Образовательный проект "Мир воды"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Методические рекомендации по реализации проекта опытно-исследовательской деятельности с применение ИКТ-технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tokar_i.m._proekt_.docx44.3 КБ
Файл voda_konsultatsii_dlya_roditeley.docx53.8 КБ
Файл kartoteka.docx748.87 КБ

Предварительный просмотр:

  

Проектная деятельность

«Мир воды»

«Самое лучшее открытие –  то,

которое ребенок делает сам!»

                                                                                    Ральф У. Эмерсон

 Авторы проекта:  Воспитатели: Токарь И.М., Огородникова Е.Н. 

Тип проекта: опытно-экспериментальный с применением ИКТ-технологий.

Участники проекта: дети (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)– воспитатели - родители.

По  продолжительности    реализации проекта:  среднесрочный  - 1 месяц

Цель: Формирование познавательной и речевой  активности детей через систематизацию знаний о свойствах воды и  значении воды как важного природного ресурса в процессе исследовательской деятельности. 

Задачи:

 Образовательные

1. Систематизировать и расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира, об основных физических явлениях: о свойствах воды, о  её разных состояниях посредством опытно-экспериментальной деятельности, о значимости воды в жизни человека.

2. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.

Коррекционные

4. Продолжать закреплять артикуляционные умения и навыки.

5. Отрабатывать направленный, длительный речевой  выдох.

6. Расширять активный и пассивный словарный запас детей.

Воспитательные

7. Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально-эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе.

8.Продолжать формировать коммуникативные навыки.

Актуальность проекта

Ребенок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает  в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал Лев Семенович Выгодский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитывать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. И потом, совсем неважно, открыл ли ребенок что то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды.  Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет главную роль. Вода – это сама жизнь! Вода - простое вещество, однако при этом она обладает рядом необычных свойств, которые не перестают удивлять людей.  Проект  «Мир воды» направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды, что вода необходима для всего живого.  Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Реализация проекта «Мир воды» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.

  В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений  педагогики в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми дошкольного  возраста по активизации речевой деятельности.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:  речь  становится основой для дальнейшего развития ребенка; речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых; постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов; существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе. Поэтому важно вовремя начинать работу по развитию речевой активности детей и  скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Известные ученые Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу в различных видах деятельности, одним из таких видов деятельности является опытное-экспериментальная деятельность.

Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:

  • опыты, экспериментирование
  • беседы с детьми о воде,
  • чтение художественной литературы,
  • рассматривание иллюстраций,
  • творческая мастерская,
  • заучивание стихотворений о воде,
  • отгадывание загадок,
  • постановка и решение вопросов проблемного характера,
  • опыты,
  • дидактические игры, подвижные игры
  • игровые обучающие и творчески развивающие ситуации,
  • моделирование: применение метода моделирования в изучении агрегатных состояний воды.
  • постановка и решение вопросов проблемного характера.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

  • Презентация плакатов на тему «Для чего нужна вода и ее охрана».

 

Продукты проекта:

  • Буклеты для родителей на тему  «Эксперименты в детском саду».
  • Лепбук  «Вода вокруг нас»

Предполагаемый результат:

Дети: В результате реализации данного проекта  дети овладеют несложными способами  элементарного экспериментирования,  соответствующие  их возрасту,  продолжат развивать исследовательские умения: сравнивать, анализировать, обобщать.  

Сформируют  длительный, направленный ротовой выдох, научатся  контролировать время выдоха.

Дети  станут активнее использовать речь  как средство общения, расширят и обогатят словарный запас.  

Получат  положительный  социально-эмоциональный опыт  от совместной деятельности.

Воспитатель: Повысит уровень профессионального мастерства.

Обогатит предметно-развивающую среду в группе.

 Родители: Расширят кругозор по данной теме.  

Повысят степень вовлеченности в совместную деятельность с детьми

Этапы осуществления проекта.

I этап - подготовительный

II этап -основной

III этап -заключительный

План реализации проекта:

I этап – подготовительный

  • анализ условий для реализации проектной деятельности
  • подбор материала для детей  и родителей по теме проекта.

II этап - основной

  • выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.

III  этап. Заключительный.

  • анализ  полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
  • систематизация и анализ полученных результатов деятельности с детьми и родителями в ходе реализации проекта.
  • презентация на педсовете ДОУ.

I этап – подготовительный

Сбор информации, материала для реализации идеи, подборка мультфильмов, познавательных фильмов по теме проекта, создание предметно-развивающей среды в группе, презентации для детей согласно теме проекта;

-пополнение «Центра экспериментирования» необходимыми материалами;

-пополнение «Игротеки» играми соответствующего содержания;

-создание мнемотаблиц для проведения опытов

Буклет на тему: «Опыты, которые можно провести с ребенком дома».

 Подбор методической и художественной литературы, поговорок, пословиц по теме проекта.

Подбор наглядно дидактического материала по теме проекта.

Создание условий для проведения проекта.

 Работа с родителями

Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.

Анкетирование родителей  по теме «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Консультации «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Игры с водой», «Да здравствует вода»

Размещение справочной информации по теме бесед, опытов с водой.

