Паспорт проекта "Покормите птиц зимой!" (вторая младшая группа)
проект по окружающему миру (младшая группа)

Гурьева Мария Михайловна

Представлен подробный паспорт проекта "Покормите птиц зимой" для второй младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx34.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 комбинированного вида

Московского района

Санкт-Петербурга

Познавательно-экологический проект

«Покормите птиц зимой!»

во второй младшей группе «Теремок»

Паспорт проекта «Покормите птиц зимой!»

Гурьева Мария Михайловна – воспитатель ГБДОУ №23, высшее педагогическое образование, 1-я квалификационная категория.

Название проекта: «Покормите птиц зимой!»

Вид проекта: познавательно-экологический.

Продолжительность проекта: краткосрочный (с 13.12.2021 по 20.01.2022 г.).

Участники проекта: дети младшей группы, их родители, воспитатели.

Проблема проекта: Дети и их родители мало знают о зимующих птицах нашего региона и о том, как правильно подкармливать пернатых в это время года.

Актуальность проекта:

В нашей стране и в мире в целом все больше ухудшается состояние окружающей нас среды. Экологическое воспитание дошкольников становится в таких условиях особо актуальным. Необходимо активно проводить просветительскую работу по формированию у детей основ экологического сознания и культуры природопользования. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры и мы можем увлечь, многое объяснить и заинтересовать воспитанников.

Поэтому необходимо давать детям элементарные знания о живой и неживой природе и их взаимосвязи в целом, и о зимующих птицах, в частности. Дело в том, что зимние морозы со снегопадом и ветром осложняют жизнь зимующих в нашем регионе пернатых. Естественный корм становится практически недоступным, а зимний день короток - мало времени, чтобы накопить энергии, поэтому птицы не могут пережить зиму и погибают. Можно помочь им пережить это время, организовав подкормку, повесив простую кормушку.

Детская цель: увидеть разных птиц на кормушках, покормить их.

Цель проекта: сформировать у детей младшего дошкольного возраста представление о такой части природы, как зимующие птицы, их образе жизни, роли человека в жизни птиц.

Задачи проекта:

Обучающие: 

  • Обогащать знания дошкольников о зимующих пернатых, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой и роли человека в жизни птиц.
  • Научить детей правильно подкармливать птиц зимой.

Развивающие:

  • Развивать интерес к зимующим птицам и наблюдению за ними. Рассказать о том, что ежегодно 15 января отмечается Всероссийский день зимующих птиц.
  • Создать условия для воплощения творческих  идей.
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, коммуникативных навыков.
  • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Воспитательные:

  • Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
  • Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
  • Вызвать у детей и их родителей желание оказать помощь зимующим птицам и принять непосредственное практическое участие в изготовлении кормушек, тем самым укрепить детско-родительские отношения.

Ожидаемые результаты:

Проект разрешит проблему: дети и их родители многое узнают о зимующих птицах и образе их жизни, научатся использовать подходящие корма. Будут реализованы поставленные задачи: у детей возрастет объем знаний о зимующих птицах; возникнет желание заботливо, чутко и внимательно относиться к ним; будут созданы условия для развития у детей любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков; с привлечением родителей воспитанников будут изготовлены кормушки для птиц, а такая совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений. 

Образовательные области проекта: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Как возникла идея этого проекта?

Дело в том, что дети заинтересовались небольшими красочными пакетиками с птичьим кормом, которые мы, воспитатели, принесли в группу. Эти пакетики раздавались бесплатно в одном из гипермаркетов нашего города. Воспитанники стали задавать много разнообразных вопросов о птицах. Мы решили применить проектный метод для организации познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитатели предложили детям модель трех вопросов.

  1. «Что мы знаем?»:

«Кто такие птицы?», «Чем они отличаются от других животных?», «Зачем птицам клюв?», «Какие птицы остаются зимовать, а какие улетают?».

  1. «Что мы хотим узнать?»:

«Что едят зимующие птицы?», «Где живут зимующие птицы?», «Как можно помочь птицам пережить холода?», «Зачем нужна кормушка и как ее сделать?», «Какой корм нужно насыпать в кормушку?».

  1.  «Что нужно сделать, чтобы узнать?»: спросить у воспитателей и родителей; попросить их прочитать в книгах, в интернете; посмотреть картинки в книгах и журналах.

Этапы реализации проекта

Проект рассчитан на 6 недель: с «6» декабря 2021 г. по «20» января 2022 г.

Подготовительно-проектировочный этап (с 6 по 10 декабря).

  1. Определить уровень знаний детей о зимующих птицах.  
  2. Определить тему проекта, цель и задачи. Разработать план работы над проектом.
  3. Оформить предметно-пространственную среду для реализации проекта.
  4. Подготовить необходимый для реализации проекта материал (иллюстрации, аудиозаписи, художественная литература и т.п.), изготовить дидактические игры, пособия.

Практический этап (с 13 по 30 декабря 2021 г.)

  1. Обогатить представления детей о зимующих птицах (проведение занятий, бесед, наблюдений, дидактических и подвижных игр, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, продуктивные виды деятельности).
  2. Провести серию наблюдений за птицами на территории детского сада.
  3. Заинтересовать и привлечь родителей для реализации проекта, в том числе для изготовления кормушек и заготовки корма.

Обобщающе - результативный этап (с 10 по 20 января 2022 г.)

  1. Изготовление родителями кормушек для птиц, их вывешивание, заполнение кормом.
  2. Оформление результата проекта в виде презентации;
  3. Выставка детских работ;

Презентация проекта

План-схема

реализации проекта

№ п/п

Направление

Тема мероприятия, форма проведения

Цель

1.

