Программа по организации экспериментальной деятельности при ознакомлении младших дошкольников с окружающим миром 2014-2015 учебный год
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) на тему

Программа содержит рекомендации по организации исследовательского центра во второй младшей группе. Перспективный план позволит планировать исследовательскую деятельность в течение года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.odt47.97 КБ
Microsoft Office document icon diagnostika_k_programme.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

Пояснительная записка..............................................................................................3

Методические рекомендации по организации центра детского экспериментирования:

оформление центра...................................................................................................14

лабораторное оборудование.....................................................................................15

материалы для работы...............................................................................................16

Перспективное планирование работы по экпериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе...........................................................................................................................18

Диагностика знаний и умений детей.........................................................................24

Литература....................................................................................................................26

Приложение 1................................................................................................................27

Приложение 2.................................................................................................................28

                                                                     -2-

Пояснительная записка.

Люди, научившиеся ... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, 
кто такой школы не прошел.
К.Е. Тимирязев

      В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддьякова. 

     Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспери мента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

      Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

                                                           -3-

     Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

       При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.

      Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но самонаблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

      Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

      Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. С.Л. Рубинштейн (1989) и А.М. Леушина показали, что совершенство связных форм речи напрямую зависит от богатства знаний. По этому поводу Р.К. Аралбаева и Н.К.

                                                                   -4-

Когутенко (1990) пишут: «...положение требует, чтобы развитие словаря ребенка-дошкольника опиралось на развитие познавательной деятельности, углубление представлений, формирование элементов понятийного мышления» (с. 1). Следо вательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

      Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

       Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. [1]

   Настоящая рабочая программа разработана на основе программы Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с. - в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.                                                  

     Также мы использовали пособия Е. В. Мурадовой, В. А. Дергунской и А. А. Ошкиной, Н. В. Алешиной, О. В. Дыбиной и интернет-ресурсы.

 

                                                                    -5-

        Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Цель программы - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.

     Актуальность темы.    На современном этапе к выпускнику  - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а  именно в детском экспериментировании интегративные качества ребенка развиваются.

      Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что  детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности,  приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.

     Целью данной программы является:

  • создание условий для формирования основ целостного мировосприятия ребенка младшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

      Задачи:

- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней.

  • воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

                                                                       -6-

  • - развивать интерес к решению  проблемных задач;

  Основными формами реализации программных задач является наблюдение,экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность.

     Ожидаемые результаты:

 В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

  • элементарные представления о свойствах веществ;
  • познавательный интерес к миру природы;
  • умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования

 Основными условиями детского экспериментирования являются:

 - взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);

- использование разных видов деятельности;

 - четкое определение содержания экологического воспитания;

 - использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.

 - взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

 - создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);

  • экологическая грамотность самих взрослых.

Методы и приёмы, используемые при реализации программы

 Приёмы организации детей в процессе обучения:

 - работа небольшими группами;

  • создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

                                                         -7-

Приёмы активизации умственной активности детей:

 - включение игровых упражнений;

 - активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

  • использование нетрадиционных форм работы.

Приёмы обучения:

  • показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
  • игровые приемы;
  • вопросы к детям.

     Реализация идеи экспериментирования опирается на следующие принципы педагогической деятельности педагога:

  • опора на субъектный опыт дошкольников, который используется в качестве

одного из источников обучения;

  • актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков;
  • индивидуализация и дифференциация обучения предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;
  • системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а также создание целостности знаний об окружающем мире;
  • организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
  • креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей.

     Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих психолого-педагогических условий организации учебного процесса:

  •                                                            -8-
  • учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ребенка, включая опыт его предшествующего обучения;
  • изложение знаний педагогом должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ребенка;
  • в ходе обучения должно быть постоянное согласование опыта ребенка с содержанием задаваемых знаний;
  • активное стимулирование ребенка к деятельности должно обеспечивать ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
  • необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая учебный материал.

     При этом следует отметить, что результативность будет зависеть не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога, его развития инициативы и творчества, от его стремления овладеть достижениями педагогических наук, освоить идеи инновационного опыта. [2]

Возрастные особенности детей

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

     На рубеже трех лет любимым выражением ребёнка становится «Я сам!». Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие  кризиса трех лет. Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку. В младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребёнок

                                                                    -9-

чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.  Дети 3—4 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).  В 3 года ребёнок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.  У развивающегося трёхлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расчёской, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвёртого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определённом уровне развития двигательной сферы ребёнка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.  В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная  активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.).  Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.  В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления

                                                             -10-

(рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия). Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно- бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолёт, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофёр, дворник), праздниках (Новый год, День своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода тёплая и вода холодная, лёд скользкий, твёрдый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идёт дождь). На четвёртом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых. Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 мин, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает   развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.  В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка — носитель определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к

                                                                 -11-

развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами- заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретённые в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвёрнутые, содержащие одну-две роли.  Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к 4 годам ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.  В 3—4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого.  Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков. В 3—4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по- прежнему вызывают интерес.  Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребёнок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей.  Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.).

                                                                     -12-

Совершенствуется звукоразличение, слух: ребёнок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально- ритмическим движениям).  

Режим дня.

Утренний прием                                                                                         7.00-8.10

(С,З,Ф,Т,К)

Подготовка к завтраку, завтрак                                                                  8.10-8.30

(З,С,К)

Самостоятельная деятельность                                                                 8.30-9.00

НОД                                                                                                              9.00-9.40

Подготовка к прогулке, прогулка                                                               9.40-11.30

(Т, С, К, П, З, Ф, Б)

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед                                 11.30-12.20

культурно-гигиенические и оздоровительные процедуры

Подготовка ко сну, сон                                                                                12.20-15.00

(З)

Пробуждение, гигиенические процедуры                                                 15.00-15.15

(З,Ф,К)

Подготовка к полднику,полдник                                                                 15.15-15.35

Совместная образовательная деятельность                                                15.35-16.30

(в рамках образовательных областей) и

самостоятельная                        

подготовка к прогулке. Прогулка. Уход домой                                           16.30-17.30

(С, К, Б, З, П)

                                                                   -13-

Расписание занятий.

