Конспект НОД в старшей группе на тему: «Поздняя осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Белозерова Зинаида Владимировна

Програмное содержание: Расширять и обогащать представления детей о характерных признаках осени. Формировать представления об изменениях в природе в ноябре. Воспитывать любовь к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozdnyaya_osen.docx845.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Поздняя осень»

Образовательная область: развитие речи

Вид деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая

Цель: Расширять и обогащать представления детей о характерных признаках осени. Формировать представления об изменениях в природе в ноябре. Воспитывать любовь к природе.

Задачи:

Образовательные :

Развивать умение детей называть приметы осени, называть отличительные черты поздней осени от «золотой», закреплять знание  осенних месяцев. Учить детей обосновывать ход своих мыслей, отвечать на вопросы предложениями. Упражнять детей в подборе синонимов (осенью небо серое, хмурое, пасмурное).

Развивающие: 

Развивать навыки связной речи, наблюдательность, мыслительную активность. Обогащать словарный запас.

Воспитательные: 

Воспитывать познавательный интерес, любовь, бережное и эстетическое отношение к природе и ее красоте, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа; обогащать впечатления детей.

Предварительная работа:

- Наблюдение за опавшими листьями во время прогулок;

- Загадывание загадок об осени;

- Заучивание стихотворения А.С. Пушкина «Осень», Н. Некрасова «Славная осень»;

- Рассматривание картин Левитана «Поздняя осень», И. Бродского «Поздняя осень», Е. Волкова «Поздняя осень».

Организационный момент:

Дети входят, встают в круг.

Воспитатель: « Я здороваюсь везде, дома и на улице.

Даже « Здравствуй» говорю я соседней курице.

Здравствуй ,солнце золотое!

Здравствуй , небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй  утро, здравствуй день,

Мне здороваться не лень »

Здравствуйте мои друзья, очень рада видеть вас!

Отгадайте загадку

«Природа скинула наряды,

Стоят деревья без листвы,

Седые темные туманы,

К нам в этом месяце пришли!»

Дети: Ноябрь

Воспитатель: Как называется первый осенний месяц?

Дети: Сентябрь

Воспитатель: А второй?

Дети: Октябрь

Воспитатель: Сейчас уже третий месяц осени. Он называется

Дети: Ноябрь

Воспитатель: Какие изменения происходят в природе осенью?

Ответы детей: выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, дует ветер, солнце светит, но не греет.).

Воспитатель: На улице тепло или холодно?

- Часто солнце светит?

- Дожди часто идут?

- Дожди теплые или холодные?

- Трава растет или засыхает?

- Что происходит с листьями на деревьях?

- Какую одежду носят люди?

А теперь давайте отгадаем загадки и узнаем признаки осени.

1.Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто. (листопад)

- Как вы думаете, что такое листопад?

- Листопад –это опадение листьев у деревьев и кустарников. Листья могут опадать одновременно все в определённый период года (осенью)

2.Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке — бархат синий.

Это что такое? (Иней)

- Как вы думаете, что такое иней?

- Иней - это тонкий снежный слой, получающийся в результате испарения на охлаждающейся поверхности в холодное время (ночью).

3.Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный. (дождь)

4.Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду. (лужи)

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года – осени. Ребята, а ноябрь – это месяц какого времени года?

Дети: Поздней осени

Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть со мной в игру «Опиши осень» Игра «Опиши осень»

Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.

«Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая»

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам залетел последний осенний листочек! Он приглашает нас в лес, где мы можем полюбоваться красотой осенней природы, где мы можем узнать, какие звери живут в лесу. Сейчас я листочком взмахну, и мы окажемся в лесу. Раз, два, три! (звучит музыка, дети проходят по группе, на полу лежат осенние листья).

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Как вы думаете, что мы можем услышать в осеннем лесу?

Дети: шуршат листья под ногами, хрустят ветки, хрустит лед, дует ветер и т. д.

Воспитатель: Вы ответили правильно, а теперь представим себя листочками.

Физкультминутка «Листочки»

Мы листики осенние

На ветках мы сидим.  (Присели на корточки)

Дунул ветер – полетели  ( Побежали по кругу)

Мы летим, мы летим.

И на землю тихо сели. ( Присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.  (Встали и покружились)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Присели)

Воспитатель: Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов?

Дети: Улетели в тёплые края

Воспитатель: Почему они от нас улетели?

Дети: Стало холодно и голодно

Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели?

Дети: Перелётные

Воспитатель: Назовите этих птиц?

Дети: Кукушка, скворец, грач, лебедь, журавли, утки и т. д.

Воспитатель: А как называются птицы, которые у нас зимуют?

Дети: Зимующие

Воспитатель: Назовите зимующих птиц?