Выставка рисунков  «Рисуем вместе» на тему  «Для чего нужна вода?»

II этап - основной

Предварительная работа с детьми по «Мир воды»

Чтение стихотворений, сказок, рассказов, загадок, пословиц, поговорок, беседы, рассматривание лексического альбома  по теме «Вода», дидактические игры.

Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»:

Сюжетно-ролевая игра: «Лаборатория».

Решение проблемных вопросов: Из чего сделана вода? Какие микробы живут в воде?

   Образовательная область   «Познавательное развитие»

Беседы с использованием презентаций: «Вода источник жизни», «Вода на Земле», «Для чего и для кого нужна вода», «Круговорот воды в природе».

Решение проблемных вопросов: Из чего сделана вода? Почему летом идет дождь, а зимой – снег? Почему человек не может жить без воды?

Опытно-исследовательская деятельность.

Просмотр  фильма ВВС «Великая тайна воды» мультфильма «Берегите воду» (кинокомпания «Травел»)

Дидактические и настольно-печатные игры: «Где живет вода?», «Растения и обитатели пресноводных водоемов», «Природные и погодные явления», «Воздух, земля, вода», «Береги живое».

Образовательная область «Речевое   развитие»:

Чтение художественной литературы по теме проекта.

Образовательная область  «Художественно-эстетическое  развитие»:

Слушание звуков бегущего ручейка, горной реки, водопада, шума моря.

Лепка «Молекула воды»,

Рисование плакатов «Берегите воду».  

Образовательная область  «Физическое развитие»:

Подвижные игры: «Караси и щука», «Берег – море», «Переправа», «Ручейки – озера».

Алгоритм проведения опытно-исследовательской деятельности:

  • Постановка проблемы, которую необходимо разрешить
  • Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
  • Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)
  • Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях)
  • Анализ полученных  результатов.
  • Формулирование выводов.

П/н

Тема опытно-исследовательской деятельности

Цель

1.

Опыт «Окрашивание воды»

Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материалы и оборудование: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики. Таз с водой.

2.

Опыт «Есть ли у воды форма и запах?»

Выявить в ходе опытно-исследовательской деятельности есть ли у воды форма и запах воды

Материалы и оборудование:  Интерактивная доска, презентация «Свойства воды». Три стакана (сахар, соль, чистая вода). Настойка валерианы, пипетка. 2-3 твердых предмета.  Сосуды различных форм.  

3.

Опыт  «Играем с красками»

Познакомить с процессом растворения краски в воде.

Материалы и оборудование: Две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани. Бумага для рисования формата А3, кисточки, стаканчики, палитра, краски. Игра «Снежки»

4.

Опыт «Вода нужна всем»

Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Материалы и оборудование: Два блюдца, горошины, вата. Стаканы с мыльным раствором, коктейльные трубочки. Интерактивная доска познавательный мультфильм «Вода – это жизнь»

5.

Опыт «Ходит капелька по кругу».

Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Материалы и оборудование:  интерактивная доска, 2 емкости. Коктейльные трубочки, прозрачные стаканы

6.

Опыт «Тёплая и холодная вода».

Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры, это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

Материалы и оборудование:  Мыло, вода: холодная, горячая в тазах. Игра «Ветерок» (отработка плавного ротового выдоха)

7.

Опыт  «Что бывает с паром при охлаждении?»

Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

8.

Опыт «Друзья»

Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.

Материалы и оборудование:  Стакан, бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетка из ткани.

9.

Опыт «Как вытолкнуть воду?»

Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материалы оборудование: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

10.

Опыт «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду»

Сформировать у детей представления о действии «превращения»

Материалы оборудование: Тарелка, миски с горячей водой и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки.

11.

Опыт «Пар — это тоже вода»

Сформировать у детей представления о действии «превращения»

Материалы оборудование: Кружка с кипятком, стекло.

12.

Опыт  «Можно ли пить талую воду»

Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Материалы оборудование: Две белые тарелки, микроскоп.

Заключительный

этап (презентация продуктов проекта и рефлексия)

В результате реализации данного проекта  дети овладеют несложными способами  элементарного экспериментирования,  соответствующие  их возрасту,  продолжат развивать исследовательские умения: сравнивать, анализировать, обобщать.  

Сформируют  длительный, направленный ротовой выдох, научатся  контролировать время выдоха.

Дети  станут активнее использовать речь  как средство общения, расширят и обогатят словарный запас.  

Получат  положительный  социально-эмоциональный опыт  от совместной деятельности.

Аналитическая справка

В результате проектной деятельности, была  проведена  беседа на тему «Зачем нужна вода», которая показала, что  уровень знаний  детей по данной тематике значительно вырос. В результате проделанной нами работы дети  осознали  неоценимую роль воды в жизни человека. Теперь они знают, что вода встречается в трех состояниях, и для каких целей идет ее использование.

Дети на практике усвоили  способы бережного отношения к воде. Узнали, что голубым светом на картах изображают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.