      Понедельник.

  1. Музыка (музыкальная деятельность)
  2. Познание предметного и социального мира (коммуникативная деятельность)

        Вторник.

  1. Физкультура (двигательная деятельность)
  2. Рисование (изобразительная деятельность)

        Среда.

  1. Музыка (музыкальная деятельность)
  2. математическое развитие (познавательно-исследовательская сенсорика)

       Четверг.

  1. Физкультура (двигательная деятельность)
  2. лепка/аппликация (изобразительная деятельность)

   

   Пятница.

  1. Развитие речи (коммуникативная деятельность)
  2. Физическое развитие (улица)

Методические рекомендации по организации центра детского экспериментирования.

         Центр детской экспериментально-исследовательской деятельности – это один из элементов развивающей предметной среды. Этот центр создаётся в групповой комнате с целью развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и формирования основ научного мировоззрения. В то же время эта зона является площадкой для организации специфической игровой деятельности ребёнка, так как ведущим видом деятельности остаётся игра. В этой специально оборудованной зоне дети, как на занятиях, так и в свободной

                                                               -14-

деятельности, проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Именно эти первые простейшие и самостоятельно выполненные исследования и формируют у детей научное мировоззрение.

                                                        Оформление центра.

     Желательно чтобы центр детского экспериментирования располагался рядом с окном и был достаточно просторным (чтобы при необходимости можно было поставить дополнительные, рабочие столики). Так же желательно, чтобы рядом располагалась раковина и источник воды. Это позволит детям мыть руки сразу по окончании занятий, а педагогам быстро приводить в порядок рабочее место. Для хранения оборудования и различных материалов нужно удобно разместить небольшие стеллажи или полки. Подоконник окна можно использовать для размещения на нём ящиков с растениями, посадками для наблюдений.

       На видном месте можно повесить табличку с названием экспериментально-исследовательского центра и его эмблемой, либо «поселить» в уголке персонажа, который будет хозяином этого места, и будет помогать детям.

В качестве оформления можно использовать портреты учёных, комнатные растения.

Лабораторное оборудование

     Для проведения опытов, в качестве оборудования удобно использовать бросовый упаковочный материал разного размера, формы и фактуры. Например, это могут быть пластиковые стаканчики, бутылочки, трубочки для коктейля, пластиковые ложечки, различные мерные стаканчики, бумажные салфетки в качестве фильтровальной бумаги, воронки, не большие миски, тазики, резиновые груши.

  • Песок, глина;
    - набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; 
    - материалы для игр с мыльной пеной, 

                                                              -15-

  • красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.).
    Простейшие приборы и приспособления:
    - Лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
    - "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
    - семена бобов, фасоли, гороха [7]

Так же необходимы комплекты для игр с водой и песком, с ветром.

Чтобы одежда детей во время проведения опытов оставалась чистой целесообразно иметь на каждого ребёнка клеёнчатый фартук и нарукавники.

 Материалы для работы

       Центр детского экспериментирования должен быть оснащён разнообразными природными материалами, предназначенными для проведения разных исследований: глина, земля, песок, камни, ракушки, семена растений, а так же сахар, соль, маслянистые жидкости, пищевые красители.

     Для проведения опытов по выявлению некоторых физических свойств   предметов (магнетизм, звук и т.д.) необходимо иметь набор металлических предметов, магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, колокольчики, стеклянные призмы (примерно 5 штук на подгруппу детей), маленькие зеркала. Весь этот материал используется непосредственно для проведения опытов, поэтому он должен быть в количестве из расчёта на одного ребёнка.

     Для наблюдения за живыми объектами можно поместить аквариум с рыбками, большую стеклянную вазу для наблюдения за ростом корней у веток тополя, а так же небольшой прозрачный стакан за наблюдением корневой системы лука.

                                                                        -16-

      В качестве демонстрационного материала центр необходимо постепенно пополнять различными коллекциями. Например: коллекция полезных ископаемых, коллекция речных и морских камней, коллекция ракушек, причём в ней могут быть и морские, и речные, и океанические ракушки. Коллекция коры деревьев, коллекция засушенных плодов (шиповник, рябина, черёмуха и т.д.), коллекция перьев (которые предварительно нужно подержать над паром), коллекция сухих листьев, мхов. Весь коллекционный материал собирается вместе с детьми и их родителями.

       Для фиксирования наблюдений, опытов, исследований воспитателю нужно оформить дневник наблюдений, который заполняется детьми с помощью воспитателя. [6]

-17-

Перспективное планирование работы по экпериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе.

тема

месяц

содержание

цель

Диагностика знаний и умений

вода

сентябрь

октябрь-ноябрь

1. «Прозрачная вода»

2. « У воды нет вкуса и запаха»

3. «Делаем мыльные пузыри»

4. «Поможем кукле Кате»

1.- познакомить детей с водой, ее свойствами (прозрачная, без запаха, льется);

- формировать умения и навыки по использованию воды;

- расширять активный словарь детей;

- воспитывать внимательность, аккуратность.

2.- закрепить знания детей о том, что у воды нет запаха и вкуса;

- продолжать формировать умения и навыки по использованию воды;

- расширять словарный запас детей : вкус, запах;

- воспитывать интерес к опытнической деятельности.

3.- познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей;

- поддержать интерес к здоровьесберегающим предметам;

- поощрять желание детей отвечать на вопросы взрослого;

- обогащать активный словарь детей : мыло, мыльный, пленочка.

4.- закрепить знания детей о свойствах воды;

- воспитывать отзывчивость и доброту, желание помогать друзьям;

-обогащать словарный запас детей: теплый, холодный, легкий, тяжелый;

- познакомить детей со способом сбора воды с помощью губки.

воздух

декабрь-январь

1. «Что в пакете?»

2. «Надувание мыльных пузырей».

3. «Игры с соломинкой»

4. «Игры с воздушным шариком и соломинкой»

1. - познакомить детей с воздухом и его свойствами (прозрачный, невидимый, легкий);

- обогащать словарь детей: воздух, легкий, невидимый;

- воспитывать внимательность и наблюдательность;

- закреплять умение следовать указаниям взрослого.

