Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шамова Мария Анатольевна

Цель: систематизировать знания детей об изменениях образа жизни птиц в разные сезоны года, вызвать у детей бережное и заботливое отношение к птицам.

Задачи:          

1) Образовательные:

- расширить представления детей о знакомых зимующих, перелётных птицах Верхнекетского района;

-обобщить знания детей об условиях жизни птиц, роли человека в их жизни;

- учить устанавливать связь между перелётом птиц и наличием корма, изменением состояния природы и образом жизни известных детям птиц; подвести к пониманию необходимости систематически их подкармливать;

2) Развивающие:

-упражнять в классификации перелётных и зимующих птиц;

- активизировать словарь по теме;

- уточнить элементарные представления о том, чем кормят птиц зимой;

- упражнять в изменении существительных по падежам, согласовывать числительные с существительными;

- развивать слуховое внимание и чувство рифмы;

- развивать логическое мышление, память на линейный ряд.

3) Воспитательные:

-  воспитывать у детей чувство жалости и сопереживания к птицам, находящимся в тяжёлых природных условиях;

- формировать гуманное отношение к птицам и развивать стремление заботится о пернатых друзьях человека.

Методические приёмы:

Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, пальчиковая гимнастика. Закрепить слова: морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая; наглядные – иллюстрации птиц

Материалы и оборудование: презентация, видео с изображением птиц, иллюстрация еды для птиц, клей, картон, ножницы, пленки, салфетки.

Предварительная работа:

-ежедневные наблюдения на проулке за птицами;

-развесить кормушки для птиц на участке;

-рассматривание их внешнего вида;

-наблюдение за поведением;

-рассматривание иллюстраций с изображением птиц;

- рассматривании: книг, энциклопедий, журналов о птицах;

-отгадывание загадок о птицах;

-чтение произведений Г.Снегирёва «Птицы наших лесов», А.Алексеева «Снегирь».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение

«Верхнекетский детский сад»

Верхнекетского района Томской области

Конспект занятия

в подготовительной к школе группе  

на тему:  «Зимующие птицы»

Подготовила и провела:

                               Шамова М.А. воспитатель 1 кв. категории

р.п. Белый Яр 2023г

Цель: систематизировать знания детей об изменениях образа жизни птиц в разные сезоны года, вызвать у детей бережное и заботливое отношение к птицам.

Задачи:        

1) Образовательные:

- расширить представления детей о знакомых зимующих, перелётных птицах Верхнекетского района;

-обобщить знания детей об условиях жизни птиц, роли человека в их жизни;

- учить устанавливать связь между перелётом птиц и наличием корма, изменением состояния природы и образом жизни известных детям птиц; подвести к пониманию необходимости систематически их подкармливать;

2) Развивающие:

-упражнять в классификации перелётных и зимующих птиц;

- активизировать словарь по теме;

- уточнить элементарные представления о том, чем кормят птиц зимой;

- упражнять в изменении существительных по падежам, согласовывать числительные с существительными;

- развивать слуховое внимание и чувство рифмы;

- развивать логическое мышление, память на линейный ряд.

3) Воспитательные:

-  воспитывать у детей чувство жалости и сопереживания к птицам, находящимся в тяжёлых природных условиях;

- формировать гуманное отношение к птицам и развивать стремление заботится о пернатых друзьях человека.

Методические приёмы:

Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, пальчиковая гимнастика. Закрепить слова: морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая; наглядные – иллюстрации птиц

Материалы и оборудование: презентация, видео с изображением птиц, иллюстрация еды для птиц, клей, картон, ножницы, пленки, салфетки.

Предварительная работа:

-ежедневные наблюдения на проулке за птицами;

-развесить кормушки для птиц на участке;

-рассматривание их внешнего вида;

-наблюдение за поведением;

-рассматривание иллюстраций с изображением птиц;

- рассматривании: книг, энциклопедий, журналов о птицах;

-отгадывание загадок о птицах;

-чтение произведений Г.Снегирёва «Птицы наших лесов», А.Алексеева «Снегирь».

I. Организационный момент.

1. Создание игровой мотивации.

Дети стоят полукругом.

