Весенние чудеса в природе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ревякина Галина Николаевна

Закрепить знания детей о характерных  признаках весны,пониманию установления причино-следственных связей происходящих в природе.Заблудившиеся звери потерялись и просят помощи у детей найти дорогу в лес ,к дому их родителей.Ребята с удовольствием им в этом помогают.Рассказывают о весенних месяцах,первых цветах,слушают пение птиц. Играют на весенней полянке со зверями.Как в доброй сказке находят дорогу домой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vesennie_chudesa_v_prirode_g.n.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему:

«Весенние чудеса в природе»

Подготовила: Воспитатель-Ревякина Г.Н.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках весны.

Задачи:

Образовательные задачи:

- закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе;

- закрепить умение использовать речь – доказательство, речь – рассуждение, объяснительную речь;

- закрепить умение подбирать слова, характеризующие особенности весны;

Развивающие задачи:

- развивать умение использовать разнообразные средства выразительности речи;

- развивать логическое мышление, воображение, память;

- развивать слуховое восприятие, зрительное внимание;

- развитие артикуляционного аппарата.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей);

- воспитывать любовь к природе, к птицам, бережное отношение к ним.

Предварительная работа:

- наблюдения на прогулке за весенними признаками;

- чтение произведений и рассматривание картин о весне;

- чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах;

- беседы на темы: «Весна», «Животные весной», «Птицы»;

- работа в календаре погоды, рассматривание иллюстраций на тему «Весна»;

- наблюдали за птицами, явлениями в живой и неживой природе, читали рассказы Л. Толстого «Пришла весна», А. Толстого «Весна», Д. Садовникова  «Весенняя сказка», рисовали на весеннюю тематику.

Материал к занятию: картина «Весна» на фланелеграфе изображение перелетных птиц и сороки аудиозапись «Пение птиц», магнитофон, иллюстрации с изображением первоцветов ,шапочки зверей .

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети с воспитателем входят в группу под звуки природы , их встречают гости открытого занятия.

Воспитатель: Придумано кем – то, просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Давайте мы с вами поздороваемся с нашими гостями.

Ребята, посмотрите какое сегодня чудесное весеннее утро

Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу, птицам.

Воспитатель: А теперь послушайте загадку:

 Светает рано по утрам,

 Проталины и тут, и там.

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечнику летят.

 Звенят под крышами капели.

  Медведь со снежной встал постели

  Всех солнышко теплом ласкает.

  Когда это бывает?

Дети: Весной!

Воспитатель: Правильно, весной! И сегодня я для вас буду не воспитателем, а ласковой весной! (воспитатель надевает на голову венок из цветов).

Ребята, весна долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне.

(стук в дверь, слышен плач; подхожу и открываю

- Дети, кажется кто-то к нам пришел. Здравствуйте.

- Здравствуйте, помогите нам, пожалуйста, мы заблудились, устали.

- Ребята, отгадайте, кто к нам пришел?

Звери: Ребята , помогите нам найти дорогу домой.

 (Загадываю загадки и зверюшки по одному заходят и встают перед детьми):

   1) Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета (заяц)

2) Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (волк)

3) Зимой спит,

Летом – ульи ворошит (медведь)

4) Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет (лиса).

- А как же случилось, зверюшки, что вы заблудились:

- Мы собираем цветочки…

- Ах, уже цветы расцвели?! А какое время года у нас сейчас? (весна)

Дети, назовите мне, пожалуйста, весенние месяцы ? (Ответы детей)

-Дети ,а кто может рассказать нам сихотворение  о весенних месяцах?

Идет матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первым март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь

А уж как пришел май

Солнце в терем приглашай!

- Ребята, а вы любите весну? Я тоже. Столько чудес происходит в природе! Расскажите мне, пожалуйста, о весне.

(дети по одному выходят и рассказывают: кто-то о природе в марте, кто-то про зверей, кто-то про птиц и т.д.)