2. - познакомить детей с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь;

- закреплять знания детей о воздухе;

- продолжать воспитывать внимательность .

3. - познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;

- обогащать активный словарь детей: трубочки, дуть, отверстие;

- продолжать воспитывать интерес к опытнической деятельности.

4. - продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;

- обогащать активный словарь детей: упругий, мягкий, надуть;

- закреплять знания детей о свойствах воздуха.

Песок,  глина, растения

февраль-март

1. « Песок и глина. Сыпучесть.»

2. «Песок и глина. Рыхлость.»

3. « Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды»

4. «Проращивание семян в блюдце с водой и без воды»

1. - учить детей сравнивать песок и глину, показать свойство песка — сыпучесть;

- обогащать словарь детей: песок, сыпучий, глина;

- воспитывать аккуратность в работе с сыпучими материалами.

2. - учить детей сравнивать песок и глину, показать свойство песка- рыхлость;

- ввести в словарь детей новые слова: рыхлость, глина, твердый, песчинки;

- воспитывать интерес к опытнической деятельности;

- вызывать положительные эмоции от совместной деятельности со взрослым.

3. - выделить фактор внешней среды — воду — как существенную необходимость для роста и развития лука;

- развивать наблюдательность;

- воспитывать интерес к луковицам растений, их росту и развитию;

- учить детей делать элементарные выводы.

4. -  выделить фактор внешней среды — воду — как существенную необходимость для роста и развития семян;

- продолжать развивать наблюдательность у детей;

- продолжать воспитывать интерес к проращиванию семян растений;

- продолжать учить детей делать элементарные выводы;

- познакомить детей с другим методом появления новых растений.

Дерево, бумага, ткань.

Диагностика знаний и умений детей

апрель-май

1. « Деревянный брусочек»

2. « Бумага: ее качества и свойства»

3. « Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани»

4. «Что лучше: бумага или ткань?»

1. - познакомить детей с некоторыми свойствами дерева (твердое, не ломается, легкое, не тонет);

- научить выделять признаки дерева;

- развивать внимательность и наблюдательность при совместной деятельности со взрослым;

- воспитывать интерес к предметам, сделанным руками человека.

2. - познакомить детей с бумагой;

- научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги;

- научить вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит);

- развивать наблюдательность и усидчивость;

- воспитывать интерес к работе с бумагой.

3. - продолжать знакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить);

-познакомить со свойствами ткани (прочная , ее трудно порвать, мнется меньше, чем бумага, ее можно сшить) в сравнении с бумагой;

- воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, особенно книгам;

- обогащать словарь детей: прочный-непрочный, мнется, рвется.

4. - продолжать знакомить детей с бумагой и тканью;

- научить устанавливать отношения между материалом предметов и способом их употребления;

- воспитывать бережное отношение к окружающим предметам: книгам, предметам одежды;

- развивать умение делать элементарные выводы, отвечать на вопросы взрослого.

Диагностика знаний и умений детей.

      Диагностика проводится в начале года — сентябрь и в конце — май.

      Педагог оценивает знания и умения детей в соответствии с тремя уровнями: высокий, средний, низкий.

Высокий.

  • Ребенок хорошо определяет свойства воды;называет их;
  •  активно участвует в совместной с педагогом деятельности, отвечает на вопросы;
  • умеет определять и называть свойства воздуха;
  • говорит о значении бумаги, древесины и ткани для жизни человека;
  • умеет определять свойства древесины, бумаги и ткани;
  • активно участвует в обсуждении; делает элементарные выводы;
  • проявляет интерес к исследовательской деятельности; задает интересующие его вопросы;
  • различает  и называет  изображения предметов из ткани, дерева и дерева.

 Средний.

  • Знает основные свойства воды, воздуха, древесины, бумаги и ткани; называет их;
  • проявляет интерес к исследовательской деятельности;
  • отвечает на обращенные к нему вопросы;
  • делает элементарные выводы совместно с педагогом;

                                                        -24-

  • узнает и называет изображенные на картинке предметы из бумаги, дерева.

Низкий.

  • Ребенок не активен в совместной с педагогом исследовательской деятельности;
  • с помощью педагога называет основные свойства воздуха, воды;
  • узнает изображения предметов из ткани и дерева.

                                                                    -25-

Литература.

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. Младшая группа. Конспект занятий. Изд. 4-е. - М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008. - 96с.
  2.  Дергунская В. А., Ошкина А. А. Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2013. - 64с.
  3. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. - 2-е изд., испр. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128с.
  4. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 192с.
  5. .Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 128с.
  6. http://doshkolniki.org. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 56 с. 
  7. http://www.pedagog.kamardin.com
  8. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac145.htm

                                                                     -26-

Приложение 2.

Вода

 «Прозрачная вода»

Цель:

- познакомить детей с водой, ее свойствами (прозрачная, без запаха, льется);

- формировать умения и навыки по использованию воды;

- расширять активный словарь детей;

- воспитывать внимательность, аккуратность.

Материалы и оборудование.

Две прозрачные баночки (одна заполнена водой, вторая — чаем); стеклянная банка с широким горлышком; таз с водой, ложки, маленькие ковшики, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки.

Образовательные области: Познание, Коммуникация.

Предварительная работа: игры с водой, переливание воды из сосуда в сосуд, игра «Песенка водички».

Ход.

В гости к ребятам приходит Капелька.

- Кто такая Капелька? Где она живет?

    Ребятам предлагается узнать, что в банках. Дети убеждаются, что в одной — вода, в другой — чай.

- Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем она пахнет?

    Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики водой с помощью ковшиков.

- Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду). Что делает водичка? (Льется) Послушайте, как она льется. Какой слышите звук?

    Воспитатель предлагает детям добавить в стаканчики ложечкой сахарный песок: помешать и понаблюдать, что сахар растворился.

     Детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови». Показывая картинки через банку с чаем, взрослый спрашивает : «Вы что-нибудь видите?» Затем дети

                                                               -28-

рассматривают картинки через банку с водой.

 - Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? (Прозрачная)

 - Что мы узнали о воде?

 « У воды нет вкуса и запаха»

Цель.

.- закрепить знания детей о том, что у воды нет запаха и вкуса;

- продолжать формировать умения и навыки по использованию воды;

- расширять словарный запас детей : вкус, запах;

- воспитывать интерес к опытнической деятельности.

Материалы и оборудование.

Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна с водой, вторая с молоком, третья с соком; стаканчики для детей.

Образовательные области: Познание, Коммуникация.

Предварительная работа: игры с водой, игры с Капелькой.

Ход.

    Педагог предлагает детям выпить немного воды и сказать, есть ли у нее вкус. Дает попробовать для сравнения молоко и сок. Объясняет, что когда человек очень хочет пить, то он с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое чувство, говорит : «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле вкуса не ощущает. Морская вода на вкус соленая, потому что в ней растворено много разных солей. Ее человек пить не может.

      Педагог предлагает понюхать воду и сказать, чем она пахнет, пусть понюхает еще, пока не убедятся, что запаха нет. Педагог отмечает, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищает специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

      Дети сравнивают вкус воды, сока и молока. Определяют наличие запаха у воды. Дети делают вывод о том, что вода не имеет запаха и вкуса.

                                                               -29-

 «Делаем мыльные пузыри»

Цель:

.- познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей;

- поддержать интерес к здоровьесберегающим предметам;

- поощрять желание детей отвечать на вопросы взрослого;

- обогащать активный словарь детей : мыло, мыльный, пленочка.

Материалы и оборудование.

Жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Образовательные области: Познание, Коммуникация.

Предварительная работа: гигиенические процедуры (мытье рук), игры с водой, художественное слово («Водичка, водичка....)

Ход.

    Медвежонок Миша рассказывает, что любит пускать мыльные пузыри. Но он не знает, как они делаются.

 - Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно?

     Дети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее , дуют в петлю.

      Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в раствор.

 - Что мы делаем, когда вынимаем петлю?

(Потихоньку дуем).

 - Что происходит? Как получился мыльный пузырь?

      Пузырь получился только из жидкого мыла. Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую пленку. Она остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его окружает, получается пузырь.

     Проводятся игры «Какой формы пузырь?», «Какой пузырь летит дальше, выше?». Дети пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой

формы, какие цвета можно увидеть на его поверхности.

                                                                -30-

 «Поможем кукле Кате»

Цель.

- закрепить знания детей о свойствах воды;

- воспитывать отзывчивость и доброту, желание помогать друзьям;

-обогащать словарный запас детей: теплый, холодный, легкий, тяжелый;

- познакомить детей со способом сбора воды с помощью губки.

Материалы и оборудование. Одноразовые тарелочки, вода, 3 тазика, губки для посуды, мыльные пузыри, кукла , бумажные салфетки, мыло жидкое, кусок мыла, полотенце предметные картинки

Образовательные области. Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Чтение художественной литературы, Физкультура.

Предварительная работа.

Игры с водой и мыльными пузырями, чтение потешки «Водичка, водичка.....», умывание куклы, рисование окружностей.

Ход.

      В гости к детям приходит куклы Катя. Воспитатель обращает внимание, что Катя испачкалась. Кукла рассказывает педагогу о том, что когда она шла на день рождения к своему другу Мишке, она упала в лужу и испачкалась. Теперь она расстроена и просит ребят ей помочь. Дети соглашаются.

 - Ребята, а откуда появилась у нас лужа? Как вы думаете?

- Лужа появляется , когда идет снег или дождь.

 - А где у нас прячется дождик? (в тучке)

 - Давайте мы с вами сейчас присядем и покажем Кате, как появляются тучки и лужи!

    Дети рассаживаются за столы. На столе у каждого ребенка стоит одноразовая тарелочка с водой и губка.

 - Давайте возьмем в руки губки. Губки — это наши тучки. Сначала тучки легкие, потому что в них нет воды.

     Воспитатель предлагает детям помять губки в руках, приподнять губки на ладонях и почувствовать, какие они легкие.

                                                            -31-

 - А в тарелочках у нас моря, океаны, озера, речки, из которых тучка набирает капельки и становится тяжелой.

    Педагог показывает детям способ набирания воды при помощи губки.

- Вот тучка набрала водичку , поднялась и какой стала? (тяжелой)

- А потом из тучки пошел дождик, полились капельки.

     Воспитатель предлагает детям тоже сделать дождик. Капельки падают обратно в тарелочку.

 - Вот так ребята получается дождик! А какие капельки бывают? (теплые и холодные, маленькие и большие)

 - Давайте еще раз попробуем. Тучка поднимается , и из нее идет дождик. Вот , ребята, сколько луж у нас с вами появилось. Видишь Катя, как появляются лужи?

 - А теперь, ребята нам нужно положить наши тучки, вытереть ручки и помочь Кате вымыть ручки и лицо. Но сначала нам нужно вспомнить, как же мы это будем делать.

     Воспитатель предлагает ребенку рассказать по картинкам последовательность

умывания рук.

 - А теперь , ребята, пойдемте и умоем Катю.

     Дети подходят к столу с двумя тазами.

 - Попробуйте, какая водичка в этом тазике? (холодная) А в этом? (теплая) Какой водичкой мы будем умывать Катю? Почему?

 - Водичка, водичка!

    Умой мое личико.

    Чтобы глазки блестели,

     Чтобы щечки алели,

     Чтоб смеялся роток,

     Чтоб кусался зубок!

    Дети вместе с воспитателем умывают куклу Катю. Затем педагог обращает внимание детей на то, какая Катя стала красивая и чистая.

    Катя захотела поиграть с ребятами. Проводится подвижная игра «Капля раз, капля два....» Кукла сидит в середине круга.