Мы понимаем, что сформированные исследовательские действия – маленькая капелька в море жизненного опыта, которое формирует личность. У детей развивается познавательная активность, инициативность. Совершенствуется прогнозирующая функция мышления, умение анализировать факты, аргументировать свои суждения и делать выводы. Ребёнок учится рационально использовать пресную воду. Наша вода самая удивительная, самая лучшая и является настоящим кладом для человека, Земли! Воду надо беречь и не растрачивать её просто так. Все погибнет без пресной воды, поэтому в наших силах, просто, уходя из дома всегда закрывать краны.

С родителями воспитанников проведена просветительская работа в ходе реализации проектной деятельности, обогащена  РППС группы.

Список  литературы

1.О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Дневник занимательных экспериментов для детей», Детство-Пресс, 2016.

2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва «Просвещение» 2005 .

3.И.Л.Паршукова «Маленький исследователь в детском саду».

4.Основная  общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М. А.Васильевой, Т. С. Комаровой, 2017.

5. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»,СПб, Детство – Пресс, 2007.

6. Альтшуллер, Г.С. Программа «ТРИЗ» [Текст]/ Г.С. Альтшулер. – М.: Информ издат. центр «ТРИЗ-инфо», 1997.

7.Интернет ресурсы



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Да здравствует вода!

Один из немаловажных элементов, касающихся культуры нашего питания - вода. К сожалению, когда начинаешь беседовать с родителями детей, имеющих нарушение желудочно-кишечного тракта, выясняется, что дети мало пьют. Не только дети, но и сами взрослые. Маленькие дети

страдают запорами. Поступление достаточного количества жидкости в организм человека – важное условие здорового пищеварения.

Дети и взрослые в день должны выпивать воды, помимо соков, жидкости (супов, чаев), от литра до двух, в зависимости от возраста, а также времени года. Что это должна быть за вода? Это не кипяченая вода, а вода природная – это вода, которая пропускается через фильтры, которые оставляют качественный состав воды, т.е. достаточное содержание кислорода, определенных микроэлементов, но фильтруют все болезненные организмы, соли тяжелых металлов, прочие какие-то компоненты, не нужные организму. Кроме того, в фильтрованной воде, пропущенной через барьер, убирается содержание хлора, который неблагоприятно сказывается на организме человека.

Почему мы говорим именно о не кипяченой воде? К сожалению, кипяченая вода теряет многие свойства, необходимые для организма. Зачем вода нужна нашему организму? Вода участвует в каждом физиологическом процессе, как в процессе всасывания, так и в процессе выделения. Одной из причин довольно частых проблем кишечника, в частности, запоров у детей и взрослых, является нарушение водного баланса. Организму нечем выводить продукты, шлаки. Шлаки залеживаются (образно говоря) в кишечнике, приводя к токсическим действиям на организм в целом, ибо давно известно: долголетие, молодость, красота, здоровье зависят в первую очередь от работы кишечника.

Поэтому еще и еще раз следует обратить внимание всех родителей: и им самим, и детям нужно пить живую, не кипяченую воду. Какую?

Используйте любые фильтры для очищения обычной, проточной воды от нежелательных, неблагоприятных примесей.

Консультация для родителей «Игры с водой»

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.

Игры с водой — один из самых приятных способов обучения и релаксации.

Такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить в ванне порядок, но ребенок получает от них массу полезных впечатлений.

По соображениям безопасности играть с водой ребенок должен только в вашем присутствии.

Во время игр обязательно комментируете словами все, что делает и видит ребенок. Обращайте его внимание на то, как «ведут себя» в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без них. Во время игр не забывайте знакомить детей со свойствами воды.

Мы предлагаем Вам провести с детьми ряд несложных занимательных игр с водой.

Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем!

Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фасона, вида, фактуры, объема). Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера.

Кидаем в воду всё подряд!

В воду можно кидать игрушки и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности одной или двумя ладошками, двумя пальчиками или ситом, дуршлагом, сачком, палкой, половником. Можно зачерпнуть стаканчиком, мячик будет плавать в нем, а если ситом, то вода выльется, а игрушка останется на дне. Не так-то просто выловить игрушку ладошкой.

Попробовали играть с плавающими игрушками, теперь попробуем выяснить, а есть ли предметы и материалы, которые не плавают в воде.

Попробуем класть в воду предметы из разных материалов:

  1. Металл — ложка обычная, другие предметы (не забудьте сразу вытащить, вытереть и убрать их).
  2. Дерево — деревянная ложка, мисочка и пр. (тоже не забудьте сразу забрать, чтобы предметы не портились от влаги).
  3. Пластмасса — любые предметы и игрушки.
  4. Резина — в одной резиновой игрушке вырежьте дно, а другие бросайте, как есть; сравните.
  5. Ткань — кусочки разных тканей, разных размеров — некоторые из них будут быстро намокать, некоторые нет. Если вы приготовили в стирку не очень грязную вещь, дайте ребенку ее «постирать», такая

«стирка» доставляет детям огромное удовольствие, кроме того, так они знакомятся с тем, как ткань впитывает в себя воду, как она тяжелей, изменяется на ощупь, как меняется ее цвет.

