Педагогический проект.
проект по окружающему миру (старшая группа)

Аверина Светлана Богдановна

 

Педагогический проект по теме:

 

 

«Система мероприятий - по формированию

 уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл averina_s.b._ped_proekt_-_kopiya_2.docx48.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №12 «Маленькая страна»

__________________________________________________________________

Педагогический проект по теме:

«Система мероприятий - по формированию

 уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности »

Разработала:

Аверина Светлана Богдановна

Воспитатель МДОУ «Детский сад №12 «Маленькая страна»

2020г.

Обоснование необходимости проекта

Сегодня проблема формирования  уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста в системе дошкольного образования и воспитания является одной из самых важных. Преобладающие в современном мире агрессивные отношения все больше проникают в семью и способствуют разобщенности между ее членами. Дети стали грубыми, много времени уделяют компьютерам и телефонам и совсем не хотят проводить время в кругу своей семьи, потеряны семейные ценности и традиции.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  декларирует необходимость формирования принадлежности к семье у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально- коммуникативного направления развития.

Проблема формирования   уважительного отношения и чувства принадлежности к семье у детей  пользуется актуальностью, так как определяет эффективность духовно-нравственного развития детей  на  следующих этапах развития.

Н. А. Виноградова утверждала, что процесс формирования этих ценностей в данном возрасте не устойчив, не всегда целенаправлен, поэтому воспитателю  важно формировать    уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, у детей старшего дошкольного возраста, в разных видах деятельности.

        В начале своей работы провела родительское собрание, на котором объяснила необходимость  формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей. Проанкетировала родителей с целью выявления уровня их компетентности  и заинтересованности в данном вопросе. Проанализировав анкеты родителей, сделала вывод: Родители считают эту проблему актуальной, согласны со мной в том, что воспитывать детей надо общими усилиями.

Однако анализ реальной ситуации показал, что  у родителей слабая мотивация по формированию семейных ценностей, их больше заботит финансовая обеспеченность детей.  

Родители с удовольствием согласились со мной сотрудничать .

Цель: 

Создание комплекса мероприятий, направленных на обогащение опыта детей и формирование познавательного интереса к истории семьи, её традициям в процессе взаимодействия взрослых и детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить, подобрать и систематизировать литературу и отобрать методический материал по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
  2. В соответствии с ФГОС ДО, оформить предметно - развивающую среду,  способствующую формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
  3. Повысить уровень компетентности родителей, вовлечь  их  в педагогический процесс по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье детей старшего дошкольного возраста.
  4. Разработать систему мероприятий по работе с воспитанниками, которая будет способствовать формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Участники проекта:

  • Дети старшей  групп №5 «Пчёлки» МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».
  • Родители (законные представители несовершеннолетних).
  • Воспитатели и другие специалисты МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Продолжительность проекта: 2018 – 2019 учебный год

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

  1. Изучение, подбор и систематизация литературы  и отбор  методического материала по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
  • Изучение методической литературы, интернет ресурсов.
  • Разработка диагностического материала, который поможет выявить уровень знаний старших дошкольников о семейных ценностях.
  • Подбор иллюстраций, дидактических пособий.
  • Составление конспектов ООД.
  • Разработка презентаций.
  • Создание лэпбука по социально- коммуникативному развитию.
  1. В соответствии с ФГОС ДО, оформление  предметно – развивающей  среды,  способствующей  формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
  • Организовала уголок ряжения в группе с галстуками и шляпами для папы, бородой и телогрейкой для дедушки, шарфами и сумками для мамы, платками и передниками для бабушки.
  • Оформила уголок с семейными альбомами.
  • Оформила папку  с иллюстрациями  «Моя семья», «Профессии родителей», « Отдых в деревне у бабушки и дедушки».
  • Собрала и оформила картотеку дидактических игр «Семья».
  • Оформила картотеку бесед о семье.
  •  Собрала и оформила картотеку пословиц и поговорок о семье.
  1. Повышение  уровня  компетентности родителей, вовлечение  их  в педагогический процесс по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье детей старшего дошкольного возраста.
  • Подготовка консультации по теме : «Рождественские традиции семьи», «Пасхальные праздники вместе», «Герб нашей семьи».
  • Совместно с родителями подготовка фотовыставки « Наши семейные праздники».
  • Создание  и реализация  краткосрочного детско - родительского проекта « Герб нашей  семьи».
  • Совместное проведение и подготовка праздников.
  1. Описание  системы мероприятий по работе с воспитанниками, которая будет способствовать формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Рабочий план реализации проекта

