подробнее. Как устроена Солнечная система?

Примерные ответы детей (обсуждение идёт в форме: вопрос – ответ)

В центре Солнечной системы находится Солнце. Это большая звезда, огромный огненный шар, который имеет очень высокую температуру и дарит свет и тепло всему, что находится вокруг него. Вокруг Солнца вращаются планеты.

В-ль: Названия, каких планет вы знаете?

(Ответы детей)

Все планеты разные по размеру, но значительно меньше Солнца. Их восемь, и каждая из них вращается вокруг Солнца по своей «дорожке». Кто знает, как она называется?

Дети: - Орбита.

В-ль: - Да, каждая планета вращается по своей орбите. Найдите, пожалуйста, нашу планету. Вот она, небольшой голубой шар, Земля. Какая она по счёту от Солнца?

Дети: - Третья.

В-ль: -  Вот так она выглядит с высоты космического полета. (показать иллюстрацию)

Давайте вернёмся на нашу любимую планету. Зажмите в кулачки штурвал, нажимаем педали, глубоко вдохнули  и плавно с выдохом опускаемся на Землю. Здесь нас ждут интересные открытия. Но для начала отгадайте такую загадку:

Друг за другом чередой

Мимо ходят брат с сестрой,

Братец будит весь народ,

А сестра – наоборот,

Спать немедленно зовёт.

             (Солнце и Луна)

    Наблюдая за Солнцем, вы уже узнали, что оно целый день обогревает Землю. Посмотрите на эти «живые» картинки. (Рассмотреть картинки)

 Что же происходит с Солнцем?

Солнце восходит утром на Востоке, поднимается днем на небосклоне, а затем опускается на Западе за горизонт. Небо постепенно темнеет, появляются звёзды и Луна  на небе. (Рассказ сопровождается показом).

В-ль: - А вы задумывались, где ночует Солнце? Куда оно прячется ночью? (Ответы детей) Вы высказали много предположений,а чтобы узнать, какое из них верное, мы немного поэкспериментируем.  Для этого нам понадобится обычная настольная лампа – это Солнце и глобус – модель нашей планеты Земля. (Рассмотреть глобус).  Давайте найдем на глобусе место, где мы с вами живем (это материк Евразия), и поселим туда вот этого «человечка». Планета Земля вращается не только вокруг Солнца по своей орбите, она постоянно вращается вокруг своей оси. (Моделируем соответствующую ситуацию) Земля вращается и вместе с ней всё, что на ней находится – горы, моря, города.  Мы с вами тоже вращаемся, правда сами этого не замечаем. На ту часть Земли, которую освещает Солнце, приходит день, а на противоположную – ночь. У нас наступает восход, когда тот участок Земли, где мы живём, поворачивается к Солнцу. А на закате, когда кажется, что Солнце тонет за линией горизонта, наш участок поворачивается от Солнца.  Так где же ночует Солнце? (Ответы детей)

      Предложить кому-то из детей самостоятельно смоделировать ситуацию смены дня и ночи.

Музыкальная физминутка «Солнышко лучистое»

  Дети делятся на две команды. Задание: собрать карточки–пазлы

В-ль: - Ребята, а вы знаете, как называют день и ночь вместе, одним словом?

Дети: - Сутки.

В-ль: - Правильно. Есть такая пословица: «День и ночь – сутки прочь». А какие еще части суток не названы в этой пословице? Расположите их в порядке наступления.

Дети: - Утро, день, вечер, ночь.

В-ль: Одинаково ли освещение в разное время суток? Как оно отличается?

(Ответы детей)

Далее детям предлагается игра «Исправь ошибку».

Один художник вот так изобразил сутки. Это квадрат, он разделил его на четыре части, и закрасил эти части, по освещенности в разное время суток. В каждой из этих частей он поместил картинки, соответствующие этой части суток. Посмотрите внимательно, всё ли верно он сделал? (Дети исправляют ошибки, объясняя своё решение)

В-ль: -  Ну что же, ребята, давайте расскажем, что же мы сегодня узнали в нашем путешествии за новыми знаниями? (Ответы детей)

В-ль: - Мы рассмотрели, как устроена Солнечная Система, узнали, как происходит смена дня и ночи на планете Земля, смоделировали это с помощью простой настольной лампы и глобуса. Исправили ошибки на модели частей суток. Я думаю, мы славно сегодня потрудились. Хочу завершить наше путешествие словами:

«Пройдет ночь, Солнце снова встанет, осветит все своими теплыми лучами, и мы с радостью скажем друг другу и всем на нашей планете: «Доброе утро!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Почему солнце светит днем, а звезды ночью".

Этот проект расширяет представления детей о солнце - как об источнике света и тепла, о его положении на небосклоне, о звездах; через решение проблемных вопросов....

НОД познавательного типа с элементами экспериментирования " Где ночует Солнце?" подготовительная группа.

НОД для детей подготовительной группы с использованием ИКТ и элементов экспериментирования....

Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью.

Продолжаем знакомить детей с окружающим миром, даём элементарные знания о солнечной системе....

Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе на тему: "Где ночует солнце? Большие и маленькие яблочки".

Цель:--   формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам; --   побуждать устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко – наступи...

Презентация " Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"

Презентация к занятию по окружающему миру в старшей/поготовительной группах " Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"...

Методическая разработка к организации НОД: «Где ночует солнце?»

Сформировать у дошкольников представления о явлениях неживой природы. Побуждаем устанавливать простейшие связи явлений неживой природы....

"Где ночует солнце"

Конспект по познавательному развитию...