ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
статья по окружающему миру (младшая группа)

Булаевская Марина Юрьевна

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.  Когда в детский сад приходит ребенок 2-3 лет, глаза его горят огнем познания, мир вокруг такой большой и интересный! Как не погасить это пламя? Как не отбить желание ребенка все узнать, во всем поучаствовать, проявлять свою самостоятельность и инициативу? Конечно, вся деятельность ребенка должна проходить в безопасных условиях, взрослые должны объяснять, что можно делать, а что может привести к нежелательным последствиям. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Для этого воспитатели подбирают методы и формы взаимодействия с детьми, которые будут подогревать интерес детей к освоению нового.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Булаевская М.Ю.

Старший воспитатель ГБДОУ детский сад №7 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.  Когда в детский сад приходит ребенок 2-3 лет, глаза его горят огнем познания, мир вокруг такой большой и интересный! Как не погасить это пламя? Как не отбить желание ребенка все узнать, во всем поучаствовать, проявлять свою самостоятельность и инициативу? Конечно, вся деятельность ребенка должна проходить в безопасных условиях, взрослые должны объяснять, что можно делать, а что может привести к нежелательным последствиям. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Для этого воспитатели подбирают методы и формы взаимодействия с детьми, которые будут подогревать интерес детей к освоению нового.

В  соответствии с ФГОС ДО [5] организации образовательного процесса по образовательной области «Познавательное развитие» предполагает:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

При этом в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника [1]. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.    Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, является проведение элементарных опытов [3].

Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми младшего дошкольного возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.

Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

В группе младшего дошкольного возраста опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения [2].

Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.

Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.

Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Особенно малыши любят эксперименты с водой и льдом, песком, наблюдать за животными и птицами, знакомиться со свойствами различных овощей и фруктов, свойствами живой и неживой природы. Все это предусмотрено нашей образовательной программой в комплексно-тематическом планировании. Темы недели «Овощи и фрукты», «Животный мир осенью», «Одежда и обувь», «Мебель и бытовые приборы», «Исследовательская деятельность», «Растительный мир зимой», «Животный мир зимой», «Знакомство с народной игрушкой», «Весна идет», «Водичка-водичка», «Растительный мир весной», «Животный мир весной», «Сезонные изменения в природе», «Цветы», «Насекомые», «Здравствуй, лето!» дают маленьким экспериментаторам широкие возможности для творческого поиска[4].

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

Литература:

1. Дыбина О.В.  «Ребенок в мире поиска». М., ТЦ Сфера, 2005.

2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н.  Детское экспериментирование. М. 2006

4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду.  М. Мозаика-Синтез 2006

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы и письма министерства образования и науки Российской Федерации. М., «Сфера»,  2020, с. 80.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по организации экспериментальной деятельности при ознакомлении младших дошкольников с окружающим миром 2014-2015 учебный год

Программа содержит рекомендации по организации исследовательского центра во второй младшей группе. Перспективный план позволит планировать исследовательскую деятельность в течение года....

Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством элементарного детского экспериментирования.

Цель:развитие элементарных поисково-исследовательских способностей младших дошкольников Задачи:1. Расширять представление о древесине, стекле и бумаге;2. Развивать умение, определять существенные...

Использование занимательного материала на уроках окружающего мира как средства стимулирования познавательной активности младших школьников

Использование элементов занимательности на уроках «Окружающий мир», вносит разнообразие в учебную деятельность, способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих уч...

Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством использования мнемотехники

Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством использования мнемотехники  «Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия должны быть налицо вс...

Конспект НОД по ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром на тему "Овощи и фрукты"

Конспект НОД по ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром на тему "Овощи и фрукты"...

«Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством элементарного детского экспериментирования»

Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка. Она органически сочетается с проблемно-диалогическим методом программы...

Консультация для родителей "Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром"

Консультация для родителейОзнакомление младших дошкольников с окружающим миромТема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем в дошкольном образовании. Так или иначе, но дл...