Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

"Занятие - исследование с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие по карте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: «Путешествие на Северный полюс»

Возрастная группа: старший возраст

Форма: занятие - исследование «Путешествие по карте».

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествий по карте»: обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.

Задачи, решаемые при организации «Путешествия по карте»:

1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой (части света, страна, обозначение лесов, гор, рек и т. д.).

2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.

4. Развивать представления о животных севера, особенностях их жизнедеятельности.

5. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.

6. Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т.д.) т.е. развивать познавательную активность.

Содержание деятельности

Встанем мы в кружочек дружно

Поздороваться нам нужно

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(видео «Умка»)

- Ребята, вы любите путешествовать? А куда мы с вами сегодня отправимся? (дети высказывают предположения, воспитатель предлагает им вспомнить, где живет Умка).

- А вы знаете, где находится Северный полюс? (на самой верхушке нашей планеты). Как вы узнали? (по карте, нашли на глобусе).

Посмотрите, у нас на стене есть большая карта, давайте подойдем к ней и отметим Северный полюс красным флажком.

 

-Давайте определим, где мы с вами находимся, и тоже отметим на карте красным флажком.

- Предлагаю вам попробовать проложить путь от нашего города до Северного полюса на карте маркером (дети работают подгруппами). Как вы думаете это далеко или близко?

Рассматривание карты

- Какого цвета на карте больше? Что обозначает зеленый, коричневый цвет? (леса, горы) А голубые извилистые линии, похожие на змейки (реки).

- Ребята, как  можно добраться на Северный полюс?  На чём быстрее?

- Прежде  чем  отправиться  в  путешествие, давайте  подумаем, что возьмём с собой.  Предлагаю  собрать  рюкзачок.  Давайте  подойдём  к  доске.

Игра «Собери рюкзачок»

-   Посмотрите,  что  нам пригодится? (еда, теплая одежда, другие предметы).

- Мы с вами выбрали путь, транспорт, собрали необходимые вещи и можно отправляться в полёт.

-Все готовы?  Сели  в  самолёт.

Полетели,  полетели                 (стойка,  ноги врозь)

Вперёд  руками  завертели     (вращение перед  грудью)

Руки  в  стороны – в  полёт      (руки  горизонтально в стоны)

Отправляем  самолёт                      

Правое крыло вперёд              (поворот  туловища  вправо)

Левое крыло вперёд                (поворот  туловища  влево)

Раз, два, три, четыре

Прилетел наш самолёт.

(заставка Северный полюс)

-  Вот мы и на Северном полюсе.

                                              Мы идем себе вперед

                                              Очень удивляемся

                                              Слева лед и справа лед

                                              Где же он кончается?

- Предлагаю вам посмотреть мультфильм про северный полюс.  А чтобы вам было удобно, предлагаю сесть  на  стулья.  

(картинки про Северный полюс на экране).

- Ребята, а что  вам  рассказали родители  про  Северный  полюс?

(картинка Северный полюс)

Ребенок  Северный полюс – это ледяная пустыня. Это самое       холодное место на земле. Там держится  холод в течение всего года. Там половина года длится день и половина года – ночь.

(картинка Ледовитый океан)

- На Северном полюсе  находится Ледовитый океан.

Ребенок Ледовитый океан покрыт льдом, толщина которого достигает трёхэтажного дома. Зимой здесь часто бывают метели.

- Нам очень повезло  и мы  увидели…Что это?

Ребенок Северное сияние – это, когда на небе видны волны красного, зеленого, синего цвета.

- Как  ни сурова природа Северного полюса, там обитают многие животные. Назовите их.

  (белый медведь),

  (тюлени, моржи)

- Как  вы думаете, чем питаются моржи и тюлени? (рыбой, которой много в этих местах) (тюлени, моржи)

- Какие птицы?  (гага обыкновенная, розовая  чайка)

 - Но самый главный житель Севера - Белый медведь. Как медведю удается поймать рыбу? 