                                                                    -32-

Капля раз                                                                  вытягивают в сторону правую руку

Капля два                                                                  вытягивают  левую руку

Очень медленно сперва                                        складывают обе ладошки вместе

А потом, потом,                                                      наклоны в стороны

Все бегом, бегом!                                                    Бег по кругу

Мы зонты свои откроем,                                  руками делают домик над головой

От дождя себя укроем.                                         Присаживаются

 - Ребята, а я хочу вам и Кате открыть еще один секрет! Вы знаете, что при помощи воды и мыла можно не только стирать, мыть руки и лицо, а можно еще кое-что сделать. Хотите узнать что? Пойдемте, я вам покажу.

      Дети подходят к столу, на котором стоит таз с водой и жидкое мыло. Воспитатель показывает детям, как добавляет мыло в воду и размешивает. В результате появились мыльные пузыри.

 - Что это, ребята? (мыльные пузыри) Вы любите играть мыльными пузырями? Давайте все вместе поиграем?

     Дети надувают мыльные пузыри, показывают Кате, как они умеют это делать. Воспитатель обращает внимание, какие пузыри красивые, разноцветные. Предлагает подарить баночку мыльных пузырей Кате, чтоб она не расстраивалась.

     Далее воспитатель предлагает детям нарисовать эти разные мыльные пузыри и подарить свои рисунки Кате.

 

Воздух

 «Что в пакете?»

Цель.

- познакомить детей с воздухом и его свойствами (прозрачный, невидимый, легкий);

- обогащать словарь детей: воздух, легкий, невидимый;

- воспитывать внимательность и наблюдательность;

- закреплять умение следовать указаниям взрослого.

                                                                  -33-

Материалы и оборудование.

Полиэтиленовые пакеты по количеству детей.

Образовательные области. Познание, Коммуникация.

Предварительная работа. Наблюдения за ветром на прогулке, игры с султанчиками.

Ход.

     Дети рассматривают пустые полиэтиленовые пакеты. Педагог спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, педагог набирает в один из пакетов воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что ничего в нем нет. Взрослый обращает внимание на то, что , когда открывали пакет, тот перестал быть упругим, и объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

       Дети наполняют воздухом свои пакеты, закручивают их, развивая мелкую моторику. Дети делают вывод (совместно с воспитателем)  о том, что везде вокруг нас находится воздух. Он прозрачный, невидимый, легкий.

 «Надувание мыльных пузырей».

Цель.

 - познакомить детей с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь;

- закреплять знания детей о воздухе;

- продолжать воспитывать внимательность .

Материалы и оборудование.

Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце. Мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло) объемом 0,5 стакана, предмет (например, цветок).

Образовательные области. Познание, Коммуникация.

Предварительная работа. Игры с мыльными пузырями, наполнение пакета воздухом.

                                                                      -34-

Ход.

     Педагог наливает в тарелку или на поднос  мыльный раствор, кладет в середину тарелки предмет и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно при помощи соломинки вдуть в большой пузырь несколько маленьких пузырьков). Педагог объясняет, как получается мыльный пузырь, предлагает детям надуть мыльные пузыри. Все вместе рассматривают и обсуждают: почему увеличился пузырь, откуда взялся воздух, почему одни пузыри маленькие, а другие большие.

     Дети познакомились с происхождением мыльных пузырей и научились пускать их.

     Вместе с педагогом дети делают вывод о том, что мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувании мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя. Пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.                                                    

 «Игры с соломинкой»

Цель.

 - познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;

- обогащать активный словарь детей: трубочки, дуть, отверстие;

- продолжать воспитывать интерес к опытнической деятельности.

Материалы и оборудование.

Трубочки для коктейля (или от чупа-чупс), емкость с водой.

Образовательные области. Познание, Коммуникация.

Предварительная работа.

Игры с султанчиками, беседы о воздухе.

Ход.

     Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают). Взрослый предлагает детям

                                                                     -35-

подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, а затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через нос или рот, что его можно не только почувствовать , но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через трубочку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).

     

«Игры с воздушным шариком и соломинкой»

Цель.

 - продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;

- обогащать активный словарь детей: упругий, мягкий, надуть;

- закреплять знания детей о свойствах воздуха.

Материалы и оборудование.

Два воздушных шара ( один надут слабо — мягкий, другой надут сильно — упругий), воздушные шарики, емкости с водой — для каждого ребенка.

Образовательные области. Познание, Коммуникация.

Предварительная работа.

Игры с соломинкой, выдувание пузырей через жидкость, игры с воздушными шарами, беседа о свойствах воздуха.

Ход.

      Педагог вместе с детьми рассматривает два воздушных шара. Дети играют с обоими шарами и выясняют, с каким удобнее играть и почему (с тем, который больше надут, так как он легко отбивается, летает, плавно опускается и т.д). обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что сильно надут, а другой — мягкий, потому что надут слабо. Педагог предлагает детям подумать, что нужно сделать с мягким шариком, чтобы с ним тоже хорошо было играть (побольше

                                                                -36-

надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда берется воздух (его выдыхают).

     Педагог показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух внутри человека (его выдыхают).

       Мягкий шарик надувают, чтобы он стал упругим, опускают отверстием в воду, чтобы увидеть, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. Дети повторяют опыт самостоятельно.

    С помощью воспитателя дети делают вывод о том, что внутри человека есть воздух, который он вдыхает извне и постепенно выдыхает. Внутри надутого воздушного шарика тоже есть воздух, который туда попал при выдохе человека. Чем больше воздуха в шарике, тем он более упругий.

Песок,  глина, растения

« Песок и глина. Сыпучесть.»

Цель.

 - учить детей сравнивать песок и глину, показать свойство песка — сыпучесть;

- обогащать словарь детей: песок, сыпучий, глина;

- воспитывать аккуратность в работе с сыпучими материалами.

Материалы и оборудование.

Стаканчики с песком и стаканчики с сухой глиной, лупа, лист бумаги или клеенка.

Образовательные области. Познание, Коммуникация.

Предварительная работа.

Беседа о песке, рассматривание предметных картинок, игры с песком в модуле «Песок-вода».

Ход.

     Педагог предлагает детям аккуратно насыпать немного песка из стаканчиков на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. Педагог предлагает высыпать из

                                                                      -37-

стаканчика глину. Что легче высыпать — песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок — сыпучий. Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.