  1. Бумага и картон разной плотности — намокают по-разному, сразу целиком или сначала края, быстрее или медленнее, тонут или плавают, берите кусочки разного размера — маленький кусочек намокает быстрее большого.
  2. Губки разных размеров — поролоновые, резиновые. Ими можно набирать воду, выжимать их, собирать разлитую воду. Некоторые из них плавают, некоторые сразу пропитываются и быстро тонут.

Игры с подкрашенной водой

Можно подкрасить воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах во вторую, третью и четвертую бутылки (можно разрезать их поперек, тогда получаться высокие стаканы, в них удобнее будет наливать). Разливать раствор интереснее ложкой или маленькой баночкой, чтобы было видно, сколько именно вы наливаете, и потом удобно было сравнивать результат. Разлив, концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее. Расставьте бутылки в беспорядке. Пусть малыш попробует расставить бутылки от самого светлого оттенка к самому темному. Чем младше ребенок, тем меньше объектов для сравнивания (минимально три).

Играйте каждый раз с одной краской, в следующий раз возьмите другой цвет. Через некоторое время пробуйте смешивать два цвета.

В каждой из бутылок — раствор разной насыщенности одной краски. Добавляете в них одинаковое количество второй краски. Наблюдайте за получившимся цветом. Все что вы видите, подробно обсуждайте с малышом. Попробуйте порисовать подкрашенной водой на бумаге (наклеив скотчем на кафель кусок старых обоев) или прямо на плитках.

Знакомим ребенка с разной температурой

Это тоже очень важно. Это можно сделать с теми же бутылками, в которые мы наливали цветную воду. Налейте холодную воду, слегка потеплее, теплую, погорячей, горячую. Дайте ребенку потрогать бутылки. Назовите его ощущения словами, научите сравнивать — расставлять от самой холодной к самой горячей. Можно попробовать погружать пальчик в воду или выливать из бутылки на руку и сравнивать.

Эти простые игры можно проводить с ребенком дома. Играйте вместе с детьми, ведь когда ребенок играет, он развивается и развивается, когда играет!

Консультация для родителей

«Питьевая вода и здоровье ребёнка»

Питьевая вода — это вода, которая предназначена для потребления людьми и другими существами. Хотя многие источники пресной воды пригодны для питья людьми, они могут служить распространению болезней или вызывать долгосрочные проблемы со здоровьем, если они не отвечают определённым стандартам качества воды. Вода, которая не вредит здоровью человека, называется питьевой водой или незагрязнённой водой. Под питьевым режимом принято понимать рациональный порядок потребления воды. Правильный питьевой режим обеспечивает нормальный водно-солевой баланс и создает благоприятные условия для жизнедеятельности организма. При нарушении этого баланса в ту или иную сторону наступают изменения вплоть до серьезных нарушений процесса жизнедеятельности. При отрицательном балансе, т.е. недостаточном поступлении в организм воды падает вес тела, увеличивается вязкость крови - при этом нарушается снабжение тканей кислородом и энергией и, как следствие, повышается температура тела, учащаются пульс и дыхание, возникает чувство жажды и тошнота, падает работоспособность. С другой стороны, при излишнем питье ухудшается пищеварение (слишком сильно разбавляется желудочный сок), возникает дополнительная нагрузка на сердце (из-за чрезмерного разжижения крови), возрастает потоотделение, резко увеличивается нагрузка на почки. При этом потом и через почки более интенсивно начинают выводиться минеральные вещества, что нарушает солевой баланс. Потребность человека в воде определяется многими факторами и в значительной мере зависит от интенсивности физической нагрузки, внешних метеоусловий, характера питания, состава и свойств одежды. С первых дней жизни ребенок нуждается правильного питьевого режима. Педиатры считают, что потребность организма малыша в воде в первый год жизни составляет до 150 мл на 1 кг массы тела в сутки. Организм ребенка, который растет, постоянно нуждается в питьевой воде, иначе он не сможет нормально развиваться. Для примера - нынешние школьники выглядят вялыми, быстро утомляются при небольших физических и умственных нагрузках. Это, прежде всего, свидетельствует о недостаточном водоснабжении к клеткам мозга ребенка. Для малышей и дошкольников питьевая вода должна быть естественной, экологически чистой. Именно на такой воде рекомендуется готовить детское питание. Когда ребенок находится в стадии активного роста, а ко всему еще и активно занимается спортом, употребление высококачественной природной питьевой воды ему крайне необходимо. Исследование педиатров на протяжении последних лет свидетельствуют о том, что почти половина детей младше пяти лет, потребляющих воду из водопроводного крана, имеют проблемы с пищеварительным трактом. Родителям, педиатрам, воспитателям детских садов следует помнить, что организм ребенка значительно чувствительнее к нездоровой экологии, чем организм взрослого человека. Например, безопасный для взрослых процент содержания в воде нитратов у грудных детей может привести к болезни, при которой эритроциты крови не могут переносить кислород в организме. Рахит, задержка развития ребенка также могут быть последствиями употребления некачественной питьевой воды. Недостаток в организме воды вызывает запоры, нарушение функции мочевыводящих путей. Нарушение оптимального водного баланса приводит к разбалансированию и нервной системы ребенка. Он становиться апатичным, раздражительным, не может сосредоточиться, быстро утомляется. В общем, и в целом, ничего хорошего! Установлено, что суточная потребность в воде равна 30-40 г на 1 кг веса тела. Основные пути поступления воды в организм следующие:  непосредственно в виде свободной жидкости (разных напитков или жидкой пищи); остальное составляет вода, поступающая в организм в виде пищи;  небольшое количество воды образуется непосредственно в организме в результате биохимических процессов. Пути же выведения воды из организма  следующие: в основном вода выводится из организма через почки, а также посредством потоотделения;  часть воды удаляется из организма при дыхании и через кишечник. Необходимо ежедневно и пожизненно пить чистую, некипяченую воду.