- Какой сегодня день?

(последний день осени)

-Правильно, завтра зима вступит в свои владения.

Игровое упражнение с игрушкой "Назови признаки зимы".

- Давайте, ребята, назовите признаки зимы.

-3има какая,

-если снег - снежная

-если мороз - морозная

-если ветер - ветреная

-если вьюга- вьюжная

-если лёд- ледяная

-если стужа- студёная

-если как сказка – сказочная

-если холод- холодная

-Ребята, кто такие «пернатые друзья»?

- Правильно, птицы. Как вы понимаете слово «пернатые»? (это те, у которых есть перья).

- Верно, пернатые – это значит покрытые перьями. Почему мы птиц называем «наши пернатые друзья»?

(птицы уничтожают вредных насекомых, грызунов: мышей, погибших птиц и животных; предупреждают об опасности, помогают на охоте; птицы радуют нас песнями, любуемся их полётом).

- Что важное происходит в их жизни в конце лета и осенью?

(они улетают в тёплые края)

- Все ли птицы улетают на юг?

(улетают перелётные птицы)

- Как мы называем тех птиц, которые не улетают на юг?

(зимующие птицы)

- Назовите, по каким причинам одни птицы улетают, а другие остаются на зиму?

(из – за холода исчезают растения, насекомые, перелётным птицам нечем питаться, а зимующие могут питаться семенами, ягодами, добывают корм из шишек, ищут личинок под корой, прилетают к жилищу человека с полей и лесов после снегопада)

II. Основная часть.

1. Беседа о зимующих птицах

Показывает видео с изображением воробья и синицы.
-
 Каких птиц вы видите? Чем они похожи и чем отличаются?

(Разная окраска, одинаковый размер).
-А что вы знаете о воробьях?

(Воробьи маленькие серо-коричневые птицы, живут стайками, питаются насекомыми, остатками пищи. К зиме переселяются ближе к жилью человека. Во врем я сильного мороза распускают крылья и сидят нахохлившись.)

-Послушайте, дети, что я хочу вам рассказать о синицах. Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Но как налетят синицы, лес оживает. Синицы с писком перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево, рассматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка. Не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазоревки, и московки, и гренадёрки с полосатыми хохолками на голове. В лютую стужу синицы прилетают к избам, они ждут, когда для них в кормушку положат кусочек хлеба, зерна. А иначе синицы замёрзнут в лесу.

Показывает видео с изображением ворон и снегирей.

- Назовите этих птиц. Как вы их различаете?

(Ворона большая с серыми боками, снегирь маленький с красной грудкой).
-Что вы можете рассказать об этих птицах.

(Вороны зимой держатся ближе к жилью человека. Кочуют, перелетая в места, где зима мягкая, не перелетают только старые вороны. В сильные морозы садятся ближе друг к другу и прячут голову под крыло. Есть такая примета: если вороны зимой летают стаями и сильно каркают, значит пойдёт снег. Снегирь с ярким красным оперением на груди и серо-голубоватым на спине На голове красная шапочка и чёрный толстый клюв. Питается семенами ольхи, клёна, ясени, сирени. Очень любит ягоды рябины. Снегири-птицы неповоротливые, медлительные.)

- Ребята, а какая птица зимой выводит птенцов? Я сейчас вам про неё загадаю загадку. Чьи малыши, в лесной глуши, в холод лютый-раздеты, разуты. (Клёст).

Показывает видео с изображением клеста.

-Кто хочет рассказать об этой удивительной птице?

(Клесты живут стайками. Самцы имеют красно-оранжевую окраску, самки –зеленовато-жёлтую. Концы клюва у клеста перекрещиваются, что помогает им доставать семена из еловых или сосновых шишек. Живут клёсты там, где много елей, сосен. Гнездо у них глубокое, тёплое. Одни из всех птиц выводят птенцов зимой).

Показывает видео с изображением сороки, дятла.

- Назовите этих птиц. Что вы можете рассказать о них.