     Дети рассматривают песок и глину через лупу. С помощью педагога дети делают вывод о том, что песок в отличие от глины обладает свойством — сыпучестью.

 «Песок и глина. Рыхлость.»

Цель.

- учить детей сравнивать песок и глину, показать свойство песка- рыхлость;

- ввести в словарь детей новые слова: рыхлость, глина, твердый, песчинки;

- воспитывать интерес к опытнической деятельности;

- вызывать положительные эмоции от совместной деятельности со взрослым.

Материалы и оборудование.

Стаканчики с песком и стаканчики с сухой глиной, лупа, клеенка, небольшие палочки по количеству детей.

Образовательные области. Познание, Коммуникация.

Предварительная работа.

Беседа о свойствах песка, игры с песком и глиной.

Ход.

    Педагог предлагает детям взять палочку и попробовать «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Воспитатель просит детей представить, что они

сажают маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся» друг за друга, рассыпаются. Песок сыпучий, поэтому палочку воткнуть в песок легче. Это значит, что песок не только сыпучий, но и рыхлый.

    Детям с трудом удается вставить палочку в стаканчик с глиной. В стаканчик с песком палочка ставится легко.

    С помощью взрослого дети делают вывод о том, что песок в отличие от глины обладает еще одним свойством — рыхлостью.

                                                                       -38-

 « Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды»

Цель.

- выделить фактор внешней среды — воду — как существенную необходимость для роста и развития лука;

- развивать наблюдательность;

- воспитывать интерес к луковицам растений, их росту и развитию;

- учить детей делать элементарные выводы.

Материалы и оборудование.

Две одинаковые луковицы, два стаканчика (один наполненный водой, другой — пустой).

Образовательные области. Познание.

Предварительная работа.

Наблюдение за комнатными растениями, беседы о свойствах воды, помощь воспитателю в поливе комнатных растений.

Ход.

     Педагог вместе с детьми рассматривает луковицы. Спрашивает, что необходимо, чтобы вырастить зеленый лук из луковиц. Выслушав ответы детей, предлагает выяснить, действительно ли для проращивания лука необходима вода. Дети сажают луковицы в стаканчик с водой и в пустой стаканчик. Через несколько дней педагог с детьми рассматривают луковицы и отмечают полученные изменения.

    Луковица, посаженная в стаканчик с водой, пустила корни  и дала небольшие зеленые отростки. С луковицей, посаженной в стакан без воды, не произошло никаких изменений. Вода необходима для роста и развития лука.

 «Проращивание семян в блюдце с водой и без воды»

Цель.

-  выделить фактор внешней среды — воду — как существенную необходимость для роста и развития семян;

- продолжать развивать наблюдательность у детей;

- продолжать воспитывать интерес к проращиванию семян растений;

                                                                     -39-

- продолжать учить детей делать элементарные выводы;

- познакомить детей с другим методом появления новых растений.

Материалы и оборудование.

Семена кабачка или гороха, два блюдца, небольшие кусочки марли, стакан воды.

Образовательные области. Познание.

Предварительная работа.

Наблюдение за проращиванием лука, наблюдение за комнатными растениями.

Ход.

    Педагог вместе с детьми рассматривает семена, сообщает им название растения, чьи семена они видят. Спрашивает, что необходимо для того, чтобы вырастить кабачок или горох из этих семян. Выслушав ответы детей, педагог предлагает выяснить, действительно ли вода необходима для проращивания семян. Дети под руководством педагога складывают кусочки марли и кладут их на блюдца. Педагог наливает в одно блюдце воду, а второе блюдце остается без воды. Дети выкладывают семена на марлю. Через несколько дней педагог вместе с детьми рассматривают семена и отмечают полученные изменения.

    Семена, лежащие в блюдце с водой, пустили небольшие ростки. А семена, находящиеся в блюдце без воды, остались без изменения.

    Вода необходима для роста и развития нового растения из семени.

Дерево, бумага, ткань.

 « Деревянный брусочек»

Цель.

- познакомить детей с некоторыми свойствами дерева (твердое, не ломается, легкое, не тонет);

- научить выделять признаки дерева;

- развивать внимательность и наблюдательность при совместной деятельности со взрослым;

                                                                       -40-

- воспитывать интерес к предметам, сделанным руками человека.

Материалы и оборудование.

Кукла, деревянные брусочки по числу детей, предметы, сделанные из дерева: ложка, карандаш, матрешка, стул; емкость с водой.

Образовательные области. Познание, Коммуникация.

Предварительная работа.

Игры с матрешкой, деревянным конструктором, рассматривание предметных картинок.

Ход.

    Приходит кукла Катя, приносит коробку. Дети выясняют, что лежит в коробке. Открывают коробку, определяют, что это брусочки, что они деревянные, т. е. сделаны из дерева, их сделал человек. Воспитатель и кукла Катя предлагают детям взять по одному брусочку и определить, какие они.

     Дети вместе с воспитателем совершают разные действия со своими брусочками: гладят (гладкие), пробуют переломить (прочные), опускают в воду (плавают, не тонут), держат в руке (легкие). Затем воспитатель предлагает в окружающих детей предметах найти предметы, сделанные из дерева.

    В конце занятия дети рассказывают о деревянных предметах.

 « Бумага: ее качества и свойства»

Цель.

 - познакомить детей с бумагой;

- научить детей узнавать вещи, сделанные из бумаги;

- научить вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит);

- развивать наблюдательность и усидчивость;

- воспитывать интерес к работе с бумагой.

Материалы и оборудование.

Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Образовательные области. Познание, Коммуникация.

                                                                  -41-

Предварительная работа.

     Игры с бумажными самолетиками, рисование на различной бумаге.

Ход.

    Дети рассматривают бумагу, взрослый побуждает их к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы о том, какая это бумага; как определить гладкая она или шершавая, толстая или тонкая. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечая на вопросы. Затем взрослый предлагает детям смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края (непрочная); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. В конце занятия взрослый вместе с детьми составляют алгоритм описания свойств материала.

  « Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани»

Цель.

- продолжать знакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить);

-познакомить со свойствами ткани (прочная , ее трудно порвать, мнется меньше, чем бумага, ее можно сшить) в сравнении с бумагой;

- воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, особенно книгам;

- обогащать словарь детей: прочный-непрочный, мнется, рвется.