ПОГОВОРИМ О ВОДЕ

(консультация для родителей).

С самого рождения ребенку необходима вода. Она не только дает приятные ощущения, развивает различные рецепторы, но и посредством игр является самым приятным способом обучения и привития культурно- гигиенических навыков. Детей завораживает вода своими удивительными свойствами, чудесными превращениями и множеством секретов, раскрывать которые помогают взрослые.

Детям можно показывать картинки с изображением воды; рассказывать где она собирается на нашей планете (в лужах после дождя, болотах, водоемах, морях и океанах); провести параллель с животным миром (какой водой питаются животные, насекомые, какой трудный путь порой они проходят, чтобы добыть каплю воды, где она может находиться (в ущельях, скалах, в растениях), какая вода непригодна для питья, какая вода опасна для жизни, какой состав воды) например: в пустынях воды очень мало, соответственно и растений практически нет, достать ее в пустынях трудно, но несмотря на это, там тоже есть жизнь, обитают животные и насекомые; также можно рассказать как они приспосабливаются к таким трудным условиям существования (на-     пример: верблюды могут выпить за один раз 100 литров воды, и обходиться потом без воды две недели, причем это одно из немногих животных, которое может пить солоноватую воду).

Очень интересны детям животные, для которых вода является естественным местом обитания. Это морские черепахи, лягушки, киты, дельфины.

Главным образом получение знаний о воде в дошкольном возрасте базируются на наблюдении и опытах. Поэтому так полезно и занимательно рассматривать и наблюдать за повадками птиц, жизнь которых непосредственно связана с водой — утки, лебеди, цапли, фламинго.

В зависимости от возраста детей взрослые должны рассказывать о необходимости воды, прежде всего для поддержания организма в тонусе, о том, что вода способствует усваиванию организмом питательных веществ, делает кислород для дыхания более увлажненным, контролирует температуру тела, играет главную роль в обмене веществ, выводит различные отходы и ненужные вещества из организма. Человеку нужна только чистая питьевая вода.

Дети должны знать, что особенно в жаркое время года нужно пить много воды, потому что перегрев организма и дефицит жидкости опасны для жизни. Обращая внимание детей на окружающую нас природу, в игровой форме взрослый может объяснить весь круговорот воды в природе. Будь то утренняя капелька росы на распустившихся цветах или причудливыми узорами трескающийся лед под ногами - все достойно внимания ребёнка.

Наверное, не существует ни одного ребенка, которому не было бы интересно наблюдать, как поднимается и стремится ввысь стрелка луковички, опущенной в воду, как обретает второе дыхание получивший воду засыхающий цветок.

Существует много загадок про воду, которые дети с интересом разгадывают, а также сказок, стихов, песен. Экологические сказки предназначены для воспитания у детей бережного отношения к воде — источнику всего живого. Захватывающие приключения пиратов, описанные в книгах путешественников, способы выживания в морской воде- еще одна нить, связывающая детей с этим незаменимым веществом-ВОДОЙ.

Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без ... (Воды).

Можно рассказывать и привлекать детей к спортивным играм в воде с мячом и просто плаванию. Занятия по плаванию, дети всегда встречают с радостью. Навсегда остаются в памяти малышей семейные походы на речку или в «Аквапарк». Только вникая во внутренний мир ребенка, глядя детскими глазами на все происходящее, взрослый может показать все удивительные свойства воды.

И раз уж мы вели сегодня разговор о воде, то послушайте некоторые советы о способах закаливания детей. Вся суть закаливающих мероприятий – в регулярном многократном повторении однотипных нагрузок на организм. Принцип тот же, что и при тренировке мышц – регулярное и постепенное увеличение нагрузки повышает силу и выносливость организма. Защитные силы организма возрастают, а значит, бактерии и вирусы крохе больше не страшны. Кроме явного иммуномодулирующего эффекта наблюдается повышение аппетита, улучшение сна, нормализация роста и развития, возрастание работоспособности и концентрации внимания.

Выделяют два основных способа холодного закаливания:

  1. Закаливание с помощью воздуха.
  2. Водное закаливание.

Начиная процедуры закаливания, будьте готовы к тому, что достигнуть эффекта с помощью 2-3 процедур у вас не получится – это невозможно. Более того, форсирование процесса может повредить ребенку, так что не спешите.

