Конспект НОД: «Идет волшебница зима»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Светлана Павловна Нарыжнова

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zima_podg.gr_.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД: «Идет волшебница зима» (подготовительная группа)

 

Цель: 

  1. обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их.

Задачи:

  1. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных.
  2. Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев.
  3. Развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы.
  4. Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Программное содержание: 

Материал: иллюстрации с изображением русской природы зимой, оборудование к опытам,

Словарная работа: вьюга, пурга, метель, лютень, просинец, ветродуй.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, рассматривание картин, иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Ход занятия:

Всем доброе утро. Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга! Настраиваемся на занятие…  послушайте стихотворение

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.».        А. С. Пушкин

Восп. - О каком времени года это стихотворение А. С. Пушкина?

Дети - О зиме.

Восп. - Ребята, вы рады зиме? А что вам больше всего нравится делать зимой?

Игра «Зимние слова»

А теперь назовите слова, связанные с зимой. Например: снег, снежинка, снегопад, лёд, сосулька, иней, метель, холод, мороз, снеговик, санки, стужа, снегирь, новый год, лёд, ёлка, прорубь, вьюга, сугроб, лыжи, снежки, зимушка, валенки.

Давайте рассмотрим иллюстрации и поговорим о признаках зимы, по которым мы определяем наступление этого времени года. Чем зима отличается от других времен года.

Дети называют признаки зимы:

- Солнце светит мало. Светит, но не греет.

- Все кругом покрыто снегом.

 - На улице стало холодно.

- Люди одели теплую одежду.

- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Восп. – Да. Это о зиме. У нас наступает время года зима.

Еще какие вы знаете времена года?

Сколько месяцев зимой? Декабрь, Январь, Февраль.

Первый месяц зимы – Декабрь в старину называли Лютень, Студень, Стужайло. О чем говорят нам эти названия? Месяц декабрь — шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов. Народная мудрость гласит: «Декабрь год кончает, зиму начинает», «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет». А какой праздник будет в декабре?

С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи. 22 декабря – самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.

Послушайте пословицу: «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты». Как вы понимаете эту пословицу?

Дети – Белые холсты – это снег, он покрывает всю землю, мосты – это лед.

Восп. – Второй месяц зимы – январь. Месяц январь — вершина зимы. Это месяц ярких звезд, морозных ночей, белых троп. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. С его приходом зима окончательно вступает в свои права. Наступает пора холодов и относительного покоя в природе. (Что это значит?) В народе его называют Просинец. Потому что к концу января в наших краях чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Ребята, а греет ли январское солнце?

Дети – Нет, солнце светит, но не греет.

Физкультминутка «Зимняя зарядка»

Очень холодно зимой,

(Обнимаем себя.)

Но не хочется домой.

(Качаем головой.)

До сосульки дотянулись,

(Поднимаем руки и тянемся вверх.)

Поскользнулись, покачнулись

(Качаемся вправо-влево.)

И побегали немножко

По сугробам, по дорожкам.

(Бежим на месте, высоко поднимая ноги.)

Восп. – Последний месяц зимы – февраль. В феврале зима с весной встречаются. Что это значит?

Дети – После февраля наступает март, а это уже первый весенний месяц. В феврале днем солнце пригревает, но ночью еще холодно.

Восп. – Правильно. В феврале еще стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже веет весной. Пословица говорит: В феврале два друга – мороз да вьюга. Вы обратили внимание, как часто мы говорим: вьюга, метель, пурга… А что это такое?

Дети – Это когда дует сильный ветер, поднимает с земли снежинки и несет их. Ветер со снегом – это метель. Бывает, что метель называют вьюгой. Это когда ветер воет «Вьююю-у-уу! Я вьююю-у-уга!» Так метель сама себя называет. А бывает, что ветер поднимает снег и крутит, кидает в разные стороны и вверх, метет по земле. В такую метель ничего не видно на несколько метров. Это пурга.