Материалы и оборудование.

Кукла, бумажные ленты и ленты из ткани у воспитателя (лучше, если бумажная лента у воспитателя будет из гофрированной бумаги яркого цвета) и у каждого ребенка; предмета, сшитые из ткани и склеенные из бумаги.

Образовательные области. Познание, Коммуникация.

Предварительная работа.

   Игры с бумагой, беседа о свойствах бумаги, дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».

                                                                     -42-

Ход.

    Воспитатель приносит в группу куклу.

 - Посмотрите, к нам в гости пришла кукла Катя. Она сегодня идет к подружке на день рождения и хочет, чтобы мы завязали ей бантик. Она принесла вот такую бумажную ленту и просит завязать из нее бантик. Я ей говорю, что из бумажной ленты бантик не получится, а она не верит, говорит, что эта бумажная лента очень красивая и подходит к ее платью.

 - Как вы думаете, ребята, получится из бумажной ленты бантик или нет? (предположения детей)

 - Чтобы Катя убедилась, что из бумажной бантик не получится, давайте попробуем его завязать.                                        

   Воспитатель начинает завязывать бант из бумажной ленты, сильно тянет за концы так, чтобы лента порвалась.

 - Ребята, что произошло с бумажной лентой? (она порвалась)

 - Почему порвалась бумажная лента? (вы сильно потянули. Другие предположения детей)

 - Бумажная лента порвалась, потому что она непрочная. Скажите все вместе это новое слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально по просьбе воспитателя).

 - Саша, почему порвалась бумажная лента? (потому что она непрочная)А ты, Ира, как думаешь?

 - Вот, видишь, Катя, не получился бант из бумажной ленты, потому что бумага непрочная, она рвется. Но ты не расстраивайся, у меня есть лента из ткани. Давайте, ребята, попробуем завязать бантик из этой ленты.

    Воспитатель завязывает бант из капроновой ленты и приговаривает: «Вот как сильно потяну ленточку, чтобы бантик не развязался».

 - Ребята, лента из ткани порвалась? (нет)

 - А как вы думаете, почему бумажная лента порвалась, а лента из ткани не порвалась? (предположения детей)

 - Бумажная лента порвалась ,потому что бумага какая? (непрочная) А лента из

                                                                    -43-

ткани не порвалась, потому что ткань какая?(прочная) Повторите слово «прочная» все вместе. (Дети повторяют новое слово хором и индивидуально)

 - Катя, посмотри, а у ребят на столах тоже ленточки лежат. Ребята, найдите бумажную ленточку, возьмите ее и покажите Кате.

 - Света, какую ленту ты взяла? (бумажную) А ты, Коля?

 - Теперь, ребята, возьмите бумажную ленту за края и потяните ее. (Если дети не поймут, что нужно делать, воспитатель должен показать на своей ленте.)

 - Что произошло с бумажной лентой? (она порвалась)

 - Почему бумажная лента порвалась? (Потому что она непрочная. Воспитатель должен спросить нескольких детей)

 - А теперь, возьмите ленту из ткани и потяните ее. Лента из ткани порвалась? (нет)

 - А почему? (Потому что она прочная)

 - У вас на столах есть еще одна бумажная лента. Положите ее на ладошку , сожмите в кулачок, потом разожмите. Что произошло с бумажной лентой? (Она помялась)

 - Да, бумага не только рвется, она еще и сильно мнется. Попробуйте ее разгладить. Получилось? (Нет) Не разглаживается бумажная лента.

 - А теперь положите на ладошку ленту из ткани, сожмите кулачок, разожмите. Лента из ткани помялась? (помялась, но немного)

 - Ткань почти не помялась. Вот, Катя, теперь ты будешь знать из какой ленты лучше завязать бантик. Из бумажной ленты не завязывай. Почему, ребята? (Потому что она рвется, непрочная м мнется). А вот из ткани бантик получится очень красивый, потому что ткань прочная, не рвется, а если помнется, ее легко можно разгладить утюгом.

 - Посмотрите, у меня в руке две короткие бумажные ленточки, а мне нужна одна длинная. Кто знает, как мне их соединить? (предположения детей)

 - Да, бумагу можно склеить. Мы же клеим бумагу на аппликации. (Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей помочь ей склеить бумажные ленты)

 - А как мне соединить две короткие ленточки из ткани, чтобы получилась  одна

длинная? (Предположения детей)

       Если дети скажут, что ленточки нужно склеить, воспитатель склеивает их и, потянув за концы, показывает, что ленточки не соединились.

                                                                   -44-

 - Ленточки из ткани можно сшить. (сшивает две ленточки)

 - Сегодня вы узнали, что бумага очень непрочная, она мнется, и поэтому с предметами из бумаги надо обращаться очень осторожно, чтобы их не смять и не порвать.

 - Сейчас вы пройдете по группе, каждый найдет и принесет нам с Катей один предмет из бумаги.

    (Дети расходятся по группе и каждый приносит по одному предмету из бумаги, которые заранее разложены по всей группе. Когда ребенок отдает воспитателю предмет, воспитатель просит назвать предмет и сказать, из чего он сделан или употребить слово «бумажный».)

  - Бумажные предметы вы нашли. А сейчас принесите мне по одному предмету из ткани.

      В конце занятия воспитатель предлагает детям сесть, берет книгу и говорит:

 - Книга сделана из бумаги, значит, она непрочная и ее можно порвать, если неаккуратно с ней обращаться. Порванную книгу уже не хочется смотреть, ее нельзя будет читать. Поэтому вы теперь знаете, что бумага непрочная, легко рвется, и будете с книгами обращаться бережно. И в нашем книжном уголке книги всегда будут красивые и их приятно будет читать.  

 «Что лучше: бумага или ткань?»

Цель.

 - продолжать знакомить детей с бумагой и тканью;

- научить устанавливать отношения между материалом предметов и способом их употребления;

- воспитывать бережное отношение к окружающим предметам: книгам, предметам одежды;

- развивать умение делать элементарные выводы, отвечать на вопросы взрослого.