Дети: Сорока, ворона, снегирь, воробей, клёст.

Воспитатель: Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери?

Дети: Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски.

Воспитатель: Ребята, где живут птицы?

Дети: В скворечниках, гнёздах, на крышах домов и т. д.

Воспитатель: Ребята, мы зашли в лес и сразу почувствовали, что деревья, птицы притаились и ждут, как мы себя поведем, с чем мы пришли? Может, мы станем ветки ломать и срывать кору, может мы взяли с собой рогатки и будем стрелять в птиц? Нет, уважаемый лес, мы пришли как друзья!

Воспитатель: Ребята, поиграем в игры?

Дети: Да.

Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крыше - (Встать друг за другом «паровозиком»                                                                           И похлопать друг друга по спине )

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите - (Постукивание пальчиками)

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите-

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте - (Поколачивание кулачками)

Бом! Бом! Бом!

А уйду – тогда гуляйте –

Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше – ( Поглаживание ладошками)

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

Игра с мячом.

Воспитатель кидает по очереди каждому ребенку мяч и просит закончить предложение.

-В октябре было тепло, а сейчас-…(холодно).

-В октябре листья начинают падать, а сейчас-…(опали).

-В октябре птицы начали улетать, а сейчас-…(все улетели).

-В октябре солнце немного грело, а сейчас-…(не греет).

-В октябре дожди шли редко, а сейчас -…(часто).

-В октябре снега нет, а в ноябре выпадает-…(первый снег).

Описание поздней осени.

Воспитатель: «Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко

 и не греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сделать гимнастику для наших глаз.

Гимнастика для глаз « Осенний лес»

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес.

(круговые движения глазами)

Слева - сосны , справа - дуб.

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

(движения глазами вверх – вниз)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Предлагаю вам поиграть в игру.

Игра « Да или нет»

- Осенью цветут цветы?

- Осенью растут грибы?

- Тучки солнце закрывают?

- Звери норки закрывают?

- Урожай все собирают?

- Птичьи стаи улетают?

- Часто-часто льют дожди?

- Достаем ли сапоги?

- Солнце светит очень жарко?

- Можно детям загорать?

- Ну а что же надо делать?

- Куртки, шапки надевать?

Игра « Скажи наоборот»

Летом солнце яркое, а осенью...

Летом небо светлое, а осенью…

Летом день длинный, а осенью…

Летом деревья зеленые, а осенью…

Летом люди одеваются легко…

Описание сюжетной картинки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину. Что вы на ней видите?

Дети рассматривают сюжетную картинку с изображением поздней осени, дождя, людей.

Вопросы:

-Что изображено на картине?

-Какое время года?

-Какая погода?

-Во что одеты люди?

-Как можно назвать картину?

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы и справились с заданием. Хотите поиграть еще в игру?

Дети: Да.

Игра «Найди ошибку».

В ноябре дети носят легкую одежду.

В ноябре набухают почки, распускаются листья.

В ноябре солнце сильно греет.

В ноябре бывают заморозки и снег.

В ноябре птицы прилетают из теплых стран.

Воспитатель: Ребята! Осень – щедрое время года. Оно богато чем? (Овощи, фрукты, орехи, грибы, желуди).

Воспитатель: Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Рефлексия:

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. Что вы интересного сегодня узнали и что расскажите, другу, маме, папе, бабушке и т. д.?

Воспитатель: У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание.

Воспитатель достает корзинку с яблоками и угощает детей.

Воспитатель: Молодцы ребята! Занятие закончено.

Наблюдение за опавшими листьями в ДОУ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в старшей группе на тему: «Золотая осень».

Конспект занятия для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Золотая осень» по художественно-эстетическому развитию, направленный на воспитание у детей интереса к живописи и классической м...

Календарно-тематическое планирование в старшей группе на тему "Поздняя осень"

Задачи: 1. Учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы. 2. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, т...

Конспект НОД в старшей группе на тему:"Возвратим осени память"

Конспект НОД в старшей группе на тему "Возвратим осени память"...

Инновационная деятельность. Конспект НОД в старшей группе на тему «Художница-Осень»

Конспект районного мероприятия в рамках инновационной деятельности....

Конспект занятия в старшей группе на тему: "Приметы осени".

Конспект занятия в старшей группе на тему: "Приметы осени"....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Поздняя осень»

Конспект занятия в подготовительной группе по художественно-эстетическому воспитанию с помощь нетрадиционных техник рисования на тему: «Поздняя осень»...

Конспект занятия для старшей группы на тему "Поздняя осень" . Рисование с использованием нетрадиционной техники рисования – кляксография

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29374018","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]  Конспект занятия для старшей группы на тему "Поздняя осень"...