Учтите также, что тренирующий эффект закаливающих действий сохраняется недолго и чтобы сохранить его, вам придется продолжать закаливание постоянно. После прекращения тренировок эффект исчезает уже через 3-10 дней. Если перерыв между тренировками составит хотя бы 3 дня, вам придется начинать всю программу сначала.

Стихи о воде

       Берегите воду

Вода – это то. Что всем жизнь нам дает. Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста или очень грязна. В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут. Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть, Что б мы не боялись и мыться и пить. Не менее, впрочем, полезна вода. Которая в виде замершего льда.

Она охлаждает, морозит, бодрит.

И в зной нам прохладу и радость дарит. Давайте же воду будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе, закончится может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Светлана Олегова

«Кто, знает откуда берётся вода?» 

Кто знает, откуда берется вода?

Быть может, из снега? Быть может, из льда? А может, с подземных ключей она бьет.

И всем она жизнь и цветенье дает. Чтоб нам о воде все при все разузнать,

Немало учебников нужно читать.

А так же различных журналов и книг, Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.

Что такое вода?

 Это струйка из крана,

Это волны и шторм на морях-океанах.

В запотевшей бутылке напиток в руке,

И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном.

В жидком, твердом она.

Даже в газообразном.

Мы не видим ее или не замечаем.

Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.

Олегова С.

Баллада о воде

Мы слишком равнодушно иногда глядим, как льется, плещется вода.

Не потому ли, что вода — река и озеро. И даже облака!

И мы сполна лишь в черный час беды осознаем величие воды.

Вода... Вы только вдумайтесь: вода...

Она поит поля. Несет суда.

По трубам, неподвластная годам, струится — прямо в горло городам!

Она — во всем. Она — трава и лес...

      Сказка про Капельку.

Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки-капельки сидели в большом облаке, весело смеялись и болтали. День ото дня облако становилось все больше и больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождем. «Прощайте!» — только и успела прокричать Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению земли. Всего несколько секунд и Капелька упала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» — удивлялась Капелька. Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к небольшому озеру, в которое он и впадал. Вот тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды! Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких карасиков, плавающих в озере, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!» Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу!» — прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. «По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», — подумала Капелька. В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле.

Сказка «Почему вода в море соленая?»

Это было давным-давно. По одну сторону реки жил бедный рыбак, а по другую — богатый хозяин, владелец семи волов. Случилось как-то, что рыбак отправился на рыбную ловлю, и пришло к нему счастье: он поймал в реке маленькую золотую рыбку. Рыбка стала умолять рыбака, чтобы он сохранил ей жизнь. За это она обещала вознаградить его тем, чем он захочет. Рыбак сказал, что больше всего нуждается в соли, так как соль продается за большие деньги, а денег у него нет, и поэтому он вынужден, есть вареный картофель без соли. Едва рыбак успел это сказать, как перед ним в лодке появилась маленькая мельница. «Теперь у тебя будет много соли,— промолвила золотая рыбка — Ты только скажешь ей: «Мели мне, мельница, соль!» И она будет молоть до тех пор, пока ты не скажешь: «Мельница, остановись!» Тогда она и станет». Бедный рыбак отпустил рыбку и, радостный, отправился с маленькой мельницей домой.

Слух о счастье рыбака быстро облетел все село, и люди стали приходить к нему за солью. Узнал об этом и богатый хозяин, владелец семи волов. Он сразу подумал, что неплохо бы завладеть этой чудесной мельницей. Ночью он переправился с другого берега. В хибарке рыбака все спали, и только одна мельница не переставала молоть соль. Хозяин проник в хибарку и схватил маленькую мельницу. Он помчался обратно к реке, прыгнул в лодку и отчалил от берега. Когда лодка была уже далеко от берега, он спохватился, что забыл весла. Но было уже поздно: вода уносила лодку на середину реки. Хозяин не смел кричать, звать на помощь: он боялся, что у него найдут краденую мельницу. Пришлось молчать и с ужасом наблюдать, как течение несло лодку прямо в море. А мельница все молола да молола, и лодка заметно наполнялась солью. Хозяин был в ужасе, но не мог придумать, что делать. Он не знал волшебных слов.

Лодку вынесло в открытое море, и она стала медленно погружаться в воду, так как в ней набралось очень много соли. Жадный хозяин уже плакал, даже кричал, но все было напрасно. Лодка с солью, с мельницей и с хозяином пошла ко дну.

С тех пор мельница на дне моря беспрерывно мелет соль. Вот почему в море соленая вода.

Сказка рассказ «Как люди речку обидели»

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить.

Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

Игра «Хорошо-плохо».

Дети встают в круг, педагог бросает ребёнку мяч он ловит и отвечает на вопрос «что хорошего или плохого в воде».

Игра «Какая бывает вода?»

Дети встают в круг, воспитатель, с мячом в руках, становится в центре круга. Воспитатель задает вопрос: какая бывает вода? и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен поймать мяч и ответить на вопрос.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И

ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ

«ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Опыт № 1. «Окрашивание воды».

Цель:

Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: Ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Ход

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет

больше? (Вода станет более окрашенной).

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 2. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

Ход

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 3. «Играем с красками».

Цель:

Познакомить с процессом растворения краски в воде.