Ребенок  Белый медведь -  это самый крупный хищный зверь. Он хорошо умеет плавать. Чтобы найти пищу, может проплыть большое расстояние. Чтобы поймать моржа или тюленя, медведь много времени выжидает, когда морж или тюлень вынырнут на поверхность воды или выйдут на лед.

- Почему медведь имеет такой окрас шерсти?

- Впадает ли он в спячку? (нет, потому что достаточно пищи круглый год)

- Когда у белого медведя появляются маленькие медвежата?

Ребенок – Зимой у белого медведя в снежной пещере появляются маленькие медвежата. Размером они чуть больше варежки. Пока медвежата маленькие, медведица не оставляет их.  А когда медвежата подрастут, медведица их выводит из своего жилища и  приучает и ловить рыбу, а потом и  охотиться.

-Как вы думаете,  скользят ли белые медведи на льду?

Ребенок  Белые медведи никогда не скользят на льду. Жесткая шероховатая кожа и волоски на подушечках лап помогают им удерживаться на любой скользкой поверхности.

- Смотрите, вот на льдину вышел медведь и встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги воды. А на улице такой сильный мороз!

- Как вы думаете, что происходит с сырой шерстью на сильном морозе?

- Может ли медведь, выйдя из воды, покрыться льдом? (рассуждения).

- Давайте мы с вами проведём небольшой опыт, чтобы понять, кто прав.

- Проходите  в нашу лабораторию к  столам.

- В ведерко с водой опустите руку и тут же выньте её.

- Что с рукой стало? (стала сырой, покрылась тонким слоем воды)

- Вытрем руку, чтобы она снова стала сухой.

- Руку смажьте маслом (жиром) и снова опустите в воду. Вынимаем руку.

- Что вы заметили? (вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).

- Почему? (жир не пропускает воду, так и у медведя тело покрыто жиром)

-Тряхните рукой (капельки легко отлетели).

- Давайте  сделаем  Вывод: почему шерсть медведя не намокает (Жир защищает животных от воды, не пропускает воду. Шерсть животных не намокает в воде. Жир  также  не пропускает  холодный воздух.  Поэтому  животные  не  мерзнут).

- Дети, как много нового мы сегодня узнали? Предлагаю вам вернуться обратно в детский сад и отметить на карте наши открытия.

- Все готовы?  Сели  в  самолёт.

Полетели,  полетели                 (стойка,  ноги врозь)

Вперёд  руками  завертели     (вращение перед  грудью)

Руки  в  стороны – в  полёт      (руки  горизонтально в стоны)

Отправляем  самолёт                      

Правое крыло вперёд              (поворот  туловища  вправо)

Левое крыло вперёд                (поворот  туловища  влево)

Раз, два, три, четыре

Прилетел наш самолёт.

- Дети разместите на карте ваши открытия (на столе маленькие карточки с явлениями природы, животными – ребенок  размещает выбранную карточку на карте северного полюса, проговаривая, что он узнал).

- Что бы вы хотели еще узнать о северном полюсе или куда бы вы хотели еще отправиться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиЗадачи образовательной деятельности:1.      Развивать простейшее мышлени...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "Подарки для цыплёнка Цыпа"

Познавательно-исследовательская деятельность. Технология развивающего обучения с элементами технологии программы "Сообщество"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми "Чудесный песок"

Развивающие:•         Расширять  представления о песке, его свойствах, способах деятельности с песком.•         Раз...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми «Веселое путешествие» первая младшая группа (2-3 лет)

Технологическая картаорганизации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиВоспитатель: Авдеенко Алла ВладимировнаДОУ: МБДОУ «Детский сад  № 52» АГОТема:  «Веселое путе...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиТема (проект. событие): «Невероятные приключения детей в сказочной стране»Возрастная группа:...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Разнообразные игровые приёмы, ситуации побуждают детей к познавательной деятельности и используются как средство создания игровых форм занятий...