"Идет волшебница - Зима"- конспект занятия в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

"Идет волшебница - Зима".  Уточнить и обобщить знания детей о зимних явлениях в природе, вспомнить и закрепить знакомые стихи о зиме. Воспитывать интерес и желание беречь природу. Наблюдения на прогулках, зимние игры, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип: обучающий.

Вид: ознакомление с окружающим.

Тема: «Идет волшебница зима».

Возраст: подготовительная к школе группа

Программное содержание: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их.

Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных.

Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев.

Развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы.

Воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Материал: иллюстрации с изображением русской природы зимой, календарь погоды, оборудование к опытам, рабочая тетрадь.

Словарная работа: вьюга, пурга, метель, лютень, просинец, ветродуй.

Предварительная работа:  наблюдения на прогулках, экскурсиях по лесу, парку, рассматривание картин, иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Структура занятий и методические приемы:

I Вводная часть.

        а) стихотворения А.С. Пушкина.

        б) зимний месяц – декабрь.

        в) пословица.

II Основная часть.

        а) беседа о месяцах зимы.

б) работа с календарем погоды

в) опыт со снегом.

д) работа в тетради, рассматривание иллюстраций.

        III Заключительная часть.

                а) обобщающая беседа воспитателя «Одеяло бело,

                   всю землю одело».

                б) анализ занятия.

Ход занятия:

«Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы».        А. С. Пушкин

Восп. – О каком времени года это стихотворение А. С. Пушкина?

Дети – О зиме.

Восп. – Да. Это о зиме. У нас наступает зима. Сколько месяцев зимой? Декабрь, Январь, Февраль.

Первый месяц зимы – Декабрь в старину называли Лютень, Студень, Стужайло. О чем говорят нам эти названия? Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят одевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо мороз колет».

С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи. 22 декабря – самый короткий день в году.

Послушайте послвицу: «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты». Как вы понимаете эту пословицу?

Дети – Белые холсты – это снег, он покрывает всю землю,  мосты – это лед.

Восп. – Второй месяц зимы – январь. В народе его называют Просинец. Потому что в январе чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Ребята, а греет ли январское солнце?

Дети – Нет, солнце светит, но не греет.

Восп. предлагает детям по календарю наблюдения за погодой определить в каком из дней был ветер, снег шел, сильный мороз был.

Дети выполняют задание и определяют самый ветреный, снежный и морозный день.

Физкультминутка «Зайка»

«Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодной сидеть –

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять –

Надой зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал.

Зайка – прыг! И убежал…»

Восп. – Последний месяц зимы – февраль. В феврале зима с весной встречаются. Что это значит?

Дети – После февраля наступает март, а это уже первый весенний месяц. Днем солнце пригревает, но ночью еще холодно.

Восп. – Правильно, дети. В феврале еще стоят морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры, но уже веет весной. Пословица говорит: В феврале два друга – мороз да вьюга. Вы обратили внимание, как часто мы говорим: вьюга, метель, пурга… А что это такое?

Дети – Это когда дует сильный ветер, поднимает с земли снежинки и несет их. Ветер со снегом – это метель. Бывает, что метель называют вьюгой. Это когда ветер воет «Вьююю-у-уу! Я вьююю-у-уга!» Так метель сама себя называет  А бывает, что ветер поднимает снег и крутит, кидает в разные стороны и вверх, метет по земле. В такую метель ничего не видно на несколько метров. Это пурга.

 Восп. – А сейчас отгадайте загадку «Одеяло бело, всю землю одело». Что это?

Дети – Снег покрыл всю землю.

Восп. – В начале занятия мы положили в 2 чашки по комочку снега. Одну чашку завернули в шарф, а другую оставили открытой. А сейчас посмотрим, что же произошло со снегом. Как вы думаете, в какой чашке снег растаял быстрее?  

Дети – В шарфе.

Восп. – Давайте посмотрим. Снег растаял в открытой, а в завернутой нет, потому что шарф не пропускает комнатное тепло к снежку, задерживает его.

Ребята, а зачем человек зимой надевает шубу?

Дети – Шуба греет.

Восп. –  Но шуба не горячая, как  батарея или огонь. Почему же в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает в него холод. Бывают шубы из камня, стекла, дерева. Что это?

Дети – Это каменные, деревянные дома, термос.

Восп. – Так почему говорят «одеяло бело всю землю одело»? Почему под снегом теплее? Почему зимой медведь в снежной берлоге не замерзает? Слой снега не пропускает холод в берлогу медведя, защищает от холода и растения, корни деревьев, которые остались под ним.

Вот сегодня мы с вами поговорили о зиме, прекрасном времени года, вспомнили зимние месяцы, приметы зимы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группы по теме: « Зима. Новый год»

Коррекционная работа, проводимая с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, с учетом их особенностей восприятия окружающего мира и потенциальных возможностей каждой кат...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Волшебница вода".

Дети старшего дошкольного возраста очень любознательны. Они любят экспериментировать. Для этого мы создали мини-лабораторию, где мы ставили элементарные опыты. В этом занятии дети ставят опыты с...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня Тема: «Зима. Зимние месяцы.»

ТЕМА: Ориентирование во времени: время года "Зима. Признаки времени года"ЦЕЛЬ: Коррекция и развитие речи, психомоторики учащихся....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. "Что делают птицы зимой?"

Расширять и обогащать  знания детей о зимующих и перелетных птицах, развивать конструкторские способности, развивать тактильные ощущения,  формировать качества творческой личности, воспитыва...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Зима»

Занятие составлено с использованием интерактивных технологий: «дерево решений», проблемного обучения и ТРИЗ, что несомненно способствует развитию образного и логического мышления старших д...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Весна идет, весне дорогу».

Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные). Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы»

Цель: систематизировать знания детей об изменениях образа жизни птиц в разные сезоны года, вызвать у детей бережное и заботливое отношение к птицам.Задачи:...