Материал: Две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани

Ход:

Краски, словно радуга, Красотой своей детей радуют Оранжевые, жёлтые, красные, Синие, зелёные – разные!

В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).

В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).

Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).

Вывод: Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 4. «Вода нужна всем».

Цель:

Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Ход:

Воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмём 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в мокрой ватке, появился росточек, а у другой – нет.

Вывод

Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 5. «Ходит капелька по кругу».

Цель:

Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

Ход:

Возьмём две мисочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой мисочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из мисочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? (капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде

дождя).

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 6. «Тёплая и холодная вода».

Цель:

Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

Материал:

Мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.

Ход:

Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной.

Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.

Вывод:

Вода – добрый помощник человека.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 7. «Когда льётся, когда капает?».

Цель:

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла. Материал:

Пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.

Ход:

Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой и делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки). Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему?

Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся?

Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает)

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 8. «В какую бутылку нальётся вода быстрее?».

Цель:

Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Материал: Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.

Ход:

Какую песенку поёт вода? (Буль, буль, буль). Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше?

Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у

каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится.

Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?

Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 9. «Что бывает с паром при охлаждении?».

Цель:

Показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.

Ход:

Воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трём ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды.

Вывод:

Пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.

Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку и все наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 10. «Друзья».

Цель:

Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.

Материал:

Стакан, бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетка из ткани.

Ход:

Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород).

Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? (образовалось большое количество пузырьков)

Вывод:

В состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 11. «Куда делась вода?».

Цель:

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материал:

Две мерные одинаковые ёмкости.

Ход

Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую — оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с

закрытого сосуда)

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 12. «Откуда берётся вода?».

Цель:

Познакомить с процессом конденсации.

Материал:

Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.

Ход

Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 13. «Какая лужа высохнет быстрее?».

Ход

Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет

быстрее — большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день.

Вывод:

О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее — большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 14. «Игра в прятки».

Цель:

Продолжать знакомить со свойствами воды;

Материал: Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой.

Ход:

Раз, два, три, четыре, пять! Будем капельку искать

Из пипетки появилась

На стекле растворилась…

Из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (мешает сухая поверхность пластины)

Дети наклоняют пластину. Что происходит? (капля медленно течёт)

Смочить поверхность пластины, капнуть на неё из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной)

На влажную поверхность пластины из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдёт? (цветная вода растворится в прозрачной воде)

Вывод:

При попадании прозрачной капли в воду она исчезает; каплю цветной воды на влажном стекле видно.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpg

Опыт № 15. «Как вытолкнуть воду?».

Цель:

Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал:

Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Ход

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод:

Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 16. «Откуда берётся иней?».

Оборудование:

Термос с горячей водой, тарелка.

Ход

На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея.

Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод:

При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 17. «Тающий лёд».

Оборудование:

Тарелка, миски с горячей водой и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки.

Ход

Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растает лёд — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лёд, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы. Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лёд? Как сделана такая льдинка? Почему

держится верёвочка? (Примёрзла к льдинке.)

  • Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 18. «Замёрзшая вода».

Оборудование:

Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Ход

Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твёрдой? Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лёд.) Рассматривают кусочки льда. Чем лёд отличается от воды? Можно ли лёд лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лёд? Лёд сохраняет форму.

Всё, что сохраняет свою форму, как лёд, называется твердым веществом.

  • Плавает ли лёд? Воспитатель кладёт кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнётся на

подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

Воспитатель обращает внимание детей на лёд, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лёд растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лёд? Из чего состоит лёд?

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 19. «Водяная мельница».

Оборудование:

Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей.

Ход

Воспитатель проводит с детьми беседу о том, для чего человеку вода. В ходе

беседы дети вспоминают её свойства. Может ли вода заставить работать другие предметы? После ответов детей воспитатель показывает им водяную мельницу. Что это? Как заставить мельницу работать? Дети надевают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляя струю воды на центр лопасти. Что видим? Почему мельница движется? Что её приводит в движение?

Вода приводит в движение мельницу.

  • Дети играют с мельницей.

Вывод

Отмечается, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струёй, то мельница работает быстрее.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 20. «Пар — это тоже вода».

Оборудование:

Кружка с кипятком, стекло.

Ход

Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нём образуются капельки воды.

Вывод: Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 21. «Прозрачность льда».

Оборудование:

формочки для воды, мелкие предметы.

Ход

Воспитатель предлагает детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лёд. (Там, где воды много, лед твёрдый, прочный, не ломается под ногами.)

Закрепляет представление, что лёд прозрачный. Для этого в прозрачную ёмкость кладёт мелкие предметы, заливает водой и выставляет на ночь за окно. Утром рассматривают формочки. через лёд видны замёрзшие предметы.

Вывод:

Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 22. «Почему снег мягкий?».

Оборудование:

Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход

Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод:

Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много

воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 23. «Почему снег греет?».

Оборудование:

Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход

Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло) .

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе

бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод:

В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 24. «Как из солёной воды добыть питьевую воду».