1-ый ребенок - Март:

- Март – первый весенний месяц. Его называют «утром весны». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель, поэтому народе март называют еще «капельником». Март – месяц переменчивый – то снегом сеет, то солнцем греет.

2-ой ребенок:

- В марте оживляются звери и птицы. Весело поют синицы, воробьи галдят, а серые вороны строят гнезда и откладывают яйца. В конце марта прилетают грачи – вестники весны. А медведь все еще спит в берлоге. Лиса и волк по лесу бродят, добычу ищут, а заяц – под кустами, прячется.

 3-й ребенок - Апрель:  

- Апрель – середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Апрель называют месяцем «живой воды». Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает. В конце апреля реки вскрываются, начинается ледоход, поэтому в народе этот месяц называют «ледоломом».

4-й ребенок:

- Про апрель говорят: «Апрель водою славен, почками красен». Оживает лес. Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам.  У вербы распушились почки. Появляются первоцветы: подснежник, мать-и-мачеха.

5-й ребенок:

- В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. У волчицы появляются волчата.  Зайцы в апреле меняет белую зимнюю шубку на летнюю серую. Белочка меняет серый мех на рыжеватый. В апреле оживают муравейники, вылетают насекомые. В апреле в родные края возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки.

6-й ребенок - Май :

- Май – сердце весны. Снег уже сошел. Солнце поднимается высоко и греет землю. В мае часто бывают грозы. Майские дожди омывают землю, и природа оживает: ярче зеленеют травки, распускаются листья на деревьях. Месяц май в народе называют «цветень» Еще месяц май называют «песенником». Из дальних стран прилетают к нам перелетные птицы и поют, заливаются.

7-й ребенок:

- У зверей в мае продолжается линька. Зайцы и белки меняют зимние шубки на летние, у них и мех короче, и цвет больше подходит к весенней и летней окраске леса. У лисиц, зайцев, волков и белок подрастают малыши (дополняю и обобщаю рассказы детей).

-Ребята, а какие весной праздники мы отмечаем?

- Весной мы отмечаем праздники: 8 марта, День Космонавтики, День Победы.

Воспитатель: забот у людей много. Надо поле вспахать и засеять, в саду деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде грядки

приготовить и посеять лук, морковь, свеклу, а на клумбах посадить красивые цветы. Какие чудесные весенние месяцы.

Давайте послушаем стихотворение «Весной» (читает ребенок:)

У весны работы много,

Помогают ей лучи:

Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи

На проталине цветочки

Золотые расцвели,

Налились, набухли почки,

 Из гнезда летят шмели.

У весны забот немало,

Но дела идут на лад:

Изумрудным поле стало,

И сады в цвету стоят.

- Молодцы, ребята, как много вы знаете о весне!

-Воспитатель: Зверюшки, нравится вам у нас? Весело?

- Да, но мы домой хотим…

- Воспитатель: Давайте поможем зверюшкам  найти дом своих родителей…

Физминутка

Если речка голубая (поднимают руки вверх, потягиваются)

Пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая,- (прыжки на месте)

Значит, к нам пришла весна. (хлопают в ладоши)

Если снег в лесу растаял (присядают)

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая,- (махают перед собой руками)

Значит, к нам пришла весна. (хлопают в ладоши)

Если солнце разрумянит (наклоны головы к плечам)

Наши щеки докрасна. (трогают щечки)

Нам еще приятней станет - (прыжки на месте)

Значит, к нам пришла весна. (хлопают в ладоши

Воспитатель:

- Возьмемся за руки, я иголка, а вы – нитка, и побежали по тропинке (обходим вокруг комнаты, стульев и т.п.). А вот и поляна.

- Ах, какая красивая поляна, цветочки цветут, первоцветы. А вы знаете, что их нельзя рвать? Эти цветы не умеют стоять в вазах, они сразу умирают. А в земле они живут и цветут долго и всех радуют своей красотой. Давайте сядем на травку (садимся на коврик) и полюбуемся первыми весенними цветами. (рассматривают иллюстрации весенних цветов)

Как вы думаете, почему их так назвали: первоцветы? Как мы радуемся им? Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом.