Предпола- гаемая дата проведе- ния мероприя- тия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ресурсы

Ответственный за выполнение

Сентябрь 2020г.

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Изучение методической литературы

Информационные: методическая литература

Воспитатель – Аверина С.Б.

Сентябрь 2020г.

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Изучение Интернет-ресурсов:

Материально-технические: компьютер; информационные: Интернет-ресурсы

Воспитатель – Аверина С.Б.

В течении года

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Посещение семинаров, вебинаров

Материально-технические: компьютер; информационные: Интернет-ресурсы

Воспитатель – Аверина С.Б.

октябрь

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Обращение к администрации ДОУ с целью определения времени и места проведения.

Кадровые: администрация ДОУ

Воспитатель – Аверина С.Б.

Администрация.

Сентябрь- октябрь

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Изучение  имеющиеся в методической литературе методов и приёмов.

Наглядные методы.

Практические методы.

Игровые методы и приемы.

Словесные методы.

Информационные: методическая литература

Воспитатель – Аверина С.Б.

Сентябрь- октябрь

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Отбор необходимых материалов, создание картотек.

Материально-технические: компьютер;

наглядный материал; дидактические игры информационные: методическая литература

Воспитатель – Аверина С.Б.

Октябрь

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Анкетирование родителей 

Информационные: методическая литература;

Воспитатель – Аверина С.Б.

Октябрь

 МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Устный опрос (беседа) в индивидуальной и фронтальной формах.

 Работа с воспитанниками.

Воспитатель – Аверина С.Б.

Ноябрь

 МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Разработка плана мероприятий по вовлечению родителей

Информационные: методическая литература, Интернет-ресурсы

Воспитатель – Аверина С.Б.

Декабрь

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Беседы    «Сердце семьи».

Беседа «Странички семейного альбома».

Воспитатель – Аверина С.Б.

Январь

 МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

ООД  «Моя семья».

Художественно - эстетическое развитие (рисование). 

Воспитатель – Аверина С.Б.

Январь

 МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Чтение художественной литературы.  Знакомимся с народной мудростью. Пословицы и поговорки

Воспитатель – Аверина С.Б.

Февраль

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Сюжетно-ролевая игра «Семья»,

сюжет «Семья готовиться к празднику».

Воспитатель – Аверина С.Б.

Февраль

 МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Просмотр презентации  «Знакомимся с гербом».

Воспитатель – Аверина С.Б.

Февраль

 МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Создание альбома «Моя семья»

Воспитатель, родители

Март

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Объединение участников проекта (родителей и детей) в рамках создания коллективных творческих работ; разработка и изготовление семейных гербов с  родителями.

Воспитатель – Аверина С.Б., родители.

Апрель

 МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Оформление выставки семейного творчества.

Воспитатель – Аверина С.Б.

Май

 МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

разработать буклеты с консультацией для воспитателей

Воспитатель – Аверина С.Б.

Май

МДОУ  «Детский сад  №10 «Солнышко».

Показ  ООД  «Семья глазами детей» для воспитателей ДОУ по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель – Аверина С.Б.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.

- Формирование у детей  навыков  познавательно – исследовательской деятельности по отношению к своей семье.

- Повышение педагогической компетентности родителей.

- Обогащение детско-родительских отношений в творческой деятельности над гербом семьи.  

- Сплочение семьи ребенка посредством развития интереса к общему делу.

- Воспитание гармонично развитой личности.