Игра «Какой, какая, какие!»

Зима. Какая может быть зима? (снежная, морозная, суровая, лютая, многоснежная, малоснежная, вьюжная, холодная)

Лед. Какой лед? (хрупкий, блестящий, твёрдый, скользкий, прозрачный, прочный)

Снег. Какой бывает снег? (белый, липкий, блестящий, холодный, серебристый, сыпучий)

Игра «Доскажи словечко»:

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил …снег

С неба все скользят пушинки – серебристые…снежинки

На посёлки, на лужок тихо падает - … снежок

Вот веселье для ребят – все сильнее - …снегопад

Все бегут вперегонки, все хотят играть в …снежки

Словно в белый пуховик нарядился - … снеговик

Рядом снежная фигурка – это девочка - …Снегурка

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой …снегири

 Восп: Молодцы. Много знаете снежных слов.

Воспитатель: А почему зимой идет снег? Откуда он берется?

Беседа о снежинках.

Снежинки – такие же кристаллы, как алмазы и изумруды. Только сделаны из снега и льда, изготовил их не человек, а природа. Снежинка — одно из самых прекрасных созданий природы. В снегопад миллионы снежинок падают на землю, все снежинки разные по форме и среди них нет двух одинаковых! Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды. Думали, что он идёт из тех же туч, что и дождь. И вот совсем недавно была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и, наконец, становится удивительной красы звездочкой. Снежинки часто соединяются между собой и выпадают в виде хлопьев.

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому зимой идет снег, а в теплое время года – дождь.

Двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей)

Восп. совершенно, верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.

Все снежинки одинаковы на цвет –

Но близнецов, поверьте, нет.

Найти похожих здесь нельзя –

Мороз старался, и не зря.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей).

Опыт “Почему снег хрустит?”

Воспитатель: возьмём крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.

Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит, хрустит.

Ребята, а зачем человек зимой надевает шубу?

Дети – Шуба греет.

Восп. –  Но шуба не горячая, как батарея или огонь. Почему же в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает в него холод.

Восп. – Так почему говорят «одеяло бело всю землю одело»?

  • Почему под снегом теплее?
  • Почему зимой медведь в снежной берлоге не замерзает? Представьте, что вы оказались на Севере, вдали от жилья и вам нужно переночевать. Палатки нет с собой. Что делать? Построить дом из снега, в нем будет теплее, чем в палатке и на улице. Слой снега не пропускает холод в берлогу медведя, защищает от холода и растения, корни деревьев, которые остались под ним.
  • Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? (Дети передают друг другу снежок. Сегодня мы с вами поговорили о зиме, прекрасном времени года, вспомнили зимние месяцы, приметы зимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию «Идет волшебница зима»

Эстетическое развитие личности ребенка 3-4 лет.   - обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках зимы; - познакомить с зимними пейзажными картинами, учит...

Идет волшебница зима

Занятие по развитию речи (старшая группа)...

"Идет волшебница - Зима"- конспект занятия в подготовительной к школе группе

"Идет волшебница - Зима".  Уточнить и обобщить знания детей о зимних явлениях в природе, вспомнить и закрепить знакомые стихи о зиме. Воспитывать интерес и желание беречь природу. Наблюдения на п...

Конспект НОД по освоению ОО «Познание» (ФЦКМ) с применением ИКТ в подготовительной группе «Идет волшебница зима»

Данная НОД имеет целью обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. В ходе помощи льву Бонифацию дети самостоятельно называют признаки зимы, рассказывают о них, ...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности «Идет Волшебница- Зима»

Конспект  совместной деятельности с детьми  старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности«Идет Волшебница- Зима» Цель:   - Способствовать закреплен...

конспект занятия "И вот сама, идет волшебница зима."

Создание условий для формирования у детей знаний и представлений о времени года -  зима: зимних явлениях средствами разнообразных видов деятельности....