Ход

Налить в таз воды, добавить две столовой ложки соли, перемешать. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, и опустить стакан в таз так, чтобы он не всплывал, но его края были выше уровня воды. Сверху натянуть плёнку, завязать её вокруг таза. Продавить плёнку в центре над стаканчиком и положить в углубление ещё один камушек. Поставить таз на солнце. Через несколько часов в стаканчике накопится несолёная чистая вода. Вывод:

вода на солнце испаряется, конденсат остаётся на плёнке и стекает в пустой стакан, соль не испаряется и остаётся в тазу.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 25. «Таяние снега».

Цель:

Подвести к пониманию, что снег тает от любого источника тепла.

Ход:

Наблюдать за таянием снега на тёплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т.д.

Вывод:

Снег тает от тяжёлого воздуха, идущего от любой системы.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 26. «Как добыть воду для питья?».

Ход

Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг неё положите свежей зеленой травы и листьев. Накройте ямку чистой полиэтиленовой плёнкой и засыпьте её края землёй, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре плёнки положите камешек и слегка придавите плёнку над пустой ёмкостью.

Приспособление для сбора воды готово.

Оставьте свою конструкцию до вечера. А теперь осторожно стряхните землю с плёнки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода. Откуда же она взялась? Объясните ребёнку, что под

действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Тёплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной плёнке и конденсируется на ней в виде капелек воды. Эта вода и стекала в вашу ёмкость; помните, вы ведь слегка продавили плёнку и положили туда камень. Теперь вам осталось придумать интересную историю о

путешественниках, которые отправились в далёкие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 27. «Можно ли пить талую воду».

Цель:

Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход:

Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках,

сравнить её и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также её можно давать животным.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 28. «Можно ли склеить бумагу водой».

Возьмём два листа бумаги. Двигаем один в одну сторону, другой в другую. Смачиваем водой, слегка сдавливаем, пробуем сдвинуть — безуспешно. Вывод: вода обладает склеивающим эффектом.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 29. «Способность воды отражать окружающие предметы».

Цель:

Показать, что вода отражает окружающие предметы.

Ход:

Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти своё отражение, вспомнить, где ещё видели своё отражение.

Вывод:

Вода отражает окружающие предметы, её можно использовать в качестве зеркала.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 30. «Вода может литься, а может брызгать».

Ход

В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (1-2). Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся). Откуда льётся вода? (Из носика лейки?). Показать детям специальное устройство для разбрызгивания — пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду.

Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ.

Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить

подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми).

Почему? (На них брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.

Вывод:

О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? ( Вода может литься, а может разбрызгиваться).

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 31. «Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени».

Ход

Салфетки намочить в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные). Почему они

стали такими? (Их намочили в воде). К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить). Как вы

думаете, где быстрее высохнут салфетки — на солнышке или в тени?

Это можно проверить на прогулке: одну повесим на солнечной стороне, другую

— на теневой. Какая салфетка высохла быстрее — та, которая висит на солнце или та, которая висит в тени? (На солнце).

Вывод:

О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце высыхает быстрее, чем в тени).

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 32. «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить».

Ход

Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая). Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило). В такой земле растениям плохо дышится.

Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная). А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.

Вывод:

О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить).

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 33. «Руки станут чище, если помыть их водой».

Ход

Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что делать? Может быть отряхнём

ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это.

Вывод:

Что мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 34. «Помощница вода».

Ход

На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая. Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно. Что же делать? (Помыть). Чем? (Водой и тряпочкой). А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать? (Салфетку намочить

водой и хорошо потереть). Воспитатель показывает процесс мытья столов,

предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые?

Вывод:

О чём мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой).

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 35. «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».

Ход

Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в

холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода

превращается в лёд, а лёд в воду.

Вывод:

О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Когда очень тепло).

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 36. «Текучесть воды».

Цель:

Показать, что вода не имеет формы, разливается, течёт.

Ход:

Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твёрдого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырёк и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод:

Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 37. «Животворное свойство воды».

Цель:

Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Ход:

Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.

Вывод:

Вода даёт жизнь живому.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 38. «Таяние льда в воде».

Цель:

Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Ход:

Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод:

Чем больше льдина — тем медленнее она тает, и наоборот.

https://srcc.oboi.ws/wallpapers/big_1712_oboi_list_v_kletochku.jpgОпыт № 39. «Чем пахнет вода».

Ход

Три стакана (сахар, соль, чистая вода). В один из них добавить раствор валерианы. Есть запах. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой интегрированной образовательной деятельности "Водичка, водичка"

Цель: вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их выполнению.Задачи: образовательные: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и ...

Конспект образовательной ситуации "Водичка, водичка"

Помощь родителям в обучении детей культурно гигиеническим навыкам...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Вода, вода, кругом вода"

Конспект познавательного занятия с детьми старшей группы экологической напрвленности поисково-иследовательной деятельности с региональным компанентом....

Образовательное мероприятие "Водичка водичка..."

Развлечение для детей в коррекционной школе....

Летний образовательный проект: "Вода, вода, кругом вода"

образовательный проект для детей 3-4 лет...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Водичка-водичка..."

Дети по своей природе пытливые исследователи и наблюдатели окружающего мира, поэтому организацию детского экспериментирования необходимо направлять на создание условий, в которых предметы и явления яр...