(Сорока-крупная птица с красивым чёрно-бурым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте чёрная, с зеленоватым отливом, а на боках белая: отсюда прозвище её «сорока-белобока». Хвост у сороки длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут к низу. Сорока- птица ловкая, очень подвижная, но вместе с тем осторожная. Ещё издали услышит посторонние звуки и уже начинает стрекотать. За то, что она любит блестящие вещи, её называют сорокой-воровкой. У дятла красивое пёстрое оперение: верх тела у него чёрный, на голове и шеи белые пятна, низ тела белый. У дятла хорошо приспособленные ноги и хвост, который служит опорой при лазании, острый и крепкий клюв. Дятел очень полезная птица потому, что он лечит деревья.)

-Игра «Скажи правильно».

У дятла длинный клюв, поэтому его можно назвать… длинноклювый

У снегиря красная грудка, поэтому он … красногрудый

У сороки длинный хвост, поэтому она … длиннохвостая

У вороны черные крылья, поэтому она… чернокрылая

У синицы желтая грудкапоэтому она… желтогрудая

У сороки белые бока, поэтому она… белобокая

звонкий голос, поэтому она… звонкоголосая.

У птицы быстрые крылья, поэтому она… быстрокрылая

У птицы громкий голос, поэтому она… громкоголосая.

-Ребята, зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Зимой птицам очень тяжело найти корм под снегом. А что люди для этого делают? (ответы детей)

-Ребята, а как вы думаете, можно ли подкармливать птиц пищей с нашего стола?

(ответы детей)

-Правильно, еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: семечки подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, овёс, пшено, хлебные крошки, несолёное сало, ягоды рябины, облепихи.

-Давайте подберём различные виды корма, которые предпочитают наши зимующие птицы.

-Чем же любит питаться воробей? Давайте выберем картинки с подходящим кормом.

Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц (пшено, просо, овёс, крошки белого хлеба, пшеница, семечки подсолнечника, арбуза, пшеничные отруби).

-Чем предпочитает питаться синица?

Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц (несолёное сало и мясо, семена подсолнечника, тыквы, арбуза и дыни, просо, овёс).

-Что любит есть дятел?

Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц (жёлуди, шишки, орехи, несолёное сало, семена сосны и ели, сухофрукты, семена арбуза и дыни).

-Чем питаются сороки и вороны?

Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц (всеядны, любые остатки пищи, крошки, зерно, семена растений).

-Что предпочитают голуби?

Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц (крошки белого хлеба, семена подсолнечника, просо, овёс, пшеница, крупу).

-А чем нельзя подкармливать птиц? (ответы детей)

-Молодцы. Теперь наш паспорт зимующих птиц готов.

- А чем нельзя кормить птиц зимой?

-Категорически запрещено кормить птиц жареными, солёными, кислыми продуктами. Нельзя давать свежий белый хлеб, а особенно чёрный хлеб, который начинает бродить в зобу, и в нём много соли, которая плохо влияет на почки и печень птиц. Так же нельзя кормить птиц цитрусовыми, кожурой бананов, молоком, арахисом и пряными продуктами, кусочками пирожков и беляшей, чипсами, картофелем.

III. Рефлексия.

-Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело.

-Предлагаю сделать памятки каждому, чтобы знать чем можно кормить птиц, а чем нельзя, и дома познакомить с ней родителей.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия (окружающий мир, средняя группа) по теме: «Зимующие птицы»

Расширять представления о зимующих птицах. Формировать понятие «зимующие птицы»....

Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Зимующие птицы?»

Конспект занятия в старшей/подготовительной группе   по теме: «Зимующие птицы?»...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Зимующие птицы"

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Зимующие птицы"цель:- активизация и расширение словаря по теме- различение мужского и женского рода сущ.-употребление предлога нараз...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. Тема: « ЗИМА», «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА.Тема:  « ЗИМА», «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»...

конспект открытого занятия в старшей логопедической группе на тему "Зима. Зимующие птицы"

конспект открытого подгруппового занятия в старшей логопедической группе на тему "Зима.Зимующие птицы"...

Конспект занятия во второй младшей группе на тему"Зимующие птицы"

Тема «Зимующие птицы»Возрастная группа младшаяОбразовательная область «Познавательное развитие»   Цель: формировать представление о зимующих птиц; развивать интерес к...