Материалы и оборудование.

Кукла Даша, сделанная из ткани; кукла Маша, сделанная из бумаги; образцы бумаги и ткани; емкости с водой; утюг.

                                                                    -45-

Образовательные области. Познание, Коммуникация, Художественное творчество.

Предварительная работа.

Игры с бумажными куклами, дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку», «Кукла Катя проснулась».

Ход.

    Воспитатель предлагает детям посмотреть на кукол и выясняет, из какого материала они сделаны (одна — из бумаги, другая — из ткани). Рассказывает, что куклы Маша и Даша надели новенькие платья и давай спорить — какой наряд лучше? Предлагает разрешить спор и рассказать куклам все хорошее о бумаге и о ткани, а также о предметах, которые делает человек из этих материалов. Раздает образцы бумаги и ткани каждому ребенку.

      Далее воспитатель предлагает взять в правую руку ткань, а в левую бумагу, потереть их пальчиками, закрыть глаза и «запомнить» своими пальчиками, какая бумага, а какая ткань. Дети выясняют, что ткань мягкая, с ворсинками, а бумага

твердая. Воспитатель предлагает взять увеличительное стекло и посмотреть, из чего состоят ткань (из ниток) и бумага (гладкая, твердая, не состоит из ниток). Затем совместными усилиями выясняют, как разговаривают бумага и ткань (бумага шуршит, ткань не издает звуков). Воспитатель предлагает детям помять бумагу и ткань. Дети выясняют, что бумага легче мнется, чем ткань. Пробуют их расправить: бумага остается мятой, а ткань — разглаживается, т. е. остается гладкой.

       Вместе с воспитателем дети выясняют, что может случиться с платьями Маши и Даши, если их мять (платье Даши можно погладить, а платье Маши останется мятым), если испачкать и постирать (бумажное платье размокнет, а платье из ткани намокнет). Дети понимают, что платье из бумаги придется выбросить, платье из ткани можно высушить и погладить. Воспитатель утюгом разглаживает платье из ткани.

     Затем воспитатель побуждает детей подумать, какое платье прочнее — бумажное или из ткани? Дети объясняют, что бумага рвется легко, а ткань можно порвать, если дергать сильно. Но человек придумал инструмент (ножницы), с помощью которого ткань можно не рвать, а аккуратно резать.

   

                                                                    -46-

      Воспитатель обобщает: бумага рвется и режется, а ткань лучше резать. Предлагает детям подумать: если куклы все-таки порвут свои платья, что им можно посоветовать. Дети с помощью воспитателя и соответствующих действий выясняют, что ткань можно сшить, а бумагу склеить. Далее показывает, что бумагу и ткань можно покрасить, т. е. обновить их цвет.

     Воспитатель предлагает детям назвать предметы, сделанные из бумаги (книги, тетради, газеты, альбомы) и из ткани (одежда, скатерти, полотенца). Затем дети раскрашивают платья из бумаги яркими красками, чтобы куклы были нарядными.

       В конце занятии дети вспоминают все хорошее о бумаге и ткани. Оказывается, что бумага и ткани очень нужны и полезны, только назначение у них разное.  

 

                                                                 

                                                                 -47-

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Волжский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников

  СОГЛАСОВАНА                                                                         УТВЕРЖДЕНА

На заседании педагогического                                      приказом от      .09.201     г. №                                                                                совета                                                                                        ___________ Петровичева Т. Б.                

протокол от       . 09. 201    г. №                                   заведующая МДОУ Волжский детский сад

                                                                                                      (подпись)

Программа

по организации экспериментальной деятельности при ознакомлении младших дошкольников с окружающим миром

2014-2015 учебный год

                                                                                                         Автор: воспитатель

                                                                           Бем Дана Дмитриевна

Рецензент: старший воспитатель

Виноградова Елена Анатольевна

п. Волга

2014 г



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Диагностика экспериментальной деятельности при ознакомлении младших дошкольников с окружающим.

Проявляет интерес к исследовательской деятельности

Называет свойства воды

Называет свойства воздуха

Называет свойства глины, песка

Проявляет интерес к росту и развитию растений

Называет свойства дерева

Называет свойства бумаги

Называет свойства ткани

Участвует в обсуждении, задает вопросы, делает элементарные выводы

Узнает и различает предметы, сделанные из ткани, бумаги, дерева

Определяет значение древесины, бумаги и ткани в жизни человека

Различает и называет изображения предметов из ткани, древесины и бумаги

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

Настя А

Маша А

Андрей Б

Анна Г

Иван З

Катя И

Даша К

Кристина Л

Алеша Л

Женя М

Таня М

Костя П

Матвей Р

Даша С

Егор С

Ростислав С

Соня С

Ваня С

Дима Ш

Начало года.                                                                                                    Конец года.

Высокий -                                                                                                         Высокий -

Средний -                                                                                                          Средний -

Низкий-                                                                                                             Низкий -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация экспериментальной деятельности при ознаком-лении дошкольников с окружающим миром

Цель данной работы является изучение особенностей организации экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром....

Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством элементарного детского экспериментирования.

Цель:развитие элементарных поисково-исследовательских способностей младших дошкольников Задачи:1. Расширять представление о древесине, стекле и бумаге;2. Развивать умение, определять существенные...

Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством использования мнемотехники

Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством использования мнемотехники  «Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия должны быть налицо вс...

Конспект НОД по ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром на тему "Овощи и фрукты"

Конспект НОД по ознакомлению младших дошкольников с окружающим миром на тему "Овощи и фрукты"...

«Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром посредством элементарного детского экспериментирования»

Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка. Она органически сочетается с проблемно-диалогическим методом программы...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.  Когда в детский сад приходит ребенок 2-3 лет, глаза его горят огнем познания, мир вокруг такой большой и интерес...

Консультация для родителей "Ознакомление младших дошкольников с окружающим миром"

Консультация для родителейОзнакомление младших дошкольников с окружающим миромТема ознакомления детей с миром вокруг себя является одной из важнейших тем в дошкольном образовании. Так или иначе, но дл...