(показываю иллюстрации с изображением цветов):

- Посмотрите, подснежник! Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу – ковер  из подснежников, лугу – пестрый ковер из луговых цветов.

Чуть запахло весной, на проталинках появляется мать-и-мачеха. Утром  с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа теплая и мягкая – мать, другая – холодная, гладкая – мачеха.

От цветения каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (от одуванчиков). На что похож одуванчик? (ответы детей).

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Одуванчик так любит солнышко. Это один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед – густой и ароматный. По одуванчикам можно определять время. К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают их, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут. Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали? Что мы можем им пообещать? (ответы детей).

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

- В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

- Полюбовались, отдохнули, давайте встанем и пойдем дальше, в лес искать домики зверюшек…

(Дети встают и идут, изображают):

- В лесу деревья густые, кругом ветки колючие. Продираемся через лес, ветки поднимаем, раздвигаем, сами легко между деревьями проскальзываем, мы гибкие, ловкие: где бочком, где спинкой, где наклонимся, где на цыпочках пройдем…

Вот уже и тропинка. И на другую полянку вышли. Устали? Давайте, сядем на пенечки, отдохнем, подышим свежим  весенним воздухом. Закройте глазки.

(включаю аудиозапись «Пение птиц») 1 минута.

Посмотрите, что за чудо-дерево: Какие красивые птицы прилетели к нам! Вы их узнали?

- Как, одним словом,  можно назвать этих птиц? (перелетные).

- А кто здесь лишний? (сорока). Почему?

- Какая первая забота у птиц весной? (построить гнезда).

- Из чего строят гнезда птицы?

(из сухих травинок веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры, веточек и т.п.).

- Где птицы строят свои гнезда? (на деревьях, на земле, под крышей, под балконом, в кустах…)

- А когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? (отложить яйца, вывести птенцов).

- Ребята, а что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (произойдет экологическая беда).

Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.Мы тогда, никогда не услышим их чудесных песен…

- Спасибо вам, наши верные и преданные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину!

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру, а вы зверюшки становитесь с нами

Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас,
И зовём с собою вас!
(Широко разводим руки в стороны. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)

Ждут вас на лесной опушке

Птички, бабочки, зверюшки,
Паучок на паутинке,
И кузнечик на травинке!
(Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз.
Пальцами левой руки от плеча правой руки перебирающие движения вниз)

А вот недалеко, вон там, я заметила домики зверей, там ваши родители, бегите к ним домой, зверюшки. (убегают)

Воспитатель:

- Ребятки, вам понравилось со зверюшками гулять по весеннему лесу? Что вам больше всего понравилось?

 Сегодня вы порадовали меня своими знаниями, надеюсь и наших гостей.

Это ваша награда. Желаю вам всем весеннего настроения! Нам пора возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Весенние чудеса в природе»

Данное занятие помогает расширять представление детей о характерных признаках весны, об особенностях весенней природы, жизни зверей и птиц весной. Дать знания о первоцветах (подснежник, мать-и-мачеха»...

Сценарий весеннего развлечения "Весенние чудеса"

Предназначен для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Весенние чудеса в природе»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в  подготовительной группе «Весенние чудеса в природе»Образовательные задачи: Создавать условия для закрепления знаний о весне, ...

Конспект непрерывной интегрированной образовательной деятельности «Весенние чудеса природы» (старший возраст детей). Методическая разработка

Формируя целостное представление о взаимосвязи живого и неживого в природе, легко познакомить детей с особенностями изменений в жизни и развитии растений весной. Началом пробуждения растений к росту я...

Весенние чудеса природы.

Методическая разработка по развитию речи....

сценарий весеннего праздника "Весенние чудеса в траве-мураве"

сценарий для детей средней группы, про насекомых. Воспитывает бережное отношение к природе, к насекомым....