«Социально-коммуникативное развитие»

Беседы с детьми на тему «Что ты знаешь о зимующих птицах», «Каких птиц ты видел на прогулке?», «Как дети с родителями могут помочь птицам зимой?», «Что можно насыпать в кормушку?

Наблюдение во время прогулки за синицами и воробьями

Прослушивание  аудиозаписей «Голоса птиц», дидактическая игра «Кто как кричит?»

Решение проблемной ситуации:

«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой»

Выявить уровень знаний детей о зимующих птицах.

Познакомить детей с видами подкормки птиц в зимний период.

Уточнить представления детей о повадках синиц и воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают.

Учить различать зимующих птиц по голосам через музыкальное произведение.

2.

«Познавательное развитие»

Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы».

Просмотр презентации «Как живут птицы зимой»

НОД «Подкормим птиц зимой»

Д/и «Собери птицу» (разрезные картинки и птички из геометрических фигур по образцу)

Д/и «Угадай, что за птица?»

Д/и «Какая птичка улетела?»

Конструирование из крупноблочного конструктора «Домик для птиц»

Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах.

3.

«Речевое развитие»

Загадки         по         теме

«Зимующие птицы»

Составление рассказов по иллюстрациям

Чтение  художественной литературы о  птицах:

А. Аким "Покормите птиц"

В. Берестов «О чем поют воробушки»

 А. Яшин «Покормите птиц зимой»

С. Маршак «Где обедал воробей?»

Ю. Никонова «Зимние гости»

Р. Новикова «Поможем птицам»

Г. Ладонщиков «Каждый день»

Развивать способность наблюдать поведение птиц в природе, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет, повадки и т.д.), и уметь отгадывать их по их описанию.

Обогащать и активизировать словарный запас детей. Формировать связную речь.

Знакомить с новыми произведениями. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о зимующих птицах.

4.

«Художественно-эстетическое развитие»

НОД рисование ватными палочками «Ягоды для снегирей»

Раскрашивание силуэтов птиц

Аппликация с использованием цветной бумаги и ниток «Снегирь»

Лепка «Большие и маленькие птички на кормушке»

Учить детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками. Развивать мелкую моторику рук.

Учить подбирать цвета в соответствии с окрасом птиц.

Продолжать формировать у детей желание передавать в лепке образы птиц, правильно передавать форму тела, головы, хвоста. Закреплять приемы лепки.

Развивать умение рассказывать о том, что слепили. Воспитывать творчество, инициативу, самостоятельность. Развивать воображение.

5.

«Физическое развитие»

Подвижные игры: «Ворона и воробьи», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Найди свое гнездо», «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц»

Утренняя гимнастика

«Мы как птички»              

                                           

Пальчиковые игры: «Воробьи –

воробышки», «Птичья кормушка», «Сел на ветку снегирек», «Сорока», «Птичка крылышками машет

Развивать координацию

движений, умение ориентироваться на площадке. Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Формировать представление о птицах и их повадках. Упражнять в прыжках на двух ногах.

Развивать мелкую моторику рук.

Работа с родителями:   

-         Оформление папки-передвижки «Покормите птиц зимой».

-         Оформление памятки «Как сделать кормушку».

-         Задание: совместно с детьми изготовить кормушку для птиц.

-         Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях.

-         Посмотреть мультфильмы: «Серая шейка», «Зимняя сказка», «Воробьишка-хвастунишка», «Растрепанный воробей», «Снегирь», «Про Егора и ворону», «Как воробей ум искал», из мультсериала «Фиксики» серия «Кормушка», мультфильм детской анимационной студии «Умка» «Кормушка».

Продукт проекта: 

Оформление презентации.

Изготовление и вывешивание кормушек для птиц на площадке группы и пополнение их кормом в течение зимы.

Выставка творческих работ.

Выводы:

В проекте приняли участие дети младшей группы и их родители, воспитатели.

На участке группы была повешена кормушка, изготовленная родителями. Планируется ежедневно наполнять ее подходящим кормом (подготовленным в том числе родителями воспитанников), наблюдать за поведением птиц. Дети выяснили, какие птицы называются «зимующими», как различать часто встречающихся птиц по окраске, какие корма предпочитают пернатые.  Укрепились детско-родительские отношения. Воспитанники и их родители оказали помощь птицам в трудных зимних условиях.  

 

Литература:

  1. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду/сост. Н. В. Нищева.- СБб.:ООО «Издательство Дество-ПРЕСС», 2013.
  2.  Экологические проекты в детском саду/ О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко, - Волгоград.: Учитель.-232 с.
  3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  4. Проектная деятельность дошкольников / В. Н. Журавлёва, - Волгоград.: Учитель, 2009.
  5. Формирование экологической культуры дошкольников /Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова, - Волгоград.: Учитель, 2008
  6. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Т. М. Бондаренко, - Воронеж: Издательство «Учитель»,  2004
  7. Интернет -  ресурсы: http://www.rbcu.ru/campaign/445, https://www.maam.ru,

https://nsportal.ru/ и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотоотчет творческих работ на 1-2 неделя февраля "Покормите птиц зимой" (вторая младшая группа)

К вашему вниманию предоставляю творческие работы, выполненные детьми из второй младшей группы. Рисование "Веточка рябины"Лепка "Угощение для птиц"Аппликация "Домик для пернатых друзей"...

Цикл наблюдений за птицами зимой (вторая младшая 3-4 года)

В презентации представлен цикл наблюдений за птицами зимой для детей второй младшей группы во время прогулок....

Паспорт проекта для детей первой младшей группы «Б» «Птицы нашего края »

В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детств...

Технологическая карта к занятию "Покормите птиц зимой" вторая группа раннего развития

Воспитание бережного отношения к птицам, применяя мультисенсорную технологию....