Оценка эффективности реализации проекта

Оценка эффективности

Методы оценки

Диагностический инструментарий

Критерий

Показатели результатов

Повышение заинтересованности у  детей к традициям своей семьи.

С удовольствием рассматривают альбом и герб.

Наблюдение

Лист наблюдений

С нетерпением ждут следующих мероприятий

Наблюдение

Лист наблюдений

Активно участвуют в мероприятиях, предлагаемых на занятии

Наблюдение, анкетирование

Лист наблюдений, стенд «Понравилось – не понравилось», значки - символы

Повышение качества знаний, умений и навыков у детей

Умеют и любят играть в С/Р/И «Семья».

Наблюдение

Лист наблюдений

Успешно используют знания во время ООД, самостоятельной игровой деятельности.

Наблюдение

Тестирование

Лист наблюдений

Вопросник для тестирования

Активно используют в

речи пословицы, загадки

Тестирование, наблюдение

Лист наблюдений, вопросник для тестирования

Повышение активного участия  детей старшего дошкольного возраста в мероприятиях

Осмысленное и активное участвуют в праздниках и развлечениях

Наблюдение

Лист наблюдений

Активно участвуют в конкурсах и выставках поделок и рисунков

Наблюдение

Лист наблюдений

Активно задают вопросы

Наблюдение

Лист наблюдений

Внимательно слушают ответы.

Воспринимают информацию

Тестирование, наблюдение

Лист наблюдений, вопросник для тестирования

С желанием делятся своими впечатлениями после семейных праздников.

Наблюдение

Лист наблюдений

Активность и заинтересованность родителей

Активно участвуют в конкурсах и выставках.

Наблюдение

Грамоты призёров и победителей.

Активно принимают участие в  праздниках совместно с детьми

Наблюдение

Лист наблюдений

Оценка рисков  и меры, запланированные для минимизации

влияния таких факторов риска

1.Низкая мотивация участников проекта. Решение проблемы – заинтересовать поощрительными мероприятиями.

2. Занятость родителей, направленная на финансовую сторону обеспечения семьи. Решение проблемы – дополнительная работа с родителями.

Проведя мониторинг (вопросник) на начало и конец проекта, можно сделать вывод, что работа по формированию познавательного интереса к истории семьи, её традициям в процессе взаимодействия взрослых и детей старшего дошкольного возраста способствовала обогащению опыта детей. По результатам опроса низкий уровень на конец проекта вообще не выявлен. В результате работы  представления детей стали  более полными  и  яркими.

Дети стали активно расспрашивать своих близких, интересоваться их жизнью и делами,  звонить  бабушкам  и  дедушкам,  выяснять  традиции;  увлеченно рассказывать о своей семье, о событиях из жизни; традициях своей семьи; стали больше  проявлять  заботу  о  близких,  уважать  старших,  показывать уважительное отношение.

 .

Дальнейшее развитие проекта

Таким образом,  можно сделать вывод о том, что  разработанная и апробированная система  по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье актуальна и целесообразна. Эта работа вызывает неподдельный эмоциональный отклик в детской душе и заставляет родителей по новому взглянуть на необходимость поддерживать и сохранять семейные традиции.

Поэтому в перспективе провести районный семинар, где я и воспитатели других ДОУ поделятся своим опытом и накопленным багажом знаний.


ЛИТЕРАТУРА

– Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ.

– Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

-  Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

-Богородская, О. Е. ПИШЕМ «ИСТОРИЮ СЕМЬИ» Методические указания к работе над родословной [Текст] / О.Е. Богородская – Иваново, 2007. – 44 с.

- Дронь, А.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников [Текст]/ О. Л. Данилюк.– СПБ.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.- 120 с.

-Сидоров,  Г. А. Внутрисемейные отношения как фактор здоровья[Текст]/ Степашов Н.С. // Пробл. соц. гигиены и история медицины. - М., 2009. - N 1. - 26-28 с.

-Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / А.Э. Симановский– Ярославль: «Академия развития», 2006.  – 192 с.

Электронные образовательные ресурсы:

Портал является Средством Массовой Информации (СМИ)  Эл № ФС77-57008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...